Как ууедомлять военкоматы учреждениям

Как ууедомлять военкоматы учреждениям

Организация воинского учёта. Полезная шпаргалка


Система воинского учёта позволяет компетентным органам контролировать каждого военнообязанного на своевременность исполнения воинского долга, и отслеживать случаи незаконного уклонения от него.

Поговорим с вами о том, с чего начать ведение воинского учёта, как его организовать на предприятии.Каждая организация, не зависимо от вида деятельности, численности сотрудников, форм собственности и организационно-правовой структуры, должна вести учёт военнообязанных и призывников.

Так называемая всеобщая обязанность.Воинский учёт граждан ведётся по месту их работы согласно законодательству Российской Федерации, Положения и методических рекомендаций по его ведению в организациях (утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017):

  1. п. 9 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учёте» (далее по тексту — Положение о воинском учёте);
  2. п. 7 ст. 8 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»;
  3. для работодателей на территории Республики Крым, — Методические рекомендации, утв. Постановлением территориальной комиссии Республики Крым по бронированию граждан РФ, пребывающих в запасе, от 13.03.2017 № 6.
  4. Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ;

В статье рассмотрим, как обеспечить воинский учёт в организации. Опишу пошагово все действия. Моя инструкция будет полезна как начинающим, так и опытным бухгалтерам, а также сотрудникам кадровой службы.Вся ответственность за организацию воинского учёта на предприятии возлагается на руководителя.

Допускается делегировать эти полномочия на других ответственных лиц. Ими могут быть другие представители высшего руководства.Сотрудник, несущий ответственность за ведение воинского учёта, назначается приказом или распоряжением руководителя предприятия. Перечень его обязанностей должен быть изложен в трудовом договоре или в должностной инструкции.

В крупных организациях допускается создание отдельной службы для ведения воинского учёта (ВУ).Число ответственных лиц напрямую зависит от количества сотрудников, состоящих на ВУ. Согласно п. 19 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, количество военнообязанных сотрудников определяется на 31 декабря предшествующего года. Далее по нормативам п. 12 Постановления Правительства РФ от 27.11.2006 № 719, определяется число ответственных работников.

Для большего понимания я составила для вас таблицу, где обозначила данные соотношения.Освобождённый работник — этот тот, для кого ведение воинского учёта в соответствии с должностной инструкцией является основной обязанностью. Обращаю ваше внимание, что в крупных компаниях воинский учёт могут осуществлять два и более работников, в этом случае их объединяют в отдельное подразделение, именуемое военно-учётный стол (п. 12 Положения о воинском учёте).

Такое подразделение размещается в отдельном помещении, оборудованном металлическими картотечными шкафами.К категории граждан, подлежащих воинскому учёту, относят только две группы лиц, это призывники и военнообязанные.Призывниками считаются мужчины в возрасте от 18 до 27 лет, которые обязаны состоять на воинском учёте и не быть в запасе.К военнообязанным относятся:

  1. Граждане, проходившие службу на военных кафедрах в соответствующих заведениях;
  2. Лица, прошедшие альтернативную гражданскую службу;
  3. Женщины с военными полномочиями.
  4. Лица, которые получили отсрочку или освобождение от службы;
  5. Все категории военнослужащих и военных, которые были отправлены в запас;

Не относятся к военнообязанным:

  1. женщины, не имеющие военно-учётные специальности, и освобождённые от призыва по ст. 23 закона № 53-ФЗ.
  2. офицеры запаса ФСБ или СВР;
  3. иностранцы и граждане, которые постоянно проживают за пределами нашей страны;

Обратите внимание, что работодателю необходимо вести воинский учёт и на сотрудников, работающих по совместительству — внешних совместителей. На них распространяются все правила.

Также обращаю ваше внимание, что отсутствие документов воинского учёта не даёт права отказывать в приёме на работу.Если выяснилось, что сотрудник не состоит на ВУ, хотя он обязан, работодатель должен в двухнедельный срок уведомить военный комиссариат о таком гражданине.

Эта обязанность появилась с 17.02.2019, в момент вступления в силу ФЗ от 06.02.2019 № 8-ФЗ.Ещё одна обязанность — направить работника в военкомат для постановки на воинский учёт с направлением Приложение № 4.

Форма этого направления утверждена совместным Приказом министра обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ, ФМС России от 10.09.2007 № 366/789/19.Далее приступаем к подготовке нормативной и организационно-правовой документации по воинскому учёту. Обратите внимание, что перечисленные формы являются обязательными для всех организаций.

Такие рекомендации предусмотрены п. 39 Методических рекомендаций.Подготовленные документы:1. Приказ об организации воинского учёта граждан, в том числе бронирования граждан, которые находятся в запасе.

Оформите его в момент создания предприятия. Приказ необходимо утверждать ежегодно, накануне начала календарного года.

Проект приказа нужно будет согласовать с местным военным комиссариатом. В случае, если такого не имеется по месту нахождения предприятия, то с органом местного самоуправления.

Приказ утверждается по форме, которая приведена в приложении № 4 Методических рекомендаций Генерального штаба.2. План работы по ведению воинского учёта, утверждённый руководителем при создании фирмы. Его ежегодно пересматривают, затем повторно подтверждают, но не позднее даты, установленной военным комиссариатом.Для справки: в воинском учёте многое происходит не по регламенту, а именно по неофициальным разъяснениям военкоматов.

Я вам рекомендую учитывать это в работе.Вот, например, из года в год план на согласование подавали в декабре.

А в 2020 году по просьбе военкоматов этот срок был сдвинут на ноябрь.Дату согласования плана на 2021 год рекомендую самостоятельно обговорить со своим военным комиссариатом.3. Картотека личных карточек граждан призывников и лиц в запасе. Вести карточки нужно по унифицированным формам №Т-2. Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).4.
Для государственных и муниципальных служащих предусмотрена иная форма №Т-2ГС(МС).4.

