Участие в закупках по 44 фз и 223 фз

223-ФЗ и 44-ФЗ: основные отличия


Унитарных предприятий, признанных государственно важными.Также закупать по 223-ФЗ могут некоторые заказчики, подпадающие под 44-ФЗ, но при условии, что они тратят деньги не из бюджета, а самостоятельно заработанные, полученные в виде грантов или выделенные им на найм субподрядчиков.223 закон написан общими фразами. В нем нет конкретики, а изложены только принципы, которыми должны руководствоваться заказчики, самостоятельно разрабатывая Положение о закупках на ближайший год.

Его они обязаны публиковать в ЕИС – www.zakupki.gov.ru.

Государство же предоставляет таким заказчикам довольно большую свободу, так как финансирует их закупки лишь частично. Однако для поставщиков это, мягко говоря, неудобно: каждый раз приходится изучать документацию, которая может кардинально отличаться, адаптировать бизнес-процессы и продукт к новым условиям. Но и результат того стоит: по 223-ФЗ проводятся более серьезные закупки.Главный минус 44-ФЗ для поставщика – в том, что закон регулирует буквально каждую запятую, каждое действие участников тендеров, так как заказы полностью оплачиваются из гос.бюджета.

Он в 10 раз больше по объему, чем 223-ФЗ.

А любое нарушение процедур выливается в дисквалификацию, штрафы и даже включение в реестр недобросовестных поставщиков, что означает крест на тендерной (и не только) деятельности.Рассмотрим другие значимые для поставщиков отличия двух законов:Федеральный закон №44-ФЗФедеральный закон №223-ФЗКакие виды закупок предусмотрены

  1. Запрос котировок;
  2. Закупка у единственного поставщика;
  3. Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
  4. Электронный аукцион;
  5. РТС-тендер;
  6. Российский аукционный дом.Заказчик сам выбирает площадку. Их около 200, есть платные и бесплатные, и количество постоянно меняется.Какой тип ЭЦП необходимУсиленная неквалифицированная.Усиленная квалифицированная.Требуется ли обеспечение исполнения заявки, контрактаОбязательно для аукционов и конкурсов, в остальных случаях – на усмотрение заказчика. Поставщик может выбрать способ: деньгами или банковской гарантией. Для электронного аукциона предусмотрены только наличные.На усмотрение заказчика. Способы также описываются заказчиком в Положении о закупках.Должен ли заказчик обосновывать начальную максимальную ценуВ обязательном порядке. В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования.Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.Какие есть особенности описания предмета закупкиНельзя требовать поставки продукта конкретных производителей. Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент.Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку.Где узнать сроки подачи заявокПодробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42.Прописываются заказчиком в Положении.Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупкиМенять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения. Исключение составляют запросы предложений и закупки у единственного поставщика – для них менять условия в извещении и отменять закупку запрещено.Сроки есть только для аукционов и конкурсов. Для остальных способов определяются Положением.Возможно ли изменение условий контрактаНормы закреплены в статье 34, не предусматривают никаких изменений кроме увеличения цены контракта в определенных случаях.Заказчик может менять практически все – объем поставки, цену, сроки.У каких поставщиков есть приоритетНе менее 15% от годового объема должны составлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организацийУ НКО необходимо закупать не менее 10% годового объема и только если он больше 2 миллиардов рублей. Постановление от 1 июля 2015 года обязывает отдавать предпочтение отечественному производителю, малому и среднему бизнесу: годовой объем закупок у них должен быть не менее 18% от совокупного объема контрактов.Предусмотрены ли особые условия
    • Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
    • Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
    • Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.Не предусмотрены.читать ещё: Подписаться: сервисыКонтакты8 800 505 28 46 Сетевое издание Synapse, зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ЭЛ № ФС 77-74595 от 14.12.2018.Учредитель: ООО «Синапс» (ИНН 3528215433, КПП 352801001, ОГРН 1143528006478), главный редактор: Волкова С.В.Почтовый адрес: 162623, Вологодская обл, Череповец, Олимпийская 77; телефон: 8 (800) 505-28-46, e-mail: работаем: пн-чт с 9-00 до 17-30, пт с 9-00 до 16-30.© Synapse, 2012–202116+ЗагрузкаПожалуйста, подождите
  7. Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.Не предусмотрены.читать ещё: Подписаться: сервисыКонтакты8 800 505 28 46 Сетевое издание Synapse, зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ЭЛ № ФС 77-74595 от 14.12.2018.Учредитель: ООО «Синапс» (ИНН 3528215433, КПП 352801001, ОГРН 1143528006478), главный редактор: Волкова С.В.Почтовый адрес: 162623, Вологодская обл, Череповец, Олимпийская 77; телефон: 8 (800) 505-28-46, e-mail: работаем: пн-чт с 9-00 до 17-30, пт с 9-00 до 16-30.© Synapse, 2012–202116+ЗагрузкаПожалуйста, подождите
  8. Заказ РФ;
  9. Запрос предложений;
  10. Конкурсы.Однако заказчик может прописать в Положении регламент любого другого способа.На каких ЭТП публикуются тендеры
    • РТС-тендер;
    • Сбербанк-АСТ;
    • Единая Электронная Торговая Площадка;
    • Заказ РФ;
    • Национальная электронная торговая площадка (бывшая ММВБ);
    • Российский аукционный дом.Заказчик сам выбирает площадку.

      Их около 200, есть платные и бесплатные, и количество постоянно меняется.Какой тип ЭЦП необходимУсиленная неквалифицированная.Усиленная квалифицированная.Требуется ли обеспечение исполнения заявки, контрактаОбязательно для аукционов и конкурсов, в остальных случаях – на усмотрение заказчика.

