Можно ли устанавливать капитальные перегородки в паркинге

Решение № 2-12/2017 2-12/2017(2-7774/2016;)~М-8076/2016 2-7774/2016 М-8076/2016 от 23 января 2017 г. по делу № 2-12/2017


.Определением Кировского районного суда г.

Омска от 11.01.2017 года к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечены департамент строительства Администрации г. Омска, АО «ТПИ Омскгражданпроект», ТСН «70 лет Октября-15», Паршуков Н.П.Истец Богусевич И.В., его представитель Мальцев А.Н., действующий на основании доверенности, в судебном заседании поддержали уточненные исковые требования по изложенным в иске доводам, просили удовлетворить. Дополнительно пояснили, что имеются расхождения в содержании предоставленного представителем ответчика договора на долевое участие в строительстве гаража от ДД.ММ.ГГГГ и представленном в регистрирующий орган договоре на долевое участие в строительстве гаража от ДД.ММ.ГГГГ.

Указали, что в проектную документацию, разработанную ОАО «ТПИ «Омскгражданпроект», изменения не вносились. Полагали, что независимо от того, кем осуществлено строительство гаражного бокса в подземном гараже-стоянке, обязанность по сносу самовольно установленного ограждения должен нести его владелец Буробин А.И.Ответчик Буробин А.И.

о времени и месте рассмотрения дела извещен надлежащим образом, в судебное заседание не явился.

Его представитель Видякин А.И., действующий на основании доверенности, в судебном заседании возражал против удовлетворения исковых требований. Представил отзыв на исковое заявление (л.д. 151), согласно которому подземный гараж-стоянка представляет собой отдельно стоящее здание (литера Б) подземной этажностью 1 этаж с самостоятельным непосредственным выездом наружу с подземного этажа.

Гараж находится на незастроенной территории над ним. Застройщиком строительства подземного гаража-стоянки на 66 мест было ОАО «». Застройщик в соответствие с лицензией на проектирование разрабатывал откорректированную проектную документацию на 66 машино-мест.

Устройство обособленного бокса на машино-месте № также было осуществлено ОАО «» по чертежу, разработанному застройщиком ОАО «». Подземный гараж-стоянка с имевшимся в нем одним обособленным боксом прошел первичную техническую инвентаризацию и был поставлен на технический учет в ДД.ММ.ГГГГ года, был введен в эксплуатацию разрешением департамента строительства Администрации ДД.ММ.ГГГГ.

В соответствии с договором № от ДД.ММ.ГГГГ застройщик обязался передать в собственность Паршукову H.П. отдельный выгороженный бокс в указанном гараже-стоянке. На основании акта от ДД.ММ.ГГГГ застройщиком ОАО «» Паршукову H.П. был передан в собственность выгороженный бокс с воротами в этом подземном гараже-стоянке.

был передан в собственность выгороженный бокс с воротами в этом подземном гараже-стоянке. Указанное свидетельствует, что устройство выделенного бокса на машино-месте № было осуществлено самим застройщиком ОАО «» в ходе строительства подземного гаража-стоянки на 66 автомобилей, построенный объект на дату его ввода в эксплуатацию полностью соответствовал требованиям СНиП. СНиП 21-02-99 в действовавшей на тот момент редакции допускал возможность устройства обособленных боксов в подземных гаражах-стоянках.

Указанные в уточненном иске акты вступили в силу с ДД.ММ.ГГГГ: актуализированная редакция СНиП 21-02-99 с ДД.ММ.ГГГГ, CП 154.13130.2013 — с ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, ответчик не совершат каких-либо самовольных действий, устройство отдельного бокса было произведено ОАО «» в соответствии с требованиями нормативных актов.Третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора — департамент строительства Администрации г. Омска, АО «ТПИ Омскгражданпроект», ООО «ЖКО «Полет», ТСН «70 лет Октября-15», Паршуков Н.П.

о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в судебное заседание не явились, представителей не направили.Выслушав участвующих в деле лиц, допросив свидетелей, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.В соответствии с частью 2 статьи РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта, если при его проведении затрагиваются конструктивные и другие характеристики надежности и безопасности объектов капитального строительства.Из части 4 статьи РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) следует, что подготовка проектной документации осуществляется физическими или юридическими лицами, которые соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации, предъявляемым к лицам, осуществляющим архитектурно-строительное проектирование.Лицами, осуществляющими подготовку проектной документации, могут являться застройщик либо привлекаемое на основании договора застройщиком или заказчиком физическое или юридическое лицо, соответствующие требованиям, предусмотренным частью 4 настоящей статьи (п. 5 ст. РФ). Согласно части 15 статьи РФ (в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений) проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком.

В случаях, предусмотренных статьей 49 настоящего Кодекса, застройщик или заказчик до утверждения проектной документации направляет ее на государственную экспертизу. При этом проектная документация утверждается застройщиком или заказчиком при наличии положительного заключения государственной экспертизы проектной документации.Отклонение параметров объекта капитального строительства от проектной документации, необходимость которого выявилась в процессе строительства, реконструкции, капитального ремонта такого объекта, допускается только на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (ч. 7 ст. РФ).В силу части 1 статьи РФ (в редакции Федерального закона от 13.05.2008 года № 12) разрешение на ввод объекта в эксплуатацию представляет собой документ, который удостоверяет выполнение строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства в полном объеме в соответствии с разрешением на строительство, соответствие построенного, реконструированного, отремонтированного объекта капитального строительства градостроительному плану земельного участка и проектной документации.Самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.(п.