Специальный журнал проверок на бланке, утверждённом Приложением № 18 Методических рекомендаций. В нём заполняют мероприятия по проведению контроля ведения воинского учёта и бронирования граждан запаса.5. Карточка учёта организации (КУО форма № 18) сдаётся ежегодно не позднее 31 декабря текущего года.

Я вам рекомендую заполнить сразу несколько карточек по форме 18. Требования в регионах разные, где-то карточку нужно будет предоставить только в районную комиссию, а где-то её потребуют ещё и в военном комиссариате.Убедитесь, что организации присвоили регистрационный номер. Его указывают в правом верхнем углу карточки.

Если в номере будет проставлен индекс Б, это означает, что на предприятии надо вести ещё и специальный воинский учёт. Информация о нём доступна только в военном комиссариате.6. Расписки в получении документов от сотрудников предприятия, относящихся к категориям военнообязанных.

Расписку нужно заполнить по унифицированному формуляру, утверждённому Приложением № 14 к Методическим рекомендациям.Представленный список не является конечным. В разных регионах поступают требования вести и другие дополнительные документы. Отмечу, что ответственные работники проводят методическую работу и объясняют, для чего нужен воинский учёт сотрудников, и в чём его предназначение.Согласование документации — обязательный этап перед началом ведения воинского учёта.

Согласовывают, как правило, приказ, план работы и какие-то другие документы, запрошенные военным комиссариатом. Для этого необходимо обратиться в территориальное отделение военного комиссариата по месту регистрации фирмы. Бывает, что в муниципальном образовании нет военкомата, в таком случае документы нужно подать в органы местного самоуправления.Отчитываться в военкомат нужно ежегодно.

Есть формы, не предусматривающие конкретной даты по срокам. Срок их подачи зависит от приёма на работу или увольнения, или каких-то других обстоятельств. В таблице представлен список форм и срок их подачи в военкомат.В следующей таблице я отразила все формы и разбила их по срокам отправки в военкомат для вашего удобства.

Можно её сохранить себе и не забывать отчитываться в военкомат.До 2020 года штраф за нарушение правил ведения воинского учёта составлял примерно 100-500 рублей.

По этой причине некоторые лица пренебрегали сроками постановки или снятия с учёта.Но сейчас опубликован и вступил в силу Федеральный закон от 24.04.2020 № 132-ФЗ

«О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях»

. Законом ужесточена административная ответственность за нарушения ведения воинского учёта ст.

21.1-21.7 КоАП РФ.За уклонение от медицинского обследования либо неявка в военкомат без уважительной причины грозит гражданам штрафом до 3 000 рублей. Такой же размер санкций применяется за умышленное повреждение или потерю документов воинского учёта.Также отмечу, что законодатель увеличил срок исковой давности для нарушений в области воинского учёта с двух месяцев до трёх лет. Соответствующие изменения внесены в статью 4.5 КоАП РФ.В статье я рассмотрела, как организовать в компании ведение общего воинского учёта, что нужно знать об отчётности и ответственности, какие документы и как проверять, как определять, кто подлежит воинскому учёту.Рекомендую внимательно изучить в Методических рекомендациях Генштаба правила сверки сведений, содержащихся в личных карточках Т-2, с документами воинского учёта сотрудника, а также обратить внимание на перечень основных нюансов, по которым происходит проверка ведения воинского учёта.

Работайте без нарушений!— эксперт по заработной плате проекта Консультирует по вопросам правильности расчёта заработной платы более семи лет.Читайте другие статьи автора в нашем блоге: : Теги: Пост написан компанией Это авторский материал. Мнение редакции «Клерка» может не совпадать с тем, что в нем написано. Создайте свой блог, выскажитесь и станьте суперзвездой «Клерка» КАМИН — признанный эксперт в области расчёта заработной платы и кадрового учёта.

Эксперты компании могут дать ответ на вопрос любой сложности, обучить правильной методике, провести аудит или полностью взять этот сложный участок на себя

  1. 89 в избранном
  2. 159 406 охват за месяц Пользователи, заинтересованныев материалах компании 1 918 180 за все время
  3. 115
  4. 401 оценили материалы

Составлен на основе интереса пользователей «Клерка» 2 место Все компании

Как отделу кадров организовать воинский учет в 2021 году

» Организация воинского учета на предприятии часто ложится на плечи специалистов отдела кадров и выполняется ими параллельно с остальными обязанностями. Каждый работодатель обязан предоставлять информацию в военкомат и отвечает за эту работу руководитель ОК. Закажите корпоративное обучение и получите программу, составленную под ваши требования.

В процессе обучения мы будем разбирать реальные примеры из практики вашей компании, а не решать абстрактные теоретические задачи.Не нашли тему, которая вам нужна?

Напишите нам, и мы подберем эксперта для решения вашей задачи.Сначала определим тех, кто не подлежит ВУ.
Это:

  1. женщины, у которых нет военной специальности;
  2. сотрудники-иностранцы;
  3. осужденные.
  4. проживающие за рубежом на постоянной основе;
  5. молодые люди, находящиеся на службе в армии;

Специальный воинский учет граждан, пребывающих в запасе (ГПЗ) — бронирование.

Эту обязанность возложили не на всех работодателей. Бронируются ценные военные и гражданские специалисты, руководители для обеспечения государства высококвалифицированными трудовыми ресурсами на время мобилизации.Организации, бронирующие ГПЗ, и списки должностей определяются Межведомственной комиссией ВС РФ и органами местной власти.
Бронируются ценные военные и гражданские специалисты, руководители для обеспечения государства высококвалифицированными трудовыми ресурсами на время мобилизации.Организации, бронирующие ГПЗ, и списки должностей определяются Межведомственной комиссией ВС РФ и органами местной власти.