      Поставщик может выбрать способ: деньгами или банковской гарантией.

      Для электронного аукциона предусмотрены только наличные.На усмотрение заказчика.

      Способы также описываются заказчиком в Положении о закупках.Должен ли заказчик обосновывать начальную максимальную ценуВ обязательном порядке.

      В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования.Закон не обязывает.

      Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.Какие есть особенности описания предмета закупкиНельзя требовать поставки продукта конкретных производителей.

      Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент.Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку.Где узнать сроки подачи заявокПодробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42.Прописываются заказчиком в Положении.Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупкиМенять извещение или отменять тендер разрешено. Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения.

      Исключение составляют запросы предложений и закупки у единственного поставщика – для них менять условия в извещении и отменять закупку запрещено.Сроки есть только для аукционов и конкурсов.

      Для остальных способов определяются Положением.Возможно ли изменение условий контрактаНормы закреплены в статье 34, не предусматривают никаких изменений кроме увеличения цены контракта в определенных случаях.Заказчик может менять практически все – объем поставки, цену, сроки.У каких поставщиков есть приоритетНе менее 15% от годового объема должны составлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организацийУ НКО необходимо закупать не менее 10% годового объема и только если он больше 2 миллиардов рублей.

      Постановление от 1 июля 2015 года обязывает отдавать предпочтение отечественному производителю, малому и среднему бизнесу: годовой объем закупок у них должен быть не менее 18% от совокупного объема контрактов.Предусмотрены ли особые условия

      • Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
      • Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
      • Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.Не предусмотрены.читать ещё: Подписаться: сервисыКонтакты8 800 505 28 46 Сетевое издание Synapse, зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ЭЛ № ФС 77-74595 от 14.12.2018.Учредитель: ООО «Синапс» (ИНН 3528215433, КПП 352801001, ОГРН 1143528006478), главный редактор: Волкова С.В.Почтовый адрес: 162623, Вологодская обл, Череповец, Олимпийская 77; телефон: 8 (800) 505-28-46, e-mail: работаем: пн-чт с 9-00 до 17-30, пт с 9-00 до 16-30.© Synapse, 2012–202116+ЗагрузкаПожалуйста, подождите
  11. Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
  12. Конкурсы;
  13. Сбербанк-АСТ;
  14. Закрытые закупки.При этом закон больше ориентирован на конкурентные виды, а популярный способ закупки у единственного поставщика ограничен статьей 93 и требует обоснования.
    • Аукционы;
    • Конкурсы.Однако заказчик может прописать в Положении регламент любого другого способа.На каких ЭТП публикуются тендеры
      • РТС-тендер;
      • Сбербанк-АСТ;
      • Единая Электронная Торговая Площадка;
      • Заказ РФ;
      • Национальная электронная торговая площадка (бывшая ММВБ);
      • Российский аукционный дом.Заказчик сам выбирает площадку. Их около 200, есть платные и бесплатные, и количество постоянно меняется.Какой тип ЭЦП необходимУсиленная неквалифицированная.Усиленная квалифицированная.Требуется ли обеспечение исполнения заявки, контрактаОбязательно для аукционов и конкурсов, в остальных случаях – на усмотрение заказчика.

        Поставщик может выбрать способ: деньгами или банковской гарантией. Для электронного аукциона предусмотрены только наличные.На усмотрение заказчика.

        Способы также описываются заказчиком в Положении о закупках.Должен ли заказчик обосновывать начальную максимальную ценуВ обязательном порядке. В статье 22 перечислены методы расчета для обоснования.Закон не обязывает. Заказчик описывает порядок формирования цены лота в Положении.Какие есть особенности описания предмета закупкиНельзя требовать поставки продукта конкретных производителей.

        Бренд товара указать можно, если с его участием выполняются работы/услуги, но с разрешением использовать эквивалент.Можно ссылаться на конкретный товар, торговую марку.Где узнать сроки подачи заявокПодробно прописаны для каждого способа закупок в статье 42.Прописываются заказчиком в Положении.Возможно ли внесение изменений в извещение, отмена закупкиМенять извещение или отменять тендер разрешено.

        Для каждого способа закон устанавливает четкие сроки публикации в ЕИС таких изменений, а также количество дней, на которое необходимо продлить прием заявок после обновления извещения. Исключение составляют запросы предложений и закупки у единственного поставщика – для них менять условия в извещении и отменять закупку запрещено.Сроки есть только для аукционов и конкурсов. Для остальных способов определяются Положением.Возможно ли изменение условий контрактаНормы закреплены в статье 34, не предусматривают никаких изменений кроме увеличения цены контракта в определенных случаях.Заказчик может менять практически все – объем поставки, цену, сроки.У каких поставщиков есть приоритетНе менее 15% от годового объема должны составлять закупки у субъектов малого предпринимательства и социально-ориентированных некоммерческих организацийУ НКО необходимо закупать не менее 10% годового объема и только если он больше 2 миллиардов рублей.

