Как заключить прямой договор с заказчикомгрузоперевозки

Как заключить прямой договор с заказчикомгрузоперевозки

Как оформить отношения по доставке груза: сравниваем договоры перевозки, оказания услуг, аренды транспорта и фрахтования


17 июля 2018 17 июля 2018 Юрист по налоговым, трудовым и гражданским правоотношениям Зачастую гражданское законодательство позволяет оформить одни и те же отношения разными договорами. Например, чтобы перевезти груз из одного пункта в другой, можно заключить не только договор перевозки, но и договор оказания услуг, и договор аренды автомобиля (с экипажем или без экипажа), и даже договор фрахтования. Во всех четырех случаях итоговый результат должен быть одинаковым: груз доставлен в пункт назначения.

А вот права и обязанности сторон по каждому из этих договоров будут разными.

В сегодняшней статье мы расскажем о том, когда применяются указанные договоры, и чем они отличаются друг от друга.

Начнем с самых близких по сути договоров — перевозки и возмездного оказания услуг.

Статья Гражданского кодекса РФ гласит: правила об оказании услуг не применяются к услугам, которые оказываются по договорам перевозки. Казалось бы, законодатель предельно ясно выразил свою волю: если речь идет о перемещении груза из пункта А в пункт Б, то стороны должны заключить специальный договор перевозки, а не общий договор возмездного оказания услуг.

Тем не менее, на практике договоры перевозки часто заменяются договорами возмездного оказания услуг по управлению транспортным средством. И вот почему. Заключая договор перевозки, стороны должны учитывать не только нормы ГК РФ, но и правила транспортных уставов, которые предъявляют дополнительные требования к перевозчикам. Например, согласно пункту 13 статьи 2 Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта (Федеральный закон ), перевозчиком по договору перевозки автомобильным транспортом может быть только юридическое лицо или предприниматель.

А значит, договор с физическим лицом, которое не имеет статуса ИП, по данному формальному признаку не может быть договором перевозки. Так, нельзя заключить договор перевозки с физлицом, которое не является ИП (например, с работником компании или его родственником), на доставку товара покупателю или на какое-то другое разовое перемещение груза.

В таких случаях приходится оформлять договор возмездного оказания услуг. Между тем разница между данными договорами принципиальная. В силу прямого указания статьи ГК РФ по договору перевозки груз вверяется перевозчику отправителем.

Это означает, что перевозчик не только обязан доставить груз в пункт назначения, но и несет за него полную ответственность во время всего процесса перевозки (включая погрузку, разгрузку и перевалку в промежуточных пунктах, если это необходимо). Правила возмещения ущерба за утрату, недостачу и порчу груза детально урегулированы законодательством (ст.

ГК РФ). Например, перевозчик обязан возместить отправителю стоимость груза, который был поврежден или утрачен при перевозке.

Причем, обстоятельства утраты (повреждения) вещи в большинстве случаев значения не имеют. Даже если машина, перевозящая груз, попала в ДТП по вине третьих лиц, и в результате были сорваны сроки доставки, либо груз пострадал, перевозчик вполне может остаться без вознаграждения, и будет обязан возместить отправителю стоимость груза или другие убытки.

Данный вывод подтверждается арбитражной практикой (постановления Арбитражного суда Центрального округа от 05.04.18 № Ф10-990/2018 и Арбитражного суда Волго-Вятского округа от 27.03.18 № Ф01-550/2018). Также см. «». Далее в статье ГК РФ сказано, что перевозчик обязан своевременно доставить груз в пункт назначения и передать его уполномоченному лицу.

Именно за эту «работу» перевозчик получает свое вознаграждение. А значит, если груз не был доставлен в установленный срок, либо был вручен неуполномоченному лицу, перевозчик не получит вознаграждение. Более того, как уже упоминалось, ему придется возместить отправителю убытки, возникшие из-за нарушения срока доставки.

Формировать транспортные накладные в веб‑сервисе для ведения учета и сдачи отчетности Предъявляются ли подобные требования к исполнителю по договору возмездного оказания услуг? Ответ на этот вопрос зависит от того, как в договоре описана сама услуга.

Так, если в обязанности исполнителя входит оказание услуг по управлению автомобилем по заданию заказчика, то, понятно, что исполнитель не отвечает за соблюдение срока доставки груза.

Ведь по договору он должен лишь управлять автомобилем, совершая поездки туда, куда скажет заказчик. И именно за управление машиной во время поездок исполнителю полагается вознаграждение.

Никакого вверения груза в данном случае не происходит, а значит, исполнитель не отвечает за его сохранность. Формально при такой конструкции договорных отношений доставку груза должен осуществлять работник заказчика в рамках трудовых отношений. Именно ему заказчик-работодатель вверяет груз, и именно на него возлагает соответствующие обязанности: доставить груз в срок в целости и сохранности, а также вручить его надлежащему получателю.

И никакой связи между договором оказания услуг по управлению автомобилем и собственно доставкой груза в этом случае нет. Несколько другие требования предъявляются к исполнителю, если суть услуги заключается во вручении определенной вещи определенному лицу в установленный договором срок. В таком случае исполнитель получит свое вознаграждение, если доставит груз нужному получателю, не нарушив при этом условие о сроке доставки.