1 ст. в редакции, действовавшей на момент возникновения спорных правоотношений).Согласно пункту 5.35 «СНиП 21-02-99.

Стоянки автомобилей», принятых и введенных в действие Постановлением Госстроя РФ от 19.11.1999 года № 64 (действовавшх на момент возникновения спорных правоотношений) в подземных автостоянках, как правило, не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы.В отдельно стоящих подземных автостоянках не более чем с двумя этажами, располагаемых на незастроенной территории, допускается устройство обособленных боксов, отвечающих требованиям 5.40. При этом должны быть предусмотрены самостоятельные выезды непосредственно наружу с каждого подземного этажа.В автостоянках, расположенных в подвальном или цокольном этаже зданий класса Ф 1.3 I и II степеней огнестойкости, для выделения мест хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, допускается предусматривать обособленные боксы, отвечающие требованиям 5.40.Из пункта 5.40 «СНиП 21-02-99.

Стоянки автомобилей» следовало, что в зданиях автостоянок I и II степеней огнестойкости для выделения мест хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, допускается предусматривать обособленные боксы. Перегородки между боксами должны иметь предел огнестойкости R 45, класс пожарной опасности К0; ворота в этих боксах следует предусматривать в виде сетчатого ограждения или ворота каждого бокса на высоте 1,4-1,6 м должны иметь отверстие размером не менее 300 х 300 мм для подачи средств тушения и осуществления контроля за противопожарным состоянием бокса.«СНиП 21-02-99. Стоянки автомобилей» утратил силу с 1 января 2013 года в связи с изданием Приказа Минрегиона России от 29.12.2011 года № 635/9, которым утвержден Свод правил СП 113.13330.2012.Пунктом 5.2.1 «СП 113.13330.2012.

Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*», утвержденного Приказом Минрегиона России от 29.12.2011 года № 635/9 и введенного в действие с 01.01.2013 года, предусмотрено, что в подземных автостоянках не допускается разделение машино-мест перегородками на отдельные боксы.В соответствии с пунктом 5.2.6 Свода правил «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности», утвержденного Приказом МЧС России от 21.02.2013 года № 117, в подземных автостоянках не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы.Из материалов дела следует, что ДД.ММ.ГГГГ Администрацией выдано разрешение на выполнение строительно-монтажных работ №, согласно которому ООО «» разрешено осуществление всех видов строительно-монтажных работ с ДД.ММ.ГГГГ по объекту строительства – 9-этажному жилому дому по АО (л.д.

117-119). В разрешении указано, что проектная документация разработана ОАО ТПИ «Омскгражданпроект».Распоряжением Мэра от ДД.ММ.ГГГГ № разрешено строительство многоэтажного жилого дома ООО «Строительно-монтажный трест №» на земельном участке с кадастровым номером № по АО (л.д. 116).В соответствии с «Планом на отметке -2.920» (лист 13 альбома 20146-2-АС) графической документации по объекту: «Подземный гараж-стоянка на 48 автомашин, расположенный по адресу: », подготовленной ОАО ТПИ «Омскгражданпроект», проект не предусматривал устройство отдельных обособленных боксов (л.д.

106).Из «Плана на отметке -2.920» (лист 13 альбома 20146-2-АС) графической документации по объекту: «Подземный гараж-стоянка на 66 автомашин, расположенный по адресу: », разработанного застройщиком ООО «Строительно-монтажный трест №» в марте 2007 года, следует, что в проекте предусмотрено устройство одного отдельного обособленного бокса путем строительства перегородок и ворот (л.д.

106).Из «Плана на отметке -2.920» (лист 13 альбома 20146-2-АС) графической документации по объекту: «Подземный гараж-стоянка на 66 автомашин, расположенный по адресу: », разработанного застройщиком ООО «Строительно-монтажный трест №» в марте 2007 года, следует, что в проекте предусмотрено устройство одного отдельного обособленного бокса путем строительства перегородок и ворот (л.д. 81-82). Застройщиком также указано, что данный лист разработан взамен листа 13 проекта 20146-2-АС.По информации ОАО ТПИ «Омскгражданпроект» от ДД.ММ.ГГГГ проект подземного гаража-стоянки на 48 автомашин, в котором было предусмотрено хранение автомобилей в общем зале с выездом на общий внутренний проезд, т.е. манежного типа, был разработан институтом в 2000 году.

В 2007 году проектной группой ООО «Строительно-монтажный трест №» (лицензия № ОМК №) была выполнена корректировка проекта, связанная с увеличением длины здания и количества машино-мест до 66. Строительство подземного гаража-стоянки на 66 автомашин производилось по проекту, разработанному ООО «Строительно-монтажный трест №» (л.д. 152).Таким образом, ОАО ТПИ «Омскгражданпроект» изменения в проект как в части увеличения количества машино-мест в подземном гараже-стоянке, так и в части обустройства отдельного гаражного бокса не вносились, указанные изменения внесены в проект застройщиком ООО «Строительно-монтажный трест №».

В техническом паспорте нежилого строения по адресу: , литера , по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, отражено выделение отдельного гаража — помещения 1П, площадью 15,6 кв.м (л.д. 25-30).ДД.ММ.ГГГГ заказчиком и генеральным подрядчиком ООО «Строительно-монтажный трест №» подписан акт приемки законченного строительством объекта – 9-этажного жилого дома со встроенными нежилыми помещениями, с подземным гаражом-стоянкой и инженерными сетями, расположенного по адресу: (л.д.