        Постановление от 1 июля 2015 года обязывает отдавать предпочтение отечественному производителю, малому и среднему бизнесу: годовой объем закупок у них должен быть не менее 18% от совокупного объема контрактов.Предусмотрены ли особые условия

        • Антидемпинговые меры: согласно статье 37 для конкурсов и аукционов.
        • Национальный режим: подробно регламентирован в статье 14.
        • Экспертиза товаров/работ/услуг: требования изложены в статье 41 и части 3 статьи 94.Не предусмотрены.читать ещё: Подписаться: сервисыКонтакты8 800 505 28 46 Сетевое издание Synapse, зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций, свидетельство ЭЛ № ФС 77-74595 от 14.12.2018.Учредитель: ООО «Синапс» (ИНН 3528215433, КПП 352801001, ОГРН 1143528006478), главный редактор: Волкова С.В.Почтовый адрес: 162623, Вологодская обл, Череповец, Олимпийская 77; телефон: 8 (800) 505-28-46, e-mail: работаем: пн-чт с 9-00 до 17-30, пт с 9-00 до 16-30.© Synapse, 2012–202116+ЗагрузкаПожалуйста, подождите
  15. Национальная электронная торговая площадка (бывшая ММВБ);
  16. Единая Электронная Торговая Площадка;
  17. Аукционы;

С чего начать участие в закупках

Как начать участвовать в закупках? Как выиграть тендер? Электронные торговые площадки (ЭТП). Как выбрать, как пользоваться?

Законодательство. 223-ФЗ и 44-ФЗ Конфликты в закупках.

Способы решения Поддержка малого бизнеса в закупочной деятельности Как начать участвовать в тендерах и стать поставщиком крупных коммерческих организаций, государства (закупки по 44-ФЗ) и госкомпаний (закупки по 223-ФЗ)? Существует миф, что принять участие в тендерах с нуля очень сложно или вообще невозможно, что в тендерах побеждают только «свои» и закупочная деятельность целиком строится на коррупции.
Существует миф, что принять участие в тендерах с нуля очень сложно или вообще невозможно, что в тендерах побеждают только «свои» и закупочная деятельность целиком строится на коррупции.

Тем не менее, тысячи компаний, в том числе из числа субъектов малого и среднего предпринимательства (МСП), честно побеждают в тендерах и становятся поставщиками государства и госкомпаний, используя возможности, предоставленные для этого государством.

Основная причина, по которой среди новичков устойчив миф о бесперспективности участия в таких закупках – непонимание того, как устроен рынок закупок в России, незнание, с чего начать интернет-закупки. Мы поможем вам разобраться в этом с уровня «для начинающих» и успешно включиться в электронные закупки.

ТЕНДЕР Участники торгово-закупочной деятельности очень часто используют слово «тендер» (от англ. tender) — как для обозначения конкурса, так и для обобщённого наименования иных, в том числе неторговых закупочных процедур.

Не забывайте, что юридически такого понятия не существует, это разговорное слово. Никогда не используйте его в официальных документах (договорах и т.п.) Коммерческий директор ЭТП B2B-Center Андрей Бойко в коротком обучающем видео расскажет о типах заказчиков, видах торговых процедур, а также о том, какие законы регулируют закупки государственных структур и госкомпаний. Если вы решили принимать участие в тендерах, вам необходимо предпринять следующие шаги:

  1. Начать .
  2. Изучить законодательную базу. Подробнее о этом — в статье
  3. Выбрать электронную торговую площадку (ЭТП). Подробнее — в статье
  4. Пройти необходимую аккредитацию на выбранной .
  5. Получить уникальную цифровую подпись (ЭП). Учтите при оформлении ЭП, что выбранная вами ЭТП должна входить в список площадок, на которых ЭП будет работать, иначе вам придется покупать ЭП заново. Подробнее — в статье
  6. Определить, в торгах каких типов заказчиков вы планируете принять участие: государственных, госкомпаний или коммерческих.

Существует три группы заказчиков.

Первая – это коммерческие компании, их закупки регулируются только Гражданским Кодексом Российской Федерации и Законом о защите конкуренции (135-ФЗ). Можно сказать, что они свободны в своем выборе и закупают как хотят, когда хотят и у кого хотят.

Как правило, большинство из них не публикуют свои закупки и работают по «наработанным связям». Тем не менее, чем крупнее коммерческий заказчик, тем чаще он старается привлекать новых поставщиков «со стороны» и пользуется возможностями оптимизации закупок, такими как открытая публикация тендеров и закупки с помощью Электронных Торговых Площадок. Чтобы участвовать в тендерах крупных коммерческих закупщиков, как правило, надо поискать информацию о их тендерах, об их правилах закупок.

Часть закупщиков раскрывает свои закупочные процедуры, часть – нет, заставить их никто не может.

Вторая группа – государственные заказчики, те, кто закупает за счет бюджета. Все данные о государственных закупках можно найти на сайте zakupki.gov.ru.

Закупки государства регулируются федеральным законом «О контрактной системе» (44-ФЗ).

Именно про закупки этого группы говорят «госзаказ» или «госзакупки». И, наконец, третья группа заказчиков, занимающая промежуточное положение – регулируемые организации.

Их закупки оплачиваются не из бюджета, но в то же время они могут принадлежать государству, полностью или частично, контролироваться государством, либо принадлежать частным лицам, но работать в регулируемой государством отрасли. Их закупки регулируются Зкаконом №223-ФЗ, не таким жестким, как №44-ФЗ.

Их закупки регулируются Зкаконом №223-ФЗ, не таким жестким, как №44-ФЗ. Полезные советы

  1. • Прежде чем принимать участие в тендерах, убедитесь, что ваши товары или услуги востребованы в регионе, где вы хотите их продавать. Поищите закупки по своей отрасли, ОКПД и ключевым словам, проверьте, много ли таких закупок, кто заказчики, где и как они их размещают, кто ваши потенциальные конкуренты.
  1. • Важно правильно сформулировать поисковый запрос, чтобы находить нужные закупки и отсеять мусор. Для поиска надо использовать ключевые слова по товару или услуге, ОКПД или отрасль, указывать регион.
  1. • Ищите планы-графики закупщиков: из них можно узнать, на какой месяц заказчик запланировал интересные вам закупки.

