Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда

Сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда

Сроки специальной оценки условий труда


02 Января 2020 в 17:22 Спецоценка условий труда, безусловно, обязательна для всех работодателей. Однако строгого и безоговорочного регламента проведения этих мероприятий нет. Связанные статьи Оглавление Если вы обнаружили в тексте ошибку, сообщите нам об этом, выделив ее и нажав Ctrl+Enter Порядок проведения СОУТ закреплен законодательно и в некоторых частях содержит достаточно либеральные положения. Например, согласно пункту 6 статьи 27 , в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена к 31.12.2018.

Однако суды неоднозначно подходят к трактовке данного положения и выносят противоречивые решения (к примеру, Определения от 11.11.2014 № 11-11968/2014 и от 26.02.2015 № 33-5865/15), а штрафы за непроведение этого мероприятия могут составлять до 200 000 рублей. Специальная оценка условий труда впервые должна быть проведена в сроки, не превышающие 12 месяцев со дня создания нового рабочего места.

Если организация функционирует более 12 месяцев, а аттестация рабочих мест (АРМ) или специальная оценка условий труда не проводилась никогда, то проводить спецоценку надо незамедлительно или вчера. Вообще рекомендуем придерживаться правила, что срок проведения СОУТ на новом рабочем месте составляет не более 6 месяцев со дня его создания. Такая категоричность подтверждена законодательно.Так, согласно , работодатель обязан обеспечить:

  1. охрану труда своих сотрудников;
  2. безопасный труд своих работников;
  3. информирование работников об условиях, в которых они трудятся, и т. д.

В то же время, согласно , работник имеет право на:

  1. получение информации об условиях вредности на своем рабочем месте.
  2. безопасные условия труда;

То есть работник имеет право требовать от работодателя предоставления информации о степени риска для его здоровья, которое может подвергаться воздействию вредных или опасных производственных факторов (даже сидя перед экраном монитора).И если работодатель ему не предоставляет такую информацию, работник имеет право для получения этой информации обратиться в орган государственного надзора за соблюдением законодательства.

В этом случае работодателя ждет штраф до 80 000 рублей и письменное предписание о необходимости организации проведения спецоценки. В противном случае может грозить административная приостановка деятельности предприятия до 90 дней.

Срок действия спецоценки условий труда составляет 5 лет.

Течение времени начинается со дня утверждения отчета о проведении оценки по каждому отдельному рабочему месту. Итоги проведения данного мероприятия можно свести к двум вариантам, когда:

  1. вредные факторы в ходе проведения не выявлены;
  2. вредные факторы выявлены и соответствующим образом классифицированы.

Если в ходе проведения спецоценки не выявлено вредных и опасных производственных факторов, такое рабочее место подлежит декларированию в территориальный орган федеральной службы по труду и занятости на предмет соответствия условий труда нормативным требованиям охраны труда.

В этом случае, если в течение последующих 5 лет в отношении данного рабочего места не появится причин провести внеплановую спецоценку, то по истечении данного срока повторную СОУТ проводить не надо, действие декларации считается автоматически продленным.

А в какие сроки нужно делать СОУТ в дальнейшем (если вообще надо будет сделать), закон не сообщает. В этом случае срок действия специальной оценки условий труда составляет 5 лет. Причем это не значит, что пять лет прошло и надо начинать организовывать новую спецоценку.

К истечению пятилетнего срока у работодателя должны быть уже готовые результаты аттестации, то есть никакого прерывания не допускается. АРМ — это, по сути, то же самое, что и спецоценка, только с другим названием. Поэтому если работодатель проводил АРМ до 01.01.2014, то действующее законодательство позволяет ему не организовывать и не проводить какие-либо дополнительные мероприятия весь срок действия СОУТ вплоть до даты завершения действия результатов этой аттестации, конечно, если не возникнут основания для проведения внеплановой СОУТ.

При возникновении обстоятельств для проведения внеплановой спецоценки законодательством предусмотрено два временных периода — 6 и 12 месяцев, в зависимости от причины.

Специальная оценка условий труда должна быть проведена за указанное время, если:

  1. в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут навредить здоровью работника;
  2. произошел несчастный случай (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
  3. вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (можно снизить класс вредности, соответственно, можно снизить выплаты за вредность);
  4. получено письмо от профсоюза о необходимости проведения внеплановой спецоценки.
  5. врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  6. работодатель получил предписание о проведении внеплановой спецоценки;

СОУТ должна быть проведена за указанное время, если:

  1. меняются технологические процессы, производственное оборудование, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных или опасных производственных факторов.
  2. в эксплуатацию вводятся новые рабочие места;

Со дня утверждения отчета по результатам СОУТ работодатель обязан:

  1. не позднее 30 календарных дней при наличии сайта в сети Интернет разместить сведения о результатах проведения СОУТ и перечне мероприятий по улучшению условий по охране труда.
  2. не позднее 30 календарных дней под подпись ознакомить работников с результатами проведенной спецоценки;
  3. в течение 3 рабочих дней уведомить об утверждении организацию, проводившую СОУТ;

Устанавливается приказом работодателя при организации проведения данного мероприятия на этапе формирования комиссии.

