Водилельское удостоверение категория д

Водилельское удостоверение категория д

Категории прав


Спасибо большое автошколе и всем инструкторам! Обучение проходило динамично, три месяца пролетели очень быстро,… А.Спасибо вам огроменное! Я сдала! Сама!Анатолий Иванович, вы суперский препод! Екатерина ИноземцеваВот и пролетели три месяца учебы, экзамены успешно сданы!

От всей души хочу поблагодарить наших преподавателей,… ОльгаРекомендую Земляницына Юрия Васильевича, на СТОА училась в группе, все очень понравилось, легко, непринужденно,… АннаОгромная благодарность автошколе за полученные знания!

Особенно большое спасибо Виктору Филипповичу за очень… ИринаХочу сказать большое спасибо автошколе за хорошую работу, очень понравился наш учитель Юрий Анатольевич Кудряшов… Мальцева Ирина АлександровнаСпасибо за полученные знания! Занималась у Севостьянова, очень все понравилось! Сдала, правда, с третьего раза,… ОксанаУчилась в СТОА, получила права года 4 назад 🙂 От обучения в той автошколе остались только положительные эмоции… Елена ПлотниковаШкола на высоте) Иван Стефанович теорию преподносит просто на блюдечке, не понять что то ну ООчень трудно!

Инструктору… Виктория КурышеваАвтошкола, ваше дистанционное обучение настолько оказалось классным, что даже не вериться, что так можно было… ЕленаХочу поблагодарить Олега за обучение, на мой взгляд все прошло хорошо, на уровне.

Шел учиться к нему не только потому… Валеев МарсельСорокина Алексея Анатольевича рекомендую,на Луговой училась, в АТП,у нас все ребята из его группы, кто на вождение… ОльгаСпасибо за обучение!

Все грамотно, профессионально и с душой! Инструктора молодцы! НиколайАвтошкола благодарна Артёму Григорьеву, нашему бывшему ученику, за такой грамотный и информативный сайт! Светлана ПаненкоАвтошкола! Вы классные!

ВалентинаУчилась в автокомбинате, занятия были в РАТА, кстати в очень удобное время — 2 раза в неделю с 18 до 20 часов, лектор… Наталья БавыкинаУчилась с удовольствием.

Инструктор (Вагурин его фамилия, если не ошибаюсь, или как-то так) — супер, с отменным чувством… Мария ГамоваНа мотоцикле никогда не ездил. Теорию в автошколе объясняли очень доступно, на все вопросы всегда был ясный ответ.… Дмитрий ГлазенцовЕще чуть-чуть, еще немножко. И тихо постучит в окошко Год наступающий.

Он новый! И запах в комнате еловый, И огоньки…Анна Ченцова 5 авг в 15:32 Выражаю огромную благодарность автошколе — спасибо, что я теперь водитель! Отдельная благодарность…Спасибо большое автошколе и всем инструкторам!

Обучение проходило динамично, три месяца пролетели очень быстро,… А.Примите слова искренней благодарности за обучение,за Ваш высокий профессионализм, компетентность,терпение,педагогический… Д.АЗамечательная автошкола! Инструктор по вождению Алексей Николаевич Гаганов отлично учит, просто и понятно объясняет,… Дарья ПряхинаКлассный новый инструктор в автошколе-Дмитрий Михайлович Скоробогач!

Так страшновато было записываться к новому… ВикторияУчился в РАТА 6 лет назад правда, так вот мне кажется, что лучше всего учиться там, так как там есть своя площадка… Роман ИвашинХочу выразить благодарность автошколе за качественное обучение. Теория была онлайн из-за коронавируса, но лично… Фиона ЛэйОтучилась пять лет назад, ну очень нравилось, группа у нас была веселая, дружная 🙂 , даже немного грустно было,… Мария ВасильеваСпасибо Вам, автошкола!

Теория была онлайн из-за коронавируса, но лично… Фиона ЛэйОтучилась пять лет назад, ну очень нравилось, группа у нас была веселая, дружная 🙂 , даже немного грустно было,… Мария ВасильеваСпасибо Вам, автошкола! Замучили, в хорошем смысле, но я все выучил и сдал!

Николай Михайлович, спасибо, что так… Евгений ПронинНа сайте самая нужная и конкретная инфа!

Записался через онлайн-заявку, учусь уже! Все просто супер!Пожалуй, это… ВладленБольшое спасибо автошколе за полученные знания!

Отдельное СПАСИБО моему инструктору, Земляницыну Юрию Васильевичу,… ИринаТеорию хорошо преподают, много случаев из жизни-это помогает усваивать материал. Отношение лояльное, т.е. не пришел… Валерия КалинкинаПолучаю огромное удовольствие от управления машиной. Раньше, сидя на пассажирском кресле, не могла даже подумать,… Ольга К.Учитесь здесь!

Не ведитесь на сетевые автошколы! Вождение полный курс-56 часов, теория вся преподносится так, что… Егор Колонтаев МоскваЕще чуть-чуть, еще немножко.

И тихо постучит в окошко Год наступающий.