На сегодняшний день существует пять видов закупочных процедур.

  1. Конкурс
  2. Закупка у единственного поставщика
  3. Конкурентные переговоры
  4. Запрос цен/предложений/котировок
  5. Аукцион

Официальный сайт единой информационной системы в сфере закупок предназначен для обеспечения свободного и безвозмездного доступа к полной и достоверной информации о контрактной системе в сфере закупок и закупках товаров, работ, услуг, отдельными видами юридических лиц, а также для формирования, обработки и хранения такой информации.

Порядок размещения информации на Официальном сайте ЕИС и ее содержание регламентируется и , а также соответствующими подзаконными актами.

Где ознакомиться с правилами закупок?

  1. Правила закупок госкомпаний и регулируемых организаций – основываются на Законе «№223-ФЗ, могут незначительно отличаться. Находятся на корпоративном сайте заказчика.
  2. Правила закупок государственных заказчиков – в Законе №44-ФЗ.
  3. Правила закупок коммерческих заказчиков – на корпоративных сайтах заказчиков.

Помогла ли вам эта инструкция? Спасибо за отклик.Вы помогаете делать наши инструкции лучше.

Спасибо за отклик

Разница между 223-ФЗ и 44-ФЗ

Многие начинающие поставщики и подрядчики, планирующие работать с коммерческими или государственными закупками, интересуются разницей между двумя основными федеральными законами, которые регулируют данные сферы проведения конкурентных закупочных процедур.Речь идет о законах и , которые объясняют все тонкости организации, участия и определения победителя в торговых и конкурсных процедурах, проводимых как в бумажной, так и в электронной формах.44-ФЗ отвечает за правила приобретения товаров и услуг государственными и муниципальными учреждениями. Закупки осуществляются на контрактной основе с заключением контракта на поставку и четко регулируются рамками данного закона.223-ФЗ более «свободный», так как регулирует закупки коммерческих корпораций, естественных монополий и организаций с контрольным пакетом акций контролируемых государством, а сделки осуществляются путем заключения договора.223-ФЗ и 44-ФЗ отличия на этом не заканчиваются, наиболее актуалные из них показаны в таблице.Главная особенность44-ФЗ223-ФЗВ качестве заказчика выступает государство, а закон четко регулирует все этапы проведения сделки, включая критерии определения победителя. Жесткие правила позволяют задавать ясные условия для сотрудничества, а отступление от них грозит штрафными санкциями для заказчика, и попадание в реестр недобросовестных поставщиков для участника.Этот закон указывает на общие рекомендации по проведению закупочной процедуры, однако условия и правила разрабатывает сам заказчик, на основе собственного положения о закупках.

По этой причине, у разных заказчиков могут быть разные критерии оценки участников тендера и выбора победителя.Кто заказчик44-ФЗ223-ФЗГосударственные органы власти и муниципальные бюджетные учреждения.

Внебюджетные фонды, управляемые государством и унитарные предприятия, осуществляющие закупки за счет бюджета. Кроме того, сюда входят Росатом и Роскосмос.Предприятия с уставной долей капитала принадлежащей государству в 50 и более процентов. Естественные монополии, включая нефтегазовые, железнодорожные, коммунальные предприятия.

Бюджетные учреждения, занимающиеся закупками из собственных или средств или денег собранных на основе гранта.Кто поставщик44-ФЗ223-ФЗФизические и юридические лица, индивидуальные предприниматели.Индивидуальные предприниматели, физические и юридические лица, включая оффшорные компании и коллективное участие от лица одного из участников компании.Льготные условия для СНП и СОНКО44-ФЗ223-ФЗЕсть минимальная требуемая доля закупок у малых и социально значимых предприятий, в 15% от годового объема всех производимых процедур. Можно не вносить денежное обеспечение заявки, если у исполнителя отсутствуют нарушения. Сама стоимость обеспечения рассчитывается от цены контракта, а не НМЦ.Доля минимальных закупок от СНП составляет 20% от годового оборота и 18 процентов, если в процедурах участвуют только субъекты малого предпринимательства.

В некоторых тендерах может отсутствовать обеспечение, а если оно имеется, то не превышает 2% от НМЦ договора.

Обеспечение самого договора не превышает 5 процентов.Виды проводимых тендеров и доступные площадки44-ФЗ223-ФЗОткрытые и закрытые конкурсы, включая многоэтапные варианты и конкурсы с ограниченным участием, электронные общедоступные и закрытые аукционы, а также запросы коммерческих предложений и ценовых котировок.

Торги могут проводиться только на федеральных ЭТП (8 ЭТП + АСТ ГОЗ), для которых нужна регистрация в ЕИС.Конкурсы, аукционы и запросы котировок и предложений. Для закупок по 223-ФЗ используется более 150 различных отечественных ЭТП.

Для закупок среди субъектов СМП торги проводятся только на государственных площадках.Требования к ЭЦП44-ФЗ223-ФЗНеобходима квалифицированная электронная цифровая подпись усиленного типа.Также необходима квалифицированная усиленная ЭЦП, используемая как на государственных, так и на коммерческих площадках. Различаются требования к ЭЦП у различных площадок.Сроки подачи заявок и подведения итогов44-ФЗ223-ФЗВсе сроки строго прописаны законодательством.