Составляет 45 лет, однако если в результате проведения СОУТ будут выявлены вредные или опасные производственные факторы и условия труда будут соответствующим образом классифицированы по вредности и опасности, такие материалы необходимо хранить в течение 75 лет. Материалы по итогам проведения спецоценки являются действующими на весь период установления соответствующего класса опасности или срок действия декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда.

Автор: Краткий курс по охране труда: как работать после изменений Пять емких и полезных уроков по ОТ.

Дадим инструкции с учетом последних изменений — сможете сразу применять их, чтобы наладить охрану труда в организации.

В конце пришлем чек-листы для самопроверки.

Это бесплатно. Отказаться от писем можно в любой момент. Подписываясь на рассылку, вы соглашаетесь с и и даете согласие на использование файлов cookie и передачу своих персональных данных сайту clubtk.ru * Подписаться Стоимость проведения специальной оценки условий труда рабочего места составляет в среднем от 500 до 3 500 рублей.

Конкретная сумма зависит от множества факторов, в их числе: вид рабочих мест, которые будут оцениваться, регион работы, количества мест, представленных к аттестации.

07 Июня 2020 в 11:25 Как провести спецоценку условий труда в организации:

  • Составить итоговые документы по результатам оценки, ознакомить с ними сотрудников и обнародовать.
  • Подготовиться к проведению оценки.
  • Провести оценочные мероприятия.
  • Выбрать специализированную организацию и заключить с ней договор.
  • Запланировать СОУТ.

25 Марта 2020 в 14:03 Штраф за отсутствие спецоценки условий труда в 2020 году — это мера воздействия на работодателей, которые не исследовали производственные факторы, влияющие на работников. Санкции последуют для должностных и юридических лиц. 29 Августа 2020 в 09:31 Несоблюдение требований законодательства в части СОУТ влечет административное наказание до 200 тыс.

рублей или уголовную ответственность в случае причинения работнику тяжкого вреда здоровью.

09 Марта 2020 в 13:56 Специальная оценка условий труда — процедура, которую к концу 2018 года обязаны были завершить все работодатели независимо от вида деятельности. Но по инициативе депутатов перечень ситуаций, когда ее разрешено не организовывать, расширили. Кроме того, чиновники из Министерства труда говорят, что пока не будут наказывать тех, кто не успел все сделать.

22 Января 2020 в 16:02 26 Февраля 2021 15 Августа 2020 29 Июля 2020 11 Июля 2020 25 Марта 2020 ИЗБРАННОЕ Эта функция доступна только зарегистрированным пользователям НЕТ, СПАСИБО

Внеплановая СОУТ – сроки и этапы проведения

11 декабря 2020364 прочитали1 мин.638 просмотров публикацииУникальные посетители страницы364 прочитали до концаЭто 57% от открывших публикацию1 минута — среднее время чтенияС 1 января 2014 года проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) стало обязательным для работодателя. Все имеющиеся у работодателя рабочие места (далее — РМ) подлежат процедуре СОУТ, за исключением:

  1. надомников;
  2. лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями.
  3. дистанционных работников;

Процедура — масштабное и трудоемкое мероприятие, к которому привлечены специалисты по охране труда (службы охраны труда), бухгалтерия, отдел кадров, профсоюзы и многие другие.Пройдя успешно все этапы специальной оценки условий труда, в соответствии с установленными условиями труда назначаются гарантии и компенсации.

Номенклатура и размер гарантий и компенсаций определяется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ). Результаты проведения СОУТ оформляются отчетом по установленной законодательством форме.Далее работодатель утверждает отчет по СОУТ, уведомляет об этом экспертную организацию и предоставляет все необходимые сведения в Государственную инспекцию по труду (далее — ГИТ), Фонд социального страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации. На этом спецоценку можно считать завершенной.Однако, иногда наступают случаи, при которых необходима внеплановая специальная оценка условий труда.

Ее проведение также является обязанностью работодателя в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — 426-ФЗ).В соответствии с частью 1 статьи 17 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:

  1. наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
  2. изменения, которые могли оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников
  3. изменение состава применяемых материалов и сырья;
  4. получение предписания ГИТ о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований 426-ФЗ или государственных нормативных требований охраны труда;
  5. выявленное профессиональное заболевание;
  6. изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
  7. несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
  8. случаи, причинами которых стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов
  9. изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;
  10. организация новых рабочих мест на предприятии;

Наиболее интересующий работодателя вопрос — требуется ли проводить внеплановую СОУТ в следующих случаях:

  1. Изменение имени, фамилии, отчества работодателя;
  2. Изменение наименования предприятия или его структурного подразделения;
  3. Смена сотрудника на рабочем месте;
  4. Изменение наименование должности, профессии.