Все остальные категории работающих в компании сотрудников подлежат воинскому учету. Учитываются не только работники, занимающие полные ставки, но и совместители, сотрудники, работающие дистанционно или неполный рабочий день.Наличие воинской обязанности ответственный сотрудник организации может определить по паспорту. На 13 странице у работника, подлежащего регистрации, стоит штамп «военнообязанный».

У женщин, получивших военную специальность, такой штамп тоже будет.Организацию необходимо поставить на учет в военкомате.

Если у компании есть филиалы, они регистрируются по месту нахождения.Организация должна тесно взаимодействовать с военкоматом по вопросам регистрации воинской обязанности работников:

  1. своевременно предоставлять сведения о сотрудниках-призывниках каждый год до 1 ноября;
  2. в течение двух недель отвечать на запросы относительно сотрудников компании, состоящих на ВУ, а также об устройстве на работу или увольнении, об изменении жизненных обстоятельств работника, состоящего на общем воинском учете.
  3. если в штате числятся подростки 15–16 лет, информация о них доводится до работников военного комиссариата в сентябре;

В соответствии с изменениями в законе № 53-ФЗ работодатель должен уведомить военкомат о поступлении на работу сотрудника, не состоящего на воинском учете.

Сделать это он должен в течение двух недель после обнаружения этого факта, не дожидаясь официального запроса.Мнение экспертаДавыдов Дмитрий СтаниславовичЗаместитель начальника военного комиссариатаВоинский учет в организации ведется по личным карточкам формы Т-2. Номенклатура дел определена Методическими рекомендациями по ведению ВУ, которые утверждены Генштабом ВС РФ в 2021 г.В соответствии с этими указаниями, при приеме на работу у сотрудника проверяется наличие воинской обязанности, записи в военном билете о постановке на учет по месту регистрации или пребывания.

В личные карточки заносится вся информация о военнообязанном.Не реже одного раза в год учетные данные сверяются с документами, вносятся изменения, если они есть.

  1. план работы по проведению ВУ;
  2. картотека личных карт;
  3. журнал проверок осуществления воинского учета (бронирование военнообязанных сотрудников в запасе).

Все документы по организации воинского учета компании, а также кандидатуры ответственных за него работников надо согласовывать в военкомате.В методических рекомендациях указано, что при приеме специалистом военного билета и других документов взамен выдается расписка. В настоящее время военные документы редко отбираются у сотрудников.

Чаще снимается копия, которая и хранится в компании в установленном порядке.Это важно знать: Стенд воинского учета в организации: образец 2021 годаСначала издается приказ об организации воинского учета.

Его образец дан в Приложении 4 к рекомендациям.

Приказом определяется, кто должен вести воинский учет в организации, а также, кто исполняет эти обязанности в отсутствие ответственного. Кроме приказа есть дополнительные документы.

Их перечень дан в IV разделе рекомендаций, п.

39:

  1. документация по вопросам ведения ВУ — папки, дела;
  2. журнал учета проверок ВУ;
  3. личные карточки призывников и запасников;
  4. расписки о приеме военных билетов и др. документов ВУ;
  5. документы, издаваемые органами власти разных уровней и справочная информация по ВУ.
  6. план работы;

Ответственному за воинский учет в организации необходимо явиться в военкомат с приказом и разработанным планом работ (Приложение 17 к рекомендациям) для утверждения.

Последующие перемещения, назначения ответственных осуществляются после согласования с военным комиссариатом.Ведение воинского учета — обязанность любой организации.

За неисполнение или уклонение от нее предусмотрена ответственность.

Регламентируется она КоАП РФ.

В частности, наказуемы по ст. 21 следующие нарушения:

  1. должностное лицо не предоставило в военкомат списков предпризывников предприятия (21.1), возможных уклонистов от службы (21.4.3). За нарушения предусмотрен штраф от 300 до 1000 руб;
  2. работниками, отвечающими за регистрацию воинской обязанности, не были оповещены сотрудники призывного возраста о повестке, не была обеспечена явка по вызову в военкомат. Штраф от 500 до 1000 руб.

Как было сказано выше, эта ответственность кажется слишком мягкой, а штрафы низкими.

Рекомендуем прочесть:  Сколько получают в военкомате

Законопроект о повышении штрафов до 3000 и 5000 руб. ожидает своего рассмотрения во втором чтении. С 19 октября вступают в силу изменения в Положение о воинском учете.

Теперь работодатель не обязан применять для учета форму Т-2. К использованию в работе рекомендованы новые бланки учетных документов, которые установлены МО РФ.Однако Министерство обороны никаких документов не разработало, а в 23 пункте Методических рекомендаций Генштаба ВС РФ и в Приложении 5 к ним настоятельно рекомендованы именно эти учетные формы.Второе новшество — сотрудники организации, регистрирующие воинскую обязанность, должны проверять у принимаемых на работу наличие персональных электронных карт, если в учетных военных документах есть отметка о выдаче.

А еще в перечень документов воинского учета официально добавили справку, которую выдают вместо военного билета.На каждом предприятии есть военнообязанные. Статья поможет правильно организовать воинский учет.

Читайте предложенный материал, который поможет работодателю наладить военно-учетную работу.В соответствии с Федеральным законом «Об обороне» от 31.05.1996 № 61-ФЗ (пп. 6 п. 1 ст.

все организации, не зависимо от форм собственности, должны вести воинский учет.

Процесс воинского учета регламентирован Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете».С 18 февраля 2021 года в случае приема и увольнения работников, которые подлежат воинскому учету и не имеют регистрации по месту пребывания, организации должны будут выдавать им специальный документ для военкомата.

