Права ответственность и обязанности налоговых органов

Статья 32. Обязанности налоговых органов


1. Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; 4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в и настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика; 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; 6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в , определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации; 7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; 8) соблюдать и обеспечивать ее сохранение; 9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; 10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа. Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса; 10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций; 11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам.

Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются . Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта. проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, и акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов; 12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; 13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков; 14) пользователям из Единого государственного реестра налогоплательщиков; 15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц — плательщиков страховых взносов не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений; 16) по налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в , по и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов; 17) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ

«О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «

Налог на профессиональный доход», не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений.

Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами. 2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов.

Если в течение двух месяцев со дня истечения исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту, плательщику страховых взносов) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент, плательщик страховых взносов) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела. < статья 31.> Статья 33. >> Содержание

Налоговый кодекс Российской Федерации — Часть первая.

Раздел III. Глава 5. Статья 32 «Обязанности налоговых органов»

Дата публикации: 20.04.2021 01:35 31 июля 1998 года N 146-ФЗ НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЧАСТЬ ПЕРВАЯ Глава 5. НАЛОГОВЫЕ ОРГАНЫ. ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ.

ФИНАНСОВЫЕ ОРГАНЫ. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ, ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ, ИХ ДОЛЖНОСТНЫХ ЛИЦ Статья 32.

Обязанности налоговых органов 1. Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; 4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика; 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; 6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации; 7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; 8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; 9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; 10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.
Налоговые органы обязаны: 1) соблюдать законодательство о налогах и сборах; 2) осуществлять контроль за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов; 3) вести в установленном порядке учет организаций и физических лиц; 4) бесплатно информировать (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и о принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также представлять формы налоговых деклараций (расчетов) и разъяснять порядок их заполнения; 4.1) передавать налогоплательщикам, указанным в пунктах 2 и 3 статьи 11.2 настоящего Кодекса, в электронной форме квитанцию о приеме при получении документов, переданных в налоговый орган через личный кабинет налогоплательщика; 5) руководствоваться письменными разъяснениями Министерства финансов Российской Федерации по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах; 6) сообщать налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам при их постановке на учет в налоговых органах сведения о реквизитах соответствующих счетов Федерального казначейства, а также в порядке, определяемом федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, доводить до налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов сведения об изменении реквизитов этих счетов и иные сведения, необходимые для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджетную систему Российской Федерации; 7) принимать решения о возврате налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов, направлять оформленные на основании этих решений поручения соответствующим территориальным органам Федерального казначейства для исполнения и осуществлять зачет сумм излишне уплаченных или излишне взысканных налогов, сборов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом; 8) соблюдать налоговую тайну и обеспечивать ее сохранение; 9) направлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, налоговое уведомление и (или) требование об уплате налога и сбора; 10) представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам и справки об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов на основании данных налогового органа.

Справка о состоянии расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам передается (направляется) указанному лицу (его представителю) в течение пяти дней, справка об исполнении обязанности по уплате налогов, сборов, пеней, штрафов, процентов — в течение десяти дней со дня поступления в налоговый орган соответствующего запроса; 10.1) представлять ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков по его запросу, направленному в пределах предоставленных ему полномочий, справки о состоянии расчетов консолидированной группы налогоплательщиков по налогу на прибыль организаций; 11) осуществлять по заявлению налогоплательщика, ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, плательщика сбора или налогового агента совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам. Результаты совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам оформляются актом. Акт совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам вручается (направляется по почте заказным письмом) или передается налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков, плательщику сбора, налоговому агенту) в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика в течение следующего дня после дня составления такого акта.