Это явление также может быть внеплановое СОУТ не проводится в случаях, если произошедшие изменения не повлекли за собой наступление условий, отраженных в части 1 статьи 17 426-ФЗ. Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда принимается комиссией и должно быть отражено в протоколе заседания.Если же условия проведения внеплановой СОУТ наступили, то сроки ее проведения следующие:

  1. В течение 12 месяцев со дня наступления случаев, предусмотренных пунктами 1 и 3.1;
  2. В течение 6 месяцев со дня наступления случаев, предусмотренных пунктами 2, 3.2 — 5.

Причем, во втором случае, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая СОУТ, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения спецоценки, результаты которой получены с нарушениями требований 426-ФЗ.Нарушение установленных сроков проведения внеплановой СОУТ, процедуры ее проведения или непроведения вовсе влечет привлечение работодателя к ответственности по ст.

5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

Административная ответственность выражается в предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.

Внеплановое проведение СОУТ

В соответствии с положениями федерального закона от 28 декабря 2013 года № 426-ФЗ проведение спецоценки условий труда обязательно для большей части работодателей – кроме тех, которые сотрудничают только с надомными или удаленными работниками. Эта процедура проводится на плановой основе каждые пять лет, чтобы отследить динамику изменений условий труда персонала и при необходимости предоставить им льготы и компенсации, предусмотренные действующим законодательством. Проводить такие работы имеют право только уполномоченные организации, внесенные в особый реестр Минтруда и отвечающие требованиям, зафиксированным статьей 19 426-ФЗ.

Однако в отдельных случаях работодателю может потребоваться организовать эти работы и до истечения положенного срока. Основания для проведения внеплановой СОУТ определены статьей 17 426-ФЗ. Она также определяет сроки проведения внеплановой специальной оценки условий труда и порядок ее выполнения.

Основания и сроки выполнения внеплановой СОУТ Согласно статье 17 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих ситуациях.

Основание для организации внеплановой СОУТ В течение какого срока проводят внеплановую СОУТ Организация новых рабочих мест на предприятии 12 месяцев Получение предписания о проведении внеплановой оценки от сотрудников Государственной инспекции труда в связи с обнаружением на предприятии нарушений трудовых прав работников или иных положений трудового законодательства 6 месяцев Изменение технологии производства товаров или замена технологического оборудования, используемого в производственном процессе, если это влечет за собой изменение характеристик условий труда работников 12 месяцев Изменение параметров или состава сырья и материалов, используемых на производстве, если это влечет за собой изменение характеристик условий труда персонала 6 месяцев Изменение номенклатуры и параметров средств, используемых для обеспечения индивидуальной защиты работников от воздействия вредоносных факторов производства 6 месяцев Несчастный случай на производстве 6 месяцев Выявление факта профессионального заболевания у работника предприятия 6 месяцев Получение мотивированного предложения о выполнении внеочередной спецоценки от представителей профсоюзной организации, которая работает на предприятии 6 месяцев Если на предприятии произошел несчастный случай, обязанность работодателя по проведению внеочередной спецоценки возникает только тогда, когда он был обусловлен действиями самого работника или его непосредственного руководителя.

Основание для организации внеплановой СОУТ В течение какого срока проводят внеплановую СОУТ Организация новых рабочих мест на предприятии 12 месяцев Получение предписания о проведении внеплановой оценки от сотрудников Государственной инспекции труда в связи с обнаружением на предприятии нарушений трудовых прав работников или иных положений трудового законодательства 6 месяцев Изменение технологии производства товаров или замена технологического оборудования, используемого в производственном процессе, если это влечет за собой изменение характеристик условий труда работников 12 месяцев Изменение параметров или состава сырья и материалов, используемых на производстве, если это влечет за собой изменение характеристик условий труда персонала 6 месяцев Изменение номенклатуры и параметров средств, используемых для обеспечения индивидуальной защиты работников от воздействия вредоносных факторов производства 6 месяцев Несчастный случай на производстве 6 месяцев Выявление факта профессионального заболевания у работника предприятия 6 месяцев Получение мотивированного предложения о выполнении внеочередной спецоценки от представителей профсоюзной организации, которая работает на предприятии 6 месяцев Если на предприятии произошел несчастный случай, обязанность работодателя по проведению внеочередной спецоценки возникает только тогда, когда он был обусловлен действиями самого работника или его непосредственного руководителя. Если причиной такого события стали действия третьих лиц, такая обязанность не возникает.

Срок проведения внеплановой СОУТ во всех случаях отсчитывается с даты наступления соответствующего события. Случаи, когда проводить внеплановую СОУТ не нужно Изучив статью 17, которая определяет, в каких случаях проводится внеплановая СОУТ, можно понять, что иногда изменения, произошедшие на предприятии, не обусловливают необходимости досрочного выполнения спецоценки.

Список обстоятельств, которые относятся к таким изменениям, приведен в части 3 этого раздела нормативного документа.