Соответствующие изменения в положение о воинском учете (утв.
постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719).Выдавать сведения надо будет при приеме на работу и увольнении работников, подлежащих воинскому учету, которые:

  1. не имеют регистрацию по месту жительства и месту пребывания;
  2. прибыли на место пребывания на срок более 3 месяцев и не имеют регистрацию по месту пребывания.

В свою очередь работники должны будут представить этот документ в военкомат вместе с заявлением о постановке на воинский учет.

Бланк заявления также утвержден постановлением №719. Отчитываться о ведении воинского учета надо перед военкоматами по местонахождению организации. Такой порядок следует из пунктов 27, 30 и 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г.
№ 719.Функциональные обязанности работника, которому вверили ведение воинского учета, согласно должностной инструкции:

  1. оформлять и хранить личные карточки персонала;
  2. сверять информацию в личных карточках с другими источниками;
  3. предоставлять отчет по требованию руководства.
  4. вносить в бумаги поступающие изменения, касающиеся семейного статуса, состояния здоровья, уровня образования, названия фирмы или структурного подразделения;
  5. своевременно уведомлять служащих о вызове в военный комиссариат, если таковой поступит;
  6. обеспечить гражданину доставку до места вызова;
  7. установить, кто из нанятых подлежит постановке на учет;

При приеме на работу претендент предоставляет для заключения трудового договора документ, относящийся к воинскому учету (ст.

65 ТК).В свою очередь, HR или директор проверяет:

  1. присутствие отметок о постановке на учет;
  2. правильность заполнения и подлинность предоставляемых бумаг;
  3. сведения о предыдущем месте работы, семейном статусе;
  4. временную или постоянную регистрацию.
  5. отметку, касающуюся воинской обязанности, стоящую в общегражданском удостоверении личности;

Отсутствие у кандидата документа, касающегося его службы в армии считается законным основанием для отказа от сотрудничества с ним. В этой статье можно узнать, идет ли служба в армии с стаж.Категории учета в военном билете:

  1. Категория запаса 3: солдаты 45-50 лет, офицеры 50-60 лет, женщины 45-50 лет.
  2. Категория запаса 1: рядовые и сержанты, прапорщики и мичманы до 35 лет, офицеры и высший руководящий состав до 45-60 лет;
  3. Категория запаса 2: солдаты 35-45 лет, руководящий состав 45-60 лет;

За состояние воинского учета в организации отвечает руководитель организации (п. 6 ст.1 Закона от 28 марта 1998 г.

№ 53-ФЗ, п.9 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г.

№ 719).Он может назначить сотрудника, ответственного за военно-учетную работу.

Для этого издается приказ.В приказе нужно также указать сотрудника, который будет заменять ответственного за воинский учет во время его отсутствия (например, отпуска или командировки). В случае временного отсутствия ответственный за воинский учет сотрудник должен по акту передать второму сотруднику документы для ведения учета.Об этом сказано в пункте 22 Методических рекомендаций, утвержденных Генштабом Вооруженных сил РФ.Грамотная организация с нуля военнообязанных кадров в фирме включает этапы:

  1. оформление личных карточек;
  2. принятие решения;
  3. получение визы военного комиссара об отсутствии возражений, выполнение его указаний;
  4. проверка претендентов на должности;
  5. создание журнала проверок;
  6. издание проекта приказов об организации воинского учета и назначения кандидатов для выполнения этих обязанностей;
  7. инструктаж работников.
  8. направление проектов военному комиссару;

Для последнего существуют установленные требования.

Листы документа оформляются в виде таблицы с графами:

  1. решение директора по вопросам устранения недочетов.
  2. результаты, недостатки, оценка;
  3. кто проводит проверку – фамилия, имя, отчество и должность;
  4. дата проведения;

У всех, принятых в фирму на работу, руководство обязано тщательно изучить документы, в том числе и в отношении воинской обязанности.Военнообязанные кандидаты на должности должны при себе иметь военный билет либо приписные свидетельства. Служба персонала, проверяя документацию, должна уделять повышенное внимание соответствию и подлинности содержащейся в бумагах информации.Посмотрите подробное видео о ведении воинского учета на предприятии:Согласно пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г. № 719 воинскому учету не подлежат сотрудники:

  1. проходящие военную службу или альтернативную гражданскую службу;
  2. постоянно проживающие за пределами России;
  3. имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе СВР России и ФСБ России.
  4. освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со статьей 23 Закона от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ (например, признанные не годными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья, прошедшие военную службу в другом государстве и т. п.);
  5. женского пола, не имеющие военно-учетной специальности;
  • «Правила ведения Единого государственного реестра юридических лиц и предоставления содержащихся в нем сведений», утвержденные Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 438 (п.

    19).

  • Трудовой Кодекс РФ (ст. 65 ТК РФ).
  • Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утв. Генеральным штабом Вооруженных Сил РФ
  • Кодекс административных правонарушений РФ (ст.: 21.1; 21.2; 21.3; 21.4; 21.5).
  • Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (пп.

    6 п. 1 ст. 8).

  • Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе».
  • Постановление Правительства РФ от 27.11.2006 №719 «Об утверждении Положения о воинском учете».

Это важно знать: С какого года служат 1 годПорядок организации воинского учета определен постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее – Положение) и Методическими рекомендациями по ведению воинского учета в организациях, утвержденными Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.04.2008 (далее – Рекомендации).

В данных документах приводится порядок ведения воинского учета в организациях, обязанности работников, производящих учет, требования к хранению документов и т.