Он новый! И запах в комнате еловый, И огоньки… АВТОШКОЛАЯ очень довольна обучением в вашей автошколе, спасибо! Так долго выбирала, готовилась, прозванивала все автошколы… Мария КравченкоБольшое спасибо автошколе!

Особенно инструктору — Батурину Николаю Анатольевичу!

Если решите идти учиться — записывайтесь… Окольнова Л Май 2021 Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс 12 3456789 10111213141516 17181920212223 24252627282930 31

Что означает в правах категория D и как ее получить в 2021 году?

Чтобы управлять автомобилем на территории Российской Федерации, нужно иметь специальное право – на управление транспортными средствами. Законная возможность управлять ТС предоставляется после выдачи водительского удостоверения при выполнении трех условий – достижение установленного возраста, отсутствие медицинских противопоказаний и успешное завершение обучения в автошколе.

Если лицо сядет за руль, не имея ВУ соответствующей категории, на него могут наложить штраф в размере от 5000 до 15000 рублей по.

Поэтому, при наличии желания ездить на ТС категории D в 2021 году, нужно сначала получить водительское удостоверение, в котором будет содержаться соответствующая отметка.Водительское удостоверение категории D – это документ, который выдается территориальными органами ГИБДД, содержащий на оборотной стороне отметку о допуске гражданина к вождению автобусов и иных транспортных средств с числом сидячих мест свыше 8, специально предназначенных для организованных пассажирских перевозок. Также водительские права категории D в 2021 году позволяют управлять транспортным средством, с числом пассажирских мест более 8, сцепленным с прицепом, разрешенная максимальная масса которого не превышает 750 килограммов ( ФЗ № 196).Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: Москва; Санкт-Петербург; Бесплатный звонок для всей России.При получении водительского удостоверения с категорией D, открывается доступ к расширенным категориям прав:КатегорияОписаниеDАвтобусы, в которых есть пассажирские места в количестве от 9-ти и более – которые либо вообще без прицепа, либо с таковым (при том условии, что его масса менее или равна 750 кг).D1Автобусы, оснащенные кол-вом мест для граждан в пределах от 9-ти до 16-ти включительно – либо без прицепа, либо с ним (при условии, что его масса менее либо же равна 750 кг).DECочлененные автобусы или ТС, относящиеся к D, но с прицепом, у которого масса больше 750 кг.D1EАвтобусы, относящиеся к D1, но с прицепом, задокументированная масса которого, хотя и больше 750 кг, но не свыше веса автобуса без нагрузки (при этом общий вес автопоезда не должен быть свыше отметки в 12000 кг, иначе потребуется DE).В соответсвии с ФЗ № 196 гражданин, получивший ВУ с отметкой D, в 2021 году приобретает возможность абсолютно на законных основаниях ездить на транспортных средствах которые предназначены для осуществления пассажирских транспортировок и которые имеют более 8 сидячих мест, то есть 9, 10, 11, 12 и так далее (не считая водительского кресла).Проще говоря, имея D, лицо получает правомочие водить разнообразные автобусы (вне зависимости от их массы и пассажировместимости) – от самых маленьких и до наиболее крупных (кроме сочлененных).Категория D в правах также позволяет управлять автобусами с прицепами – при условии, что масса последних не превышает 750 килограмм.Если масса прицепа белее 750 килограмм, придется получить DE.

С наличием категории DE можно управлять:

  1. сочлененными автотранспортными средствами.
  2. любыми автобусами с прицепом в случае, если масса последнего 750 кг. или более;

Категорию прав DE возможно открыть исключительно после получения категории D. В аб. 5 ч. 2 об этом четко сказано – право управлять ТС, относящихся к DE, предоставляется лицам, имеющим водительское удостоверение с категорией D как минимум 1 год или более.На основании ФЗ № 196, сдать экзамены и получить водительские права с отметкой о возможности управления транспортом категории D, могут исключительно лица, которым уже исполнился 21 год.При этом не допускается сдача экзаменов до достижения указанного возраста (как, например, это возможно в отношении категории B – то есть лицо может пройти обучение в автошколе, сдать теорию, практику на автодроме и город по достижении 17 лет, а уже в 18 просто получить ВУ – ФЗ № 196).В 2021 году существует исключение из вышеуказанного правила.

Если гражданин проходит военную службу, по соответствующему направлению от воинской части он имеет право отучиться и сдать экзамены на D, начиная с 19 лет ( ФЗ № 196). До достижения им 21 года ездить можно будет только на автобусах, закрепленных за военными организациями. А уже после исполнения этого возраста появится возможность водить гражданские пассажирские ТС.Если гражданин планирует ездить на ТС с не слишком большой пассажировместимостью, то можно не получать основную категорию D, а сдать экзамены на более низшую – D1.В соответсвии с ФЗ № 196 при наличии D1 в водительском удостоверении можно ездить на автобусах:

  1. либо которые имеют такую же пассажировместимость, но еще и сцеплены с прицепом, вес которого – до 750 кг.
  2. которые имеют от 9 до 16 пассажирских мест включительно;

Есть еще подкатегория D1E.