Но и здесь исполнитель фактически не несет ответственность за переданную ему вещь. И если в процессе доставки груз будет поврежден, то заказчик не сможет автоматически взыскать с исполнителя убытки, как это было бы при перевозке. Более того, формально у заказчика не будет оснований для невыплаты исполнителю вознаграждения в случае доставки груза в поврежденном виде, поскольку сама услуга была оказана.

Если в такой ситуации заказчик обратится в суд за взысканием с исполнителя убытков в виде стоимости поврежденного груза, велика вероятность переквалификации договора оказания услуг в договор перевозки с последующим признанием договора перевозки незаключенным, так как перевозчик не является ИП.

При этом также надо учитывать, что по договору оказания услуг исполнитель вовсе не обязан осуществлять доставку на личном автотранспорте. Он может развозить груз и на общественном транспорте.

А значит, централизованная загрузка товара будет невозможна. Завершая сравнение этих двух договоров, отметим главное. При заключении договора оказания услуг вместо договора перевозки, грузоотправитель зачастую фактически теряет право на возмещение ущерба в случае утраты или повреждения груза.

Выходом из этой ситуации может быть привлечение работника компании-грузоотправителя к процессу доставки груза. Такой работник должен осуществлять лишь функции по сопровождению и вручению груза, который вверяется ему в рамках трудовых отношений, но не вправе управлять автомобилем.

Ведь в противном случае договор возмездного оказания услуг становится лишним, а отношения с работником, который использует свой транспорт для выполнения трудовых обязанностей по доставке грузов, нужно оформлять по-другому. Подробнее об этом см. «». Нередко перевозку грузов оформляют договором аренды транспортного средства (как с экипажем, так и без такового). Начнем с договора аренды транспортного средства без экипажа (ст.

ГК РФ). По такому договору в обязанности арендодателя входит только передача арендатору соответствующего транспортного средства в исправном состоянии.

С момента подписания акта передачи автомобиля у арендодателя появляется право на получение арендной платы. И это право сохраняется независимо от того, как арендатор эксплуатирует транспортное средство. Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем.
Другими словами, по договору аренды ТС без экипажа грузоотправитель-арендатор платит не за факт перевозки груза из одного пункта в другой, а за право пользования автомобилем.

При этом не имеет значения, используется ли авто для доставки груза или просто находится на территории арендатора.

Очевидно, что в рассматриваемой ситуации арендодатель не отвечает за сохранность и своевременную доставку груза. Все действия по перевозке груза совершает грузоотправитель-арендатор самостоятельно и на свой риск. При этом за рулем арендованного транспортного средства могут находиться как работники арендатора, так и иные привлеченные им лица.

Несколько иначе обстоят дела при аренде транспортного средства с экипажем (ст. ГК РФ). В этом случае арендодатель обязан не просто передать арендатору транспорт за плату, но и обеспечить это ТС экипажем, осуществлять управление и техническую эксплуатацию автомобиля.

Соответственно, арендатор по такому договору платит не столько за возможность пользоваться автомобилем, сколько за комплекс услуг, включающий в себя подачу автомобиля с квалифицированным экипажем, управление этим авто и его техническое обслуживание. По договору аренды ТС с экипажем невозможна ситуация, когда автомобиль находится в пользовании у арендатора, которому арендодатель не оказывает услуги по управлению и эксплуатации транспортного средства (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 29.03.18 № Ф10-105/2018).

При этом по правилам ГК РФ водитель транспортного средства, переданного в аренду с экипажем, подчиняется требованиям арендатора только в части коммерческой эксплуатации автомобиля.

А вот по вопросам, связанным с управлением и технической эксплуатацией автомобиля, обязательные указания дает арендодатель (п. 2 ст. ГК РФ). На практике это означает следующее.

Арендатор определяет, что, когда, откуда и куда нужно перевезти на арендованном транспорте. А все вопросы, связанные с безопасностью перевозки, решает арендодатель.

И если груз пострадал при перевозке, в том числе в результате ДТП или по причине неправильной загрузки машины, то за убытки отвечает арендодатель (постановление Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 06.03.18 № Ф08-96/2018).

В этом отношении договор аренды ТС с экипажем похож на договор перевозки.

Однако между этими договорами есть существенная разница. Первое отличие связано с оплатой по договору аренды ТС с экипажем.

Она осуществляется за сам факт предоставления арендатору исправного автомобиля и квалифицированного водителя, а не за доставку груза в пункт назначения, как это предусматривает договор перевозки. Следовательно, если машина и экипаж поступили в распоряжение арендатора, то он обязан перечислять арендную плату, даже если груз не был доставлен и вручен грузополучателю.

Отметим, что арендная плата вносится и в том случае, если груз был поврежден или утрачен в пути по причинам, не связанным с эксплуатацией транспортного средства (например, испортился из-за погодных условий или из-за задержки транспорта в пути). Второе отличие заключается в следующем.

По договору аренды ТС с экипажем арендатор-грузоотправитель никак не может повлиять на сроки доставки. Ведь в части технической эксплуатации автомобиля водитель подчиняется арендодателю.