Процедуры подачи заявок, их рассмотрения, составления протокола, объявления победителя и заключения контракта четко регламентированы.Сроки, как и условия, прописываются заказчиком самостоятельно в его положении о закупках. По этой причине, для работы по 223-ФЗ необходимо в первую очередь ознакомиться с данным положением у каждого нового заказчика.Гарантийное обеспечение и антидемпинговые меры44-ФЗ223-ФЗВ закупках со стоимостью контракта менее миллиона рублей обеспечение заявки может отсутствовать.

Если же цена контракта составляет сумму до 20 миллионов рублей, устанавливается обеспечение от 0.5 до 1 процента, и от 1 до 5 процентов, если сумма превышает 20 миллионов рублей. Гарантийное обеспечение контракта составляет уже от 5 до 30 процентов и вносится на спецсчет или в форме банковской гарантии. Для борьбы с демпингом применяются усиленное обеспечение или подтверждение добросовестности участника.Стоимость обеспечения зависит от начальной максимальной цены (НМЦ).

Заказчик не может требовать внесение обеспечения, если НМЦ не превышает сумму в 5 миллионов рублей. Если НМЦ выше указанной суммы, то обеспечение не превышает 5 процентов. Обеспечение контракта, как и антидемпинговые меры, указываются заказчиком произвольно в положении о закупках.Отчетность44-ФЗ223-ФЗЗаказчик размещает документы о приемке работы, обоснования о закупке у единственного поставщика, а также годовой отчет об объеме закупок среди СНП с СОНКО.До 10 числа каждого месяца заказчик должен предоставить отчет об объеме всех произведенных за прошлых месяц закупок.

Ежегодно публикуется отчет об объеме закупок у СНП и СОНКО, а также отчет о закупках инновационной и высокотехнологичной продукции среди тех же субъектов предпринимательства.Расторжение контракта/договора44-ФЗ223-ФЗКонтракт может быть отменен по обоюдному согласию сторон, либо в одностороннем порядке, если такой пункт прописан в документе.

Изменять условия контракта нельзя, а любые спорные ситуации решаются в судебном порядке.Расторжение договора прописывается в положении о закупках и разрабатывается самим заказчиком.Прием жалоб44-ФЗ223-ФЗЖалобы направляются в территориальное отделение федеральной антимонопольной службы (ФАС) и рассматриваются в течение 5 рабочих дней.

Подать заявление можно в письменной или электронной формах.Заявление о нарушении положения о закупках или 223-ФЗ также направляются в ФАС и рассматриваются в течение 7 рабочих дней. Жалобы на нарушения антидемпинговых мер рассматриваются в течение 1 месяца.44-ФЗ и 223-ФЗ призваны устанавливать правила для участников тендерных закупок, поэтому знание данных законов является первой необходимостью для каждой организации, что собирается заниматься поставками или подрядом.Действовать в рамках 44-ФЗ куда проще и понятнее для новых поставщиков и подрядчиков.Регулирование и стандартизация закупочных процедур с четким определением сроков и условий закупок позволяет подавать заявки на основе общих положений и быть уверенным в обязательном заключении контракта в случае победы в закупочной процедуре.223-ФЗ с разными положениями о закупках у разных заказчиков требует более детального ознакомления с темой, поэтому подходят для более опытных участников рынка.( Пока оценок нет ) Поделиться:

Чем отличается 44‑ФЗ от 223‑ФЗ?

44-ФЗ Закон распространяется на закупки всех госзаказчиков и регулирует все этапы сделки.

Отступление от правил грозит заказчикам штрафами и отменой уже состоявшихся закупок, а предпринимателям — попаданием в реестр недобросовестных поставщиков. Но с другой стороны, победитель может быть уверен, что контракт с ним будет заключен, а выполненные работы и поставленные товары — оплачены. 223-ФЗ Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков.
223-ФЗ Закон устанавливает только общие принципы закупок для заказчиков.

Главное требование: компания должна самостоятельно разработать собственное положение. В нем будут описаны требования к участникам и способы определения поставщика.

Положение о закупке каждого конкретного заказчика — первое, с чем нужно ознакомиться при участии в торгах по 223-ФЗ.

44-ФЗ Федеральные и муниципальные бюджетные учреждения 223-ФЗ

  1. субъекты естественных монополий (нефтегазовые компании, РЖД и т д.),
  2. организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности (энергетика, водоснабжение),
  3. государственные компании с долей участия государства выше 50%, их «дочки» и «внучки»,
  4. бюджетные учреждения, если проводят закупки за счет грантов, средств субподряда, собственных средств.

44-ФЗ и 223-ФЗ Любое юридическое или физическое лицо, в том числе индивидуальные предприниматели и . 44-ФЗ

  1. субъекты малого предпринимательства,
  2. учреждения и предприятия уголовно-исполнительной системы,
  3. организации инвалидов,
  4. поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),
  5. социально ориентированные некоммерческие организации.

15% всех закупок госзаказчики обязаны проводить у субъектов малого предпринимательства и некоммерческих социально-ориентированных организаций.

223-ФЗ

  1. субъекты малого и среднего предпринимательства, самозанятые (с конца марта 2020)
  2. поставщики «отечественных» товаров (Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения, Киргизия),

Годовой объем закупок по 223-ФЗ у субъектов малого и среднего предпринимательства — не меньше 20% совокупного годового объема договоров. 44-ФЗ Есть 10 способов конкурентного отбора победителя.

  1. закрытые конкурсы с ограничением участия
  2. многоэтапные конкурсы
  3. аукционы в закрытой форме
  4. открытые конкурсы
  5. конкурсы с ограничением участия
  6. закрытые конкурсы
  7. запросы ценовых котировок
  8. запросы предложений
  9. электронные аукционы

Случаи, когда закупки осуществляются у единственного поставщика, ограничены.

