Как отменить разрешение на строительство

Как отменить разрешение на строительство

Отмена разрешения на строительство


На сегодняшний день строительная сфера очень востребована, поэтому разрешение на возведение какого-либо объекта является очень важным документом, который дает застройщику право выполнять различные работы. К тому же этот документ — основное подтверждение всех необходимых соответствий проектной документации. Однако для многих людей является актуальным вопрос о том, могут ли отозвать разрешение на строительство.

Это связано с тем, что, имея определенные основания, есть возможность осуществления таких действий. Наш адвокат в сфере строительства помогает получить не только строительным фирмам, но простым гражданам, которые желают улучшить свои жилищные условия, вот почему вопросы отзыва данного документа также попадают в сферу нашей деятельности.

Наш адвокат в сфере строительства помогает получить не только строительным фирмам, но простым гражданам, которые желают улучшить свои жилищные условия, вот почему вопросы отзыва данного документа также попадают в сферу нашей деятельности. Когда могут отменить разрешение на строительство?

В настоящее время существует несколько причин, которые позволяют сделать реальным признание недействительным разрешения на строительство. К ним можно отнести:

  1. невыполнение предписаний архитектурного контроля.
  2. нарушения документации или определенных условий;
  3. несоответствие действующим нормам;
  4. аннулирование разрешения на строительство связано с нарушениями этажности сооружения, его целевого назначения;

Чтобы было пущено в ход постановление об отмене разрешения на строительство, должны быть подтверждены определенные нарушения.

Существенной причиной для этого могут стать нарушения, допущенные застройщиком или уполномоченным органом, регулирующим правила выдачи такого документа. Кстати бывает, что документ вообще сложно получить, тогда мы запускаем в ход , чтобы отстоять права наших Доверителей. С учетом действующих законодательных норм может быть произведена отмена разрешения на ввод объекта в эксплуатацию в таких ситуациях:

  1. принудительное прекращение;
  2. отказ застройщика;
  3. отмена разрешения на строительство связана с прекращением права использования ресурсов.

Отзыв возможен только при наличии весомых обстоятельств.

Сегодня последствия отмены разрешения на строительство могут оказаться очень серьезными.

Если такие обстоятельства отсутствуют, то вы можете не получить желаемое, и здесь нужно что-то делать как можно быстрее.

В случае принятия подобного решения застройщик может признать его незаконным в суде, что сделать вполне реально, особенно если воспользоваться помощью опытного специалиста.

У вас все получится, если вы примите во внимание предоставленную нами информацию и воспользуетесь услугами наших специалистов, которые зарекомендовали себя с наилучшей стороны и имеют безупречную репутацию.

Почитайте отзывы в интернете.

Они вам помогут сделать выбор в пользу нашего Адвокатского бюро «Кацайлиди и партнеры».

Каждый хочет добиться положительного результата, получить положительный вердикт на стройку или , однако добиться этого можно только, если приложить максимальные усилия и сделать все правильно. О всех необходимых действиях расскажем в комментариях, пишите свой вопрос или звоните, чтобы записаться на консультацию.

О всех необходимых действиях расскажем в комментариях, пишите свой вопрос или звоните, чтобы записаться на консультацию. Читайте также про по ссылке на основной части нашего сайта. Автор статьи: © адвокат, управляющий партнер АБ «Кацайлиди и партнеры» Отзыв по уголовным делам Отзыв по гражданским делам Отзыв по банкротству физических лиц Отзыв по сопровождению бизнеса г.

Екатеринбург, пер. Отдельный, 5 остановка транспорта Гагарина Трамвай: А, 8, 13, 15, 23 Автобус: 61, 25, 18, 14, 15 Троллейбус: 20, 6, 7, 19 Маршрутное такси: 70, 77, 04, 67

Важные изменения в сфере индивидуального жилищного строительства

Президент России подписал Федеральный закон от «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации», который, помимо прочего, внёс изменения в сферу индивидуального жилищного строительства (далее – ИЖС).

Закон вступил в силу 4 августа 2018 года.

Новый порядок существенно упрощает процедуру строительства ИЖС. Теперь не требуется получать разрешение на строительство и разрешение на ввод.

Вместо разрешений вводится уведомительный порядок начала и окончания строительства объекта ИЖС и садовых домов.

Установлены единые требования к объектам ИЖС. Упрощена процедура оформления прав на построенные объекты.

Поправки призваны упорядочить ИЖС.

Они устанавливают единые требования к строительству жилых домов на земельных участках, предоставленных в целях ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, а также к строительству жилых и садовых домов на садовых земельных участках.

Ограничиваются максимальные параметры застройки.