Порядок проведения совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, форма и формат акта совместной сверки расчетов по налогам, сборам, пеням, штрафам, процентам, а также порядок его передачи в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов; 12) по заявлению налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении этого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента; 13) по заявлению ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков выдавать копии решений, принятых налоговым органом в отношении консолидированной группы налогоплательщиков; 14) представлять пользователям выписки из Единого государственного реестра налогоплательщиков; 15) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования сведения о наделении обособленных подразделений (включая филиалы, представительства) российских организаций, созданных на территории Российской Федерации, полномочиями (о лишении полномочий) по начислению выплат и иных вознаграждений в пользу физических лиц, об изменении места нахождения обособленных подразделений (за исключением филиалов, представительств), о прекращении деятельности указанных организаций через такие обособленные подразделения (о закрытии таких обособленных подразделений), о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах иностранных организаций, осуществляющих деятельность на территории Российской Федерации, международных организаций в качестве плательщиков страховых взносов, физических лиц в качестве адвокатов, нотариусов, занимающихся частной практикой, арбитражных управляющих, занимающихся частной практикой оценщиков, патентных поверенных, медиаторов и иных физических лиц — плательщиков страховых взносов не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений; 16) по заявлению налогоплательщика представлять налогоплательщику (его представителю) документ в электронной форме или на бумажном носителе, подтверждающий статус налогового резидента Российской Федерации, в порядке, по форме и формату, которые утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов; 17) представлять в электронной форме в порядке, определяемом соглашением взаимодействующих сторон, в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о постановке на учет (снятии с учета) в налоговых органах физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей, в качестве налогоплательщиков налога на профессиональный доход, признаваемых таковыми в соответствии с Федеральным законом от 27 ноября 2018 года N 422-ФЗ

«О проведении эксперимента по установлению специального налогового режима «

Налог на профессиональный доход», не позднее трех дней, следующих за днем внесения в Единый государственный реестр налогоплательщиков указанных сведений. 2. Налоговые органы несут также другие обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами.

2.1. Обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом и иными федеральными законами в отношении налогоплательщиков, налоговые органы также несут в отношении плательщиков страховых взносов. 3. Если в течение двух месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога (сбора, страховых взносов), направленного налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту, плательщику страховых взносов) на основании решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент, плательщик страховых взносов) не уплатил (не перечислил) в полном объеме указанные в данном требовании суммы недоимки, размер которой позволяет предполагать факт совершения нарушения законодательства о налогах и сборах, содержащего признаки преступления, соответствующих пеней и штрафов, налоговые органы обязаны в течение 10 дней со дня выявления указанных обстоятельств направить материалы в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 — 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее — следственные органы), для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.

Поделиться:

Правовой статус налоговых органов. Их права и обязанности. Обязанности должностных лиц налоговых органов

Правовой статус налоговых органовСогласно п.

1 ст. 30 НК РФ налоговые органы составляют единую централизованную систему контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ налогов и сборов, за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) в бюджетную систему РФ иных обязательных платежей.В указанную систему входят

  1. его территориальные органы.
  2. федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, и

В настоящее время это Федеральная налого­вая служба (ФНС России) и ее территориальные органы (Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» от 30 сентября 2004 г. № 506).Главные задачи ФНС России ― осуществление функций по контролю и надзору:

  • за соблюдением валютного законодательства РФ в пределах компетенции налоговых органов.
  • за правильностью исчисления, полнотой и свое­временностью внесения в соответствующий бюджет налогов и сборов в случаях, предусмотренных законодательством РФ, иных обязательных платежей;
  • за производством и оборотом этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  • за соблюдением законодательства РФ о налогах и сборах;

ФНС России является уполномоченным федеральным орга­ном исполнительной власти,

  1. обеспечивающим представление в делах о бан­кротстве и в процедурах банкротства требований об уплате обя­зательных платежей и требований РФ по денежным обязательствам.
  2. осуществляющим государственную регистрацию юридических лиц, физических лиц в качестве ин­дивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств, а также

ФНС России находится в ведении Министерства финансов РФ и руководствуется в своей деятельности Конституцией РФ, феде­ральными конституционными законами, федеральными закона­ми, актами Президента РФ и Правительства РФ, международны­ми договорами РФ, нормативными правовыми актами Минфина России, а также Положением о Федеральной налоговой службе.

Основополагающие вопросы правового статуса налоговых органов установлены Налоговым кодексом РФ, Законом РФ «О налоговых органах РФ» от 21 марта 1991 г. № 943-1, Фе­деральным законом «О валютном регулировании и валютном контроле» от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ, а также иными нор­мативными правовыми актами.В случае возникновения коллизий в правовом регулировании статуса налоговых органов приоритет имеют нормы Налогового кодекса РФ.Согласно положениям Конституции РФ (ст.

