Лесхоз совместное пользование дорогой

Сложности оформления земельного участка, который граничит с лесом


» Автор Дмитрий Иванов На чтение 5 мин. Просмотров 1.2k. Опубликовано 07.02.2021Рецензент: Обновлено: 07.02.2021Владельцы земель, расположенных рядом с лесом, последнее время сталкиваются с проблемами по распоряжению участками. Невозможность постановки выделенной территории на учет, отказ в проведении сделок, иски по изъятию наделов из собственности — вот лишь небольшой перечень вызовов, навалившихся на собственников спорной земли. Какой выход из сложившейся ситуации?

Содержание статьи:Сейчас в России существует двойной учет.

Одни и те же территории могут иметь разное предназначение — земли населенных пунктов, земли лесного фонда, земли сельхозназначения.

По разным сведениям противоречия охватывают от 1,5 млн до 3,7 млн гектаров земли.

Наложение границ происходит в 263 тысячах случаев по информации Рослесхоза. По данным Росреестра, такая ситуация характерна для более чем 377 тысяч владений.Наиболее остро проблема стоит в Красноярском крае, Новосибирской, Ленинградской, Иркутской областях. Люди, получившие участки 30-40 лет назад, пытаются доказать свое право распоряжаться землей.

Многие из них оформили собственность, но даже государственная регистрация права не спасает.

Тысячи судебных исков находится в судах в настоящее время.Основная причина лежит в несовпадении сведений из Лесного реестра и Государственного реестра недвижимости. Это два отдельных списка, данные между которыми никогда не сверялись.

Когда несколько лет назад Рослесхоз начал ставить лесные участки на учет, стали выявляться многочисленные расхождения.Владелец мог приобрести участок, по одним данным, отнесенный к выделенным под строительство, и построить на нем дом, обустроиться, взять кредит под строительство, а затем обнаружить что территория числится за лесным хозяйством, на которой строить запрещено. Люди, получившие землю в законном порядке, столкнулись с требованиями освободить участок и снести постройки.Следует отметить, что наряду с добросовестным приобретением, большое количество территорий захвачено незаконными способами.

В некоторых случаях выдавались разрешения местными администрациями с превышением полномочий, в других — самовольное строительство и использование осуществлялось гражданами осознанно. Подобные участки также прошли государственную регистрацию.

Второй и последующий приобретатели в этом случае оказываются добросовестными. Лишить же участка могут любого.До недавнего времени суды были единственным местом решения земельных споров.

Чаще всего Росимущество выступает истцом, требующим изъять спорные участки у их владельцев. Много исков, когда хозяева земли требуют признать право собственности в судебном порядке.Судебная практика противоречива.

Суд в настоящее время не является местом объективного и беспристрастного расследования, а представляет собой шахматную доску, победу на которой одерживает тот, кто знает, как правильно делать ходы.Строго регламентированное судебное разбирательство не разбирается с существом вопроса, а зачастую уходит в выяснение порядка процедуры — проверки:

  1. явки;
  2. извещений;
  3. сроков;
  4. формы документов;
  5. уплаты пошлины;
  6. проведения экспертизы и др.

В результате обычному гражданину непросто выиграть суд. Хотя исковое заявление составляется в свободной форме, неправильно сформулированные требования могут завести в тупик и привести к решению, которое невозможно исполнить.

Подготовка к судебному заседанию требует специальных знаний. Необходимо запросить документы из разных государственных органов, а также проверить законность их составления.Юридическое сопровождение затратно для спорщиков. В среднем день, проведенный юристом в суде, стоит около 5 тыс.

р. Разбирательства же могут длиться годами.В свою очередь, суды отдают приоритет государственным организациям.

Земли лесного фонда считаются федеральной собственностью. Статья 4.2 Федерального закона

«О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации»

закрепляет, что участки лесного фонда, государственный кадастровый учет которых не осуществлялся, признаются ранее учтенными объектами недвижимости и вносятся в Единый реестр недвижимости в особом порядке. Поэтому отсутствие данных в госреестре не трактуется в пользу действительного владельца.Крайними в этих условиях оказались простые граждане.

Именно им приходится платить за ошибки государственных чиновников. Уже принято множество решений о сносе целых поселков, садоводств, дачных кооперативов, находящихся на землях лесного фонда.

Нарастающие проблемы привели к появлению социальной напряженности и переносу вопроса на политический уровень.Неурегулированность земельных отношений привела к появлению законопроекта, получившего название «лесной амнистии». Нормативный акт призван узаконить спорные границы.

Данные единого кадастра по закону должны получить приоритет перед данными лесного фонда. Добросовестные владельцы земель могут получить право вывести свои наделы из «лесных» земель и, таким образом, передвинуть границы.Закон прошел первое чтение в Государственной думе, но дальнейшая его судьба пока неизвестна.

«Лесная амнистия» вызывает большое количество дебатов среди законодателей.

В парламенте подчеркивают, что документ не должен стать индульгенцией для нарушителей лесного законодательства.