223-ФЗ В положении о закупке заказчик прописывает все варианты конкурентных и неконкурентных способы закупок и исчерпывающий перечень случаев закупки у единственного поставщика.

Конкурентные закупки можно проводить в виде:

  1. аукционов,
  2. конкурсов,
  3. запросов предложений,
  4. запросов котировок.

Остальные способы закупки заказчик выбирает по своему усмотрению. Конкурентные закупки у малого и среднего предпринимательства могут проводить только на восьми ЭТП госзакупок и только четырьмя названными выше видами закупок. 44-ФЗ 8 федеральных ЭТП госзакупок: «Сбербанк-АСТ», «РТС-тендер», «Росэлторг», НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП ГПБ.

Для работы на плоащдках нужна регистрация в Единой информационной системе закупок. Регистрация бесплатна. 223-ФЗ Больше 150 ЭТП.

Нет ограничений по выбору площадки, каждый заказчик может использовать «свою».

На некоторых ЭТП платят за регистрацию или ежемесячную абонентную плату. Закупки у малого и среднего предпринимательства можно проводить только на восьми ЭТП госзакупок. Для работы на этих ЭТП в секциях закупок у МСП также нужна регитстрация в ЕИС.

44-ФЗ Квалифицированная электронная подпись (КЭП). 223-ФЗ Требования к сертификатам поставщиков зависят от конкретной площадки: это может быть просто КЭП (для работы на восьми ЭТП госзакупок), или КЭП со специальным расширением для площадки, или неквалифицированная подпись (НЭП).

44-ФЗ Подача заявок, внесение изменений в документацию, рассмотрение и оценка заявок, публикация итогового протокола, подписание контракта — все этапы закупки имеют закрепленные законом сроки и участники обязаны их соблюдать. 223-ФЗ Сроки прописывает заказчик в своем Положении о закупках. Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку.

Лучше уточнить, за сколько дней до окончания подачи заявок он имеет право вносить изменения в закупочную документацию, чтобы не пропустить поправки и подать правильную заявку. 44-ФЗ Заказчик обязан размещать на официальном сайте госзакупок:

  1. по итогам года отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций,
  2. документы о приемке работ,
  3. отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.

223-ФЗ Заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает на zakupki.gov.ru отчеты об общей стоимости:

  1. заключенных договоров,
  2. договоров, заключенных с единственным поставщиком,
  3. заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну.

До 1 февраля года следующего за отчетным заказчики размещают:

  1. годовой отчет о закупке инновационной, высокотехнологичной продукции у субъектов МСП (ППРФ №1442).

  2. годовой отчет закупок у субъектов МСП (ППРФ от 11.12.2014 №1352),

44-ФЗ Обеспечение заявки Заказчик может не устанавливать обеспечение в закупках до 1 млн руб. Обеспечение заявки будет таким:

  1. от 0,5 до 1 %, если НМЦ до 20 млн руб.,
  2. 2%, если НМЦ от 20 млн и действуют преференции для УИС и организаций инвалидов.
  3. от 0,5 до 5 %, если НМЦ от 20 млн руб.,

Обеспечение заявки можно предоставить в виде банковской гарантии или перечислив деньги на . можно бесплатно в нашем сервисе.

Обеспечение контракта и гарантийных обязательств Заказчик обязан требовать от победителя конкурса или аукциона финансовое обеспечение контракта, независимо от его цены. Размер обеспечения составляет от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта.

Способ обеспечения выбирает сам поставщик:

  1. внести денежные средства на счет заказчика,
  2. предоставить банковскую гарантию.

Для малого бизнеса размер обеспечения рассчитывается от итоговой цены контракта.

, кто имеет опыт исполнения контрактов. Банковская гарантия должна быть выдана уполномоченным на это банком ( опубликован на сайте Минфина). Банк вносит гарантию в реестр банковских гарантий на сайте zakupki.gov.ru.

Стоимость участия Победителю закупки нужно быть готовым отдать:

  1. 1% от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей (без НДС).
  2. 1% от суммы контракта, но не больше 2000 рублей (без НДС), если закупка проходит только среди малого бизнеса и некоммерческих организаций.

Плату не возьмут со второго участника, если победитель уклонился от заключения сделки.

223-ФЗ Обеспечение заявки Заказчики не может требовать обеспечение заявки при НМЦ < 5 млн руб. при нмц выше заказчик может установить размер обеспечения не больше 5% от нмц. участники сами выбирают способ обеспечения: банковская гарантия или деньги на счет> Если закупка проходит для МСП на ЭТП госзакупок, обеспечение заявки вносят через спецсчет.

В остальных закупках используют счет на ЭТП или переводят деньги на счет заказчика. Обеспечение контракта Заказчик сам решает, в каких закупках требовать обеспечение контракта, в каком размере и каким способом (деньгами или банковской гарантией). Все условия он прописывает в своем Положении о закупке.

Стоимость участия В закупках среди МСП плата с победителя составляет 1% от НМЦ, но не больше 2000 руб. В закупках на общих основаниях условия участия зависят от требований ЭТП.

Например, участники платят абонентскую плату или комиссию платит только победитель закупки.

В бумажных закупках, как правило, не берут плату за участие. 44-ФЗ Стороны могут расторгнуть контракт по обоюдному согласию или прописать в контракте возможность расторгнуть контракт в одностороннем порядке. Спорные ситуации решает суд. Менять существенные условия контракта (цену, сроки, условия поставки, комплектность товара и т.д.) нельзя.