К ним относятся:

  1. изменение организационно-правовой формы работодателя, имеющего статус юридического лица;
  2. изменение названия рабочего места, занимаемого сотрудником.
  3. изменение фамилии, имени или отчества работодателя, который имеет статус индивидуального предпринимателя;

Однако нельзя сказать, что при таких обстоятельствах необходимость выполнения внеочередной оценки полностью исключена.

Внеплановая СОУТ должна проводиться в следующих случаях: когда перечисленные обстоятельства становятся причиной реального изменения условий труда работников, и это изменение требуется оценить с точки зрения опасности новых производственных условий для здоровья сотрудника. Решение по каждому конкретному случаю принимает комиссия по СОУТ, созданная на предприятии.

Ответственность за несвоевременное проведение внеочередной СОУТ Если работодатель неправильно оценил отсутствие оснований для проведения внеплановой СОУТ и не провел эту процедуру, хотя обязан был это сделать согласно закону, он понесет ответственность, предусмотренную статьей 5.27.1 КоАП РФ. Степень этой ответственности дифференцирована в зависимости от того, кто конкретно оказался виновником нарушения:

  1. для должностных лиц, в обязанности которых входит своевременная организация работ по спецоценке, – штраф от 5 до 10 тысяч рублей. Если такое лицо допустит такое нарушение повторно, ему придется уплатить штраф в размере от 30 до 40 тысяч рублей. Это наказание может быть заменено дисквалификацией на срок от 1 до 3 лет;
  2. для индивидуальных предпринимателей штраф за такое нарушение, допущенное в первый раз, составит от 5 до 10 тысяч рублей. При повторном непроведении внеочередной спецоценки в установленные сроки штраф будет увеличен до суммы от 30 до 40 тысяч рублей. Его также могут заменить остановкой работы предпринимателя на срок до 90 суток;
  3. для предприятий любых организационно-правовых форм штраф за первичное нарушение составит уже от 60 до 80 тысяч рублей. В случае повторения такого нарушения штраф возрастет до суммы от 100 до 200 тысяч рублей. В отдельныз случаях вместо штрафа ответственные органы могут остановить работу организации на срок до 90 суток.

Аналогичные наказания предусматриваются этой статьей КоАП за невыполнение правил проведения внеочередной спецоценки, установленные федеральным законом № 426-ФЗ.

Внеплановая специальная оценка условий труда – сроки и этапы проведения

/ / 20 Июля 5664 6 минут

  1. Ссылка скопирована

С 1 января 2014 года проведение специальной оценки условий труда (далее — СОУТ) стало обязательным для работодателя.

Все имеющиеся у работодателя рабочие места (далее — РМ) подлежат процедуре СОУТ, за исключением:

  1. лиц, вступивших в трудовые отношения с работодателями (физическими лицами), которые не являются индивидуальными предпринимателями.
  2. дистанционных работников;
  3. надомников;

Процедура — масштабное и трудоемкое мероприятие, к которому привлечены специалисты по охране труда (службы охраны труда), бухгалтерия, отдел кадров, профсоюзы и многие другие. Пройдя успешно все этапы специальной оценки условий труда, в соответствии с установленными условиями труда назначаются гарантии и компенсации. Номенклатура и размер гарантий и компенсаций определяется Трудовым кодексом Российской Федерации (далее — ТК РФ).

Результаты проведения СОУТ оформляются отчетом по установленной законодательством форме. Далее работодатель утверждает отчет по СОУТ, уведомляет об этом экспертную организацию и предоставляет все необходимые сведения в Государственную инспекцию по труду (далее — ГИТ), Фонд социального страхования и Пенсионный фонд Российской Федерации. На этом спецоценку можно считать завершенной.

Однако, иногда наступают случаи, при которых необходима внеплановая специальная оценка условий труда. Ее проведение также является обязанностью работодателя в соответствии с требованиями статьи 4 Федерального закона от 28.12.2013 &8470; 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее — 426-ФЗ).

В соответствии с частью 1 статьи 17 426-ФЗ внеплановая специальная оценка условий труда проводится в следующих случаях:

  • несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
  • изменение состава применяемых материалов и сырья;
  • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;
  • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;
  • наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
  • выявленное профессиональное заболевание;
  • случаи, причинами которых стало воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов
    • несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц);
    • выявленное профессиональное заболевание;
  • организация новых рабочих мест на предприятии;
  • получение предписания ГИТ о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными нарушениями требований 426-ФЗ или государственных нормативных требований охраны труда;
  • изменения, которые могли оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников
    • изменение технологического процесса, замена производственного оборудования;
    • изменение состава применяемых материалов и сырья;
    • изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты;

Наиболее интересующий работодателя вопрос — требуется ли проводить внеплановую СОУТ в следующих случаях:

  • Изменение наименования предприятия или его структурного подразделения;
  • Изменение имени, фамилии, отчества работодателя;
  • Изменение наименование должности, профессии.
  • Смена сотрудника на рабочем месте;

Это явление также может быть внеплановое СОУТ не проводится в случаях, если произошедшие изменения не повлекли за собой наступление условий, отраженных в части 1 статьи 17 426-ФЗ.