Пока амнистия распространяется только на хозяев земли, оформивших право на надел до 2007 года, и не имеющих от операций финансовой выгоды.Парламентарии опасаются, что нормативный акт узаконит рейдерские захваты земли на престижных направлениях. Десятки гектаров леса могут быть выведены в собственность застройщиков элитных поселков. С некоторыми положениями закона несогласны общественники, экологи.Сейчас ко второму чтению закона готовится множество поправок, призванных устранить противоречия.

Неизвестно в каком виде нормативный акт пройдет окончательное согласование. Поэтому даже владельцы земель, подпадающих под амнистию, находятся в подвешенном состоянии.Владельцам же незаконно захваченных территорий либо полученных с нарушениями лесного законодательства отстоять свое право можно только в суде.

Следует помнить, что за самовольный захват земель предусмотрена материальная и административная ответственность.Владельцы земельных наделов, граничащих с лесом, могут столкнуться с невозможностью распоряжаться своими участками и требованиями освободить территорию. В настоящее время решить вопрос о спорных границах можно только в судебном порядке.

В настоящее время решить вопрос о спорных границах можно только в судебном порядке. Подготавливаемый законопроект по лесной амнистии позволит узаконить участки добросовестным приобретателям.

Однако многие проблемы так и останутся нерешенными.Видео сюжет расскажет, что делать если ваш дом стоит на земле принадлежащей лесному фонду

ЛК РФ Статья 21.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры

  1. Статья 21. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силуДо 01.01.2023 данный документ применяется с учетом переходных положений ст.

4 Федерального закона от 04.02.2021 N 3-ФЗ.

Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции.

Ситуации, связанные со ст. 21 ЛК РФ- Гражданин (ИП, организация, должностное лицо) обжалует привлечение к ответственности за самовольное использование лесов, нарушение правил их использования для ведения сельского хозяйства, уничтожение лесных ресурсов 1. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях лесного фонда допускаются для:1) осуществления геологического изучения недр, разведки и добычи полезных ископаемых;(п. 1 в ред. Федерального от 18.12.2018 N 471-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)2) утратил силу с 1 июня 2020 года.

— Федеральный от 18.12.2018 N 471-ФЗ;(см.

текст в предыдущей редакции)3) использования водохранилищ и иных искусственных водных объектов, а также гидротехнических сооружений, морских портов, морских терминалов, речных портов, причалов;(в ред. Федерального от 28.06.2014 N 180-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)4) использования линий электропередачи, линий связи, дорог, трубопроводов и других линейных объектов, а также сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (далее — линейные объекты);(п.

4 в ред. Федерального от 29.12.2010 N 442-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)5) переработки древесины и иных лесных ресурсов;6) осуществления рекреационной деятельности;7) осуществления религиозной деятельности.2.

Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, на землях иных категорий, на которых расположены леса, допускаются в случаях, определенных другими федеральными законами в соответствии с целевым назначением этих земель.3. Объекты, связанные с осуществлением указанной в и настоящей статьи деятельности, по истечении сроков выполнения соответствующих работ подлежат консервации или ликвидации в соответствии с о недрах.4.

Гидротехнические сооружения подлежат консервации или ликвидации в соответствии с водным .5.

В целях, предусмотренных — настоящей статьи (в том числе в целях проведения аварийно-спасательных работ), допускаются выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан, в том числе в охранных зонах и санитарно-защитных зонах, предназначенных для обеспечения безопасности граждан и создания необходимых условий для эксплуатации соответствующих объектов.(в ред. Федеральных законов от 22.07.2008 , от 29.12.2010 )(см. текст в предыдущей редакции)5.1.

В защитных лесах предусмотренные настоящей статьи выборочные рубки и сплошные рубки деревьев, кустарников, лиан допускаются в случаях, если строительство, реконструкция, эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, для целей, предусмотренных — настоящей статьи, не запрещены или не ограничены в соответствии с законодательством Российской Федерации.(часть пятая.1 введена Федеральным от 14.03.2009 N 32-ФЗ, в ред. Федеральных законов от 29.12.2010 , от 14.06.2011 )(см.

текст в предыдущей редакции)6. Земли, которые использовались для строительства, реконструкции и (или) эксплуатации объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, подлежат .7. объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры, утверждается Правительством Российской Федерации для защитных лесов, эксплуатационных лесов, резервных лесов.(часть 7 введена Федеральным от 29.12.2010 N 442-ФЗ, в ред.

Федерального от 14.06.2011 N 137-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции) Открыть полный текст документа Ст. 21 ЛК РФ. Строительство, реконструкция и эксплуатация объектов, не связанных с созданием лесной инфраструктуры

Участок граничит с землями лесхоза — межевание, кадастровый план, как правильно оформить

» Автор Дмитрий Иванов На чтение 7 мин.

Просмотров 1.9k. Опубликовано 07.01.2021Рецензент: Обновлено: 07.01.2021На границах лесных угодий и частных земельных участков пересекаются не только хозяйственные, но и национальные интересы.

Ведь леса – это дыхание планеты, источник чистого воздуха, природа, которая нуждается в охране.

С другой стороны, при наложении планов многих участков, выданных на законных основаниях, на Публичную кадастровую карту обнаруживается, что их территории пересекаются, а многие полностью находятся на территории лесхоза.