п.Прежде чем непосредственно приступать к воинскому учету, необходимо определить количество сотрудников необходимых для его ведения. Так, согласно пункту 12 Положения число сотрудников, осуществляющих воинский учет, определяется по следующим нормам:

  1. один освобожденный работник на каждые последующие 3000 граждан, состоящих на воинском учете.
  2. один работник, выполняющий обязанности по совместительству, — при наличии на воинском учете менее 500 граждан;
  3. два освобожденных работника — при наличии на воинском учете от 2000 до 4000 граждан;
  4. один освобожденный работник — при наличии на воинском учете от 500 до 2000 граждан;

Под освобожденными понимаются работники в обязанности, которых будет входить только ведение воинского учета.При наличии в организациях двух и более сотрудников, ведущих учет, они объединяются в отдельное подразделение — военно-учетный стол.При этом численность работников, находящихся на учете, должна определяется по состоянию на 31 декабря предшествующего года.

Таким образом, на 31 декабря необходимо сверить количество сотрудников (в том числе и женщин, имеющих военно-учетные специальности) подлежащих воинскому учету.

Следовательно, и количество сотрудников занимающихся воинским учетом определяется ежегодно.Обратите вниманиеДля выполнения обязанностей воинского учета в организации требуется всего лишь один работник по совместительству, если численность военнообязанных сотрудников компании не достигает 500 человек.После подсчета людей, разрабатывается и издается (ежегодно) приказ об организации воинского учета и бронировании граждан, пребывающих в запасе. Форма приказа приведена в приложении № 4 к Рекомендациям. В данном документе указывается состав и обязанности работников по ведению учета.

Обратите внимание, что проект приказа, а также назначение, перемещение и увольнение сотрудников, занимающихся военно-учетной работой необходимо согласовывать с военкоматом по месту нахождения организации.Помимо этого необходимо составить план работ по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе, который также составляется ежегодно и согласовывается с военным комиссариатом.

Документ должен охватывать все мероприятия с указанием дат (сроков) их проведения, которые исполняет ответственный за воинский учет. Вариант плана приведен в приложении № 17 к Рекомендациям.Также для работников ведущих воинский учет должны быть выделены специально оборудованные помещения и железные шкафы, обеспечивающие сохранность документов. Все расходы по организации воинского учета производятся за счет средств организации.С 17 февраля 2021 года у работодателей появились новые обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 06.02.19 № 8-ФЗ, который внес изменения в закон о воинской обязанности и военной службе.

Теперь руководители (другие ответственные лица) организаций должны сообщать в военные комиссариаты о работниках, уклоняющихся от постановки на воинский учет, а также вручать «уклонистам» направления в военкоматы.По какой форме необходимо составлять такие направления? Ответ на этот вопрос содержится в письме Минобороны России от 01.03.19 № 315/4/1023.По новым правилам работодатели обязаны:

  1. направлять в двухнедельный срок сведения о случаях выявления граждан, не состоящих на воинском учете, но обязанных состоять на таком учете;
  2. вручать этим гражданам направления в военкоматы для постановки на воинский учет.

Форма направления в военный комиссариат для постановки на воинский учет утверждена совместным приказом Минобороны, МВД и ФМС от 10.09.07 № 366/789/197 (.rtf 287 Кб) .

Там же приведена форма, в которой указываются сведения о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете .Какой отчет по воинскому учету нужно сдать до 25.08.2020. О приеме и увольнении сотрудника, который подлежит воинскому учету, работодатель обязан в течение двух недель уведомить военный комиссариат и (или) органы местного самоуправления (подп. «а» п. 32 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 27 ноября 2006 г.

№ 719).Направить сведения можно по форме, приведенной в приложении 9 к Методическим рекомендациям, утвержденным Минобороны России 11 июля 2017.Если не представить такие сведения, будет наложен административный штраф (ч. 3 ст. 21.4 КоАП РФ).Очень подробно всё расписано в указанных ниже источниках

  1. Источник 1
  2. . ссылка

Военные комиссариаты проверяют ведение воинского учета в организациях. Такие проверки проводят с периодичностью раз в год для организаций с численностью сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года – для работодателей с меньшей численностью сотрудников.При проведении проверки военные комиссариаты устанавливают:

  1. полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках людей, подлежащих воинскому учету;
  2. организацию и обеспечение исполнения гражданами обязанностей по воинскому учету, выполнение должностными лицами организаций требований законодательства о военной обязанности и воинском учете.
  3. полноту охвата граждан воинским учетом;
  4. качество осуществления воинского учета;

Результаты проверок военкомат доводит до руководителей организаций и отражает в журналах проверок осуществления воинского учета, которые ведут в военных комиссариатах (органах местного самоуправления) и в организациях.

Форма журнала утверждена приказом Минобороны России от 18 июля 2014 г. № 495.При выявлении серьезных недостатков в ведении воинского учета организациями военные комиссары сообщают об этом в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии). Кроме того, при выявлении определенных нарушений в области воинского учета виновные сотрудники организации могут быть привлечены к административной ответственности по статьям 21.1–21.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.Такие правила установлены подпунктом 8 пункта 17 Положения, утвержденного Указом Президента РФ от 7 декабря 2012 г.

№ 1609, пунктами 3–9 приложения 2 к Инструкции, утвержденной приказом Минобороны России от 18 июля 2014 г.

№ 495, и пунктом 1 статьи 26.1 Закона от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ. Базовые регламентирующие документы уже знакомы большинству кадровиков. Это:

  1. Федеральный закон № 53-ФЗ от 28.03.1998 «О воинской обязанности и военной службе» (далее — Закон № 53-ФЗ);
  2. Федеральный закон № 61-ФЗ от 31.05.1996 «Об обороне» (далее — Закон № 61-ФЗ);
  3. Постановление Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 «Об утверждении Положения о воинском учете» (далее — Положение).

А в 2021 году появился еще один важный документ — Методические рекомендации Генерального штаба Вооруженных Сил РФ от 11.07.2017 по ведению воинского учета в организациях (далее — Рекомендации).

Он имеет максимально прикладное значение: в нем сосредоточены необходимые шаблоны документов (приказов, журналов учета и пр.), которые может использовать работодатель при ведении воинского учета на предприятии.Согласно п.