Решение о непроведении внеплановой специальной оценки условий труда принимается комиссией и должно быть отражено в протоколе заседания.

Если же условия проведения внеплановой СОУТ наступили, то сроки ее проведения следующие:

  1. В течение 12 месяцев со дня наступления случаев, предусмотренных пунктами 1 и 3.1;
  2. В течение 6 месяцев со дня наступления случаев, предусмотренных пунктами 2, 3.2 — 5.

Причем, во втором случае, на период до утверждения отчета о ее проведении не допускается ухудшение положения работников, занятых на рабочих местах, в отношении которых проводится внеплановая СОУТ, в части предоставляемых им гарантий и компенсаций за работу с вредными и (или) опасными условиями труда по сравнению с их положением до проведения спецоценки, результаты которой получены с нарушениями требований 426-ФЗ.

Нарушение установленных сроков проведения внеплановой СОУТ, процедуры ее проведения или непроведения вовсе влечет привлечение работодателя к ответственности по ст. 5.27.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации. Административная ответственность выражается в предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 тысяч рублей; на юридических лиц — от 60 до 80 тысяч рублей.

Понравилась статья?

Лепота

Беда Поделись ей в социальных сетях

  1. Ссылка скопирована

20 Июля 5664

Периодичность проведения СОУТ


Сроки специальной оценки условий труда регламентированы ч.

4 ст. 8 закона «О Специальной оценке условий труда» от 28.12.2013 № 426-ФЗ. Этот нормативный документ определяет три вида СОУТ – плановый, внеплановый и для новых организаций.

Законодательство обязывает всех работодателей в РФ проводить специальную оценку условий труда, но предусмотрены некоторые исключения.

Нет необходимости проводить оценку в для следующих работников:

  1. дистанционные работники;
  2. надомники;
  3. сотрудники работодателей — физических лиц, не являющихся ИП.

Согласно ч.

6 ст. 27 закона о спецоценке, в отношении некоторых рабочих мест спецоценка может проводиться поэтапно и должна быть завершена не позднее чем 31 декабря 2018 года. Плановая специальная проверка условий труда проходит раз в 5 лет. Новосозданные организации должны пройти первую процедуру в течение 6-ти месяцев со дня своей регистрации.

В последствии, новые компании как и остальные организации обязаны проходить плановую проверку с интервалом 5 лет. Новый срок отсчитывается от даты проведения предыдущей оценки. Внеплановая СОУТ проводится в течение 6-12 месяцев, после выявления потенциально опасных факторов, в зависимости от возникших обстоятельств.
Внеплановая СОУТ проводится в течение 6-12 месяцев, после выявления потенциально опасных факторов, в зависимости от возникших обстоятельств.

  1. врачебной комиссией установлен факт профессионального заболевания;
  2. получено предписание о проведении внеплановой спецоценки;
  3. произошел несчастный случай на производстве;
  4. вводятся новые средства индивидуальной и коллективной защиты (возможно изменение класса вредности, что может снизить выплаты за вредность);
  5. профсоюз выдвигает требование о проведении внеплановой СОУТ.
  6. в производстве начинают использовать новые материалы или сырье, которые могут опасны для здоровья персонала;
  1. меняется производственное оборудование или технологические процессы.
  2. вводятся новые рабочие места;

При своевременном проведении процедуры организация получает ряд преимуществ:

  1. Высокий уровень безопасности на производстве и минимизация риска травматизма.
  2. Возможность участвовать в госзакупках (актуально для строительной сферы).
  3. Вы не попадете в автоматическую выборку для проверки инспекцией труда.
  4. Скидки к страховым тарифам.

В случае уклонения или пропуска сроков проведения специальной оценки условий труда, на работодателя может быть наложен штраф в размере от 30 до 80 тысяч рублей.

Позвоните прямо сейчас и получите грамотную консультацию как не пропустить сроки проведения СОУТ.

1 2 3 4 1 Подготовка и согласование проекта Приказа «О проведении специальной оценки условиям труда в _______________________________ 2 Составление перечня рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест 3 Выявление на рабочих местах источников вредных и (или) опасных факторов и самих вредных и (или) опасных факторов 4 Сопоставление выявленных на рабочих местах факторов с факторами, указанными в Классификаторе 5 Принятие решения о проведении исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов и (или) составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда 6 Исследования (испытания) и измерения вредных и (или) опасных производственных факторов 7 Определение продолжительности воздействия факторов производственной среды на работников 8 Оформление протоколов измерений и оценок уровней факторов производственной среды и трудового процесса 9 Отнесение условий труда на рабочих местах по степени вредности и (или) опасности к классам (подклассам) условий труда 10 Оценка обеспеченности работников СИЗ 11 Оценка защищенности работников СИЗ 12 Оценка эффективности выданных работнику СИЗ 13 Оформление протоколов оценки эффективности СИЗ 14 Оценка фактического состояния условий труда при сочетании всех факторов производственной среды и трудового процесса, эффективности средств индивидуальной защиты. 15 Определение рабочих мест на которых класс (подкласс) условий труда может быть снижен, при необходимости (снижение более чем на одну степень) согласование с ТО Роспотребнадзора 16 Определение контингента работников на предоставление гарантий и компенсаций за вредные условия труда 17 Заполнение и распечатка карт специальной оценки условий труда 18 Оформление сводных (ой) ведомостей и результатов специальной оценки условий труда 19 Разработка перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников 20 Составление декларации соответствия условий труда государственным нормативным требованиям охраны труда 21 Утверждение отчета о проведении специальной оценки условий труда 22 Организация ознакомления работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах 23 Предоставление в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на проведение федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда результатов проведения специальной оценки условий труда 24 Организация размещения на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (при наличии такого сайта) сводных данных о результатах проведения специальной оценки условий труда в части установления классов (подклассов) условий труда на рабочих местах и перечня мероприятий по улучшению условий и охраны труда работников, на рабочих местах которых проводилась специальная оценка условий труда (при наличии) График может иметь более простой вид.