Данное изменение обусловлено отсутствием в законодательстве, а зачастую и в правилах землепользования и застройки ограничений параметров такой застройки, что приводит на практике к многочисленным нарушениям, в том числе в части строительства на таких земельных участках многоквартирных домов.

Кроме того, уточнён механизм осуществления государственного строительного надзора при строительстве объектов ИЖС.

В соответствии с внесёнными в Градостроительный кодекс РФ изменениями под объектом ИЖС понимается отдельно стоящее здание (жилые дома, индивидуальные жилые дома), которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании. Поправками определены максимальные параметры: количество надземных этажей — не более 3-х; высота — не более 20 метров.

Это должно быть отдельно стоящее здание, не предназначенное для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

Такой подход позволит решить проблему возведения под видом объектов ИЖС многоквартирных домов. Нет, не надо. При строительстве или реконструкции объектов ИЖС вместо получения разрешения на строительство предусмотрено направление застройщиками уведомления о планируемом строительстве или реконструкции. Для этого нужно заказным письмом, лично, через МФЦ или портал госуслуг обратиться в уполномоченный орган (как правило, местную администрацию).

Да, вместе с уведомлением о планируемом строительстве следует направить, например, правоустанавливающие документы на земельный участок (если права на него не зарегистрированы в ЕГРН).

При этом установлено, что правоустанавливающие документы на земельный участок могут быть запрошены в порядке межведомственного взаимодействия.

Нет, при строительстве, реконструкции объектов ИЖС не требуется подготовка проектной документации (такая документация может быть подготовлена по инициативе застройщика).

Не совсем, нужно дождаться уведомления от местной администрации о соответствии либо несоответствии объекта ИЖС (садового дома) установленным параметрам и допустимости (недопустимости) его размещения на земельном участке.

Местные власти в течение 7 дней проверяют параметры будущего строительства (прежде всего на предмет того, соответствует ли постройка виду разрешенного использования земельного участка и его территориальной зоне согласно местным правилам застройки) и высылают заявителю своё уведомление. После этого у застройщика появляется законное право приступать к строительству.

После этого у застройщика появляется законное право приступать к строительству. Уведомление действует в течение 10 лет. Да, местная администрация может прислать уведомление о несоответствии указанных в уведомлении о планируемом строительстве параметров и (или) недопустимости размещения дома на данном земельном участке.

Начинать стройку в такой ситуации нельзя. Предусмотрены случаи, когда местные власти направят такое уведомление, например параметры возводимой постройки противоречат установленным либо строить на этой земле жильё или садовый дом нельзя в принципе. Если застройщик никакого ответного письма и уведомления от уполномоченных органов не получил, то это даёт право осуществлять строительство согласно указанным им параметрам.

Нет, нормами закона предусмотрена обязанность застройщика в течение одного месяца после окончания строительства или реконструкции объекта ИЖС подать в уполномоченный орган уведомление — об окончании строительства дома. По результатам проверки такого уведомления уполномоченный орган примет решение о соответствии (несоответствии) построенного (реконструированного) объекта установленным требованиям.

К уведомлению нужно приложить технический план на дом и квитанцию об оплате госпошлины за регистрацию права собственности на дом. В настоящий момент формы уведомлений не утверждены, но появятся в ближайшее время (Минстрой России уже подготовил проект соответствующих уведомлений).

До их появления можно направить вышеуказанные уведомления в письменной форме с соблюдением требований к содержанию и к составу прилагаемых документов, установленных ст. 51.1 Градостроительного кодекса РФ.

Вводится обязанность органов государственной власти или местного самоуправления направить по окончании строительства объекта ИЖС или садового дома в орган регистрации прав заявление о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав на возведённый объект.

К этому заявлению прикладываются необходимые документы, в том числе уведомление об окончании строительства и представленный застройщиком технический план объекта ИЖС. Да, поправками определены особенности контроля строительства объектов ИЖС. Так, в целях контроля за соблюдением параметров строительства предусмотрена возможность проведения проверок в случае поступления информации о нарушениях предельных параметров разрешенного строительства.

Специалисты лучшей компании для бухгалтера : Теги: 5850 9750 ₽ –40%

Отказ в выдаче разрешения на строительство и порядок его обжалования

Добрый день! Отказ в выдаче разрешения на строительство может быть обжалован заявителем в досудебном или судебном порядке.

Обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство в досудебном порядке. Заявитель (либо его уполномоченный представитель) вправе обратиться с заявлением об обжаловании действий должностного лица Роснедр или территориального органа Роснедр об отказе в выдаче разрешения на строительство (далее — заявление) непосредственно в Роснедра.