А значит, именно арендодатель (водитель с его ведома) решает, с какой скоростью будет двигаться автомобиль и по какому маршруту, сколько часов в день водитель будет проводить за рулем и т.д.

Таким образом, арендатор фактически принимает на себя риски, связанные с нарушением сроков доставки. Он обязан перечислить арендную плату, даже если груз доставлен позже срока. При этом у арендатора в этом случае нет оснований для взыскания убытков с арендодателя. Напомним, что перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием.

Напомним, что перевозчик, с которым заключен договор перевозки, вполне может лишиться вознаграждения (части или всей суммы), если груз доставлен с опозданием. Обратите внимание: водителем машины, предоставленной по договору аренды ТС с экипажем, может быть только работник арендодателя (п. 2 ст. ГК РФ). Поэтому такой договор нельзя заключить в том случае, если управлять автомобилем будет человек, который не состоит с арендодателем в трудовых отношениях.

Таким образом, «обычное» физлицо (то есть физлицо без статуса ИП) не вправе быть арендодателем по договору аренды ТС с экипажем. А оформить такой договор с ИП можно только при условии, если управлять автомобилем будет не сам ИП, а работник предпринимателя — человек, с которым ИП заключил трудовой договор.

При этом заключить трудовой договор сам с собой ИП не может. По своей сути договор фрахтования является неким симбиозом договора аренды ТС с экипажем и договора перевозки.

Согласно статье ГК РФ, по договору фрахтования одна сторона (фрахтовщик) обязана предоставить другой стороне (фрахтователю) всю или часть вместимости одного или нескольких транспортных средств на один или несколько рейсов для перевозки грузов. Как видно из этого определения, предметом договора фрахтования является обязанность фрахтовщика предоставить место для перевозки соответствующего груза (в отличие от договора перевозки, по которому перевозчик обязан принять, доставить и выдать груз).

А значит, оплата по договору фрахтования полагается и в том случае, если зарезервированный для груза транспорт был предоставлен, но перевозка не состоялась. Приведем пример. Организация запланировала переезд из одного офиса в другой.

Было определено, что для этого придется загрузить две 12-ти тонные «фуры». Организация заключила договор фрахтования, предусматривающий подачу таких автомобилей. Однако по техническим причинам переезд пришлось отложить.

В итоге предоставленные машины были отправлены обратно фрахтовщику (перевозка не состоялась). Тем не менее, фрахтовщик свою обязанность по договору выполнил («фуры» были поданы), а значит, его услуги должны быть оплачены. Еще одно отличие договора фрахтования от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта.
Еще одно отличие договора фрахтования от договора перевозки можно найти в статье 18 упомянутого выше Устава автомобильного транспорта.

Там сказано, что договор фрахтования предусматривает сопровождение груза представителем грузовладельца.

Следовательно, фрахтовщик не несет никакой ответственности за сохранность груза, так как груз ему не вверяется. (Напомним, что перевозчик несет полную ответственность за вверенный ему груз). В этой же статье 18 Устава автомобильного транспорта установлено, что в договор фрахтования вносятся данные о сроках перевозки.

Это значит, что фрахтовщик должен не только предоставить ТС для доставки груза (как указано в ст. ГК РФ), но и осуществить саму доставку в установленный срок.

И если этот срок будет нарушен по его вине (поздняя подача автомобиля, неверный выбор маршрута и т.п.), то у грузовладельца появляются основания для взыскания соответствующих убытков. В этом состоит одно из отличий договора фрахтования от договора аренды ТС с экипажем, по которому арендатор принимает на себя риски, связанные с нарушением срока доставки.

Кроме этого, по договору аренды в пользование арендатору передается конкретное транспортное средство (в договоре указываются вид, марка, тип, ВИН-номер и государственный номерной знак автомобиля). Арендодатель может заменить автомобиль только с согласия арендатора. А вот по договору фрахтования предоставляется лишь соответствующая вместимость транспортного средства.

Поэтому фрахтовщик вправе сам решать, какой именно автомобиль подать грузовладельцу. Главное, чтобы характеристики транспортного средства позволяли поместить заявленный груз. Другими словами, если по договору аренды ТС заменить 12-тонник Вольво на КамАЗ без согласия арендатора нельзя, то по договору фрахтования такая замена вполне допустима по решению самого фрахтовщика.

Алексей Крайнев, налоговый юрист портала «Бухгалтерия Онлайн» 18 558 Обсудить 18 558 18 558 Обсудить 18 558

  • Нельзя.
  • Нельзя.
  • В связи с предполагаемым сезонным увеличением продаж организация решила арендовать автомобиль, на котором ее сотрудник будет развозить товары покупателям. После заключения договора аренды, организация получила по акту арендованную машину. Однако прогноз по объему продаж не оправдался. В связи с этим доставка товаров на арендованном автомобиле осуществляется три раза в неделю, а не каждый день, как планировалось, когда определялся размер арендной платы. Может ли организация удерживать часть арендной платы за те дни, когда автомобиль не используется для доставки товаров?
    • Может.
    • Может, если в договоре указано, что автомобиль взят в аренду для доставки товара.
    • Не может, поскольку автомобиль арендован без экипажа.
    • Не может, так как по договору аренды ТС без экипажа оплачивается время, когда автомобиль находился во владении арендатора.
  • Может, если в договоре указано, что автомобиль взят в аренду для доставки товара.