Нужна помощь? Задайте вопрос в чат или через форму запроса. Получить помощь Навигация Центр СОУТ г.Москва, ул.Фестивальная, 47 Copyright ©2016-2021 ООО «АЦ «СОУТ.»Все права защищены Продвижение сайта —

Специальная оценка условий труда: порядок проведения, ответственность работодателя

Фото Евгения Смирнова, Кублог Кто должен проводить специальную оценку условий труда, в какие сроки, какая ответственность предусмотрена за непроведение или за нарушение порядка проведения спецоценки.

Эти и другие вопросы мы рассмотрим в данной статье. Одной из основных обязанностей работодателя является обеспечение своим сотрудникам безопасных условий труда на рабочих местах (ст. 212 ТК РФ). Проведение специальной оценки условий труда на рабочих местах является одним из мероприятий, которые проводит работодатель для исполнения этой обязанности.

1 января 2014 года вступил в силу федеральный закон от 26.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (далее – Закон), который ввел новую процедуру, – специальную оценку условий труда (СОУТ). Она заменила аттестацию рабочих мест.

СОУТ направлена на выявление вредных и опасных факторов производственной среды, оценку уровня их воздействия на работника (ч. 1 ст. 3 Закона). По итогам проведения специальной оценки труда работодатель:

  1. подготавливает статистическую отчетность об условиях труда.
  2. организовывает предварительные и периодические медосмотры;
  3. обеспечивает работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  4. устанавливает для сотрудников предусмотренные законодательством гарантии и компенсации;
  5. рассчитывает скидку (надбавку) к страховому тарифу взносов на травматизм;
  6. устанавливает дополнительный тариф взносов в ПФР;
  7. определяет классы (подклассы) условий труда;

Каждый работодатель должен проводить специальную оценку, независимо от формы собственности.

Исключение составляют следующие категории сотрудников:

  1. сотрудники, вступившие в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями.
  2. надомники;
  3. дистанционные работники;

Организовать и оплатить специальную оценку должен работодатель (ч. 1 ст. 8 Закона). При этом оценка проводится им совместно со специализированной организацией, привлеченной на основании гражданско-правового договора (ч. 2 ст. 8 Закона). Для того чтобы понять, в какие сроки необходимо провести плановую спецоценку, обратимся к схеме:Сроки проведения плановой специальной оценки рабочих мест, созданных до 01.01.2014 Специальная оценка проводится не реже одного раза в 5 лет.

Срок исчисляется со дня утверждения отчета о ее проведении (ч. 4 ст. 8 Закона). Однако, если проведенная спецоценка подтвердит оптимальные или допустимые условия на рабочих местах, а в течение 5 лет с даты утверждения отчета в организации не будут выявлены профзаболевания и не произойдет несчастный случай – результаты такой спецоценки автоматически продлеваются на следующие 5 лет.

Но в случае выявления вредных/опасных условий труда данные рабочие места подлежат плановой спецоценке каждые 5 лет.Ситуация: Потенциально вредные условия труда Для потенциально вредных/опасных условий труда в Законе четко не оговорен срок проведения плановой спецоценки. Но тем не менее для этих категорий рабочих мест оценку условий труда следует проводить в кратчайшие сроки.(конец врезки) В некоторых случаях работодателю необходимо провести специальную оценку внепланово, то есть ранее, чем по прошествии 5 лет (ч. 1 ст. 17):

  1. при изменении технологического процесса на рабочем месте, при замене производственного оборудования, состава применяемых материалов, сырья и т.д.;
  2. при введении нового рабочего места;
  3. при наличии предписания ГИТ о проведении спецоценки;
  4. если произошел несчастный случай на рабочем месте (не по вине третьих лиц);
  5. если имеется мотивированное предложение выборного органа первичной профорганизации о проведении внеплановой СОУТ.
  6. если выявлено профессиональное заболевание;

Срок проведения внеплановой спецоценки составляет 6 месяцев.