В течение 5 рабочих дней со дня поступления заявления уполномоченный заместитель руководителя Роснедр рассматривает его. По результатам рассмотрения заявления принимается одно из следующих мотивированных решений: об отказе в удовлетворении заявления с обоснованием причин отказа или о признании заявления обоснованным, отмене решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и возложении на руководителя структурного подразделения Роснедр, ответственного за выдачу разрешений на строительство, или руководителя территориального органа Роснедр обязанности выдать разрешение на строительство в течение 3 дней со дня принятия решения Роснедр (поступления решения Роснедр в территориальный орган Роснедр).

По результатам рассмотрения заявления принимается одно из следующих мотивированных решений: об отказе в удовлетворении заявления с обоснованием причин отказа или о признании заявления обоснованным, отмене решения об отказе в выдаче разрешения на строительство и возложении на руководителя структурного подразделения Роснедр, ответственного за выдачу разрешений на строительство, или руководителя территориального органа Роснедр обязанности выдать разрешение на строительство в течение 3 дней со дня принятия решения Роснедр (поступления решения Роснедр в территориальный орган Роснедр). Если заявитель не согласен с решением Роснедр, принятым в ходе рассмотрения обращения, или решение Роснедрами не принято, заявитель вправе обратиться с жалобой в Министерство природных ресурсов и экологии Российской Федерации (далее — Минприроды России).

Проверки по жалобам заявителей на действия (бездействие), решения Роснедр и его территориальных органов, должностных лиц Роснедр и его территориальных органов проводятся по решению (на основании поручения) Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации (заместителя Министра).

Предложения о проведении таких проверок с обоснованием необходимости их проведения готовит департамент Минприроды России, ответственный за рассмотрение поступившей жалобы. В случае необходимости для проведения проверок по решению Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации (заместителя Министра) могут создаваться комиссии. Состав таких комиссий, сроки проведения ими проверок и техническое задание на проведение каждой проверки утверждаются приказом Минприроды России.

В состав комиссий могут включаться работники подведомственных Министерству федеральных служб и федеральных агентств (их территориальных органов), а также подведомственных им организаций.

Включение в состав комиссии работника департамента Минприроды России, выступившего инициатором проведения проверки, является обязательным. Заявитель информируется о результатах проверки поданной им жалобы, а также о решениях, принятых по результатам проведенной проверки, в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Обжалование отказа в выдаче разрешения на строительство в судебном порядке. Заявитель вправе обжаловать действия Роснедр или территориального органа Роснедр об отказе в выдаче разрешения на строительство в судебном порядке в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации. Блок-схема процедуры выдачи разрешений на строительство представлена в к настоящему Административному регламенту.

Отмена выданного разрешения на строительство

Подборка наиболее важных документов по запросу (нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Установив, что в проектной документации на строительство одноэтажных помещений торгового здания расстояние от внутреннего края проезда до стены проектируемых зданий составляет от 4,55 до 4,628 метра, в то время как на основании требований соответствующих правил данная величина должна составлять от 5 до 8 метров, апелляционный суд правомерно отказал в признании незаконным решения об отмене разрешений на строительство, придя к обоснованному выводу о несоответствии предоставленной проектной документации требованиям пожарной безопасности и наличии у органа местного самоуправления в силу статьи 48 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ

«Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ»

оснований для отмены ранее выданных разрешений на строительство. Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд отказал в удовлетворении требований общества о признании незаконным постановления администрации городского поселения об отмене ранее выданных разрешений на строительство и актов ввода в эксплуатацию.

Как указал суд, согласно п. 1 ч. 1 ст. 54 Градостроительного кодекса РФ государственный строительный надзор осуществляется в том числе при строительстве объектов капитального строительства, проектная документация которых подлежит экспертизе в соответствии со ст.

49 данного Кодекса либо является типовой проектной документацией или ее модификацией. Между тем в рассматриваемом случае государственная экспертиза проектной документации объектов строительства не проводилась, к заявлению о выдаче разрешений на строительство такие документы не предоставлялись, равно как общество не извещало орган строительного надзора о начале (окончании) строительства спорных объектов и не представляло в администрацию заключение о соответствии построенного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации в целях получения разрешений на ввод объектов в эксплуатацию.