120-123). Согласно пункту 4 указанного акта проектно-сметная документация на строительство разработана генеральным проектировщиком ОАО ТПИ «Омскгражданпроект», которым в том числе выполнена архитектурно-строительная часть.ДД.ММ.ГГГГ застройщиком и генеральным подрядчиком ООО «Строительно-монтажный трест №», проектной организацией ОАО ТПИ «Омскгражданпроект» также подписано подтверждение о соответствии параметров построенного объекта проектной документации (л.д. 124-125).Распоряжением департамента строительства Администрации от ДД.ММ.ГГГГ №-рв выдано разрешение на ввод в эксплуатацию законченного строительством 9-этажного жилого дома, расположенного по адресу: , со встроенными нежилыми помещениями, с подземным гаражом-стоянкой (л.д.

126). Сведений о том, что данное распоряжение признано недействительным и отменено, материалы дела не содержат.Согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от ДД.ММ.ГГГГ № объект капитального строительства включает в себя подземный гараж-стоянку на 66 автомашин (л.д.

127-128).Следовательно, на момент ввода в эксплуатацию жилого дома застройщиком ООО «Строительно-монтажный трест №» в подземном гараже-стоянке построен отдельно выделенный гаражный бокс. Данный факт также подтвердили допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО1 и ФИО2В связи с тем, что в процессе строительства застройщиком ООО «Строительно-монтажный трест №» вносились изменения в проектную документацию в части увеличения количества автомашин в подземном гараже-стоянке и устройства отдельного обособленного бокса на данной стоянке, с учетом отклонения параметров от проектной документации строительство жилого дома надлежало осуществлять на основании вновь утвержденной застройщиком или заказчиком проектной документации после внесения в нее соответствующих изменений, проведения государственной экспертизы измененной проектной документацией.Учитывая, что в материалах дела по вводу жилого дома в эксплуатацию отсутствовала государственная экспертиза измененной проектной документацией, в акте приемки законченного строительство объекта, подтверждении о соответствии параметров построенного объекта проектной документации в качестве проектной организации указано ОАО ТПИ «Омскгражданпроект», а сведения о разработке проектной документации со стороны ООО «Строительно-монтажный трест №» отсутствуют, суд приходит к выводу о том, что измененная проектная документация государственную экспертизу не проходила, однако данное обстоятельство не явилось препятствием для выдаче разрешения на ввод в эксплуатацию жилого дома.При этом суд отклоняет доводы истца о допущенных застройщиком при осуществлении строительства отдельного гаражного бокса в подземном гараже-стоянке нарушений п.

5.2.1 «СП 113.13330.2012. Свод правил. Стоянки автомобилей. Актуализированная редакция СНиП 21-02-99*», п.

5.2.6 Свода правил «Встроенные подземные автостоянки. Требования пожарной безопасности», поскольку указанные нормативно-правовые акты вступили в законную силу уже после ввода в эксплуатацию жилого дома с подземным гаражом-стоянкой. На момент ввода в эксплуатацию жилого дома действовали СНиП 21-02.99 «Стоянки автомобилей», которые допускали возможность устройства обособленных боксов в отдельно стоящих подземных автостоянках не более чем с двумя этажами, располагаемых на незастроенной территории и отвечающих установленным требованиям, при соблюдении отдельных требований.

Следовательно, оценка соблюдения требований законодательства, в том числе СНиП 21-02.99 «Стоянки автомобилей» при строительстве подземного гаража-стоянки, дана департаментом строительства Администрации при выдаче разрешения на ввод в эксплуатации жилого дома. Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц ООО «Строительно-монтажный трест №» ДД.ММ.ГГГГ прекратило деятельность в связи с ликвидацией на основании определения арбитражного суда о завершении конкурсного производства (л.д.

Рекомендуем прочесть:  Срок размещения аукцион считаем

129-140).В силу статьи Гражданского кодекса РФ владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.Участник долевой собственности имеет право на предоставление в его владение и пользование части общего имущества, соразмерной его доле, а при невозможности этого вправе требовать от других участников, владеющих и пользующихся имуществом, приходящимся на его долю, соответствующей компенсации.Статьей Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что имущество, находящееся в долевой собственности, может быть разделено между ее участниками по соглашению между ними.Участник долевой собственности вправе требовать выдела своей доли из общего имущества.При недостижении участниками долевой собственности соглашения о способе и условиях раздела общего имущества или выдела доли одного из них участник долевой собственности вправе в судебном порядке требовать выдела в натуре своей доли из общего имущества.Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором (ст. ).Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Строительно-монтажный трест №» (застройщиком) и Паршуковым Н.Н.

(инвестором) заключен договор на долевое участие в строительстве гаража №, согласно которому застройщик обязуется организовать строительство и ввод в эксплуатацию подземного гаража-стоянки к жилому дому по адресу: , литера , а инвестор – принять долевое участие в строительстве подземного гаража-стоянки (л.д. 110).Из пункта 2.2 указанного договора следует, что после окончания строительство и ввод в эксплуатацию гаража-стоянки застройщик передает инвестору в собственность гараж 1П, расположенный в строительных осях 1/1-1/2; В-Г, что соответствует 1/66 доли в общей долевой собственности.ДД.ММ.ГГГГ между ООО «Строительно-монтажный трест №» и Паршуковым Н.Н.

подписан акт приемки-передачи 1/66 доли в общей долевой собственности (гараж 1П) в подземном гараже по , литера , общей площадью 2 215,2 кв.м (л.д. 111).ДД.ММ.ГГГГ между Паршуковым Н.Н.