  • Можно.
  • Можно, если автомобилем будет управлять сам ИП.
  • Можно, если автомобилем будет управлять работник ИП.
  • Можно.
  • Может.

  • В связи с сезонным увеличением продаж организация планирует привлечь родственника менеджера по продажам для доставки товаров покупателям. Этот родственник является собственником легкового автомобиля и готов развозить товары в выходные дни.

    При этом он не зарегистрирован в качестве ИП. Можно ли заключить с ним договор перевозки?

    • Можно.
    • Можно, если принять его на работу по трудовому договору.
    • Можно, если договор заключается на срок не более трех месяцев.
    • Нельзя.
  • Не может, так как по договору аренды ТС без экипажа оплачивается время, когда автомобиль находился во владении арендатора.

  • Не может, поскольку автомобиль арендован без экипажа.
  • Можно, если принять его на работу по трудовому договору.
  • Организация заключила крупный договор, предполагающий поставку товара покупателю, который находится в соседнем регионе.

    Так как это разовая сделка, то для доставки товара решено привлечь предпринимателя, с которым планируется оформить договор аренды транспортного средства с экипажем. Можно ли в этом случае применить такой договор?

    • Можно.
    • Можно, если автомобилем будет управлять работник ИП.
    • Можно, если автомобилем будет управлять сам ИП.
    • Нельзя.
  • Можно, если договор заключается на срок не более трех месяцев.

Популярное за неделю17 4589 5475 07755 27413 ответов на форуме

Заключение договора на грузоперевозку

jpg» width=»320″ height=»213″ />Прежде чем начать оказывать услуги по транспортировке груза, перевозчик и заказчик обязаны заключить между собой договор.

Транспортный договор дает гарантию того, что доставка груза будет осуществлена в полном объеме, а оплата произойдет вовремя. Договор поможет при необходимости решить спорные вопросы, которые могут возникнуть как в процессе оказания услуг грузоперевозчиком, так и по окончании их. В зарубежных странах такие договора заключаются ежедневно без всяких проблем, у нас это явление еще не стало привычным делом.

В зарубежных странах такие договора заключаются ежедневно без всяких проблем, у нас это явление еще не стало привычным делом. Заключение транспортного договора поможет распределить не только права и обязанности, но и ответственность сторон участников процесса перевозки.Согласно транспортному договору, перевозчик предоставляет заказчику, любой вид транспорта, подходящий для доставки товара, осуществляет погрузо-разгрузочные работы, доставляет груз к месту назначения и т.

д. При перевозке груза несколькими видами транспорта, прописывается пункт о предоставлении автомобилей для подвозки груза к воздушному или водному порту.

Заключать договор лучше в письменном виде и подтверждать его товарно-транспортной накладной. Транспортный договор, в котором есть атрибуты Хозяйственного Кодекса, является официальным документом и обязателен для исполнения.

У нас еще существуют компании и организации, которые не считают нужным заключать договор на оказание услуг по грузоперевозкам и ограничиваются лишь подачей заявки. В заявке, конечно же, указываются все необходимые аспекты перевозки, но заявки не имеет юридической силы, и в случае непредвиденных ситуаций, при судебных разбирательствах, они не помогут ни одной стороне.

Все что необходимо для качественной доставки товара прописывается в договоре, вплоть до конкретного часа.

При нарушении транспортного соглашения перевозчик подвергается штрафу, размеры которого указываются в договоре. Если график перевозки груза был сорван не по вине исполнителя, перевозчик штраф не платит.Главным в договоре для заказчика, являются сроки оплаты и цена перевозки, которую он заплатит после выполнения предоставленных услуг компанией перевозчиком. Если заказчик задерживает расчет с перевозчиком, нарушая тем самым условия договора, то к нему применяют штрафные санкции в пользу исполнителя услуг.

Когда нарушение сроков оплаты происходят по вине третьих лиц, то заказчика освобождают от штрафных санкций. Поэтому, чтобы обезопасить себя от форс-мажорных обстоятельств, нужно всегда заключать договора.

  1. Автор:

Оцените статью:

  • 5
  • 1
  • 4
  • 3
  • 2

(1 голос, среднее: 1 из 5) Поделитесь с друзьями!Похожие записи:Похожие записи не найдены.

Договор перевозки грузов: полезные советы перевозчику

На услуги доставки грузов и переезды заключают договор перевозки. Грузы перевозят по правилам из законов, большинство из которых в договоре нельзя менять в свою пользу. Правила сделали строгими, чтобы перевозчики не уходили от ответственности за потерю груза и небрежную работу водителей.

Мы собрали условия перевозки, которые можно менять в договоре с клиентом. В статье найдёте шаблон договора и сможете переписать пункты под свои интересы — мы поможем. А вот те самые законы, по которым возят грузы: � Глава 40 «Перевозка» ГК РФ, � , � .

Перевозка груза и транспортная экспедиция — две похожие, но разные услуги. Перевозка — это перемещение груза из пункта А в пункт Б. Задача перевозчика — загрузить машину и бережно довезти груз до адреса заказчика.