Таким образом, у администрации не имелось правовых оснований для выдачи разрешений на строительство и разрешений на ввод объектов в эксплуатацию, что позволяет сделать вывод о наличии у нее правовых оснований для отмены разрешений на строительство и актов ввода в эксплуатацию спорных объектов.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Не следует рассчитывать на возмещение убытков в случае, если фактически возводимый застройщиком объект не является тем объектом, в отношении которого было выдано разрешение на строительство, отмена которого была признана судом незаконной (см., например, Постановление АС ВСО от 03.10.2017 N Ф02-4481/2017 по делу N А19-20945/2015). Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:Суд апелляционной инстанции обоснованно указал, что Градостроительно-земельной комиссией города Москвы было принято решение об отмене ранее выданного обществу градостроительного плана земельного участка и отмене ранее выданного разрешения на строительство объекта.

Впоследствии распоряжением администрации (далее — распоряжение N 1) разрешение на строительство отменено в связи с нарушениями, выявленными при предоставлении земельного участка, а также при выдаче разрешения на строительство.

Открыть документ в вашей системе КонсультантПлюс:

Что делать после отмены разрешения на строительство в процессе стройки?

Здравствуйте!

Перечень оснований для для прекращения разрешения на стротельство предусмотрен с. 21.1 ст. 51 Гр К РФ:21.1. Действие разрешения на строительство прекращается на основании решения уполномоченных на выдачу разрешений на строительство федерального органа исполнительной власти, органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления или уполномоченной организации, осуществляющей государственное управление использованием атомной энергии и государственное управление при осуществлении деятельности, связанной с разработкой, изготовлением, утилизацией ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения, либо Государственной корпорации по космической деятельности «Роскосмос» в случае: 1) принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;1.1) поступления предписания уполномоченного Правительством Российской Федерации федерального органа исполнительной власти о прекращении действия разрешения на строительство на основании несоответствия разрешения на строительство ограничениям использования объектов недвижимости, установленным на приаэродромной территории; 2) отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;3) расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки; 4) прекращения права пользования недрами, если разрешение на строительство выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.Таким образом, по смыслу приведенной нормы закона, имеющей императивный характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство объекта капитального строительства, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований.

Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит. Указанная позиция в полной мере поддерживается судебными органами в судебных актах по аналогичным делам.

(Постановление ФАС Волго-Вятского округа от 25.07.2013 по делу N А31-7368/2012, Постановление ФАС Уральского округа от 19.02.2013 N Ф09-14040/12 по делу N А76-686/2012). Источник:

Разрешение на строительство – не требуется!

Изменения в законодательстве!

04 августа 2018 года вступили в силу ряд изменений, теперь в соответствии с законом №340-ФЗ, прекращена выдача разрешений на строительство для объектов ИЖС, а также для жилых и садовых домов на садовом земельном участке. Заменой данного документа будет уведомление о начале строительства. Уведомление об окончании строительства заменит разрешение о вводе в эксплуатацию.

Новый документ — уведомление о начале строительства, теперь необходимо направлять в орган местного самоуправления. Образец уведомления: «Я, ФИО, проживающий там-то, паспорт №, владею земельным участком (адрес) с таким-то кадастровым номером на таком-то праве (аренды, собственности, безвозмездного пользования и др.), разрешенное использование участка – такое-то (например: ЛПХ, ИЖС, ведение садоводства), намерен построить на нём индивидуальный жилой дом (садовый дом) размером _ на _ м. из 2-х (3-х) этажей высотой _ метров [теперь разрешается аж до 20 м.].

Данный дом для раздела на самостоятельные объекты недвижимости не предназначен.

О чём уведомляю (ставлю в известность) администрацию в соответствии с Федеральным законом № 340-ФЗ от 03.08.2018 г.

Предлагаю направить на мой почтовый адрес (или на мою электронную почту) уведомление о соответствии моего дома установленным законом параметрам для его строительства в соответствии со статьёй 51.1 Градостроительного кодекса РФ. С уважением, … … … (ФИО, подпись, дата)». После направления уведомления о начале строительства, орган местного самоуправления в срок до 7 рабочих дней проверяет соответствие планируемого объекта строительства градостроительным нормам и направляет либо уведомление о соответствии, либо о несоответствии (в соответствии с ст.

После направления уведомления о начале строительства, орган местного самоуправления в срок до 7 рабочих дней проверяет соответствие планируемого объекта строительства градостроительным нормам и направляет либо уведомление о соответствии, либо о несоответствии (в соответствии с ст. 51.1 п.7 ГрК РФ). Если в течение 7 рабочих дней администрация направляет уведомление о соответствии либо не направляет ничего, уведомление считается согласованным (ст.51.1 п.13 ГрК РФ).

По окончанию строительства, застройщик в течение месяца направляет в орган местного самоуправления уведомление об окончании строительства с приложением госпошлины за регистрацию и техническим планом (в соответствии с ст.