Она будет нужна тому гражданину, который планирует ездить на автобусах, относящихся к классу D1, имеющих прицеп, масса которого – 750 килограмм или более.

Кроме этого, должны выполняться одновременно два условия:

  1. общий вес конструкции (ТС + прицеп) не более 12 тонн.
  2. вес прицепного устройства не должен быть больше массы автобуса без нагрузки;

Если хотя бы одно из выше представленных условий не выполняется, в 2021 году нужно будет получить категорию DE.Особое внимание следует обратить на следующие условия:

  1. D1 так же, как и D, можно открыть, начиная с 21 года;
  2. наличие в водительском удостоверении категории D подтверждает право управления ТС класса D1 ( ФЗ № 196) – иначе говоря, если человек открывает D, то ему автоматически ставится отметка в правах и D1.
  3. получив D1, водитель не сможет управлять ТС категории D (другими словами, нельзя сесть с правами D1 за руль автобуса, у которого 17, 18, 19 или более пассажирских мест);

Формально (по закону), для оформления права на управление автобусами категории D необходимо:

  1. пройти обучение в автомобильной школе;
  2. успешно сдать теорию, практику на специализированном автодроме, а также экзамен, который проводится в условиях городского автомобильного движения.
  3. достичь 21 года;
  4. не иметь соответствующих медицинских противопоказаний;

Судя по ФЗ № 196, право на оформление категорий B, C, D, A, и других, дается:

  1. кто достиг соответствующего возраста.
  2. тем, кто сдал экзамены;

Исходя из Постановления № 1097, а к экзаменам допускаются те, кто:

  1. имеет медсправку, что у него нет противопоказаний к вождению;
  2. прошел обучение в автошколе.

При этом где-либо в законодательных актах не сказано, что для открытия D нужно иметь столько-то лет водительского стажа или другие категории.Зато об этом говорится в неофициальных источниках и даже на сайтах многих автошкол.

Там сказано, что для поступления на обучение нужно:

  1. не иметь противопоказаний к вождению машины.
  2. сделать медицинскую книжку;
  3. обладать стажем вождения свыше 3 лет;
  4. иметь уже открытые B и C;

Указанные требования предъявляются не ГИБДД, а самими автомобильными школами.Законодательное регулирование по вопросам оформления категории D и выдачи водительских прав в 2021 году осуществляется:

  1. Постановлением Правительства от 24-го октября 2014-го года;
  2. Приказом МВД от 20-го октября 2015-го года – об административном регламенте по проведению квалификационных экзаменов;
  3. п.

    43.1. НК РФ – о размерах госпошлины за оформление ВУ.

  4. ;

Обучение на водительские права категории D осуществляется на основе договора об оказании платных образовательных услуг.

В нем должна указываться:

  1. порядок оплаты (сразу или в рассрочку) ( ФЗ № 273 от 29-го декабря 2012-го года).
  2. полная стоимость;

Государственное регулирование цен не осуществляется.

Поэтому каждая школа сама устанавливает расценки.В 2021 году средняя стоимость обучения варьируется от 30 до 50 тыс.

рублей и зависит от:

  1. количества академических часов теории и практики.
  2. субъекта РФ;
  3. ценовой политики конкретного образовательного учреждения;

В оплату обычно входят:

  1. стоимость горюче-смазочных материалов для учебной машины;
  2. послелекционные консультации с преподавателем в случае пропуска занятий;
  3. подготовка пакета документации для ГИБДД (справка о прохождении обучения, водительская карточка).

В некоторых случаях в стоимость включается и комплект учебной литературы (экзаменационные билеты, книжка с Правилами Дорожного Движения и др.).В соответствии с Постановления № 1097, подаются следующие документы (их нужно предоставить один раз в ГИБДД – то есть не требуется подавать сначала для экзаменов, а потом еще раз – для выдачи ВУ):

  1. документ из автошколы о прохождении обучения;
  2. водительское удостоверение (если у гражданина оно есть, то есть D он открывает в качестве новой категории).
  3. медсправка 003-В/у;
  4. паспорт;
  5. заявление;

Оформление права на управление автобусами осуществляется по следующему алгоритму:

  • ожидание, пока должностной работник ГИБДД проверит представленные документы и сведения согласно Приказа МВД № 995 (на предмет подделки, на наличие данных о лишении прав заявителя и др.);
  • выбор школы на основе отзывов уже отучившихся друзей, знакомых или иных лиц, по ценовому фактору, по удаленности от места проживания, по личным предпочтениям (в обязательном порядке также нужно проверить наличие у образовательной организации лицензии, а уточнить адреса, контактные телефоны и перечень категорий, на которые производится обучение, можно при помощи от ГИБДД);
  • ожидание назначения даты экзаменов ( Приказа МВД № 995);
  • проверка себя на соответствие требованиям (возраст – от 21 года, стаж вождения – от 3 лет, наличие уже открытых B, C, оформленная медкнижка);
  • уточнение в ГИБДД, когда можно забрать готовое водительское удостоверение с открытой категорией D;
  • заключение договора об оказании платных услуг;
  • визит в территориальную Госавтоинспекцию, предоставление заявления и документов, необходимых для сдачи экзаменов и выдачи ВУ;
  • сдача теории, практики на автодроме и в городе;
  • получение реквизитов для оплаты госпошлины и совершение платежа в любом банке (2000 рублей);
  • получение его на руки в назначенную дату и время.
  • явка на теоретические и практические занятия (в соответствии с учебным планом, уточнить его можно в самой школе);
  • получение справки об окончании обучения;
  • внесение оплаты полностью или в рассрочку, предоставление в школу соответствующих платежных документов;