Транспортная экспедиция — это организация перевозки груза. Экспедитор всё берёт на себя: подбирает транспорт и маршрут, оформляет провозные документы, контролирует груз в дороге. Перевозчик всегда отвечает за груз.

Экспедитор — только когда везёт груз на своей машине или поручился за перевозчика. В этом разница услуг. Договор зависит от услуги, которую предприниматель реально оказывает клиентам: перевозит груз или организует перевозку.

В этой статье мы даём советы по договору перевозки. Предпринимателю не уйти от ответственности, назвав договор перевозки экспедицией.

Если от тряски грузовика развалится антикварный стол, перевозчик заплатит. Суд будет смотреть . Перевозчик за плату перевозит груз заказчика — это предмет договора по ст.

785 ГК РФ. Подробности перевозки пишут здесь же, в предмете.

Но можно согласовать время, транспорт, груз и маршрут в отдельном документе — заявке заказчика.

Заявку делают письменно или устно — как принято в вашей организации. Пример: Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика.
Пример: Наименование груза и его характеристики, количество мест, вес груза, адрес подачи транспорта под погрузку и разгрузку, грузополучатель, дата и время начала погрузки, а также все дополнительные сведения, необходимые для организации и осуществления перевозки, указываются Заказчиком в устной или письменной заявке диспетчеру Перевозчика.

При приёмке груза перевозчик заполняет транспортную накладную.

Так нужно по ст. 8 Устава автомобильного транспорта. Транспортную накладную делают в двух экземплярах, если отправитель и получатель одно лицо. Если груз посылают кому-то, экземпляра делают три: водителю, отправителю и получателю.

Принять груз по расписке или накладной свободной формы — . Главное, чтобы читались условия перевозки. Погрузку и разгрузку делает тот, кому поручили договором.

Запишите это условие. Пример: Перевозчик обязан своими силами организовать погрузку и выгрузку груза. Машина перевозчика должна подходить для груза заказчика. К примеру, для тонны молока понадобится грузовик с рефрижератором.

Отсюда правило — ориентироваться на груз заказчика из заявки.

Если транспорт не подходит, заказчик вправе отказаться. А перевозчик заплатит штраф. Так следует из ст.

791 ГК РФ. Отправитель пакует груз, чтобы он не повредился в пути и не испортил грузовик. Это требование из ст. 10 Устава автомобильного транспорта. За плохо упакованный и совсем без упаковки груз перевозчик не отвечает.

Если упаковка — дополнительная услуга перевозчика, это записывают в договор. Тогда перевозчик отвечает за целостность груза. Пример: Перевозчик оказывает Заказчику дополнительные к перевозке услуги по упаковке груза стоимостью 100 рублей за одну коробку.

Когда при погрузке видно, что мебель поломана или фрукты помяты, это записывают в накладную. Без такой записи считается, что груз приняли в полном порядке. Время приезда машины и срок перевозки пишут в заявке и транспортной накладной.

Без срока действует общее правило из ст. 14 Устава автомобильного транспорта:

  1. 30 дней для доставки в другую страну.
  2. 10 дней для перевозки по городу и в область,

Груз считается потерянным, если прошли сроки из закона или заявки. За потерю перевозчик платит заказчику компенсацию.

Цену за перевозку и срок оплаты записывают в договор. Допуслуги наподобие упаковки и подъёма мебели на этаж считают отдельно.

Перевозчик обязан иметь прейскурант и показать его по просьбе заказчика. Это требование п. 8 Правил перевозки груза. По желанию сторон в накладную записывают объявленную ценность груза.

Эту сумму перевозчик оплатит при утере груза. Цену перевозки можно установить в зависимости от объявленной ценности. Объявленная ценность не должна быть выше реальной стоимости.

Так сказано в п. 12 Правил перевозки.

Перевозчик отвечает за сохранность груза и своевременность доставки. Отменить в договоре ответственность перевозчика нельзя.

Такие пункты не сработают в суде — ст.

37 Устава автомобильного транспорта.

За сорванную перевозку перевозчик платит 20 % от оплаты, за опоздание — 5 %. Эти штрафы из ст. 34 Устава автомобильного транспорта.

Но в договоре можно посчитать штраф по-другому. Заказчик платит 20 % от оплаты, если передумал ехать и 5 %, если опоздал к погрузке.

Штрафы из ст. 35 Устава автомобильного транспорта. В договоре можно написать другие.

Пример: За простой ТС под погрузкой или разгрузкой по вине Заказчика, Заказчик платит Перевозчику 100 рублей за каждый час простоя.

Эльба подходит для ИП и ООО с сотрудниками. Сервис подготовит всю необходимую отчётность, посчитает зарплату, налоги и взносы и сформирует платёжки.

Акция действует для ИП младше 3 месяцев Перевозчик и клиент могут оказаться в разных городах за тысячи километров.

В этом случае принципиально где судиться, если что-то пойдёт не по плану. По общему правилу судятся по месту жительства ответчика.

Если стороны перевозки предприниматели, подсудность можно поменять.

Обязательно запишите в договор, что иск подаётся в арбитражный суд своего региона.