(дарителем) и Буробиным А.И. (одаряемым) заключен договор дарения, согласно которому даритель безвозмездно передает одаряемому в собственность 1/66 доли в праве общей долевой собственности на подземный гараж-стоянку на 66 автомобилей, общей площадью 2 215,2 кв.м, литера Б, местоположение: (л.д. 108).Суд критически относится к предоставленным ответчиком договору на долевое участие в строительстве гаража № от ДД.ММ.ГГГГ, акту приемки-передачи гаража от ДД.ММ.ГГГГ (л.д. 61-62), поскольку данные документы по своему содержанию противоречат аналогичным документам, представленным в регистрирующий орган.ДД.ММ.ГГГГ между ФИО3 (дарителем) и Богусевич И.В.

(одаряемым) заключен договор дарения, согласно которому даритель подарила, а одаряемый принял в дар 1/66 долю в праве общей долевой собственности на нежилое помещение — подземный гараж-стоянку на 66 автомобилей, общей площадью 2 215,2 кв.м, литера Б, расположенное по адресу: (л.д. 6-7).Согласно свидетельствам о государственной регистрации права, выписки из Единого государственного реестра прав от ДД.ММ.ГГГГ Богусевич И.В.

и Буробин А.И. являются собственниками по 1/66 доли каждый в праве общей долевой собственности на подземный гараж-стоянку на 66 автомашин, общей площадью 2 215,2 кв.м, местоположение: , кадастровый № (л.д. 5, 33-41, 45).Из пояснений сторон, свидетелей следует, что порядок пользования имуществом, находящимся в долевой собственности — подземным гаражом-стоянкой на 66 автомашин, общей площадью 2 215,2 кв.м, местоположение: , не определен. Так, какой-либо документ, устанавливающий схему расположения парковочных мест, их закрепление за конкретными собственниками, участниками долевой собственности не утверждался.

Доли из общего имущества участниками долевой собственности не выделены.Вместе с тем Буробин А.И. фактически занимает парковочное место №, которое отражено в техническом паспорте нежилого строения по адресу: , литера Б, по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, как помещение 1П, площадью 15,6 кв.м, имеющее ограждающие стены и ворота. Богусевич И.В. фактически занимает смежное парковочное место №.

В соответствии с актом обследования от ДД.ММ.ГГГГ, составленным Богусевич И.В., мастером ООО «» ФИО4, председателем правления ТСН «70 лет Октября-15» ФИО5, владельцем места № ФИО6, установлено следующее: между местами № и № возведена перегородка; на выезде места № установлены ворота (рольставни), составляющие вместе с возведенной перегородкой гаражный бокс; ширина для въезда на парковочное место № – 2,6 м; фактически занятое расстояние гаражным боксом на месте № (от несущей стены до наружного края перегородки) – 2,9 м; типовое расстояние между внутренними краями несущих колонн парковочных мест № – 5,5 м, что обеспечивает свободный въезд-выезд автомобилей на парковочные места; возведенная перегородка между местами № и № препятствует свободному въезду-выезду автомобилей на парковочное место № (л.д.

69). Месторасположение указанных парковочных мест также отражено на фотографиях (л.д. 50-59, 74-80).Суд считает, что бремя содержания и эксплуатации подземного гаража-стоянки в соответствии с требованиями законодательства, в том числе помещения 1П, возлагается на всех участников общей долевой собственности, которыми также являются истец и ответчик.В связи с изложенным, суд приходит к выводу о том, что по требованиям о признании самовольным возведение перегородки между парковочными местами, обязании снести самовольно возведенную перегородку исключительно Буробин А.И.

является ненадлежащим ответчиком.

Принимая во внимание факт внесения изменений в проектную документацию в части обустройства отдельного гаражного бокса застройщиком ООО «Строительно-монтажный трест №», строительство отдельного гаражного бокса в подземном гараже-стоянке ООО «Строительно-монтажный трест №», выдачу департаментом строительства Администрации разрешения на ввод в эксплуатация жилого дома с подземным гаражом-стоянкой, факт ликвидации застройщика ООО «Строительно-монтажный трест №», учитывая не выделение долей в праве общей долевой собственности на подземный гараж-стоянку, неосуществление каких-либо строительно-монтажных работ по возведению отдельного гаражного бокса Буробиным А.И., суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании самовольным возведение перегородки между парковочными местами, обязании устранить препятствие в пользовании парковочным местом к ответчику Буробину А.И.Руководствуясь ст.

Принимая во внимание факт внесения изменений в проектную документацию в части обустройства отдельного гаражного бокса застройщиком ООО «Строительно-монтажный трест №», строительство отдельного гаражного бокса в подземном гараже-стоянке ООО «Строительно-монтажный трест №», выдачу департаментом строительства Администрации разрешения на ввод в эксплуатация жилого дома с подземным гаражом-стоянкой, факт ликвидации застройщика ООО «Строительно-монтажный трест №», учитывая не выделение долей в праве общей долевой собственности на подземный гараж-стоянку, неосуществление каких-либо строительно-монтажных работ по возведению отдельного гаражного бокса Буробиным А.И., суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований о признании самовольным возведение перегородки между парковочными местами, обязании устранить препятствие в пользовании парковочным местом к ответчику Буробину А.И.Руководствуясь ст. ст. -, судРЕШИЛ:Исковые требования Богусевич И.В, к Буробину А.И.

о признании самовольным возведение перегородки между парковочными местами, обязании устранить препятствие в пользовании парковочным местом оставить без удовлетворения.Решение может быть обжаловано в Омский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Кировский районный суд г. Омска в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.Судья А.А.

ТерехинМотивированное решение изготовлено 30.01.2017 г.Кировский районный суд г.