14 Положения, стоит учитывать следующие категории сотрудников:

  1. военнообязанные (граждане РФ, которые уже имеют военный билет).
  2. призывники (граждане призывного возраста, но еще не служившие);

Не подлежат воинскому учету и не относятся к военнообязанным:

  1. проходящие военную или альтернативную гражданскую службу;
  2. женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
  3. постоянно проживающие за пределами РФ;
  4. имеющие воинские звания офицеров и пребывающие в запасе службы внешней разведки России и ФСБ России.
  5. освобожденные от исполнения воинской обязанности в соответствии со ст. 23 Закона № 53-ФЗ (например, по состоянию здоровья или прошедшие службу в другом государстве и пр.);

Определить, имеет ли сотрудник отношение к воинской обязанности, несложно — надо проверить наличие специальной отметки на 13-й странице гражданского паспорта. Сделать это следует при приеме на работу.Различают два вида учета — общий и специальный.

Специальный — это учет сотрудников, которые подлежат мобилизации. Он касается служащих органов внутренних дел, противопожарной службы, органов уголовно-исполнительной системы, органов по контролю за оборотом наркотических и психотропных веществ.

Во всех остальных случаях на предприятиях ведется общевоинский учет.Отвечает за этот участок учета руководитель организации или сотрудник, наделенный соответствующими полномочиями. Если руководитель делегирует полномочия, это должно быть отражено в трудовом договоре и должностной инструкции. Другой вариант — оформить через внутреннее совместительство или нанять внешнего совместителя.Делегировать он может это на основании приказа (образец — приложение № 4 к Рекомендациям).Количество специалистов, необходимых на этом участке учета, регламентировано п.

12 и 13 Положения и зависит от количества сотрудников, подлежащих воинскому учету. Количество сотрудников, подлежащих воинскому учету Количество уполномоченных сотрудников Менее 500 Один сотрудник-совместитель От 500 до 2 000 Один основной сотрудник От 2 000 до 4 000 Два основных сотрудника На каждые последующие 3 000 Дополнительно по одному основному сотрудникуКрупные организации, где количество сотрудников, подлежащих воинскому учету, превышает 2 000, должны создать отдельное структурное подразделение — военно-учетный стол.Количество работников подсчитывается на конец предыдущего года, и исходя из этого определяется число ответственных специалистов.Обязанности сотрудника, который ведет воинский учет (ВУ) на предприятии:

  1. проверять документы воинского учета у поступающих на работу (ч. 1 ст. , ч. 3 ст. , ч. 4 ст. ТК РФ);
  2. отчитываться о ведении воинского учета перед военкоматами (по месту нахождения) или органами местного самоуправления;
  3. оповещать сотрудников об их обязанностях по воинскому учету (например, оповещать о военных сборах);
  4. извещать военные комиссариаты о нарушения в ведении ВУ в организации;
  5. поддерживать в актуальном состоянии информацию о воинском учете.
  6. вести ВУ на предприятии;

Кадровый работник у принятого на работу сотрудника должен в числе прочих документов запросить военный билет или удостоверение призывника (ст. ТК РФ). Формы военного билета и удостоверения призывника утверждены.

Можно сверить с образцами, утвержденными Приказом Министра обороны России от 18.07.2014 № 495.Еще раз повторим: собирать информацию о воинской обязанности должны все работодатели: и юридические лица, и индивидуальные предприниматели. Доводы о том, что какой-то вид организаций имеет право не интересоваться документами ВУ, Верховный Суд РФ признал несостоятельными (Решение ВС РФ от 19.11.2009 № ГКПИ 09-1351).В подавляющем большинстве случаев женщины не входят в категорию военнообязанных, но проверить страницу 13 в гражданском паспорте все же стоит.

При наличии штампа следует запросить военный билет, зафиксировать реквизиты документа в личной карточке сотрудницы (п.

28 и 49 Положения).Организация обязана информировать военный комиссариат о приеме или увольнении военнообязанных и призывников.

Сделать это следует в срок до двух недель с момента оформления документов (пп. «а» п. 32 Положения). Образец уведомления можно взять в Рекомендациях (приложение № 9).

Если уведомления не поступит, работодателя ждет административная ответственность.Федеральный закон от 06.02.2019 № 8-ФЗ внес изменения в ст. 4 Закона 53-ФЗ, тем самым вменил работодателям новые обязанности.

Все организации должны будут сами находить работников, которые должны состоять на воинском учете, но избегают военкоматов, и в двухнедельный срок сообщать о них в военные комиссариаты. Таким сотрудникам работодатель должен вручать направление в военный комиссариат для постановки на воинский учет.

Ранее в обязанности входило только передавать повестки из военкомата.Одна из обязанностей работодателя — представлять в военные комиссариаты отчеты, в том числе:

  1. отчет «О численности работающих и забронированных военнообязанных» (форма 6);
  2. списки граждан мужского пола 15 и 16 лет, раз в год в сентябре (чаще всего для учебных заведений, но иногда и для работодателей);
  3. списки сотрудников, состоящих и не состоящих, но обязанных состоять на ВУ, по запросу военкоматов в двухнедельный срок.
  4. списки сотрудников, подлежащих ВУ, при поступлении или увольнении их с работы;
  5. списки граждан мужского пола для первоначальной постановки на ВУ в следующем году (ежегодно до 1 ноября);
  6. карточка учета организации (форма 18) и пр.

Плановые проверки организаций на предмет ведения ВУ военкоматы проводят раз в год при численности сотрудников свыше 500 человек и не реже одного раза в три года для организаций с меньшей численностью. При этом с 1 января 2021 по 31 декабря 2021 года проводить проверки малых предприятий запрещено.

Надзорные каникулы для субъектов малого предпринимательства подразумевают мораторий на неналоговые проверки: ГИТ, пожарной инспекции, военкоматов.