Содержание статьи:Огромное количество приобретенных участков по Генплану относятся к территории поселков, а потом вдруг оказывается, что это земли лесного фонда, нужно снести постройки, вернуть наделы и заплатить штрафы.Часть земель зарегистрирована и в ЕГРН, и в лесном фонде, так как существовала раньше практика выдачи участков без кадастрового учета. Также раньше для садоводческих товариществ нередко выделялись лесные земли.

То есть получение их было легальным, но со временем возникли противоречия в законодательной базе.Другим источником возникновения споров является система самозахвата земли со строительством домов с дальнейшей попыткой их легализации.Чтобы разрешить огромное количество накопившихся вопросов, которые не регулируются законодательством, разработан и одобрен проект «Лесной амнистии».

По нему планируется все участки, имеющиеся на территории лесных поселков, оформить в частную собственность.

Несомненно, что этим целостность лесов ставится под угрозу, так как открывает дорогу для застройки и разрастания городов в зону лесного фонда.

Таких объектов на территории России больше миллиона.Возможно, что при легализации недвижимости на землях лесхоза будет учитываться правомерность действий, по которым они оказались в распоряжении землевладельца.

В связи с этим планируется отдавать приоритет при принятии решений имеющейся регистрации по Росреестру и тем, кто получил лесной участок до первого января 2007 года, проживает на территории временных поселков, созданных для освоения леса и переросших в полноценные.По закону на территории лесных угодий нельзя вести капитальное строительство, но именно в заповедных зонах расположено огромное количество детских лагерей и санаториев.

В связи с этим планируется отдавать приоритет при принятии решений имеющейся регистрации по Росреестру и тем, кто получил лесной участок до первого января 2007 года, проживает на территории временных поселков, созданных для освоения леса и переросших в полноценные.По закону на территории лесных угодий нельзя вести капитальное строительство, но именно в заповедных зонах расположено огромное количество детских лагерей и санаториев.

Нередко земля застраивалась гостиницами и коттеджами не по целевому назначению.Конечно, просматривается заинтересованность тех, кто пользуется территориями в десятки гектаров, для них «Лесная амнистия» может стать еще одним способом обогащения.

Чтобы этого не произошло, предусматривается ввести пункт об отсутствии финансовой выгоды.В настоящее время происходят настоящие драматические битвы лесхоза и владельцев участков за право признания собственности и границ участка.Результаты рассмотрения дел в суде самые непредсказуемые.Купленную, казалось бы, на законных основаниях землю могут забрать, предложить вариант бессрочной аренды, а могут и дать право собственности.В связи с тем, что вступил в силу закон 218 ФЗ с 01 января 2017 года, многие владельцы участков начали массово проводить регистрацию прав собственности в ЕГНР.

При составлении и сдаче межевых планов, которые теперь обязательны, на территориях, расположенных на землях лесхоза или примыкающих к нему, стало появляться много проблем, связанных с согласованием границ.Например, гражданка получила участок по договору дарения в 1998 году, который не состоял на кадастровом учете. При подготовке документов для регистрации и составлении межевого плана выяснилось, что половина его относится к землям лесхоза.

Несмотря на это, документы были сданы на рассмотрение в МФЦ.

Разобраться, на чьем плане проведено неправильное межевание границ — лесного фонда или дарственного участка, должны сотрудники в Росреестре, а в случае отрицательного ответа — в суде.Если участок примыкает к границам леса, то согласовать их бывает сложно, так как Гослесфонд сам не всегда знает, где они у него проходят. Поэтому судебные разбирательства затягиваются порой на годы.При оформлении возникают следующие проблемы. Участки в СССР начали выдавать еще в 1924 году.

Однако плановое нанесение координат на межевые планы началось в 90-е годы. Многие лесные хозяйства провели кадастровую регистрацию своих земель. Владения садоводств на пересечении границ оказались по факту частично входящими в лесные угодья.

Многие не могут зарегистрировать свои земли в кадастре из-за несоответствия границ. Кадастровые документы раньше оформлялись без составления геодезических планов.Видео сюжет расскажет как оформить участок в садоводствеЧтобы найти более ранние координаты, по которым выдавались участки, можно использовать планы находящихся рядом зарегистрированных наделов, коммуникаций, дорог, привязать к ним свой план, рассчитав координаты по длине границ надела, указывающихся в ранних документах.

Прогноз при судебном разбирательстве в таких ситуациях малоутешительный для владельцев.

Но именно такие проблемы сможет разрешить Лесная амнистия.Сегодня, чтобы сдать документы на госрегистрацию своей земли, обязательным требованием является предоставление межевого плана.

Но многие приобретали участки, без согласования границ, договариваясь о них в устной форме. Некоторые присвоили смежные площади.Все эти вопросы пока индивидуально решаются в процессе госрегистрации собственной земли.Новый закон определяет процесс межевания участков и согласования границ.Для того, чтобы документы были приняты к рассмотрению, необходимо представить Акт согласования границ (Пр.921 от 08. 12.2015), новая форма которого действует с 1 января 2017 года.Он должен содержать сведения:

  • О кадастровом инженере, который составляет план.
  • Подробные сведения о земельных участках, с которыми имеются общие границы, кадастровые номера.
  • Информацию о местоположении границ.
  • О том, какие документы используются.