С клиентами-физлицами подсудность поменять не получится. На услугу перевозки защита потребителей.

Это значит, клиент пойдёт в районный суд по месту жительства.

Пункты договора об изменении подсудности не работают.

Виды договоров в грузовых автомобильных перевозках

Отмена существовавшей в СССР плановой системы и провозглашение свободной рыночной экономики ознаменовали грандиозные перемены в экономической жизни страны.

Договор наконец стал тем, чем он должен быть на самом деле — соглашением двух или более сторон об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей Стороны договора получили реальное право устанавливать и изменять условия договоров, а также расторгать их. Принятый Государственной Думой России 21 октября 1994 года Гражданский Кодекс основывается на признании равенства участников регулируемых им отношений, неприкосновенности собственности, свободы договора, недопустимости произвольного вмешательства кого-либо в частные дела, необходимости беспрепятственного осуществления гражданских прав, обеспечения восстановления нарушенных прав, их судебной защиты. Содержание:

  • Договор перевозки.
  • Форма заключения договора.
  • Смешанный непоименованный договор.
  • Договор транспортной экспедиции.
  • Договор фрахтования.

В грузовых автоперевозках применяются различные договорные конструкции, основанные на трёх видах поименованных договоров, предусмотренных Гражданским кодексом: договор перевозки, договор фрахтования и договор транспортной экспедиции.

В чистом виде эти договоры встречаются очень редко, чаще применяются смешанные непоименованные договоры. Каждый договор характеризуется субъектным составом (сторонами договора), предметом договора (собственно, о чём стороны договорились) и его условиями. Договор считается заключённым тогда, когда стороны пришли к согласию по всем существенным условиям договора.

К существенным условиям, в соответствии со ст.

432 Гражданского кодекса РФ, относятся:

  1. установленные законом или иными правовыми актами условия, определённые как существенные;
  2. все условия, по которым по заявлению каждой из сторон договора должно быть достигнуто согласие.
  3. предмет договора;

Акцепт (принятие) условий договора должен быть полным и безоговорочным. Это означает, что подписав договор, стороны соглашаются исполнить его целиком и полностью.

Форма заключения договора. Сделки между организациями должны совершаться с соблюдением простой письменной формы.

Под простой письменной формой сделки подразумевается составление сторонами документа, выражающего содержание сделки, и подписанного лицом или лицами, совершающими сделку. Документ может быть также подписан уполномоченными на то сторонами лицами. Часто возникает вопрос относительно того, можно ли заключить договор на перевозку груза и договор транспортной экспедиции по электронной почте или по факсу.

Пункт 2 статьи 434 Гражданского кодекса РФ разрешает использовать такую письменную форму договора при условии, что электронный документ будет передан посредством каналов связей, позволяющих достоверно установить, что он исходит от стороны по договору. Федеральным законом от 8 марта 2015 г.

№ 42-ФЗ

«О внесении изменений в часть первую Гражданского кодекса Российской Федерации»

электронному документу, передаваемому по каналам связи, дано следующее определение — это информация, подготовленная, отправленная, полученная или хранимая с помощью электронных, магнитных, оптических либо аналогичных средств, включая обмен информацией в электронной форме и электронную почту. В большинстве случаев, признаком, позволяющим достоверно установить, что документ исходит от стороны по договору, является подписание договора электронной цифровой подписью, которая, в соответствии со ст.

4 Федерального закона от 10.01.2002 № 1-ФЗ «Об электронной цифровой подписи», является аналогом собственноручной подписи на бумажном документе.

Таким образом, любая из сторон по договору вправе оспорить заключённый посредством обмена электронными копиями документов договор при отсутствии в нём электронной цифровой подписи, кроме случаев, когда она фактически приступила к выполнению своих обязательств по договору (п. 3 ст. 438 ГК РФ). Чтобы иметь возможность доказать в суде, что договоры и заявки от перевозчика, диспетчера, экспедитора или грузовладельца, полученные по факсу или по электронной почте, действительно исходили от них, а не от третьих лиц, необходимо наличие подлинника соглашения сторон, в котором указывается перечень адресов электронной почты или номеров телефонов, с которых отправляются факсовые документы, а также устанавливается юридическая сила таких документов.

Есть и другие способы доказывания факта того, что документы, направленные по электронной почте или факсу, исходили от стороны по договору, но все они оспоримы, а значит, успех доказывания зависит от квалификации юриста, имеющихся доказательств, аргументов оппонента и множества других факторов. Особо отметим, что самой незащищённой стороной в рассматриваемом вопросе является перевозчик.

Посредники в любой момент имеют возможность оспорить факт заключения договора и заявить, что электронный адрес, с которого сканированная копия договора поступила перевозчику, не имеет к ним отношения, в то время как перевозчик, выполнивший перевозку, конклюдентно подтвердил согласие с условиями договора и в случае повреждения, недостачи или кражи груза факт принадлежности транспортного средства конкретной организации или предпринимателю может быть установлен с помощью запроса в регистрирующие органы ГИБДД.

Договор перевозки. Заключается между грузоотправителем и перевозчиком, предмет договора перевозки — оказание услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа.