В 2021 году документы именно для выдачи прав c категорией D подавать отдельно не нужно (их уже подал заявитель еще до сдачи экзаменов).Обязанность по предоставлению фотографий на водителя не возложена, поэтому делают снимки в ГИБДД сами сотрудники в день получением нового водительского удостоверения.В соответствии с Постановления № 1097, чтобы получить категорию водительских прав D, нужно обязательно сдать теорию.Порядок проведения теоретического экзамена на права категории D:

  1. после ответа на все вопросы или по истечении установленного времени (всего дается 20 минут), выставляется оценка “Сдал” или “Не сдал”, о чем заносится соответствующая информация в экзаменационный лист ( Приказа МВД № 995).
  2. сначала должностное лицо ГИБДД устанавливает личность экзаменуемых, знакомит их с автоматизированным рабочим местом (АРМ), на котором будет проводиться контроль знаний ( Приказа МВД № 995), отвечает на дополнительные вопросы;

  3. далее всех кандидатов в водители сажают за АРМ, где им предлагается ответить на 20 вопросов, объединенных в 4 тематических блока (по 5 вопросов в каждом блоке) ( Приказа МВД № 995) – вариантов ответа может быть от 2 до 5, при этом всегда только один из них правильный;

“Не сдал” будет (вообще без возможностей что-либо исправить, то есть доп. вопросы не дадут), если сделать:

  1. 2 ошибки В ОДНОМ И ТОМ ЖЕ тематическом блоке ( Приказа МВД № 995).
  2. 3 ошибки, причем каждая из них – в разных тематических блоках;

А вот все еще исправить можно, если:

  1. из 20 вопросов неправильно ответить на 2, но В РАЗНЫХ БЛОКАХ — тогда нужно за 10 минут ответить правильно на 10 вопросов (и снова нужно дать на все эти доп.

    вопросы правильный ответ – тогда выставят оценку “Сдал”, в противном случае экзаменуемый следует на пересдачу – Приказа МВД № 995).

  2. из 20 вопросов неправильно ответить только на 1 – тогда нужно в течение 5 минут дать ответ на 5 дополнительных вопросов (если на них правильно ответить, то будет “Сдал”, при допущении ошибки хотя бы в одном – все, отправят на пересдачу);

Если теория была успешно сдана, тогда кандидата в водители допускают к практическому экзамену на специализированном автодроме ( Постановления № 1097), в противном случае придется сначала сходить на пересдачу.Сдача экзамена на получение категории прав D на автодроме в 2021 году происходит следующим образом:

  1. затем кандидат, по команде экзаменатора, садится на водительское место и готовится к началу выполнения упражнений (пристегивается ремнем, осуществляет регулировку зеркал заднего вида), после этого – подтверждает готовность к старту, включив ближний свет фар ( Приложения 7 к Приказу МВД № 995);
  2. далее проверяется личность водителя;
  3. по сигналу экзаменатора, начинается выполнение упражнений – “Остановка и начало движения на подъеме”, “Маневрирование в ограниченном пространстве”, “Въезд в бокс задним ходом”, “Парковка ТС и выезд с нее”, “Остановка для безопасной посадки и высадки пассажиров”, “Проезд регулируемого перекрестка”.
  4. сначала экзаменатор осуществляет проверку автобуса на работоспособность, видеокамер, фиксирующих процесс сдачи, соответствие оборудования зон испытательных упражнений установленным требованиям (конусы, разметка) ( Приказа МВД № 995);

В 2021 году оценка “Не сдал” будет присвоена, если, например:

  1. был допущен откат ТС на 30 сантиметров при выполнении остановки и начала движения на подъеме.
  2. водитель двигался задним ходом при выполнении упражнений, где это делать запрещено;
  3. двигатель заглох 3 или более раз ( Приказа МВД № 995);
  4. были сбиты конусы 3 или более раз;

После успешной сдачи автодрома будет назначено время и место проведения экзамена в городе.

Подготовка к нему осуществляется примерно так же, как и на автодроме (то есть экзаменатор проверяет готовность ТС, средств видеоконтроля, по команде водитель занимает свое место, проверяет зеркала, пристегивается ремнем и др.).Далее начинается движение по установленному маршруту. По команде экзаменатора, водитель должен выполнять соответствующие действия, указанные в п.
По команде экзаменатора, водитель должен выполнять соответствующие действия, указанные в п. 2 к Постановлению № 1097 (совершить обгон, остановиться для пропуска граждан на пешеходном переходе, проехать нерегулируемый перекресток равнозначных и неравнозначных дорог и др.).Экзаменатор оценивает, как кандидат соблюдает ПДД, и при допущении ошибок начисляет штрафные баллы:

  1. 3 – за средние;
  2. 5 – за грубые ошибки;
  3. 1 – за мелкие ( Приказа МВД № 995).