72 и 76) и НК РФ (ст. 1, 6, 12, 14, 15, 17) субъекты РФ и органы местного само­управления имеют право принимать нормативные правовые акты, входящие в состав законодательства о налогах и сборах. Элементы правового статуса единой системы налоговых органов, установ­ленные региональными и муниципальными актами, подлежат реализации соответствующими территориальными подразделе­ниями ФНС России, но согласно ст.
Элементы правового статуса единой системы налоговых органов, установ­ленные региональными и муниципальными актами, подлежат реализации соответствующими территориальными подразделе­ниями ФНС России, но согласно ст.

3 Закона РФ «О налоговых органах РФ» только при соблюдении регио­нальными нормотворцами двух условий:

  1. они должны содержать регулятивные нормы по вопросам налогов и сборов.
  2. нормативные правовые акты территориального уровня долж­ны соответствовать Конституции РФ и федеральному законода­тельству;

Таким образом, региональные и муниципальные норматив­ные правовые акты подлежат исполнению органами ФНС Рос­сии исключительно в части предоставления прав и возложения обязанностей в налоговой сфере. Вопросы иных видов контроля, осуществляемого налоговыми органами, регулируются на феде­ральном уровне.Статья 2 Закона РФ «О налоговых органах РФ» в качестве основополагающих принципов организации налоговых органов устанавливает единство, централизацию и иерархию построения.

ФНС России осуществляет свою деятель­ность непосредственно и через свои территориальные органы во взаимодействии с другими федеральными органами исполни­тельной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления и государственными внебюд­жетными фондами, общественными объединениями и иными организациями.Структура территориальных органов ФНС России (http://www.nalog.ru/images_ca/structure_20072012_1.gif):1) центральный аппарат ФНС России;2) управления ФНС по субъектам РФ;3) инспекция ФНС в субъектах:

  1. инспекции по городам без районного деления;
  2. инспекции по районам
  3. межрайонная инспекция;
  4. инспекции по районам в городах.

Межрегиональные инспекции ФНС России, в основу образования которых положены принципы тер­риториальности или определенности сферы деятельности:

  1. по оперативному контролю про­блемных налогоплательщиков;
  2. по контролю за алкогольной и табачной продукцией и др.
  3. по контролю за налогообложени­ем малого бизнеса и сферы услуг;
  4. по федеральным округам;

Права и обязанности налоговых органовДеятельность налоговых органов осуществляется в границах их компетенции, представляющей собой установленную норма­тивными правовыми актами совокупность полномочий ФНС России и ее территориальных подразделений по осуществлению контроля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, в валютных отношениях и иных сферах государственной деятель­ности, а также полномочий по применению мер ответственности.Компетенция налоговых органов реализуется непосредственно ФНС России или через ее территориальные структуры.ФНС России осуществляет следующие полномочия в установ­ленной сфере деятельности в соответствии с положениями гл.

5 НК РФ:

  1. налоговые органы имеют право вынести решение в отсутствие налогоплательщика в случае его неявки без ува­жительной причины для рассмотрения материа­лов налоговой проверки;
  2. в необходимых случаях одновременно с подачей искового заявления о взыскании налоговой санкции с лица, привлекаемого к налоговой ответственности, налоговый орган вправе направить в суд ходатайство об обеспечении иска.
  3. ФНС России не вправе осуществлять в установленной сфере деятельности нормативно-правовое регулирование, а также управление государственным имуществом и оказание платных услуг;
  4. валютный контроль;

ФНС России свойственно осуществление полномочий, направленных на со­вершенствование финансовой деятельности государства в целом. В пределах своей компетенции ФНС России:

  1. участвует в переговорах о заключении межправительственных соглашений об избежании двойного налогообложения доходов и имущества и осуществляет реализацию указанных соглашений;
  2. подготавливает пред­ложения по совершенствованию налоговой политики, планирова­нию налоговых поступлений, развитию налогового законодательст­ва в РФ, а также валютного законодательства и законодательства в области производства и оборота этилового спирта, спиртосодержащей, алкогольной и табачной продукции;
  3. разрабатывает совместно с иными уполномоченными органами проекты федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на соответствующий год.