Существенных условий в договоре перевозки всего два: маршрут перевозки и характеристики груза (характер, вес, объём, наличие класса опасности и т.п.), остальные условия носят несущественный (случайный) характер, так как могут быть определены в порядке, установленном законодательством. Например, цена перевозки, если она не согласована сторонами, может быть определена в порядке, установленном п.

3 ст. 424 Гражданского кодекса РФ, а срок доставки груза, при отсутствии такового в договоре, устанавливается согласно пункта 64 Правил перевозки грузов автотранспортом.

Договор перевозки грузов автомобильным транспортном в России регулируется главой 40 Гражданского кодекса, Уставом автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, Правилами перевозки грузов автомобильным транспортом и другими законами и нормативным актами. Стороны договора перевозки вправе согласовывать любые условия, не противоречащие действующему законодательству.

Частью 13 статьи 2 УАТиГНЭТ определяется, что перевозчик это юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, принявшие на себя по договору перевозки пассажира, договору перевозки груза обязанность перевезти пассажира и доставить багаж, а также перевезти вверенный грузоотправителем груз в пункт назначения и выдать багаж, груз управомоченному на их получение лицу. Пунктами 1 и 3 статьи 313 ГК РФ (с учётом изменений, внесённых Федеральным законом от 8 марта 2015 г.

№ 42-ФЗ) устанавливается право должника исполнять свои обязательства, возлагая их на третье лицо. Таким образом, действующее законодательство предусматривает возможность заключения договоров перевозки с юридическим лицом или предпринимателем, в собственности или владении у которого нет транспортных средств, позволяющих выполнять перевозку груза.

Договор перевозки груза может заключаться посредством принятия перевозчиком к исполнению заказа. Подтверждением заключения договора перевозки служит служит транспортная накладная, которая, в общем случае, составляется грузоотправителем. Договор фрахтования. Говоря образно, договор фрахтования — это предоставление фрахтователю склада на колёсах, в котором товарно-материальные ценности будут доставлены получателю (покупателю).

Получается, что товар не перевозится, а просто передаётся со склада продавца на склад покупателя.

Существенным отличием договора фрахтования от договора перевозки является возможность предъявления фрахтователем к фрахтовщику требований к транспортному средству, доставляющему товарно-материальные ценности.

Так, например, в договоре фрахтования можно предусмотреть наличие вентиляционных отверстий в транспортном средстве, либо необходимость обшивки стенок кузова транспортного средства фанерой или другим материалом.

Заключение договора фрахтования заключается в форме заказ-наряда, если иное не предусмотрено соглашением сторон. Форма заказ-наряда на предоставление транспортного средства для перевозки груза представлена в Приложении № 6 Правил перевозки грузов.

Договор фрахтования во многом схож с договором перевозки, регулируется теми же нормативно-правовыми актами. Предмет договора фрахтования — услуги по предоставлению фрахтователю всей или части вместимости транспортного средства для перевозки груза по заданному маршруту. Договор транспортной экспедиции.

Такие договоры предусматривают обязанность экспедитора организовать выполнение, а услуг, связанных с перевозкой грузов, таких как:

  1. хранение груза;
  2. заключение договоров перевозки экспедитором от своего лица или от лица клиента;
  3. обеспечить отправку и получение груза в пунктах погрузок и выгрузок, выполнение таможенных формальностей;
  4. другие услуги, выполнение которых обусловлено договором транспортной экспедиции.
  5. проверка количества и состояния груза при погрузке или выгрузке;
  6. организация перевозки груза;

Клиентом в договоре транспортной экспедиции может выступать грузоотправитель или грузополучатель. Из содержания пункта 2 статьи 801 Гражданского кодекса вытекает возможность выполнения обязанностей экспедитора перевозчиком.

Также статьёй 805 ГК РФ устанавливается возможность исполнения обязанностей экспедитора третьим лицом, если договором не предусмотрено иного. Отношения сторон договора транспортной экспедиции регулируются главой 41 Гражданского кодекса, Федеральным законом от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ «О транспортно-экспедиционной деятельности», Постановлением Правительства РФ от 8 сентября 2006 г.

№ 554

«Об утверждении Правил транспортно-экспедиционной деятельности»

, а также другими нормативными актами. В соответствии с содержанием статьи 2 Федерального закона “О транспортно-экспедиционной деятельности” Министерство транспорта РФ выпустил Приказ 11.02.2008 № 23 “Об утверждении Порядка оформления и форм экспедиторских документов“.

Анализ законодательных и нормативно-правовых актов, регулирующих отношения сторон договора транспортной экспедиции, позволяет сделать два важных вывода:

  • Выдавая клиенту экспедиторскую расписку, экспедитор получает право владения грузом (титульное владение), из чего следует, что для передачи его перевозчику он обязан заключить с ним договор перевозки, который подтверждается выдачей перевозчику транспортной накладной.
  • Договор транспортной экспедиции может быть заключен только между грузоотправителем или грузополучателем и экспедитором, но не между посредником и перевозчиком.
  • Транспортная экспедиция является отдельным видом деятельности и не отождествляется с оказанием информационных посреднических услуг. Этот вывод также подтверждается Постановлением ФАС Дальневосточного округа от 7 мая 2010 г. № Ф03-2066/2010 по делу № А40-77437/08-87-337.