Если набрать более 5 или свыше штрафных баллов, экзамен будет считаться не сданным.В 2021 году водительское удостоверение категории D представляет собой небольшой документ прямоугольной формы размером 8,56 на 5,4 сантиметра.На лицевой части располагается фотография водителя и основные данные о нем (ФИО, дата и место рождения), а также срок действия, серия и номер ВУ, название подразделения ГИБДД, выдавшего документ, регион регистрации автомобилиста.

В графе 9 указываются все разновидности автомобилей, которыми может управлять водитель (в том числе, и D).На оборотной стороне находится таблица, в которой указаны категории ТС, даты начала и окончания срока права на управление ими, и поле для внесения особых отметок.По закону – да. Однако все автошколы не принимают граждан на обучение на D, если у них нет B и C, а также 3-летнего водительского стажа.Получается замкнутый круг – по законодательству можно достичь 21 года и пойти учиться на D, даже ни разу не сидев за рулем легкового или грузового автомобиля, на практике же школа просто откажет в заключении договора. А без справки о прохождении обучения права на автобус получить нельзя.Некоторые особенности получения прав категории D в 2021 году:

  1. за превышение скорости, за проезд на красный свет или за выезд на “встречку”, когда это запрещено ПДД, сразу выставляют оценку “Не сдал” при экзамене в городе;
  2. в определенных автошколах можно за отдельную плату увеличить количество часов практических занятий на автобусе, если не хватает практики;
  3. пересдача любого экзамена назначается не ранее, чем через 7 дней ( Постановления № 1097).

Мы все учились понемногу.

Как получить в права категории «C», «D» и «E»

Мы неоднократно говорили, что первый шаг в мир автомобильных перевозок — получение водительского удостоверения грузовой или автобусной категории.

Но почему-то не рассказывали о том, как сейчас проходит обучение, сдача экзаменов и получение этого удостоверения.

А ведь это очень интересно, потому что многое идет совсем не так, как хотелось бы. И не так, как того требует здравый смысл. Сегодня речь пойдет обо всех этапах обучения — от прохождения медосмотра до фотографирования на удостоверение.

Сделаем эдакую пошаговую инструкцию, которая поможет не сломать ноги на этой лестнице.

Ну, или хотя бы быть морально готовым к некоторым неприятным сюрпризам, которые на этой лестнице обязательно встретятся. А начнем все-таки с теории. Мне трудно объяснить, чем руководствовались чиновники, которые составляли современную классификацию транспортных средств и категорий водительских удостоверений. Раньше все было как-то проще: хочешь кататься на мотоцикле — учись на категорию «А», управлять легковым и грузовым автомобилями с массой менее 3,5 т — категорию «В», грузовым — «С», автобусом — «D», а грузовым с прицепом — «Е».

Сейчас в российском удостоверении есть целых 16 категорий!

Если отбросить категории «Tb» (троллейбус) и «Tm» (трамвай), то остается еще 14. Перечислять их не буду: при наличии интереса можно найти их расшифровку в интернете. А говорю о большом количестве категорий только для того, чтобы вернуться к ним ниже. Еще хуже обстоят дела с классификацией транспортных средств.
Еще хуже обстоят дела с классификацией транспортных средств.

У нас в России их целых 18, включая ТС повышенной проходимости. Запомнить все довольно сложно. Например, категория М1 — это транспортные средства, используемые для перевозки пассажиров, имеющие, помимо места водителя, не более восьми мест для сидения.

То есть это обычный легковой автомобиль, для его управления нужно удостоверение категории «В» (разрешенная максимальная масса машины не превышает 3,5 т и число сидячих мест которых, помимо сиденья водителя, не превышает восьми).

При этом с этой же категорией можно управлять, например, грузовой ГАЗелью, которая по максимальной массе и числу сидячих мест попадает под эту же категорию «В».

Но вот казус: сама ГАЗель при этом не относится к ТС категории М1.

Она попадает в категорию N (механические транспортные средства, имеющие не менее четырех колес и предназначенные для перевозки грузов) подкатегории N1 — транспортные средства, предназначенные для перевозки грузов, максимальная масса которых не превышает 3,5 т. Возникает вопрос: а зачем это знать и почему так сложно?

Ответ очевиден: наши ПДД уже давно имеют противоречия в отношении легковых автомобилей и грузовых с полной массой до 3,5 т. Ну, например, согласно п. 9.4 ПДД, на дорогах, имеющих для движения в одном направлении три и более полосы, грузовым автомобилям с разрешенной максимальной массой более 2,5 т выезжать на крайнюю левую полосу разрешается только для поворота налево и разворота. Другими словами, «легковые» правила категории «В» в случае с «ГАЗелью» не работают (потому что, как мы уже выяснили, она — грузовой автомобиль N1 — до 3,5 т, а не легковой М1).