Все владельцы участков, указанных в акте, должны подтвердить свое согласие на обработку данных.

При наличии возражении в акте указываются характерные точки , кадастровые номера спорных смежного участков, возражения. В третьем разделе акта фиксируются сведения о снятии возражений, каким способом они были сняты.Межевой план участка разрабатывается с учетом кадастрового плана местности. В разделе, в котором уточняются сведения о местных границах, записывается информация об исправлении ошибок, обнаруженных кадастровым инженером.Все владельцы смежных участков должны быть извещены о проведении согласования границ в устной форме под расписку или заказным письмом с уведомлением.

Они должны присутствовать сами или прислать представителей, имеющих нотариально заверенную доверенность.Далее нужно опубликовать сообщение о дате проведения собрания по согласованию границ (ч.8 ст.39) за 30 дней до проведения согласования, если адрес собственников соседних участков неизвестен.

В случае решения вопросов с лесхозом публикация даты проведения собрания обязательна.Решив зарегистрировать участок, граничащий с лесом, жительница обратилась в МФЦ.

Обнаружилось, что часть участка находится на территории леса. Представители лесхоза в предварительной беседе отказали ей в передаче права на спорную часть участка.

Она опубликовала объявление о проведении собрания по согласованию границ, на него представители лесхоза не явились. Документы были приняты и зарегистрированы в ЕГНР.Неявка на собрание о согласовании участков считается выражением согласия и отсутствием возражений по согласованию границ. Собрание проводится под руководством кадастрового инженера, который дает разъяснения по земельному плану.

На обратной стороне акта ставятся подписи и результаты согласования.

Для каждого соседа по составляется отдельный акт. Выставляются межевые вехи. Акт может быть обжалован только в судебном порядке.Если кадастровый инженер обнаруживает ошибки при предыдущем межевании, он должен указать их в акте. Согласно ст.22 ч.10 «Закона о регистрации» на плане отображаются земли общего пользования, парки, скверы, леса.Согласование границ земельных участков с лесным фондом осуществляется лесхозами, которые уполномочены участвовать при межевании.В Москве применяется следующая практика.

Хозяин обращается в Агентство лесного хозяйства с заявлением на имя руководителя, который дает распоряжение лесхозу согласовать границы.

От имени лесхоза Акт могут подписывать директор или должностное лицо с правом первой подписи. Если согласования по межеванию границ нет, то лесхоз направляет заявителю отказ.Далее следует обратиться в суд или ожидать вступления в силу Лесной амнистии.

Права граждан и юридических лиц на лесные участки: основания возникновения и государственная регистрация прав

Лесное законодательство Российской Федерации основано на принципах охраны и защиты лесов, использования их с учетом глобального экологического значения, обеспечения многоцелевого, рационального, неистощительного использования способами, не наносящими вреда окружающей среде и здоровью человека.

Граждане России имеют право свободно пребывать в лесах и для собственных нужд собирать дары природы. При этом граждане обязаны соблюдать правила пожарной безопасности в лесах, правила лесовосстановления и правила ухода за лесами.

Пребывание граждан в лесах может быть ограничено или запрещено законодательством только в целях обеспечения защиты лесов и лесных ресурсов. Основными нормативно-правовыми актами, устанавливающими основания возникновения прав на лесные участки и регулирующими порядок государственной регистрации этих прав, являются Лесной кодекс Российской Федерации (далее – ЛК РФ), Земельный кодекс Российской Федерации (далее – ЗК РФ) и Федеральный закон от 13.07.2015 №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее – Закон о регистрации).

В силу статьи 8 ЛК РФ лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Лесные участки в составе земель иных категорий, например, земель сельскохозяйственного назначения, могут находиться в государственной или муниципальной собственности.

Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области лесных отношений установлены статьями 81-84 ЛК РФ.

В соответствии с лесным, земельным и гражданским законодательством лесные участки могут предоставляться гражданам и юридическим лицам на праве постоянного (бессрочного) пользования, на праве аренды, а также праве безвозмездного пользования лесными участками. Безвозмездное пользование лесными участками Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в безвозмездное пользование гражданам и юридическим лицам осуществляется в порядке, установленном статьей 39.10 ЗК РФ.

Безвозмездное пользование лесными участками Предоставление лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности в безвозмездное пользование гражданам и юридическим лицам осуществляется в порядке, установленном статьей 39.10 ЗК РФ. Договор безвозмездного пользования лесным участком заключается гражданином или юридическим лицом с уполномоченным органом.

Указанной статьей предусмотрен исчерпывающий перечень лиц, которым лесные участки могут быть предоставлены в безвозмездное пользование. Так, например, в безвозмездное пользование они предоставляются государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, работникам в виде служебных наделов (организаций лесной промышленности, государственных бюджетных учреждений и др.). В соответствии со статьями 25, 26 ЗК РФ права на земельные участки подлежат государственной регистрации.