В целях реализации возложенных на налоговые органы задач по контролю за соблюдением законодательства о налогах и сбо­рах налоговым органам предоставлено право возбуждать процедуру о восстановлении нарушенных прав государства в финансовой сфере посредством искового судопроизводства.Возможные виды исковФедеральным законодательством предусмотрены различные виды исков, которые налоговые органы вправе предъявлять к на­логоплательщикам и другим участниками налоговых правоот­ношений в суды общей юрисдикции и арбитражные суды:

  1. о досрочном расторжении договора о налоговом кредите и договора об инвестиционном налоговом кредите;
  2. о взыскании задолженности по налогам, сборам, соответ­ствующим пеням и штрафам в бюджеты (внебюджетные фонды), числящейся более трех месяцев за организациями, являющимися в соответствии с гражданским законода­тельством РФ зависимыми (дочерними) обществами (пред­приятиями), с конкретных основных (преобладающих, уча­ствующих) обществ (товариществ, предприятий).
  3. о взыскании налоговых санкций с лиц, допустивших нарушения законодательства о налогах и сборах;
  4. о ликвидации организации любой организационно-правовой формы по основаниям, установленным законодательст­вом РФ;
  5. о признании недействительной государственной регистра­ции юридического лица или государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпри­нимателя;

Статьей 31 НК РФ предусмотрена возможность налоговых органов предъявлять иски и в иных случаях. Способы защиты финансовых интересов государства посред­ством искового судопроизводства предусмотрены и Законом РФ «О налоговых органах РФ», согласно ст.

7 ко­торого налоговые органы вправе предъявлять иски:

  1. о взыскании в доход соответствующего бюджета неоснова­тельно приобретенного не по сделке, а в результате других незаконных действий.
  2. о признании сделок недействительными и взыскании в доход государства всего полученного по таким сделкам;

Право на обращение в суд за защитой финансовых интере­сов государства посредством предъявления исков возникает у налоговых органов только в случаях, когда федеральным зако­нодательством не предусмотрены иные меры пресечения или предупреждения налоговых правонарушений или не установлен внесудебный порядок разрешения налоговых споров. Например, в силу императивности нормы о бесспорном взыскании сумм не­доимок и пеней с юридических лиц (ст.

46 НК РФ) налоговые ор­ганы не могут отказаться от ее реализации и восстанавливать на­рушенные права государства в порядке искового судопроизводства.Однако на практике часто возникают ситуации, когда нало­говым законодательством предусмотрен внесудебный порядок разрешения налогового спора, но исполнить принятое решение не представляется возможным ввиду отсутствия у налогопла­тельщика объектов, на которые обращается взыскание (банков­ского счета или денег на нем, ликвидного имущества).

46 НК РФ) налоговые ор­ганы не могут отказаться от ее реализации и восстанавливать на­рушенные права государства в порядке искового судопроизводства.Однако на практике часто возникают ситуации, когда нало­говым законодательством предусмотрен внесудебный порядок разрешения налогового спора, но исполнить принятое решение не представляется возможным ввиду отсутствия у налогопла­тельщика объектов, на которые обращается взыскание (банков­ского счета или денег на нем, ликвидного имущества). В таком случае у налогового органа возникает право обратиться в арбит­ражный суд о признании организации банкротом.Являясь федеральными органами исполнительной власти, налоговые органы наделены правом нормотворчества по регули­рованию общественных отношений, складывающихся в налого­вой сфере.

Нормативные правовые акты издаются налоговыми органами на основе обобщения практики применения законода­тельства о налогах и сборах, анализов отчетных и статистических данных, результатов налоговых проверок и предназначаются для его детали­зации, конкретизации или установления механизма реализации налогово-правовых норм.

Нормативные правовые акты, изданные в пределах компетенции налоговых органов и соответствующие законодательству, носят императивный характер по исполнению их налогоплательщиками и иными участниками налоговых пра­воотношений.Обязанности налоговых органовСоставным элементом компетенции налоговых органов явля­ются их обязанности, установленные ст.