223-ФЗ Заказчик прописывает все условия в своем Положении о закупках. 44-ФЗ , в законе прописан алгоритм действий.

Заявление подается в письменном или электронном виде в территориальное отделение ФАС. Жалоба публикуется на zakupki.gov.ru в течение 2 рабочих дней. Еще 5 рабочих дней отводится на то, чтобы ее рассмотреть и вынести решение.

223-ФЗ Можно жаловаться в ФАС, если заказчик нарушил 223-ФЗ или свое Положение о закупках. Жалобы на нарушения 223-ФЗ рассматривают в ускоренном порядке — за 7 дней. А жалобы на нарушения антимонопольного законодательства рассматривают в течение 1 месяца ().

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике.

Основные отличия законов № 44‑ФЗ и № 223‑ФЗ

Первый закон регулирует закупки бюджетных компаний, которые полностью принадлежат государству. Второй — закупки компаний, которыми государство владеет на 50% и больше. В проведении закупок тех и других есть принципиальные отличия, разобраться в которых поможет наша статья.

Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ Чем отличается 44-ФЗ от 223-ФЗ? № 44-ФЗ Этот закон действует на закупки всех государственных заказчиков. Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт.
Они должны планировать торги на 3 года вперед, готовить подробные технические задания для каждой закупки, проводить тендер в определенные сроки и вовремя платить поставщикам, выполнившим контракт.

Поставщики, согласно закону, должны денежно подтверждать свои намерения участвовать в аукционе и исполнять контракт, а также не срывать сроки поставки товара или услуг. 44-ФЗ устанавливает сроки для каждого этапа закупки и регулирует детали сделки. Закон гарантирует победителю тендера, что с ним будет заключен контракт, а после его исполнения он получит оплату.

При этом отступление от правил грозит поставщикам попаданием в Реестр недобросовестных поставщиков — в течение двух лет они не смогут участвовать в госзакупках.

А заказичкам нарушение закона чревато штрафами и отменой уже состоявшихся тендеров. Чтобы начать выигрывать и избежать конфликтных ситуаций, компаниям-поставщикам нужно знать свои обязанности и права.

Так что без прочтения 44-ФЗ не обойтись. № 223-ФЗ Закон 223-ФЗ устанавливает для заказчиков лишь общие принципы закупок.

При этом главное требование закона: госкомпания-заказчик должна самостоятельно разработать собственное положение, где прописывает способы определения поставщика, с помощью которых будет проводить закупки, устанавливает требования к участникам и т.д. 223-ФЗ дает заказчикам определенную свободу. План закупок составляется на один год и может быть изменен в любое время.

Не требуется обосновывать в закупке начальную максимальную цену контракта. Таким образом, первое, с чем следует ознакомиться при участии в торгах по федеральному закону №223-ФЗ, — положение о закупке каждого конкретного заказчика. Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ Кто заказчики и поставщики?

Заказчики и поставщики по 44-ФЗ Заказчики — муниципальные и государственные бюджетные учреждения.

Поставщиком может стать юридическое лицо, индивидуальные предприниматели (ИП), а также физические лица. Организации-поставщики должны соответствовать нескольким требованиям, например, не быть офшором, не проходить процесс банкротства или ликвидации.

Заказчики и поставщики по 223-ФЗ

  1. Государственные компании, у которых доля участия государства более 50%,а также «дочки» и «внучки» таких компаний.
  2. Организации, которые занимаются регулируемыми видами деятельности, такими как энергетика и водоснабжение.
  3. Бюджетные учреждения, проводящие закупки за счет собственных средств, средств субподряда или грантов.
  4. Субъекты естественных монополий (к примеру, РЖД, нефтегазовые компании и т д.).

В торгах по 223-ФЗ так же участвовать могут как организации, так и частные лица.

Требования к участникам каждой конкретной закупки устанавливает заказчик.

На каких ЭТП проводят торги? Заказчики по 44-ФЗ Для работы по закону № 44-ФЗ выбраны восемь федеральных электронных торговых площадок (ЭТП). Это «РТС-тендер», «Сбербанк-АСТ», Национальная электронная площадка (НЭП), Единая электронная торговая площадка (ЕЭТП), Агентство по государственному заказу Республики Татарстан (Заказ.рф), Российский аукционный дом (lot-online), ТЭК-Торг и торговая площадка Газпромбанка (ЭТП ГПБ).

Чтобы получить аккредитацию на ЭТП госзаказа, нужно зарегистрироваться в Единой информационной системе закупок (ЕИС) на официальном сайте госзакупок zakupki.gov.ru. Регистрация бесплатна и действует три года, нужно только предоставить сканы документов организации и подтвердить регистрацию усиленной квалифицированной электронной подписью. Заказчики по 223-ФЗ Список площадок для проведения торгов по федеральному закону № 223-ФЗ нигде не зафиксирован.

Сейчас таких площадок больше 300, но на государственном уровне сейчас обсуждается унификация требований к ним и сокращение их числа.

На некоторых ЭТП по 223-ФЗ, а также для коммерческих торгов взымается плата за регистрацию или ежемесячная абонентская плата.

Читайте регламент каждой площадки и выбирайте оптимальный для себя вариант. Каждая ЭТП устанавливает свои требования к сертификатам электронной подписи поставщиков.

Чаще всего это квалифицированная электронная подпись с дополнительными расширениями, но может быть и неквалифицированная подпись.