Еще есть несколько пунктов (например, в правилах стоянки и остановки), имеющих ту же особенность. Поэтому надо твердо понимать различия между категориями водительского удостоверения и категориями ТС.

Это разные вещи. Ну, и на «ГАЗельке» не всегда можно ездить как на легковом автомобиле — ПДД для них разные. Хотя категория удостоверения «В» одинаковая.

Сложно, да? А ведь это только начало. Подробнее об этом мы поговорим при рассказе о теоретической подготовке.

Такое понятие, как «открыть категорию», лучше сразу забыть. Нельзя ничего досдать или добавить — придется учиться от и до, сдавать все этапы экзамена: и теоретический, и практический, состоящий из площадки и вождения по городу.

При этом надо учитывать, что нельзя просто так пойти и выучиться на категорию «ВЕ», «СЕ» или «DЕ».

Для этого уже нужно иметь стаж от года для каждой из категорий.

То есть если хотите водить легковую машину с прицепом, разрешенная максимальная масса которого больше 750 кг и превышает массу автомобиля без нагрузки (или если общая разрешенная максимальная масса состава транспортных средств превышает 3,5 т), нужно хотя бы год иметь удостоверение категории «В». То же самое с грузовыми автомобилями массой более 3,5 т (категория «СЕ», или то, что в обиходе не совсем правильно называют фурой) и с сочлененными автобусами «DE» (в просторечии «гармошки»).

В первом случае надо иметь категорию «С» не менее года, во втором — автобусную «D».

Если эти условия соблюдаются, можно топать на медкомиссию.

Тут есть несколько способов прохождения врачей.

Первый — оплатить за прием и честно всех обойти.

Второй — оплатить и никого не обходить. Понятно, что первый способ — лучший и единственно правильный. Второй — не совсем законный, но, к сожалению, распространенный.

Есть еще и третий, который предлагают в некоторых автошколах: занести им тысячи три рублей и они просто дадут заветную справку.

Способ самый нечестный и незаконный, но наиболее простой. При прохождении комиссии нужно помнить две важные вещи. Первая — справки от нарколога и психиатра можно получить только по месту регистрации (прописки).

Иногда бывает еще хуже: если срок проживания по месту регистрации составляет менее трех лет, могут потребовать справку по предыдущему месту. Сложности возникают у тех, кто переехал из другого города: ехать туда за справкой не всегда удобно или даже возможно.

К этому надо быть готовым (или идти вторым или третьим способом получения справки). Ну, и не забываем, что справки от нарколога и психиатра оплачиваются отдельно, а идти к терапевту на комиссию лучше уже со справками от обоих этих врачей. Если справок нет, комиссия заключение не даст.

Второе важное замечание — в справке лучше проставить галочки во всех категориях (кроме трамвая и троллейбуса). Для чего? Например, у вас нет мотоциклетной категории «А» или «А1», но вы любите ездить на скутере (категория «М»). На нем можно ездить с любой категорией (кроме удостоверения тракториста-машиниста и иностранных водительских прав).

И при получении новых прав вам обязаны поставить открытую категорию «М» для мопедов — ее дают автоматически. А отсутствие в медсправке допуска водить мотоцикл некоторые инспекторы почему-то расценивают как повод эту категорию в удостоверении не ставить.

Фактически отсутствие этой буквы в правах ничего не значит: ездить на скутере или мопеде вы все равно имеете право. Но обидно, потому что хочется всегда иметь максимум того, на что имеете право.

Хотя бы право на эту букву «М» в удостоверении.

Итак, медицинская справка есть, паспорт с регистрацией есть, необходимый стаж есть.

Можно идти в автошколу. А вот тут уже пора забывать о том, как вы учились на легковушку. Если там вам добрый и, может быть, даже несколько интеллигентный преподаватель разжевывал очевидное, то с профессионалами (а именно таковыми считают себя водители грузовиков и автобусов) никто цацкаться не будет.

Все три категории грызут гранит науки вместе в одной аудитории, потому что сдавать экзамены придется по билетам «CD». Отдельных билетов на эти категории не существует, поэтому не удивляйтесь, что год назад вы сдавали на категорию «С», а теперь будете учить абсолютно ту же теорию на «Е».

Других экзаменационных билетов у нас для вас нет. Терпите. Водителям грузовиков с прицепом придется запоминать, чем маломестный автобус отличается от междугородного, а водителям автобусов — с какой скоростью можно перевозить людей в кузове грузовика. И водитель фуры должен будет в экзаменационных билетах отвечать, что шторки могут висеть только на окнах туристских автобусов, а водителю автобуса нужно выбирать правильный ответ о расположении грузовика массой свыше 3,5 т на полосе движения.

А обучающиеся на категорию «С» будут вынуждены слушать и то и другое, на что им, честно говоря, обычно плевать.