Если в военкомат не поступают сигналы о нарушениях в организации, то проверять ее не должны.Чтобы у представителей военного комиссариата не возникло вопросов к организации, руководителю и уполномоченным специалистам следует обратить внимание на несколько моментов:

  1. упорядочить документооборот: как хранятся документы, ведутся журналы, своевременно ли вносятся изменения и пр.
  2. проверить, все ли сотрудники, кому необходимо, поставлены на воинский учет;
  3. проанализировать полноту и достоверность данных, содержащихся в личных карточках;

В целом военкоматы оценивают то, как в организации соблюдаются требования законодательства о военной обязанности и воинском учете.

Результаты инспекции комиссариат фиксирует в специальных журналах проверок. Если будут выявлены правонарушения, должностные лица могут быть привлечены к административной ответственности. О серьезных правонарушениях местные военные комиссариаты сообщают в военные комиссариаты субъектов РФ и вышестоящий орган, которому подведомственна проверяемая организация (при наличии).Все санкции за нарушения в сфере воинского учета перечислены в ст.

21.1–21.4 КоАП РФ: Правонарушение Административные санкции Ст. 21.1

«Непредставление в военный комиссариат или орган местного самоуправления списков граждан, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц Ст.

21.2

«Неоповещение граждан о вызове их повесткой военного комиссариата или иного органа осуществляющего воинский учет»

Штраф от 500 до 1 000 рублей для должностных лиц Ст. 21.3

«Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете»

Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лиц Статья 21.4 «Несообщение сведений о гражданах, состоящих или обязанных состоять на воинском учете» Штраф от 300 до 1 000 рублей для должностных лицОб авторе: Эмма Форштретер — юрист по трудовому праву, аттестованный преподаватель Минфина России в области бухгалтерского учета и отчетности, аттестованный консультант по налогам и сборам.Вместе с тем, он, как и другие работодатели, должен запрашивать документы воинского учета у лиц, поступающих на работу (ч.

1 ст. 65, ч. 3 ст. 11, ч. 4 ст. 20 ТК РФ).Однако ответственность за несообщение о приеме сотрудников без воинских документов предусмотрена только для организаций (ч.

3 ст.21.4 КоАП РФ). Поэтому предприниматель может вести документы воинского учета (например, заносить сведения о воинском учете в личную карточку сотрудника), но представлять информацию о сотрудниках в военкомат не обязан.Кроме того, предприниматель не вправе отказывать соискателю, не представившему необходимые документы о воинском учете, в приеме на работу.За непредставление в установленный срок в военный комиссариат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, списков работников, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет, налагается штраф в размере от 300 до 1000 руб. (ст. 21.1 КоАП РФ).Мнение экспертаДавыдов Дмитрий СтаниславовичЗаместитель начальника военного комиссариатаЗа неоповещение работника о вызове по повестке военного комиссариата, а также необеспечение возможности своевременной явки по вызову предусмотрен штраф в размере от 500 до 1000 руб.

(ст. 21.2 КоАП РФ).Несвоевременное представление сведений об изменениях состава постоянно проживающих граждан или граждан, пребывающих более трех месяцев в месте временного пребывания, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, карается штрафом в размере от 300 до 1000 руб.

(ст. 21.3 КоАП РФ).За несообщение сведений о принятых/уволенных сотрудниках, состоящих или обязанных состоять на воинском учете, организации придется заплатить от 300 до 1000 руб.

(ст. 21.4 КоАП РФ).Это важно знать: По каким причинам не берут на службу в армиюК ответственности за неисполнение обязанностей по воинскому учету также могут быть привлечены и работники.

Например, неявка гражданина, состоящего или обязанного состоять на воинском учете, по вызову (повестке) военного комиссариата в установленные время и место без уважительной причины влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере от 100 до 500 руб.(ст. 21.5 КоАП РФ).Такое же наказание грозит тем, кто не сообщил в установленный срок в военкомат или в иной орган, осуществляющий воинский учет, по месту жительства об изменении семейного положения, образования, места работы, должности.Все нарушения в сфере воинского учета, за которые установлена административная ответственность, не относятся к длящимся.

Срок привлечения к ответственности по ним не превышает двух месяцев со дня совершения (ч.

1 ст. 4.5 КоАП РФ).Правильное и своевременное ведение ВУ находится в интересах руководителя организации и ответственного сотрудника. За уклонение от соблюдения этой необходимости предусмотрена административная ответственность. В частности, предусмотрены следующие штрафные санкции:

  1. неоповещение граждан о повестке в военкомат — от 500 до 1000 рублей (статья 21.2 КоАП РФ).
  2. несвоевременное предоставление в военкомат сведений о гражданах, подлежащих первичной постановке на ВУ, и о тех, кто состоит или не состоит на учете, — от 300 до 1000 рублей (статья 21.1 и часть 3 статьи 21.4 КоАП РФ);

Штрафы назначают по результатам проверки, которую проводят представители военкомата.

На крупных предприятиях, где численность сотрудников более 500 человек, она проводится раз в год.

На мелких предприятиях — раз в 3 года.В первую очередь ревизоры обращают внимание на полноту и достоверность предоставляемых сведений и на правильность ведения ВУР.

Результаты проверки отражаются в соответствующем журнале.Набор отчетности в конкретном периоде (году) зависит от того, какую именно информацию нужно подать в военкомат. Кроме закона «Об обороне» отчетность работодателей, подаваемую в военные комиссариаты, регулирует Положением о воинском учете, утв.Постановлением Правительства РФ № 719 от 27.11.2006 и Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017.Есть обязательные отчеты, которые сдаются не реже одного раза в год:

  1. по Форме 18 «Карточка учета организации».
  2. по Форме 6 «Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе»;

Необходимость сдать Форму 18 может возникнуть и в течение года: например, в случае существенных изменений у работодателя: реорганизации, изменении адресов, перепрофилировании деятельности.