Не подлежит государственной регистрации договор безвозмездного пользования лесным участком, заключенный на срок менее одного года. Государственная регистрация договора безвозмездного пользования, заключенного на срок не менее года, будет осуществляться в порядке, установленном частью 1 статьи 51 Закона о регистрации. С заявлением о государственной регистрации договора вправе обратиться одна из сторон.

В случае обращения с заявлением органа государственной власти или органа местного самоуправления, государственная пошлина не уплачивается. В случае обращения физического или юридического лица государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса Российской Федерации (далее – НК РФ).

В Единый государственный реестр недвижимости (далее – ЕГРН) одновременно с записью о государственной регистрации такого договора вносится запись об обременении права собственности на лесной участок в виде безвозмездного пользования им.

Право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками В соответствии частью 1 статьи 71 ЛК РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются на основании решения уполномоченных органов власти в постоянное (бессрочное) пользование юридическим лицам. Гражданам лесные участки на таком праве в соответствии с законодательством не предоставляются. Предоставление лесных участков осуществляется в порядке, установленном статьей 39.9 ЗК РФ.

Лесные участки предоставляются в постоянное (бессрочное) пользование исключительно органам государственной власти и органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, казенным предприятиям, центрам исторического наследия президентов Российской Федерации, прекративших свои полномочия. В соответствии со статьей 14 Закона о регистрации государственная регистрация права постоянного (бессрочного) пользования осуществляется на основании решения органа власти о предоставлении лесного участка в бессрочное пользование и заявления, представленного органом власти или правообладателем земельного участка.

Государственная регистрация указанного права осуществляется без уплаты государственной пошлины в силу подпункта 4.3. пункта 2 статьи 333.35 НК РФ.

Аренда лесных участков Предоставление гражданам и юридическим лицам в аренду лесных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется в соответствии с ЛК РФ. По договору аренды лесного участка арендодатель (уполномоченный орган) предоставляет арендатору земельный участок для целей, предусмотренных статьей 25 ЛК РФ. Так, лесной участок может быть предоставлен в аренду для заготовки древесины, заготовки и сбора недревесных лесных ресурсов, ведение сельского хозяйства, выполнения работ по геологическому изучению недр, разработки месторождений полезных ископаемых и для других целей.

Объектом аренды могут быть только лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, и прошедшие государственный кадастровый учет. Установлен общий срок заключения таких договоров – от десяти до сорока девяти лет. Статьей 72 ЛК РФ установлены случаи, когда устанавливается специальный срок договора аренды.

Так, для заготовки древесины договором аренды может быть предусмотрен срок от одного года до сорока девяти лет. В соответствии со статьей 73.1. ЛК РФ договор аренды лесного участка заключается по результатам торгов на право заключения такого договора, которые проводятся в форме открытого аукциона или открытого конкурса.

При заключении договора аренды по результатам торгов изменение условий договора не допускается. Указанной статьей установлены случаи, когда договор аренды лесного участка может быть заключен без проведения торгов.

Установленный перечень является исчерпывающим.

Так, без проведения торгов лесные участки предоставляются для выполнения работ по геологическому изучению недр, для разработки месторождений полезных ископаемых, для строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов.

Для аренды лесного участка, находящегося в федеральной собственности, собственности субъекта Российской Федерации, муниципальной собственности, ставки платы за единицу объема лесных ресурсов и ставки платы за единицу площади лесного участка устанавливаются соответственно Правительством РФ, органами государственной власти Субъектов РФ, органами местного самоуправления. В соответствии со статьей 26 ЗК РФ не подлежит государственной регистрации договор аренды земельным участком, заключенный на срок менее одного года. Государственная регистрация договора аренды лесного участка, заключенного на срок не менее года, будет осуществляться в порядке, установленном частью 1 статьи 51 Закона о регистрации.

Основанием для государственной регистрации будет являться договор аренды лесного участка. С заявлением о государственной регистрации договора вправе обратиться одна из сторон договора.

В случае обращения с заявлением органа государственной власти или органа местного самоуправления, государственная пошлина не уплачивается, в случае обращения физического или юридического лица государственная пошлина уплачивается в размере, установленном подпунктом 22 пункта 1 статьи 333.33 НК РФ. В ЕГРН одновременно с записью о государственной регистрации такого договора вносится запись об обременении права собственности на лесной участок в виде аренды.

В ЕГРН одновременно с записью о государственной регистрации такого договора вносится запись об обременении права собственности на лесной участок в виде аренды. Соблюдение гражданами и юридическими лицами установленных законодательством Российской Федерации норм по использованию и охране лесов способствует сохранению благоприятной окружающей среды.

Государственная регистрация прав и сделок с лесными участками является гарантом прозрачности и подконтрольности использования лесных ресурсов.

Решение от 24 февраля 2014 г.

по делу № А41-61398/2013

Арбитражный суд Московской области 107053, ГСП 6, г.

Москва, проспект Академика Сахарова, д.18 http://asmo.arbitr.ru/ Именем Российской ФедерацииРЕШЕНИЕДело №А41-61398/1324 февраля 2014 годаг.Москва Резолютивная часть объявлена 17 февраля 2014 года.