У многих возникает вопрос: а на черта мне вообще туда ходить? Почитаю правила и все запомню.

Что ж, теоретически так оно и есть: ПДД можно просто вызубрить. Даже нужно. Но, к сожалению, у нас так составлены билеты, что разобраться в них без инструктора бывает сложно. Например, в последней редакции ПДД, вступившей в силу 2 января 2020 года, разрешено учебное вождение на автомагистрали — из пункта 16.1 исключили абзац: «Учебная езда».

Но если открыть статью 12.11 КоАП РФ «Нарушение правил движения по автомагистрали», то в пункте 2 можно прочитать: «Движение на грузовом автомобиле с разрешенной максимальной массой более 3,5 т по автомагистрали далее второй полосы, а равно учебная езда по автомагистрали влечет наложение административного штрафа в размере одной тысячи рублей».

Возникает вопрос: так можно учиться ездить по магистрали или нет? Не знаю. Вроде можно, но справедливый штраф тоже можно получить.

И вот на такие моменты хороший преподаватель всегда делает упор.

Особенно это важно знать по простой причине: в билетах есть вопросы, ответы на которые такие вот противоречивые.

И таки да: правильный ответ на экзамене — можно.

Кроме того, если вы плохо помните ПДД, преподаватель на теории может подсказать легкие способы запомнить что-то такое, что кажется сложным. Например, что трамвай всегда едет регулировщику «из рукава в рукав».

Или что правильный ответ на вопрос на медицинскую тему в билете всегда самый длинный (кроме двух исключений, которые легко запомнить). Ну или что-то еще, что облегчит подготовку к экзамену.

И, наконец, последнее. Программа обучения на «Е» и «D» так составлена, что в ней нет повторения некоторых базовых вопросов, которые есть в билетах. В нормальных автошколах этим вопросам час-полтора все равно отводят, и пропускать эти занятия не стоит: обычно там просто говорят правильные ответы на вопросы билетов.

Если занятия прогуливать, самостоятельная подготовка к теоретическому экзамену может затянуться. Практика — это намного веселее.

Тут, пожалуй, я немного ударюсь в воспоминания. Обучение на категорию «Е» проходило на ЗиЛ-130 с шаландой.

Во время внутришкольного экзамена у него вспыхнула проводка — короткое замыкание. Вытащили предохранители на свет, немного проветрили кабину и продолжили сдавать.

Это — нормально. Как и отсутствующие щетки стеклоочистителя и напрочь лысые шины, готовые стрельнуть при каждом повороте руля («у кого стрельнет — тот покупает новую»).

Вроде как романтика, но… Нет, лучше не вспоминать.

Итак, замечание первое: если вам обещают на практику восемь часов, то забудьте о них.

Это вам не легковая машина, на которой вы с инструктором ездили по часу каждый день. Тут все шесть часов делятся на всю группу. Я посчитал, что за всю практику я провел за рулем где-то 26 минут.

Если вам этого хватит, чтобы научиться с шаландой заезжать задним ходом под углом 90 градусов в «бокс» из конусов или выполнять тем же задним ходом «парковку транспортного средства и выезд с парковочного места, парковку для погрузки (разгрузки) на погрузочной эстакаде (платформе)», вы просто молодец. Если этого времени не хватит, есть два выхода: купить дополнительные часы (допнакат) или… не буду говорить, что именно.

В автошколе намекнут сами. Не удивляйтесь, если обучение будет проходить на грузовике с полуприцепом, а сдача экзамена в ГИБДД — с прицепом. Это, конечно, заставляет здорово нервничать, но принцип одинаковый. Ну а с тем, что и там и там кандидатов на вождение будет ждать раздолбанный ЗиЛ, скорее всего, придется смириться.

На Вольво и Скании у нас не учат и экзамены не принимают: это было бы слишком просто. Само собой, нет ничего странного и в том, что обучение на категорию «D» может проходить, например, на КАвЗ-3976, который по вождению отличается от грузового ГАЗ-3307 меньше, чем одна песня Бузовой от другой, а экзамен в МРЭО спокойно могут принять на МАЗ-103. Длина КАвЗа — около 6,9 м, а МАЗа — почти 12 м.

Но в ГИБДД и автошколе это никого не волнует. И еще одна забавная деталь: в программе обучения на категорию «Е» нет обучения вождению в городе.

Учат только на площадке автошколы, а вот экзамен в МРЭО включает в себя вождение по городу. Как к нему готовиться — большая загадка, ответа на которую нет. Внутришкольный экзамен — репетиция перед сдачей экзаменов в ГИБДД.

Придется сдать и теорию, и практику. Проводят его для того, чтобы убедить гаишников в том, что кандидатов научили правилам и вождению.

Но на самом деле это «just for lulz» — ради смеха. Повторю еще раз: это не категория «В», и всем до лампочки, научились вы чему-нибудь или нет.

Потому что в МРЭО на экзамен никто вашу группу не поведет: каждый из вас идет сам в то время, на которое записался и которое считает удобным. Сдадите вы там что-нибудь или нет — никому это в автошколе неинтересно.