Омска (Омская область) Богусевич И.В. Буробин А.И. Терехин А.А. (судья)

«Встроенные подземные автостоянки требования пожарной безопасности»

Свод правил , от 25.02.2013 г.

№ СП 154.13130.2013 Утвержден и введен в действие Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 21 февраля 2013 г. N 117 СВОД ПРАВИЛ ВСТРОЕННЫЕ ПОДЗЕМНЫЕ АВТОСТОЯНКИ ТРЕБОВАНИЯ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ Embedded underground parkings.

Fire safety requirements СП 154.13130.2013 ОКС 13.220.01 Дата введения 25 февраля 2013 года Предисловие Цели и принципы стандартизации в Российской Федерации, правила применения сводов правил установлены Федеральным законом от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ «О техническом регулировании». Применение настоящего свода правил обеспечивает соблюдение требований пожарной безопасности к подземным помещениям для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенным в здания другого функционального назначения независимо от форм собственности, установленных Федеральным законом от 22 июля 2008 г.

N 123-ФЗ

«Технический регламент о требованиях пожарной безопасности»

. Сведения о своде правил 1. Разработан и внесен Федеральным государственным учреждением «Всероссийский ордена «Знак почета» научно-исследовательский институт противопожарной обороны» (ФГБУ ВНИИПО МЧС России). 2. Утвержден и введен в действие Приказом Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России) от 21 февраля 2013 г.

N 117. 3. Зарегисрирован Федеральным агентством по техническому регулированию и метрологии 22 марта 2013 года. 4. Введен впервые. Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется разработчиком в его официальных печатных изданиях и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.
4. Введен впервые. Информация об изменениях к настоящему своду правил публикуется разработчиком в его официальных печатных изданиях и размещается в информационной системе общего пользования в электронно-цифровой форме.

В случае пересмотра (замены) или отмены настоящего свода правил соответствующее уведомление будет опубликовано в ежемесячно издаваемом информационном указателе «Национальные стандарты». Соответствующая информация и уведомления размещаются также в информационной системе общего пользования — на официальном сайте национального органа Российской Федерации по стандартизации в сети Интернет.

1. Область применения Настоящий свод правил применяется при проектировании и строительстве вновь строящихся и реконструируемых подземных помещений для стоянки (хранения) легковых автомобилей, встроенных в здания другого функционального назначения, и содержит специфические для данных объектов защиты требования пожарной безопасности к объемно-планировочным, конструктивным решениям и инженерному оборудованию данных объектов.

При проектировании встроенных подземных автостоянок наряду с положениями настоящего свода правил следует руководствоваться другими действующими нормативными документами по пожарной безопасности. 2. Нормативные ссылки В настоящем своде правил использованы нормативные ссылки на следующие стандарты и своды правил: ГОСТ Р 12.2.143-2009 Система стандартов безопасности труда. Системы фотолюминесцентные эвакуационные.

Требования и методы контроля ГОСТ Р 53296-2009 Установка лифтов для пожарных в зданиях и сооружениях. Требования пожарной безопасности СП 1.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Эвакуационные пути и выходы СП 2.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Обеспечение огнестойкости объектов защиты СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты.

Обеспечение огнестойкости объектов защиты СП 3.13130.2009 Системы противопожарной защиты.

Система оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.

Требования пожарной безопасности СП 4.13130.2009 Системы противопожарной защиты.

Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям СП 5.13130.2009 Системы противопожарной защиты.

Установки пожарной сигнализации и пожаротушения автоматические.

Нормы и правила проектирования СП 6.13130.2009 Системы противопожарной защиты.

Электрооборудование. Требования пожарной безопасности СП 7.13130.2009 Отопление, вентиляция и кондиционирование. Противопожарные требования СП 8.13130.2009 Системы противопожарной защиты. Источники наружного противопожарного водоснабжения.

Требования пожарной безопасности СП 10.13130.2009 Системы противопожарной защиты.

Внутренний противопожарный водопровод.

Требования пожарной безопасности СП 12.13130.2009 Определение категорий помещений, зданий и наружных установок по взрывопожарной и пожарной опасности.

Примечание. При пользовании настоящим сводом правил целесообразно проверить действие ссылочных стандартов, сводов правил и классификаторов в информационной системе общего пользования — на официальном сайте Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии в сети Интернет или по ежегодно издаваемому информационному указателю «Национальные стандарты», который опубликован по состоянию на 1 января текущего года, и по соответствующим ежемесячно издаваемым информационным указателям, опубликованным в текущем году. Если ссылочный стандарт заменен (изменен), то при пользовании настоящим стандартом следует руководствоваться заменяющим (измененным) стандартом.

Если ссылочный стандарт отменен без замены, то положение, в котором дана ссылка на него, применяется в части, не затрагивающей эту ссылку. 3. Термины и определения В настоящем своде правил применены следующие термины с соответствующими определениями: 3.1.

стоянка для автомобилей (автостоянка): Здание, сооружение (часть здания, сооружения) или специальная открытая площадка, предназначенная только для стоянки (хранения) автомобилей. 3.2. подземная автостоянка: Автостоянка, имеющая все этажи при отметке пола помещений ниже планировочной отметки земли более чем на половину высоты помещений. 3.3. автостоянки с пандусами (рампами): Автостоянки, которые используют ряд постоянно повышающихся (понижающихся) полов или ряд соединительных пандусов между полами, которые позволяют автомашине на своей тяге перемещаться с и на уровень земли.