32 НК РФ. Основопола­гающей обязанностью налоговых органов, обусловленной целями создания и задачами деятельности, является осуществление кон­троля за соблюдением законодательства о налогах и сборах, а также принятых в соответствии с ним нормативных правовых ак­тов.

Остальные обязанности налоговых органов служат средством обеспечения вышеназванной, развивают и конкретизируют ее.Налоговые органы обязаны:

  1. вести в установленном порядке учет налогоплательщиков;
  2. осуществлять возврат или зачет излишне уплаченных или излишне взысканных сумм налогов, пеней и штрафов в порядке, предусмотренном НК РФ;
  3. соблюдать налоговую тайну;
  4. направлять налогоплательщику или налоговому агенту ко­пии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в предусмотренных законодательством случаях — налоговое уведомление и требование об уплате налога или сбора.
  5. законодательстве, правах и обязанностях налогоплательщиков, а также предоставлять формы нало­говой отчетности и разъяснять порядок их заполнения;
  6. соблюдать законодательство о налогах и сборах;
  7. бесплатно информировать налогоплательщиков о действующих налогах и сборах,

Обязанности должностных лиц налоговых органовПолномочия налоговых органов конкретизированы по кругу их должностных лиц.В ст.

8 Закона РФ «О налоговых органах РФ» перечислены следующие права, реализа­ция которых возможна только начальниками налоговых органов и их заместителями:

  1. возбуждать ходатайства о запрещении в установленном порядке занятий индивидуальной трудовой деятельностью;
  2. налагать административные штрафы;
  3. предъявлять иски в суде общей юрисдикции и арбитражном суде;
  4. создавать налоговые посты.
  5. выносить решения о привлечении граждан, органов и организаций к ответственности за совершение налоговых правонарушений;
  6. взыскивать недоимки по налогам и пени;

Остальные полномочия налоговых органов могут реализовываться их должностными лицами, т.е.

сотрудниками налоговых органов, которым в соответствии с квалификацией, стажем ра­боты и занимаемой должностью присваиваются классные чины. Должностные лица налоговых органов имеют специальные зва­ния и занимают должности не ниже должности налогового ин­спектора.Реализация некоторых полномочий должностных лиц налого­вых органов возможна только при наличии согласия (санкции) начальника налогового органа или его заместителя.

Например, налоговым законодательством устанавливаются особые процеду­ры доступа должностных лиц налоговых органов на территорию или в помещение налогоплательщика для проведения налоговой проверки. Согласно п. 1 ст. 91 НК РФ основанием доступа долж­ностных лиц является постановление (решение) налогового орга­на о проведении выездной налоговой проверки, следовательно, право на вхождение в помещение налогоплательщика имеют те должностные лица налоговых органов, которые указаны в по­становлении о проведении налоговой проверки.Обязанности налоговых органов, так же как и права, кон­кретизированы по кругу их должностных лиц.

В соответствии с принципом разделения полномочий должностные лица налоговых органов обязаны:

  1. реализовывать в пределах своей компетенции права и обя­занности налоговых органов;
  2. корректно и внимательно относиться к налогоплательщи­кам, их представителям и иным участникам налоговых пра­воотношений, не унижать их честь и достоинство.
  3. действовать в строгом соответствии с Налоговым кодексом РФ и иными федеральными законами;

Обязанности налоговых органов имеют два аспекта:

  • обеспечение фискальных интересов государства.
  • коррес­понденция (соотношение) с правами налогоплательщиков и на­логовых агентов;

Поскольку перечень прав налогоплательщиков и налоговых аген­тов не является исчерпывающим, на налоговые органы могут быть возложены другие обязанности, предусмотренные Налого­вым кодексом РФ и иными федеральными законами.Налоговым кодексом РФ дан общий перечень обязанностей должностных лиц налоговых органов как государственных слу­жащих.

Конкретизируются обязанности должностных лиц нало­говых органов некоторыми статьями Налогового кодекса РФ, а также иными федеральными законами. Например, ст. 92 и 94 НК РФ устанавливают обязанность должностного лица налого­вого органа при производстве осмотра или выемки документов составлять протокол; согласно ст.
Например, ст. 92 и 94 НК РФ устанавливают обязанность должностного лица налого­вого органа при производстве осмотра или выемки документов составлять протокол; согласно ст.