Полный текст решения изготовлен 24 февраля 2014 года.

Арбитражный суд Московской области в составе: председательствующий судья Т.Ш.Кулматов, при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Костромитиной Ю.Ю., рассмотрев в судебном заседании дело №А41-61398/13 по иску СНТ «Элегия» (ОГРН 1035006477351) к: 1) Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации, 2)Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Московской области, третьи лица: 1) Государственное казенное учреждение Московской области «Мособллес», 2) Комитет лесного хозяйства Московской области, об установлении ограниченного права пользования (сервитут) сроком на 49 лет на часть земельного участка, занятую подъездной дорогой, площадью 0,3 га, в границах земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1245, расположенного в выделах 3-6 квартала 22 Шараповского участкового лесничества Звенигородского филиала ГКУ МО «Мособллес» согласно представленным координатам поворотных точек, при участии в заседании, согласно протоколу, установил: Садоводческое некоммерческое товарищество «Элегия» (далее – СНТ «Элегия», СНТ, истец) обратилось в Арбитражный суд Московской области к Федеральному агентству по управлению государственным имуществом Российской Федерации (далее –ФАУГИ, ответчик) и Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом Московской области (далее – ФАУГИ, ответчик) с иском (уточненным в порядке ст.49 АПК РФ) об установлении ограниченного права пользования (сервитут) сроком на 49 лет на часть земельного участка, занятую подъездной дорогой, площадью 0,3 га, в границах земельного участка с кадастровым номером 50:20:0000000:1245, расположенного в выделах 3-6 квартала 22 Шараповского участкового лесничества Звенигородского филиала ГКУ МО «Мособллес» согласно представленным координатам поворотных точек. В качестве третьих лиц в деле принимают участие Государственное казенное учреждение Московской области «Мособллес» и Комитет лесного хозяйства Московской области.

В обоснование заявленных требований истец пояснил, что земельный участок площадью 3,5 га было выделено в 1989 году из земель Звенигородского мехлесхоза, на котором в дальнейшем образовано СНТ. Первоначально актом по выбору комиссии Исполкома Одинцовского горсовета в 1988 году подъезд был определен через д.Пестово, однако в 1989 году пересмотрен и разрешено строительство дороги через территории Шараповского лесничества.

В 1990 году были произведены работы и проведены согласования, в том числе с войсковой частью, через которую проходила дорога.

В 1992 году часть территории воинской части отошла к ДНТ «Топаз», в результате чего проезд был отрезан забором. Истец был вынужден построить дорогу в объезд ДНТ «Топаз». Ввиду обязательности наличия дороги противопожарного назначения в 2005 году Звенигородский лесхоз по согласованию с агентством лесного хозяйства разрешили истцу использование дороги в обмен на обязанность истца поддерживать дорогу в надлежащем состоянии, что истец неукоснительно выполняет.

Между тем, истец опасается, что другими лицами может быть допущено воспрепятствование пользованию истцом дорогой. На часть дороги, принадлежащую физическому лицу, истцом уже заключен договор об установлении сервитута. Основная часть дороги расположена на территории земельного участка, входящего в состав земель лесного фонда, и в собственность Российской Федерации, на которую истец просит установить сервитут.
Основная часть дороги расположена на территории земельного участка, входящего в состав земель лесного фонда, и в собственность Российской Федерации, на которую истец просит установить сервитут.

На сегодняшний день у членов СНТ «Элегия» отсутствует иной подъездной путь к своей территории кроме как по дороге, расположенной на спорном земельном участке. Рядом расположено СНТ «Гермес», у которого имеется дорога, но которое возражает против пользования его дорогой истцом.

В судебном заседании истец поддержал заявленные требования. Ответчики в судебное заседание не явились, возражений по иску не представили.

Представитель третьего лица, Комитета лесного хозяйства МО, в судебном заседании возражал против заявленных требований, пояснил, что земли лесного фонда на территории Московской области в собственность субъекта Московской области не передавались, и находятся в федеральной собственности, а сервитут может быть заключен только с собственником земли. Кроме того, как следует из заявленных требований, истцу требуется земельный участок для строительства дороги, такое предоставление осуществляется не посредством сервитута, а в другом установленном порядке.

В данный момент дороги на испрашиваемом участке не имеется. Следовательно, по мнению комитета, истцом избран ненадлежащий способ защиты права.

В судебном заседании истец ходатайствовал о привлечении Комитета лесного хозяйства МО в качестве ответчика, но судом ходатайство отклонено по основаниям, изложенным в пояснениях комитета, поскольку комитет не является собственником испрашиваемого участка. Из материалов дела следует, что СНТ «Элегия» является собственником земельного участка с КН 50:20:0060331:650 площадью 521 кв.м. по адресу: Московская область, Одинцовский район, в районе д.Клопово, ДНТ «Топаз», уч.

182А, с видом разрешенного использования «для дачного строительства», с наложенными на него обременениями в виде сервитутов (л.д.15-22). Указанный участок предоставлен для коллективного садоводства в 1989 и в 1991 годах, в составе предоставленных земель Звенигородского лесхоза кв.