Сдача дополнительной Формы 18 в течение года не освобождает от обязанности отчитаться за год.Есть отчеты, которые сдаются по ситуации:

  1. прочие сведения (военные комиссариаты на местах наделены правом запрашивать дополнительные сведения «внеурочно»: например, потребовать от работодателя предоставить справку не только при изменении данных военнообязанных работников, но и в случае изменений у самого работодателя: смене руководителя, назначении нового уполномоченного по ведению воинского учета и т. п.)
  2. сведения о перемене семейного положения, персональных данных (ФИО), смене места жительства, существенного изменения здоровья учитываемых лиц (сдается при наличии данных для заполнения);
  3. сведения о трудоустройстве в организацию и / или увольнении из нее военнообязанных лиц (сдается, если произошло трудоустройство или увольнение);
  4. список «уклонистов» — тех, кто должен встать на учет в военкомате, но не делает этого (сдается при наличии таких несознательных работников);

В военкоматах на местах работают территориальные комиссии по вопросам спецучета.

В их обязанности входит организация бронирования граждан, пребывающих в запасе и контроль за этой деятельностью на предприятиях. СоветНаправьте запрос — должна ли ваша организация осуществлять бронирование.Если ваша компания входит в списки, комиссия направит вам утвержденные перечни должностей и профессий.Как организовать воинский учет и бронирование в компании:

  • Назначьте ответственного, согласуйте назначение с военкоматом.
  • Передайте список в территориальную комиссию для утверждения.
  • Основываясь на присланных списках должностей, составьте проект перечня забронированных работников своей компании.
  • Издайте приказ о назначении, согласуйте и утвердите планы по ведению спецучета и бронированию на текущий год.

Обратите внимание!При ведении спецучета данные на забронированного работника собираются аналогично обычному учету.Информация заносится в бланк специального учета — форму 4, состоящую из извещения и удостоверения:

  1. удостоверение подтверждает отсрочку.
  2. извещение содержит информацию о постановке на специальный учет,

Количество остающихся в организации бланков отмечают в специальной справке по .

Важно!Бланки спецучета — документы строгой отчетности.Кроме выдачи бланков спецучета, организация ежегодно отчитывается по формам 6 и 18:

  1. — отчет о количестве работающих и забронированных сотрудников;
  2. — карточка учета предприятия.

Дополнительно работники кадров разрабатывают и ведут обязательные документы:

  1. план замещения сотрудников, призываемых на службу,
  2. другое.
  3. план действий по передаче удостоверений об отсрочке;
  4. журнал учета выдачи удостоверений;

Важно!Храните документы строгой отчетности по специальным правилам.Сроки сдачи «военной» отчетности зависят от того, какой сдается отчет:ОтчетСрок сдачиПримечаниеЕжегодные отчетыФорма 6 по состоянию на 1 января будущего годаДо 31 декабря текущего года (отчет на 01.01.2020 нужно сдать до 31.12.2019)Если в организации нет работников, пребывающих в запасе и не ведется работа по бронированию, допускается нулевую Форму 6 не сдаватьФорма 18 по состоянию на 1 января будущего годаДо 31 декабря текущего годаФорма 18 представляет собой карточку работодателя. Потому сдача является обязательной для тех, кто обязан вести воинский учетДополнительные отчетыСписки работников мужского пола 15-ти и 16-ти лет (ежегодные)До 15 сентября текущего годаСоставляются в алфавитном порядке.Форма списка представлена в Приложении № 11 к Методическим рекомендациям ГенштабаВзаимодействие организации и военного комиссариата осуществляется по вопросам предоставления сведений:

  1. на запросы об изменении жизненных обстоятельств сотрудников, стоящих на военном учете;
  2. о сотрудниках — призывниках;
  3. числящихся в штате несовершеннолетних 15-16 лет;
  4. другое.

В Приложении 17 дан план, который рекомендуется заполнить и его помощью согласовывать отчеты и сроки их предоставления в военкоматы. Важно!На 2021 год план необходимо согласовать не позднее 31 декабря 2020 г СоветОтветственные по ВУ должны тесно работать с военными комиссариатами, так как многие вопросы решаются в соответствии с их рекомендациями.

Поэтому рекомендуем дату согласования плана работы на 2021 год обсудить с военкоматом.Отчеты по воинскому учету со сроками сдачи Сведения Срок сдачи О работниках мужского пола, подлежащих постановке на первоначальный воинский учет в следующем году.Приложение 11 Каждый год до 1 ноября Работники мужского пола 15-16 лет.Приложение 11 До 15 ноября О принятых на работу / уволенных работниках, подлежащих ВУ.Приложение 9 В течение 2 недель после принятия / увольнения О работниках, состоящих, а также не состоящих, но подлежащих ВУ.Приложение 10 В течение 2 недель после получения запроса Об изменениях жизненных обстоятельств, состояния здоровья, и др.

граждан, состоящих на воинском учете.Приложение 13 2 недели после произошедшего изменения Выявление информации об отсутствии воинского учета у военнообязанного сотрудника. В течении 2 недель после того, как стала известна информация Отчет о численности работающих и забронированных граждан, пребывающих в запасе.Форма 6 Готовится на первое число года, следующего за отчетным, сдается не позднее последнего дня отчетного года — не позже 31 декабря.Есмли на предприятии нет ни брони, ни резервистов, форму 6 можно не сдавать Карточка воинского учета организации.Форма 18 Первый раз — в течение двух недель со дня госрегистрации и внесения сведений в ЕГРЮЛ об организации, далее один раз в два года до 31 декабря.

Оповещение сотрудников о повестках, вызовах в военкомат и т.д.