Причем если организация начала свою деятельность после 1 января 2014, все рабочие места считаются вновь созданными и подлежат спецоценке в течение 6 месяцев. Проведение СОУТ начинается с созыва комиссии с нечетным количеством членов.

Ее инициирует приказ руководителя организации. В комиссию входит специалист по охране труда или специалист, привлекаемый работодателем по гражданско-правовому договору для осуществления функций службы охраны труда (специалиста по охране труда), а также представитель профсоюза, если такой имеется. В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо.

В том же приказе руководитель должен указать, кто возглавит комиссию – он сам или назначенное им лицо. Важно: Аналогичные рабочие места Комиссия утверждает перечень рабочих мест, подлежащих спецоценке, и указывает, какие из них являются аналогичными (ч. 5-7 ст. 9 Закона). Следует отметить, что СОУТ проводится только в отношении 20% аналогичных рабочих мест (но не менее чем двух мест), и ее результаты применяются ко всем аналогичным рабочим местам (ч.

1 ст. 16 Закона). Согласно ст. 9 Закона таковыми считаются рабочие места, которые отвечают одновременно следующим условиям:

  • оборудованные одинаковыми (однотипными) системами вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
  • на которых трудятся работники:
  • расположенные в одном или нескольких однотипных производственных помещениях (производственных зонах);
  1. одной и той же профессии (должности, специальности), выполняющие одинаковые трудовые функции;
  2. в одинаковом режиме рабочего времени при ведении однотипного технологического процесса;
  3. с использованием одинакового производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
  4. обеспеченные одинаковыми средствами индивидуальной защиты.

Одновременно фирма обязана выбрать и заключить договор со специализированной организацией на проведение СОУТ. На следующем этапе в дело вступает специализированная организация.

Ее задача – идентифицировать вредные либо опасные факторы труда. Проще говоря, решить, может ли нанести вред здоровью человека его работа, а если может, то чем именно. Вредные факторы перечислены в Классификаторе, утвержденном Приказом Минтруда N 33н от 24.01.2014.

Следует отметить, что идентификация не осуществляется в отношении (ч.

6 ст. 10 Закона):

  1. рабочих мест, на которых по результатам ранее проведенных аттестации или специальной оценки были установлены вредные и (или) опасные условия труда.
  2. рабочих мест сотрудников, профессии, должности или специальности которых включены в списки на досрочное назначение трудовой пенсии по старости;
  3. рабочих мест, на которых сотрудникам в соответствии с законодательством предоставляются гарантии и компенсации за работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

При этом остальные процедуры специальной оценки по отношению к этим рабочим местам проводятся. Итак, эксперт специализированной организации проводит идентификацию, а ее результаты утверждает комиссия работодателя (ч. 2 ст. 10 Закона). Если вредные и (или) опасные производственные факторы на рабочем месте не выявлены, то дальнейшие исследования не проводятся (ч.

4 ст. 10 Закона). По таким рабочим местам, а также местам, условия труда на которых признаны оптимальными или допустимыми, работодатель подает в свою трудинспекцию декларацию соответствия условий труда государственным требованиям.Ситуация: Выявлены вредные или опасные производственные факторы Если вредные/опасные производственные факторы выявлены, то комиссия принимает решение о проведении исследований и измерений данных факторов (ч. 5 ст. 10 Закона). Закончив измерять вредные факторы, экспертная организация и комиссия проверяемой фирмы составляют отчет об итогах спецоценки. Его подписывают все члены комиссии и утверждает ее председатель.

Форма отчета есть в Приказе Минтруда N 33н от 24.01.2014 г. К нему прикладываются карты оценки каждого рабочего места, прошедшего процедуру. В результате условия труда делятся на классы и подклассы по степени вредности, работники получают те или иные гарантии и компенсации, а также определятся дополнительный тариф взносов в ПФР.Характеристика условий трудаКлассПодклассУсловия трудаРазмер доп.тарифаХарактеристики класса (подкласса) 1 — Оптимальные — Вредные (опасные) факторы отсутствуют или не превышают норм.

2 — Допустимые — Вредные (опасные) факторы не превышают норм; функциональное состояние работника восстанавливается за время междусменного отдыха. 3 3.1 Вредные 1 степени 2% После воздействия вредных (опасных) факторов состояние организма работника восстанавливается при более длительном времени, чем междусменный отдых; увеличивается риск повреждения здоровья. 3.2 Вредные 2 степени 4% Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие начальных форм профзаболеваний или профзаболеваний легкой степени тяжести (без потери трудоспособности), возникающих после продолжительной экспозиции (15 и более лет).

3.3 Вредные 3 степени 6% Вредные (опасные) факторы способны вызвать появление и развитие у работника профзаболеваний легкой и средней степени тяжести (с потерей профессиональной трудоспособности) в период трудовой деятельности. 3.4 Вредные 4 степени 7% Вредные (опасные) факторы способны привести к появлению и развитию у работника тяжелых форм профзаболеваний (с потерей общей трудоспособности) в период трудовой деятельности.