3.4. механизированная автостоянка: Автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места (ячейки) хранения осуществляется специальными механизированными устройствами без участия водителей. 3.5. автостоянка с полумеханизированной парковкой: Автостоянка, в которой транспортировка автомобилей в места хранения осуществляется с участием водителей с использованием специальных механизированных устройств. 3.6. встроенная автостоянка: Автостоянка, располагаемая в пределах части высоты или ширины здания другого функционального назначения и выделенная противопожарными преградами.

4. Размещение встроенных подземных автостоянок Подземные автостоянки допускается встраивать в здания другого функционального назначения I и II степеней огнестойкости класса С0 и С1, за исключением зданий классов функциональной пожарной опасности Ф1.1, Ф4.1, а также Ф5 категорий А и Б.

Не допускается также располагать подземные встроенные автостоянки под пожарными отсеками данных классов функциональной пожарной опасности. В здания класса Ф1.3 допускается встраивать автостоянки легковых автомобилей только с постоянно закрепленными местами для индивидуальных владельцев. В здания класса Ф1.4 автостоянки допускается встраивать независимо от степени их огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности.

При этом автостоянка выделяется противопожарными преградами с пределом огнестойкости EI45.

5. Объемно-планировочные и конструктивные решения 5.1. Общие требования 5.1.1. Парковка автомобилей может осуществляться: — с участием водителей — по пандусам (рампам) или с использованием грузовых лифтов (автостоянки без механизированной парковки и с полумеханизированной парковкой); — без участия водителей — механизированными устройствами (механизированные автостоянки).

5.1.2. В автостоянках с полумеханизированной парковкой допускается осуществлять хранение автомобилей в два уровня.

5.1.3. Категории помещений для хранения автомобилей по взрывопожарной и пожарной опасности следует определять в соответствии с требованиями СП 12.13130. Помещения для хранения автомобилей при отсутствии расчетов следует относить к категории В1, пожарного отсека автостоянок — к категории В. 5.1.4. Стоянка (хранение) автомобилей, предназначенных для перевозки горюче-смазочных материалов, взрывчатых, ядовитых, инфицирующих и радиоактивных веществ, а также автомобилей с двигателями, работающими на сжатом природном газе и сжиженном нефтяном газе, в подземных встроенных автостоянках не допускается.

5.2. Автостоянки без механизированной парковки и с полумеханизированной парковкой 5.2.1. Встроенные подземные автостоянки могут иметь не более пяти подземных этажей. 5.2.2. Подземные автостоянки должны отделяться от пожарных отсеков другого функционального назначения противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа.

В зданиях класса Ф1.3 встроенную подземную автостоянку допускается отделять от жилых этажей техническим этажом, выделенным противопожарными перекрытиями 2-го типа. 5.2.3. Требуемую степень огнестойкости, допустимые этажность и площадь этажа автостоянок в пределах пожарного отсека следует принимать по СП 2.13130 (таблица 6.5). При этом степень огнестойкости автостоянки должна быть не менее степени огнестойкости здания, в которое она встраивается.

Автостоянки с двухуровневым хранением автомобилей следует предусматривать не ниже I степени огнестойкости и класса конструктивной пожарной опасности С0, с междуэтажными перекрытиями с пределом огнестойкости не менее REI120.

5.2.4. Сообщение между пожарным отсеком для хранения автомобилей и смежным пожарным отсеком другого класса функциональной пожарной опасности следует предусматривать через проемы с выполнением тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. 5.2.5. Сообщение между смежными пожарными отсеками для хранения автомобилей следует предусматривать через проемы с заполнением противопожарными воротами (дверями) 1-го типа с пределом огнестойкости не менее EI60.

5.2.6. В подземных автостоянках не допускается разделение машиномест перегородками на отдельные боксы. В помещениях хранения легковых автомобилей, принадлежащих гражданам, для выделения постоянно закрепленных мест допускается применение сетчатого ограждения из негорючих материалов.

При этом запрещается хранить ЛВЖ, ГЖ, авторезину, горючие вещества и материалы, а также негорючие вещества в сгораемой упаковке.

5.2.7. Размещение во встроенных подземных автостоянках помещений категорий А и Б не допускается. 5.2.8. В подземных встроенных автостоянках допускается предусматривать: служебные помещения для обслуживающего и дежурного персонала (контрольные и кассовые пункты, диспетчерская, охрана), технического назначения (для инженерного оборудования), санитарные узлы.

Устройство в подземной встроенной автостоянке помещений для сервисного обслуживания автомобилей (постов технического обслуживания и текущего ремонта, диагностирования и регулировочных работ и т.п.) не допускается, за исключением помещений мойки. Помещения мойки должны быть отделены от помещений хранения автомобилей противопожарными преградами с пределом огнестойкости (R)EI45 и соответствующим заполнением проемов. Размещение торговых помещений, лотков, киосков, ларьков в пожарных отсеках для хранения автомобилей не допускается.

5.2.9. Служебные помещения дежурного и обслуживающего персонала, насосные пожаротушения и водоснабжения, трансформаторные подстанции (только с сухими трансформаторами), помещение мойки допускается размещать не ниже первого подземного (верхнего) этажа встроенной подземной автостоянки. 5.2.10. В подземных встроенных автостоянках для обеспечения их сообщения с частями здания другого назначения допускается использовать лифты и лестничные клетки, соединяющие этажи автостоянки с вестибюлем при входе в здание, предусматривая на всех уровнях подземных этажей автостоянки устройство тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре. При необходимости обеспечения функциональной связи автостоянки со всеми этажами здания на всех уровнях подземных этажей автостоянки помимо устройства тамбур-шлюзов 1-го типа с подпором воздуха при пожаре на всех уровнях подземных этажей автостоянки необходимо предусматривать также подпор воздуха в объем общих лестничных клеток и лифтовых шахт.