Способы закупок В федеральном законе №44-ФЗ установлено 10 способов закупок и условия выбора победителя, а главное — он ограничивает перечень и случаи закупок у единственного поставщика. Конкурентные закупки

  1. конкурсы (открытые, с ограничением участия, закрытые, многоэтапные, закрытые с ограничением участия);
  2. аукционы (электронные, закрытые);
  3. запросы ценовых котировок.
  4. запросы предложений;

С 2020 года почти все конкурентные госзакупки проводятся в электронном виде. Чтобы участвовать в электронных торгах по госзаказу, поставщику нужна квалифицированная электронная подпись.

Неконкурентные закупки К данному виду закупок относится только закупка у единственного поставщика. Они могут проводиться Получить электронную подпись для торгов по 44-ФЗ и 223-ФЗ Способы закупок по 223-ФЗ В положении о закупке у каждого заказчика обязательными являются только два вида процедур — электронный аукцион и конкурс. Все остальное способы закупки заказчик может выбрать по своему усмотрению.

Отметим, что закон № 223-ФЗ никак не ограничивает возможность закупаться у единственного поставщика, но при этом нужно лишь отразить в положении случаи и основания для таких закупок. Отчетность заказчиков торгов Отчетность по федеральному закону № 44-ФЗ Заказчик обязан размещать в ЕИС следующие отчеты:

  1. Отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций по итогам года;
  2. Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
  3. Отчет об исполнении контракта;

Отчетность по федеральному закону № 223-ФЗ Заказчик размещает на сайте госзакупок zakupki.gov.ru не позднее 10 числа месяца, следующего за отчетным, следующий перечень отчетов:

  1. отчет об общей стоимости заключенных договоров по закупкам, сведения о которых составляют государственную тайну;
  2. отчет об общей стоимости заключенных договоров с субъектами малого и среднего предпринимательства.
  3. отчет об общей стоимости договоров, заключенных с единственным поставщиком;
  4. отчет об общей стоимости заключенных договоров;

Обеспечение исполнения обязательств по контракту Федеральный закон 44-ФЗ С победителем аукциона или конкурса (вне зависимости от его цены) заказчик не может заключить контракт, если тот не предоставит финансового обеспечения контракта. Размер обеспечения варьируется от 5 до 30 % от начальной максимальной цены контракта (НМЦК).

Если НМЦК превышает 50 млн руб., заказчик обязан установить обеспечение в размере от 10% до 30% НМЦК. Как именно предоставить обеспечение, решает сам поставщик. Он может внести деньги на счет заказчика, на спецсчет в банке или предоставить банковскую гарантию.

В последнем случае гарантия должна быть выдана банком, из списка одобренных Минфином банков, и внесена в реестр банковских гарантий. Для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных НКО требования к обеспечению контракта мягче.

Раззмер обеспечения рассчитывают от итогой цены контракта, а не НМЦК. А поставщикам, которые подтвердят опыт исполнения контрактов (за последние 3 года), можно совсем не предоставлять обеспечение.

Главное — сумма предоставленных контрактов должна быть не меньше НМЦК текущего контракта.

Если обеспечение предоставить деньгами, то заказчик вернет его в течение 30 календарных дней с исполнения контракта (в течение 15 дней — для СМП и СОНКО).

Если договор исполнялся поэтапно, то и обеспечение вернут по частям — после завершения каждого этапа.

Федеральный закон 223-ФЗ Обеспечение контракта в торгах по 223-ФЗ остается полностью на усмотрение заказчиков.

Требуется ли оно, в каком объеме предоставляется — все эти условия прописаны в документации закупки. Расторжение контракта и возможность внести изменения Федеральный закон 44-ФЗ Федеральный закон № 44-ФЗ дает возможность расторгнуть контракт по соглашению сторон или в одностороннем порядке, если такая возможность прописана в контракте. Изменить существенные условия контракта (цену, сроки поставки, характеристиками товара) нельзя.

Исключение — строительные закупки, в них можно изменить объем и срок работ не более чем на 30%. Если в проекте контракта есть ошибки, то поставщик и заказчик могут составить протокол разногласий. Федеральный закон 223-ФЗ Федеральный закон № 223-ФЗ предоставляет возможность компании-заказчику изменить договор в части сроков, объемов и цен товаров, работ и услуг.

В каких именно случаях возможны какие-либо изменения, поставщик может узнать из положения о закупках конкретного заказчика. Обжалование действий заказчика Федеральный закон 44-ФЗ Федеральный закон № 44-ФЗ не только закрепляет такое право за поставщиком, но и прописывает алгоритм действий:

  1. Затем ФАС публикует на своем сайте жалобу в течение 2-х рабочих дней. Найти жалобу можно по наименованию или номеру закупки, заказчику, участнику или номеру жалобы.
  2. Наконец, за следующие 5 рабочих дней комиссия рассматривает жалобу и выносит предписание по ней.
  3. В первую очередь участник подает заявку в письменном виде в территориальное отделение ФАС. Сделать это нужно не позже 5 рабочих дней со даты размещения в ЕИС протокола о рассмотрении заявок.

В 2018 году ФАС признала обоснованными 30% всех жалоб (по данным мониторинга Минфина РФ за 2018 год).

Федеральный закон 223-ФЗ Как и по 44-ФЗ, жалобы на заказчиков по 223-ФЗ рассматривает ФАС. Однако в этом случае следует заранее из положения о закупке заказчика выяснить сроки подачи жалобы и иметь в виду, что комиссия по рассмотрению жалоб будет руководствоваться данным положением и Гражданским кодексом. Можно предварительно ознакомиться с жалобами на конкретного заказчика (по поиску в реестре жалоб на сайте zakupki.gov.ru).