22 Шараповского лесничества в Одинцовском районе Московской области общей площадью 3,50 га, земель совхоза им. ХХ11 съезда КПСС в районе д.Пестово Одинцовского района Московской области площадью 2,0 га (л.д.25-28).

В 2005 году СНТ «Элегия» обратилось к руководителю Агентства Лесного хозяйства по Московской области и г.Москве с заявлением о закреплении за СНТ подъездной дороги к СНТ «Элегия», которая находится на землях Шараповского лесничества (кв.22) и эксплуатируется с 1991 года (л.д.30).

В письме-ответе от 14.07.2005 № 03/1294 Агентство сообщило СНТ «Элегия» об отсутствии возражений против реконструкции существующей дороги для нужд лесного хозяйства протяженностью 1,0 км шириной 2 м площадью 0,5 га, расположенной в кВ. 22 выдел 24 Шараповского лесничества ФГУ «Звенигородский лесхоз» в счет плана ремонта дорог противопожарного назначения (л.д.32).

04 сентября 2012 года, 02 октября 2012 года СНТ «Элегия» обратилось к руководителю Комитета лесного хозяйства по Московской области, к директору Звенигородского филиала ФГУ «Мособллес» с заявлением о заключении договора аренды лесного участка под дорогой лесохозяйственного и противопожарного назначения, согласованной для использования в качестве подъездной дороги к участкам СНТ «Элегия» (л.д.35-36). В ответе Звенигородского филиала ФГУ «Мособллес» от 18.10.2012 № 2595 содержалось указание на то, что заключение договора аренды испрашиваемого участка лесного фонда возможно, но Звенигородский филиал такими полномочиями не наделен, СНТ следует обратиться в Комитет лесного хозяйства по Московской области (л.д.37).

Комитет лесного хозяйства в письме от 23.04.2013 № 30-08-4513/исх сообщил об отказе в заключении договора аренды лесного участка, поскольку испрашиваемая дорога является дорогой лесохозяйственного и противопожарного назначения и не принадлежит СНТ «Элегия» на правах, предусмотренных ч.3 ст. Лесного кодекса РФ. Для принятия решения о предоставлении участка в аренду необходимо представление документов, подтверждающих право пользования линейным объектом (л.д.42). 08 августа 2013 года Администрация с.п.Никольское Одинцовского района, на основании обращения к ней СНТ «Элегия», направила в администрацию Одинцовского района, комитет лесного хозяйства Московской области и директору Звенигородского филиала ГКУ МО «Мособллес» обращения о рассмотрении вопроса о предоставлении СНТ «Элегия» права бессрочного и бесплатного проезда по указанной выше дороге в границах земельного участка с КН 50:20:0000000:1245, поскольку она является единственным проездом к СНТ и поддерживается СНТ в надлежащем состоянии (л.д.46).

Звенигородский филиал в письме от 29.08.2013 № 2189 ответил, что не возражает против предоставления участка в аренду, но решение данного вопроса находится в полномочиях Комитета лесного хозяйства (л.д.47). Минимущество Московской области в письме от 05.11.2013 ответило СНТ «Элегия» о возможности предоставления участка в аренду, которое решается Комитетом лесного хозяйства Московской области (л.д.48). 22 ноября 2013 года СНТ «Элегия» обратилось в Арбитражный суд Московской области с иском к ТУ ФАУГИ, ФАУГИ об установлении сервитута.

Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд пришел к выводу, что заявленные требования удовлетворению не подлежат по следующим основаниям. Согласно ст. Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) защита гражданских прав осуществляется путем: признания права; восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения; иными способами, предусмотренными законом. В соответствии со ст. 9 Лесного кодекса РФ право постоянного (бессрочного) пользования лесными участками, право ограниченного пользования чужими лесными участками (сервитут), право аренды лесных участков, а также право безвозмездного срочного пользования лесными участками возникает и прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены гражданским законодательством, законодательством Российской Федерации о концессионных соглашениях и земельным законодательством, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В соответствии со ст. собственник недвижимого имущества (земельного участка, другой недвижимости) вправе требовать от собственника соседнего земельного участка, а в необходимых случаях и от собственника другого земельного участка (соседнего участка) предоставления права ограниченного пользования соседним участком (сервитута). Сервитут может устанавливаться для обеспечения прохода и проезда через соседний земельный участок, прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи и трубопроводов, обеспечения водоснабжения и мелиорации, а также других нужд собственника недвижимого имущества, которые не могут быть обеспечены без установления сервитута.

Сервитут устанавливается по соглашению между лицом, требующим установления сервитута, и собственником соседнего участка и подлежит регистрации в порядке, установленном для регистрации прав на недвижимое имущество.

В случае недостижения соглашения об установлении или условиях сервитута спор разрешается судом по иску лица, требующего установления сервитута (ч.3 ст.). Исходя из вышеизложенных положений гражданского законодательства, сервитут на земельный участок может быть установлен только по согласованию с собственником такого земельного участка. Испрашиваемый земельный участок является участком лесного фонда.