Максимальную заинтересованность в проведении внутришкольного экзамена может демонстрировать инструктор, который при выполнении определенных условий (промолчу, каких именно) поставит вам зачет. И все-таки во внутришкольном экзамене есть и положительный момент: можно ознакомиться с интерфейсом программы, в которой придется в ГИБДД сдавать теорию.

Он простой, но увидеть его перед настоящим экзаменом лишним не будет.

Чем хорош теоретический экзамен в МРЭО, так это полной невозможностью его коррумпировать. Знаете ПДД — ничего страшного не будет.

20 раз ткнуть в правильный ответ — это две-три минуты времени, а дают на это 20 минут.

Так что тут все легко и просто.

Главное — не пытаться обманывать. Любая попытка что-то «загуглить» или подсмотреть — и вас вежливо попросят выйти в коридор. И правильно сделают, потому что ПДД знать нужно.

После того как теоретический экзамен сдан, можно идти сдавать практику. Практический экзамен на категории «С», «Е» и «D» включают в себя два этапа: площадку и город.

Я не буду рассказывать о том, какие элементы придется сдавать на площадке. Тут многое зависит даже от инспектора.

Кто-то требует сдавать все, кто-то радуется тому, что экзаменуемый не раздавил десяток конусов, ставит зачет и отпускает в город.

Намного хуже, что очень часто этот экзамен не обходится без некоего смазывания бюрократических шестерен, если вы понимаете, о чем я. Говорю об этом очень осторожно, потому что у меня есть подозрение, что проблема носит глубоко системный характер, а бороться с этой системой не только бесполезно, но и опасно. На всякий случай нужно быть готовым к тому, что будут не только придираться, но и намеренно «валить».

Сидящий рядом инструктор может незаметно надавить педаль тормоза, конус на эстакаде может оказаться позади машины на таком расстоянии, что пневматические тормоза просто не успеют зафиксировать автомобиль. Экзамен можно завалить даже просто не так обойдя машину. В ПДД этого года четко сказано, как выходить из машины и как в нее садиться: после того как вышел из кабины, обходить машину нужно только сзади, а при желании сесть за руль — только спереди.

Другими словами, идти можно исключительно навстречу движению. Выйдете из машины и обойдете ее со стороны капота — все, можно провалить экзамен. Не могу утверждать, что без этого самого «смазывания бюрократических шестерен» сдать экзамен невозможно.

Очень даже возможно. Но трудно, потому что автошколы не заинтересованы готовить хороших водителей. А по большому счету они этого сделать вообще никак не могут. Ну невозможно объяснить, как пользоваться ретардером на ЗиЛ-131!

Никак нельзя научить подгонять к погрузочной эстакаде еврофуру, крутя руль ГАЗ-53. И водить Neoplan на «кавзике» тоже научиться нельзя.

Да и сдавать город на ЗиЛе с прицепом после автошколы, где учебным планом не предусмотрены поездки по городу, тоже не совсем просто. Но, кажется, всем на это плевать. С категорией «С» проще: разнообразия техники в автошколе и ГИБДД нет.

Понятно, что трудно учиться на раздолбанном ГАЗ-53, а сдавать — на Урал-4320. Но все-таки возможно. А вот сесть за руль фуры после автошколы и думать, что ты теперь умеешь ездить — это самоубийство.

Или убийство, что еще хуже. Но другой реальности, к сожалению, нет. И я не удивлен рассказом коллеги о том, как в одной конторе пришлось разобрать стенку бокса, потому что молодые водители, пришедшие после автошколы работать на сочлененные автобусы, не могли загнать их в бокс задним ходом.

Проще было повесить ворота с обеих сторон здания. Можно провалить теорию, практику (и площадку, и город), но провалить сдачу фотографии на новое удостоверение невозможно.

Так что после того, как все сдано, можно получать новые «права».

Тут, кажется, ничего сложного нет. Наверное, будет правильно сказать пару слов о стоимости обучения.

Она сильно зависит от региона и категории, но, например, средняя цена обучения на «СЕ» составляет около 15 000 рублей. Стоимость медосмотра вместе со справками от нарколога и психиатра — около 3000.

Пошлина, которую надо оплатить в ГИБДД перед экзаменами, — 2000 (1400 через Госуслуги).

Стоимость часа дополнительного наката в автошколе — в среднем от 1500 до 2500 рублей. Цены, повторю, ориентировочные.

О расценках в «черной бухгалтерии» могу сказать только понаслышке.

Внутренний экзамен может стоить около 3000 рублей, практический экзамен в ГИБДД — от 25 000 до 40 000.

«Купить» теорию, как я уже говорил, невозможно. И слава богу. В интернете мне как-то попадалось совсем уж наглое предложение: права без обучения.

За категорию «СЕ» просили 80 000 рублей, «D» — 100 000.

По-моему, за это надо просто сажать. А тем, кто придумывает, как учить водителей грузовиков и автобусов, неплохо было бы попытаться самому выучиться по собственному учебному плану, разобраться в билетах и ПДД и сдать все экзамены в МРЭО.