5.2.11. В автостоянках, имеющих три подземных этажа и более, следует предусматривать в каждом пожарном отсеке лифт для транспортирования пожарных подразделений, соответствующий требованиям ГОСТ Р 53296. 5.2.12. Для перемещения автомобилей следует предусматривать рампы (пандусы), наклонные междуэтажные перекрытия или грузовые лифты.

5.2.13. Лифты автостоянок, кроме имеющих режим работы «для транспортирования пожарных подразделений», оборудуются автоматическими устройствами, обеспечивающими их подъем (опускание) при пожаре на основной посадочный этаж, открывание дверей с последующим отключением.

5.2.14. В подземных автостоянках выходы из подземных этажей в лестничные клетки и выходы (выезды) из лифтовых шахт должны предусматриваться через поэтажные тамбур-шлюзы 1-го типа с подпором воздуха при пожаре.

5.2.15. При использовании конструкций, имеющих непрерывный спиральный пол, каждый полный виток следует рассматривать как ярус (этаж). Для многоэтажных автостоянок с полуэтажами общее число этажей определяется как число полуэтажей, деленное на два, площадь этажа определяется как сумма двух смежных полуэтажей. 5.2.16. Выезд (въезд) из подземной встроенной автостоянки, а также выезд (въезд) из лифта для транспортировки автомобилей в подземную автостоянку следует предусматривать непосредственно наружу или через автостоянку на первом или цокольном этаже.

5.2.17. В автостоянках общие для всех подземных этажей рампы, а также пандусы, соединяющие этажи автостоянки, должны отделяться (быть изолированы) на каждом этаже от помещений для хранения автомобилей противопожарными преградами и тамбур-шлюзами 1-го типа с подпором воздуха при пожаре глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м.

В автостоянках с одним подземным этажом перед рампами (пандусами) тамбур-шлюзы допускается не предусматривать, за исключением случая, когда выезд (въезд) из подземного этажа автостоянки осуществляется через зону хранения автомобилей на первом или цокольном этаже.

Допускается взамен тамбур-шлюзов перед въездом в изолированные рампы с этажей предусматривать устройство противопожарных ворот первого типа с воздушной завесой над ними со стороны помещения хранения автомобилей, посредством настильных воздушных струй от сопловых аппаратов со скоростью истечения воздуха не менее 10 м/с при начальной толщине струи не менее 0,03 м и ширине струи не менее ширины защищаемого проема, при условии что рампу не предусматривается использовать в качестве пути эвакуации людей при пожаре. 5.2.18. С каждого этажа пожарного отсека автостоянок должно быть предусмотрено не менее двух рассредоточенных эвакуационных выходов непосредственно наружу или в незадымляемые лестничные клетки типа Н3, имеющие выход непосредственно наружу.

В одноэтажных подземных стоянках для эвакуации предусматриваются обычные лестничные клетки с выходом непосредственно наружу. 5.2.19. Допускается один из эвакуационных выходов из автостоянки предусматривать на изолированную рампу.

При этом с одной стороны рампы устраивается тротуар шириной не менее 0,8 м. 5.2.20. Проход по тротуарам в пандусах на полуэтаж в лестничную клетку допускается считать эвакуационным. 5.2.21. Эвакуационные выходы из помещений, указанных в 5.2.8, допускается предусматривать через помещения для хранения автомобилей.

5.2.22. Допустимое расстояние от наиболее удаленного места хранения до ближайшего эвакуационного выхода следует принимать согласно СП 1.13130 (таблица 33).

5.2.23. Лестницы, используемые в качестве путей эвакуации, должны иметь ширину не менее 1 м.

5.2.24. Для выхода на рампу или в смежный пожарный отсек следует предусматривать вблизи ворот или в воротах противопожарную дверь (калитку) шириной не менее 0,8 м с высотой порога не более 0,15 м.

5.2.25. В помещениях для хранения автомобилей в местах выезда (въезда) на рампу или в смежный пожарный отсек должны предусматриваться мероприятия по предотвращению возможного растекания топлива при пожаре. Уклоны полов каждого этажа, а также размещение трапов и лотков должны предусматриваться так, чтобы исключалось попадание жидкостей на рампу и этажи, расположенные ниже.

5.2.26. Отделка стен и потолков автостоянки должна быть выполнена из негорючих материалов. Покрытие полов автостоянки должно быть стойким к воздействию нефтепродуктов и рассчитано на сухую (в том числе механизированную) уборку помещений. Покрытие рамп и пешеходных дорожек на них должно исключать скольжение.

Покрытие полов следует предусматривать из материалов, обеспечивающих группу распространения пламени по такому покрытию не ниже РП1. 5.2.27. В местах проезда и хранения автомобилей высота помещений и ворот от пола до низа выступающих конструкций и подвесного оборудования должна превышать не менее чем на 0,2 м наибольшую высоту автомобиля и должна быть не менее 2,0 м. 5.2.28. В подземных автостоянках следует предусматривать устройства для отвода воды в случае тушения пожара.

5.3. Механизированные автостоянки 5.3.1. Помещения механизированных автостоянок могут предусматриваться подземными в отдельном пожарном отсеке, выделенном противопожарными стенами и перекрытиями 1-го типа вместимостью не более 100 машиномест. 5.3.2. Выезд (въезд) из подземной встроенной механизированной автостоянки, а также выезд (въезд) из парковочного устройства для транспортировки автомобилей следует предусматривать непосредственно наружу или через автостоянку на первом или цокольном этаже.