Согласно ч. 1 ст. Лесного кодекса Российской Федерации (далее – ЛК РФ) лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности. Следовательно, право собственности на них от имени Российской Федерации осуществляет специально уполномоченный государственный орган – Федеральное Агентство по управлению государственным имуществом (ФАУГИ) в лице территориального органа – ТУ ФАУГИ. Надлежащими ответчиками по данному иску об установлении сервитута на земельный участок лесного фонда являются ФАУГИ и ТУ ФАУГИ, они привлечены к участию в деле в качестве соответчиков определением Арбитражного суда Московской области от 12.12.2013 (л.д.70).

Таким образом, решать вопрос об установлении сервитута на испрашиваемый земельный участок заявителю следует с ТУ ФАУГИ. Между тем, из положения ч.3 ст.

также следует, что суд разрешает спор об установлении сервитута в случае недостижения согласия о сервитуте между заявителем и собственником земельного участка, на который испрашивается сервитут.

В данном случае доказательств о том, что СНТ «Элегия» обращалось к собственнику земельного участка с указанным вопросом об установлении сервитута до подачи настоящего иска в суд, в материалах дела не имеется.

Согласно письму СНТ «Элегия» в ТУ ФАУГИ о предоставлении права пользования земельным участком, СНТ обратилось в указанный орган с таким заявлением только 21 января 2014 года, то есть после подачи иска об установлении сервитута в суд.

Из изложенного следует, что в суд СНТ обратилось еще до возникновения спорной ситуации по данному вопросу, что противоречит ч.3 ст. Указанные выводы подтверждаются действующей судебной практикой по данной категории дел, в частности, Определением судебной коллегии ВАС РФ от 29.05.2013 № ВАС-6097/13 об отказе в передаче дела в Президиум ВАС РФ, в котором также указано, что исключительным условием для установления сервитута является объективная невозможность удовлетворения потребностей истца иным образом, кроме как путем наделения его правом ограниченного пользования чужим земельным участком.

Сервитут должен быть наименее обременительным для ответчика, при определении содержания этого права и условий его осуществления суд обязан исходить из разумного баланса интересов сторон спора с тем, чтобы это ограниченное вещное право, обеспечивая только необходимые нужды истца, не создавало существенных неудобств для собственника обслуживающего земельного участка. В материалах дела имеется переписка между заявителем и органами лесного хозяйства (лесхозом, комитетом лесного хозяйства), администрацией, о возможности предоставления заявителю прав на испрашиваемый земельный участок, преимущественно – права аренды участка лесного фонда.

Право арендовать необходимый для использования участок лесного фонда предоставлено ст.ст. , 74 Лесного кодекса РФ. Согласно ч. 2 ст. Лесного кодекса РФ лесные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, предоставляются гражданам, юридическим лицам в соответствии со статьей 9 настоящего Кодекса для строительства линейных объектов.

В этом случае договоры аренды заключаются без проведения аукциона (ч. 3 ст.74 Лесного кодекса РФ). Заключение договоров аренды лесных участков, находящихся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, муниципальной собственности, осуществляется соответственно органами государственной власти, органами местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных в соответствии со статьями 81 — 84 настоящего Кодекса (ч.4 ст. 74 Лесного кодекса РФ). Таким образом, закон не содержит запретов в случае необходимости в использовании участка лесного фонда установить на него сервитут или взять участок в аренду.

Между тем, закон устанавливает порядок, процедуру, сопутствующую тому или иному действию. Заявителем указанные процедуры не выполнены.

Обращаясь с настоящим иском в арбитражный суд, истец до подачи иска в суд не обращался к собственнику земельного участка за установлением сервитута, иного суду не представлено.

Органы лесного фонда, орган местного самоуправления, Минимущество МО, переписку с которыми вел истец, собственниками испрашиваемого участка не являются, полномочий собственника не осуществляют. Следовательно, не могут принять соответствующее решение. Предоставление земельного участка в аренду предоставлено органу лесного фонда – Комитету лесного хозяйства МО, но исковые требования об этом не заявлены.

Кроме того, из материалов дела не следует наличие на испрашиваемом земельном участке подъездной дороги к СНТ «Элегия» (см.

планшет № 6 лесоустройства и проект организации и ведения лесного хозяйства звенигородского лесхоза), что следует из представленного следовательно, вопрос о возможности предоставления в аренду участка, занятого подъездной дорогой, является спорным.

Из материалов дела также не следует наличия нарушения прав СНТ «Элегия».

В заявлении, уточнении, СНТ ссылается на возможность нарушения своих прав путем прекращения доступа к своему земельному участку, но доказательств существования указанных нарушений на настоящий момент суду не представлено. С учетом изложенного, суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований.

Руководствуясь ст. ст. 110, 112, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд РЕШИЛ: В удовлетворении иска Садоводческого некоммерческого товарищества «Элегия» отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в установленном законом порядке в Десятом арбитражном апелляционном суде. Судья Т.Ш.КулматовАС Московской области Кулматов Т.Ш.

(судья) Судебная практика по применению нормы ст.