По сравнению с перевозчиком, экспедитор больше ограничен в своих правах, в то время как ответственность у него выше. Так, к примеру, перевозчик имеет ограниченную штрафом ответственность за просрочку доставки груза, в то время как экспедитор обязан помимо штрафа возместить убытки, вызванные нарушением срока исполнения своих обязательств, если договором не предусмотренного иного. Другой пример, который можно привести — необходимость наличия в договоре транспортной экспедиции прямого указания на возможность удержания экспедитором находящегося в его распоряжении груза в обеспечение исполнения клиентом своих обязательство по уплате экспедиторского вознаграждения или понесённых расходов, в то время как перевозчик вправе удерживать груз в обеспечение получения причитающейся провозной платы во всех случаях, кроме как если обратное предусмотрено в договоре перевозки.

Смешанный непоименованный договор. Самые часто применяемые договоры при оказании услуг, связанные с перевозкой грузов автомобильным транспортом по причине того, что в грузоперевозках существует огромное количество посредников, которые не имеют собственного транспорта, а занимаются только организацией перевозок грузов, хотя точнее было бы назвать это оказанием информационных услуг по поиску и подбору транспорта под заявки заказчиков —грузовладельцев и других таких же посредников.

Договоры, заключаемые посредниками друг с другом и с перевозчиками, относятся к смешанным и непоименованным договорам. Под смешанным договорами в соответствии с содержанием п. 3 ст. 421 Гражданского кодекса РФ подразумеваются такие виды договорных отношений, в которых содержатся элементы различных договоров, предусмотренных законом или иными правовыми актами.

Следует обратить внимание, что под элементами смешанного договора подразумеваются не традиционные элементы договора, такие как предмет договора, его стороны и т.

п., а индивидуальные, присущие только этому типу договора, обязательства сторон и системные признаки договора. Непоименованные договоры также обозначаются в юридической литературе как “безымянные договоры”, “нетипичные договоры”, “аномальные договоры”, “неквалифицированные договоры” и тому подобными обозначениями. Возможность сторон заключать договоры, не предусмотренные действующим законодательством, установлена в п.

2 ст. 421 ГК РФ. Применительно к грузоперевозкам любой договор между посредниками о перевозке груза является смешанным непоименованным договором. В нём присутствуют элементы поименованных договорных конструкций, например, такие как договор перевозки, договор транспортной экспедиции, договор комиссии, договор оказания возмездных услуг, агентский договор, договор фрахтования и прочие; такой тип договора не предусмотрен законами Российской Федерации и, если предположить, что содержание договора не противоречит законам и нормативно-правовым актам (ст. 422 ГК РФ), он является непоименованным договором, заключение которого прямо разрешено законодательством.

Это же относится и к договорам между посредниками и перевозчиками.

Обозначим элементы типичных договоров, заключаемых посредниками друг с другом и с перевозчиками.

В рассматриваемой плоскости не важно кто является сторонами договора — посредник и посредник или посредник и перевозчик, поэтому, для упрощения понимания, будут применяться понятия “посредник” и “перевозчик”.

Предмет договора — обычно это непосредственно услуга по перевозке груза по определённому маршруту. Стороны договора — посредник и перевозчик. Поименование сторон в договоре хоть и не имеет решающего значения при рассмотрении споров в судах, но, тем не менее, является одним из аргументов, который обе стороны могут использовать в своих интересах.

Так, если посредник в договоре именуется “экспедитором”, то перевозчик в суде может потребовать предоставить экспедиторскую расписку. Если же перевозчик в договоре назван экспедитором, то посредник может апеллировать к тому, что тот не имел права удерживать груз без явного на то разрешения в договоре, в отличии от перевозчика, который вправе удерживать груз во всех случаях, кроме как при наличии в договоре прямого запрета на это действие. Условия договора — по обыкновению это:

  1. маршрут перевозки (указание адреса выгрузки “по ТТН” может привести к признанию договора незаключённым, т.к. в нём не согласовано существенное условие)
  2. дополнительные условия договора (срок вручения посреднику оригиналов документов, необходимость отправки скан-копий документов на электронную почту, обязанность перевозчика контролировать погрузку и правильность заполнения провозных документов);
  3. штрафные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами своих обязательств по договору (штрафы за опоздания, срыв погрузки, слишком долгий срок возврата документов);
  4. цена перевозки
  5. условия оплаты (по оригиналам ТТН через X банковских дней)
  6. прочие условия (признание юридической силы заявок и договоров, переданных по электронной почте, что само по себе не имеет никакого смысла, порядок действий перевозчика при возникновении внештатных ситуаций и т.д.).
  7. характеристики груза (его наименование, количество, объём, упаковка, класс опасности и прочее);

При наличии в тексте договора условий, которые вступают в противоречие с законодательством, договор может быть оспорен и признан ничтожным (в целом или в части).

Примером такого условия может служить обязанность водителя постоянно находиться на связи и отвечать на телефонные звонки, что противоречит 29-ой статье Конституции РФ о свободе мысли и слова.

При разрешении споров в суде важно верно квалифицировать вид заключенного договора.