При организации выезда (въезда) через первый или цокольный этаж парковочное устройство следует отделять противопожарными преградами и тамбур-шлюзом 1-го типа с подпором воздуха при пожаре глубиной, обеспечивающей открывание ворот, но не менее 1,5 м. 5.3.3. С каждого уровня хранения механизированной автостоянки для эвакуации ремонтного и обслуживающего персонала необходимо предусмотреть не менее двух рассредоточенных выходов.

При этом один из выходов должен быть эвакуационным, второй выход допускается предусматривать по лестницам из негорючих материалов через люк размером не менее 0,6 x 0,8 м.

Уклон лестниц не нормируется. 6. Требования к инженерным системам 6.1.

Общие требования 6.1.1. Инженерные системы автостоянок и их инженерное оборудование следует предусматривать с учетом требований нормативных документов по пожарной безопасности СП 5.13130, СП 6.13130, СП 7.13130, СП 8.13130, СП 10.13130, кроме случаев, специально оговоренных настоящим сводом правил. 6.1.2. Участки инженерных коммуникаций и кабельных сетей, проходящие через противопожарные преграды, должны прокладываться в коробах (нишах) с пределом огнестойкости не менее предела огнестойкости пересекаемых ограждающих конструкций.

6.1.3. Инженерные системы автостоянок должны быть автономными от инженерных систем пожарных отсеков другого класса функциональной пожарной опасности.

6.2. Требования к противопожарному водопроводу 6.2.1. Внутренний противопожарный водопровод следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 10.13130.

6.2.2. В подземных автостоянках с двумя этажами и более внутренний противопожарный водопровод должен выполняться отдельно от других систем внутреннего водопровода. 6.2.3. В подземных автостоянках внутренний противопожарный водопровод и автоматические установки пожаротушения должны иметь выведенные наружу патрубки с соединительными головками, оборудованные вентилями и обратными клапанами, для подключения передвижной пожарной техники.

6.3. Отопление, вентиляция и противодымная защита 6.3.1. Системы отопления, общеобменной вентиляции и противодымной защиты подземных автостоянок следует предусматривать в соответствии с требованиями СП 7.13130.

6.3.2. Для возмещения объемов удаляемых продуктов горения в нижние части защищаемых помещений необходимо предусматривать рассредоточенную подачу наружного воздуха: с расходом, обеспечивающим дисбаланс не более 30%, на уровне не выше 1,2 м от уровня пола защищаемого помещения и со скоростью истечения не более 1,0 м/с. 6.3.3. Все системы приточно-вытяжной противодымной вентиляции следует предусматривать с механическим побуждением тяги. 6.3.4. Требуемые расходы дымоудаления, число шахт и противопожарных клапанов определяются расчетом.

В подземных автостоянках к одной дымовой шахте допускается присоединять дымовые зоны общей площадью не более 3000 м2 на каждом подземном этаже.

Количество ответвлений воздуховодов от одной дымовой шахты не нормируется. 6.4. Электротехнические устройства 6.4.1.

Электротехнические устройства автостоянок должны предусматриваться в соответствии с требованиями [1]. 6.4.2. По обеспечению надежности электроснабжения потребители следует относить к следующим категориям: — 1 категория — электроприемники систем автоматического контроля воздушной среды, инженерные системы и оборудование систем противопожарной защиты; — 2 категория — электроприводы лифтов, электроприводы механизмов открывания ворот без ручного привода; — 3 категория — все остальные электропотребители технологического оборудования. 6.4.3. К сети аварийного (эвакуационного) освещения должны быть подключены световые указатели: — эвакуационных выходов на каждом этаже; — путей движения автомобилей; — мест установки соединительных головок для подключения пожарной техники; — мест установки внутренних пожарных кранов и огнетушителей; — мест расположения наружных гидрантов (на фасаде сооружения).

6.4.4. Светильники, указывающие направление движения, устанавливаются у поворотов, в местах изменения уклонов, на рампах, въездах на этажи, входах и выходах на этажах и в лестничные клетки. Указатели направления движения устанавливаются на высоте 2 м и 0,5 м от пола в пределах прямой видимости из любой точки на путях эвакуации и проездов для автомобилей. 6.4.5. Использование зарядных и пусковых электроприборов и устройств автономного и стационарного исполнения в помещениях подземных автостоянок запрещается.

6.4.6. В подземных автостоянках следует применять электрокабели с оболочкой, не распространяющей горение.

6.5. Автоматическое пожаротушение, автоматическая пожарная сигнализация, оповещение и управление эвакуацией людей при пожаре 6.5.1. В подземных автостоянках в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать автоматическое пожаротушение независимо от этажности или вместимости (за исключением индивидуальных жилых домов).

6.5.2. Установки автоматического пожаротушения и сигнализации, применяемые в автостоянках, должны соответствовать требованиям СП 5.13130.

6.5.3. В автостоянках с двухуровневым хранением автомобилей расход огнетушащих средств следует предусматривать увеличенным в два раза по отношению к требованиям СП 5.13130.

6.5.4. При использовании в многоуровневых автостоянках установок автоматического водяного пожаротушения размещение оросителей должно обеспечивать орошение автомобилей на каждом уровне хранения. 6.5.5. Подземные автостоянки (за исключением встроенных в здания класса Ф1.4) вместимостью до 200 машино-мест включительно должны оборудоваться системой оповещения и управления эвакуацией 3-го типа, более 200 — 4-го типа. 6.5.6. В подземных автостоянках в помещениях хранения автомобилей следует предусматривать установку ручных пожарных извещателей вблизи эвакуационных выходов и шкафов пожарных кранов.