104 НК РФ до обращения в суд налоговый орган обязан предложить налогоплательщику добровольно уплатить соответствующую сумму налоговой санкции. На основании Федерального закона

«О применении контроль­но-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт»

от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ налоговые органы обязаны:

  1. проводят проверки выдачи организациями и индивидуальными предпринимателями кассовых чеков;
  2. налагают штрафы в случаях и порядке, которые установлены Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на организации и индивидуальных предпринимателей, которые нарушают требования настоящего Федерального закона.
  3. проверяют документы, связанные с применением организациями и индивидуальными предпринимателями контрольно-кассовой техники, получают необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при проведении проверок;
  4. осуществляют контроль за соблюдением организациями и индивидуальными предпринимателями требований настоящего Федерального закона;
  5. осуществляют контроль за полнотой учета выручки в организациях и у индивидуальных предпринимателей;

Налоговым кодексом РФ установлена презумпция правомер­ности действий и актов (как нормативного, так и индивидуаль­ного содержания) налоговых органов, вытекающая из положе­ния о том, что подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не приостанавливает испол­нения обжалуемого акта или действия.

0 1 1 1 1 1 1 1 1 1 1 Rating: ( 0 Rating ) Joomla SEF URLs by ArtioКатегории

Нормативные правовые акты в Российской Федерации

Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 50 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании нормативных правовых актов и актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 49 «О некоторых вопросах применения общих положений Гражданского кодекса Российской Федерации о заключении и толковании договора»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 48 «О некоторых вопросах, связанных с особенностями формирования и распределения конкурсной массы в делах о банкротстве граждан»Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 46 «О некоторых вопросах судебной практики по делам о преступлениях против конституционных прав и свобод человека и гражданина (статьи 137, 138, 138.1, 139, 144.1, 145, 145.1 Уголовного кодекса Российской Федерации)»Постановление Пленума ВС РФ от 29 ноября 2018 года № 41 «О судебной практике по уголовным делам о нарушениях требований охраны труда, правил безопасности при ведении строительных или иных работ либо требований промышленной безопасности опасных производственных объектов»Согласно Федеральному закону от 28.11.2018 N 451-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» пересмотрен порядок разрешения гражданских и административных дел в судах (со дня начала деятельности кассационных судов общей юрисдикции и апелляционных судов общей юрисдикции, но не позднее 1 октября 2020 года).

Copyright © 2012-2021 Все права защищены. Полное или частичное использование материалов возможно только с указанием прямой ссылки на сайт.

  1. Материалы партнёров
  2. Политика конфиденциальности
  3. Пользовательское соглашение
  4. Соглашение об использовании cookie-файлов
  1. Учеба
  2. Понятия
  3. Угостить кофе ☕
  4. Общие вопросы

Обязанности должностных лиц налоговых органов

Налоговые органы РФ – важные участники налоговых правоотношений.

Их права и обязанности установлены налоговым законодательством (ст.ст.

31-32 НК РФ), Реализуя свои права должностные лица, при этом не должны превышаться пределы их компетенции. Налоговое законодательство не содержит понятия о должностных лицах. Однако это понятие раскрывается другими нормативно-правовыми актами, а именно КоАП, в статье 285 УК РФ, а также в законе, регулирующем принципы организации местного самоуправления в РФ.

Отсутствие закрепленного в специальном законе понятия должностного лица налогового органа осложняет некоторые вопросы правоприменения, поскольку должностные лица являются самостоятельными субъектами, к которым применяются механизмы юридической ответственности. Понятие о должностных лицах можно составить исходя из анализа перечисленных нормативно-правовых актов.
Понятие о должностных лицах можно составить исходя из анализа перечисленных нормативно-правовых актов. Ими являются лица, которые занимают определенную должность, предусмотренную НПА, отвечающие квалификационным требованиям.

Должностные лица закон наделяет соответствующими правами и обязанностями, которые необходимы им для исполнения функций, возложенных на них в связи с их служебной деятельностью.

Анализируя налоговое законодательство можно добавить, что должностными лицами налогового органа являются его работники, которые выполняют установленные законом действия по отношению к участникам налоговых правоотношений, которыми являются плательщики налогов, налоговые агенты и т.д.