4 — Опасные 8% Вредные (опасные) факторы, воздействующие на работника в течение всего рабочего дня (смены) или его части способны создать угрозу его жизни, а их последствия обусловливают высокий риск развития острого профзаболевания в период трудовой деятельности. Но на этом обязанности работодателя не заканчиваются.

Он должен ознакомить сотрудников под роспись с результатами оценки, проведенной на их рабочих местах в течение 30 календарных дней со дня утверждения вышеуказанного отчета (ч.

2 ст. 5 и ч. 5 ст. 15 Закона).
В этот срок не включаются периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, периоды междувахтового отдыха.Важно: обновите информацию на сайте А если у организации имеется официальный сайт – то она должна организовать размещение на нем сводных данных о результатах оценки:

  1. об установленных классах (подклассах) условий труда;
  2. о перечне мероприятий по улучшению этих условий.

Сделать это нужно в тот же срок – 30 календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки (ч.

6 ст. 15 Закона). Сведения о результатах специальной оценки также нужно отразить в таблице 10 формы 4-ФСС. У работников тоже есть обязанность – ознакомиться с результатами СОУТ (ч. 2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда.

2 ст. 5 Закона). Отказ от исполнения этой обязанности может быть признан работодателем нарушением требований охраны труда.

Такой отказ является основанием для привлечения к дисциплинарной ответственности (абз.

2 ч. 1 ст. 214, ст. 192 ТК РФ). Специализированная организация обязана передать результаты проведенной оценки в Федеральную государственную информационную систему учета результатов проведения специальной оценки условий труда (ч.

1 ст. 18 Закона). За нарушение порядка проведения либо за непроведение СОУТ предусмотрена административная ответственность, ее размер указан в таблице. Ответственность за нарушения правил спецоценкиНорма КоАП РФПравонарушениеОтветственностьдолжностных лицИПорганизаций ч. 2 ст. 5.27.1 Нарушение работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее не проведение Предупреждение или 5 000 – 10 000 руб.

Предупреждение или 60 000 – 80 000 руб. ч. 5 ст. 5.27.1 Совершение правонарушения, предусмотренного ч.

2 ст. 5.27.1 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 30 000 – 40 000 руб. или дисквалификация на 1 – 3 года 30 000 – 40 000 руб.

или приостановление деятельности на срок до 90 суток 100 000 – 200 000 руб. или приостановление деятельности на срок до 90 суток ч. 1 ст. 14.54 Нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, порядка ее проведения 20 000 – 30 000 руб.

Нет 70 000 – 100 000 руб. ч. 2 ст. 14.54 Совершение правонарушения, предусмотренного ч.

1 ст. 14.54 КоАП РФ, лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное правонарушение 40 000 – 50 000 или дисквалификация на 1 – 3 года 100 000 – 200 000 или приостановление деятельности на срок до 90 суток Нарушением порядка проведения СОУТ могут быть признаны следующие действия/бездействие работодателя:

  • проведение спецоценки:
  • несоблюдение срока проведения спецоценки;
  • нарушение порядка оформления результатов спецоценки;
  • неознакомление сотрудников с результатами спецоценки на их рабочих местах;
  1. без привлечения специализированной организации;
  2. не на всех рабочих местах.
  3. без формирования комиссии по ее проведению;

: Теги: 5850 9750 ₽ –40%

Статья 17. Проведение внеплановой специальной оценки условий труда

1. Внеплановая специальная оценка условий труда должна проводиться в следующих случаях:1) ввод в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;2) получение работодателем предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой специальной оценки условий труда в связи с выявленными в ходе проведения федерального государственного за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, нарушениями требований настоящего Федерального закона или государственных нормативных требований охраны труда, содержащихся в федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации;(в ред.

Федерального от 01.05.2016 N 136-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)3) изменение технологического процесса, замена производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;4) изменение состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;5) изменение применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способное оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;6) произошедший на рабочем месте несчастный случай на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявленное профессиональное заболевание, причинами которых явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;7) наличие мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда, в том числе подготовленных по замечаниям и возражениям работника относительно результатов специальной оценки условий труда, проведенной на его рабочем месте, представленных в соответствии с настоящего Федерального закона в письменном виде в выборный орган первичной профсоюзной организации или иной представительный орган работников.(в ред.

Федерального от 27.12.2019 N 451-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)2. Внеплановая специальная оценка условий труда проводится на соответствующих рабочих местах в течение двенадцати месяцев со дня наступления случаев, указанных в и настоящей статьи, и в течение шести месяцев со дня наступления случаев, указанных в , — настоящей статьи.(часть 2 в ред. Федерального от 01.05.2016 N 136-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)3.

В случае изменения имени, фамилии или отчества (при наличии) работодателя — индивидуального предпринимателя, реорганизации работодателя — юридического лица или изменения наименования рабочего места, не повлекших за собой наступления оснований для проведения внеплановой специальной оценки условий труда, предусмотренных — и настоящей статьи, внеплановая специальная оценка условий труда может не проводиться.