Должностных лиц, осуществляющих деятельность в сфере налоговых правоотношений (налоговые инспекторы) закон наделяет такими правами:

  1. контролировать физических лиц с целью соответствия их расходов заявленным доходам.
  2. контролировать соблюдение предпринимателями требований налогового законодательства;
  3. проверять первичную документацию налогоплательщиков;
  4. вызывать конкретных лиц с целью дачи показаний, которые имеют значение для осуществления налогового контроля;
  5. обследовать беспрепятственно объекты, которые налогоплательщиком используются для получения прибыли (склады, офисы торговые помещения и территории и т.д.);
  6. получать все необходимые пояснения от налогоплательщиков (справки и т.д.) в связи с проводимой проверкой;
  7. привлекать специалистов, в случае если собственных знаний недостаточно для налогового контроля (переводчиков, экспертов);
  8. проводить проверки камеральные или выездные, строго руководствуясь при этом требованиями налогового законодательства;

Положения ст.

33 НК РФ обязывают должностных лиц налогового органа:

  1. направлять налоговые уведомления с требованием оплатить налог, установленный НК РФ;
  2. внимательно относится к участникам налоговых правоотношений, не нарушая их достоинства и не унижая чести. С этой целью был утвержден Кодекс этики госслужащих, регламентирующий нормы служебного поведения сотрудников налоговых органов;
  3. направлять субъектам проверки решения и акты налоговых проверок.
  4. действовать строго придерживаясь требований налогового законодательства, а также требований федерального законодательства;
  5. разъяснять порядок уплаты и расчета налогов;
  6. соблюдать налоговую тайну;
  7. вести учет налогоплательщиков;
  8. не выходя за пределы своей компетенции способствовать реализации прав и обязанностей налогового органа, установленных в ст.ст. 31,32 НК РФ;

Обязанности, возложенные законом на должностных лиц налогового органа, обеспечивают права налогоплательщиков. Для того, чтобы обеспечить соблюдение со стороны должностных лиц своих обязанностей, предусмотренных законом, правительством РФ утверждена программа противодействия коррупции.

В рамках данной программы организуется и проводится антикоррупционная деятельность, имеющая профилактический характер. Поскольку налоговый орган представляет исполнительную власть, он должен делать только то, что прямо предписывает закон.

В связи с этим можно назвать ряд примеров, свидетельствующих о ненадлежащем исполнении своих обязанностей должностными лицами. Ими являются:

  1. требование уплаты налогов без наличия оснований для их взимания;
  2. привлечение к ответственности плательщика налогов без учета срока исковой давности.
  3. не предоставление возможности налогоплательщику предоставить свои возражения на материалы налоговой проверки, а также принять участие в их рассмотрении;
  4. проверка деятельности налогоплательщика за период, который превышает 3 года;
  5. вынесение необоснованного решения, которым плательщик налогов привлечен к ответственности;
  6. истребование у плательщика налогов документов, которые не связаны с налоговой проверкой;

Этот перечень далеко не исчерпывающий. Как показывает арбитражная практика примеров ненадлежащего исполнения обязанностей значительно больше.

В случае если должностными лицами налоговых органов не выполняются установленные законом обязанности, ст. 12 Закона о налоговых органах РФ предусматривает привлечение их к дисциплинарной, материальной, а также уголовной ответственности. Данная законодательная норма имеет отсылочный характер, предусматривая в случае применения различных видов ответственности обращение к законодательным нормам других отраслей права.

Так, например, дисциплинарную ответственность устанавливает ФЗ об основах госслужбы, предусматривая такие дисциплинарные взыскания, как:

  1. предупреждение о служебном несоответствии;
  2. увольнение.
  3. замечание;
  4. выговор;

Материальная ответственность у должностных налоговых работников возникает в случае, если они причинили ущерб организации в результате:

  1. преступных действий (для установления такого факта требуется решение суда);
  2. действий совершенных, когда работник не был при исполнении своих обязанностей (например, разбил служебную машину, находясь не на работе).
  3. нетрезвого состояния;

Возмещать ущерб работники налоговых органов, как предписывает трудовое законодательство, должны по распоряжению руководителя в размере, который не должен превышать пределов заработка работника (ст.