55 п.16 ГрК РФ). Орган местного самоуправления в течение 7 рабочих дней проводит проверку построенного объекта (возможен натурный осмотр) и направляет застройщику уведомление о соответствии либо несоответствии (в соответствии с ст.

55 п.19 ГрК РФ), а также направляет поданные застройщиком документы в орган регистрации прав в случае отсутствия несоответствий (в соответствии с ст.19 п.1.2.

218-ФЗ). В случае если строительство уже начато (закончено) правообладатель земельного участка направляет уведомление о начале строительства (вместо получения разрешения на строительство), проходит проверку соответствия планируемого объекта, и далее направляет уведомление об окончании строительства (ст.

16 п. 5 340-ФЗ). Разрешение на строительство, выданное до 04.08.2018 считается действительным и уведомление о начале строительства в данном случае не требуется. До 01.03.2020 не требуется получать (представлять) разрешение на ввод объекта ИЖС в эксплуатацию (ФЗ от 29.12.2004 N 191-ФЗ). Для строений, построенных на участках для ведения садоводства и дачного хозяйства направление уведомлений не требуется до 1 марта 2020(ст.

16 п. 7 340-ФЗ). Также внесены небольшие изменения в части допустимых параметров строительства: объект индивидуального жилищного строительства (отдельно стоящее здание с количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, и не предназначено для раздела на самостоятельные объекты недвижимости.

(в соответствии с ст. 1 п. 39 340-ФЗ)

Отмена уведомлений о начале и об окончании строительства!

19.12.2020 года вступили в силу изменения в Федеральный закон от 13.07.2015 года № 218 «О государственной регистрации недвижимости» и Федеральный закон от 03.08.2018 года N 340-ФЗ о внесении изменений в Градостроительный кодекс РФ, согласно которым до 01.03.2026 года допускается осуществление государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав на жилой или садовый дом, созданный на земельном участке, предназначенном для ведения гражданами садоводства, для индивидуального жилищного строительства или для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, и соответствующий параметрам объекта индивидуального жилищного строительства, указанным в пункте 39 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации, на основании только технического плана и правоустанавливающего документа на земельный участок, если в Едином государственном реестре недвижимости не зарегистрировано право заявителя на земельный участок, на котором расположен указанный объект недвижимости.

Таким образом, по новым правилам для того, чтобы стать полноправным собственником вновь построенного объекта индивидуального жилищного строительства или зарегистрировать своей дом после реконструкции, требуется представить в орган государственной регистрации технический план, декларацию на объект и доказательство права на земельный участок, на котором он расположен. Ранее для того, чтобы начать строительство либо реконструкцию жилого (садового) дома, гражданин или юридическое лицо должно было уведомить о начале такого строительства (реконструкции) орган уполномоченный на выдачу разрешений на строительство. Характерно то, что в уведомлении должны были быть указаны кроме сведений:

  1. виде разрешенного использования участка и строящегося (реконструируемого объекта)
  2. о застройщике (ФИО, паспортные данные)
  3. о правах застройщика на земельный участок
  4. местоположении земельного участка (адрес, кадастровый номер)

еще и сведения:

  1. о факте, что объект ИЖС или садовый дом не предназначен для раздела на самостоятельные объекты недвижимости с приложением документов, подтверждающих указанные сведения.
  2. о параметрах строящегося (реконструируемого) объекта с указанием отступов от границ земельного участка;
  3. согласования планируемого строительства (реконструкции) с аэропортами

В ответ на указанное уведомление уполномоченный орган должен был направить заявителю уведомление о соответствии либо несоответствии указанных в уведомлении параметров жилого или садового дома установленным параметрам, и допустимости либо недопустимости размещения объекта ИЖС или садового дома на данном земельном участке.

Уведомление о несоответствии направлялось застройщику в следующих случаях:

  1. у уведомителя отсутствуют права на земельный участок, на котором планируется строительство (реконструкция).
  2. указанные в уведомлении параметры объекта не соответствуют предельным параметрам разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства, правилам землепользования и застройки, установленным законами требованиям на дату подачи уведомления;
  3. размещение указанного в уведомлении объекта не соответствует виду разрешенного использования земельного участка;

Одновременно уполномоченный орган направлял уведомление о несоответствии предполагаемого строительства (реконструкции) в органы строительного и земельного надзора, земельного контроля и другие контролирующие и надзорные органы.

Получение застройщиком уведомления о соответствии либо неполучение уведомления о несоответствии и недопустимости, указанных в уведомлении параметров объекта и размещения его на земельном участке, считалось согласованием строительства (реконструкции) объекта ИЖС или садового дома указанными органами и действовало такое согласование в течение десяти лет со дня направления уведомления. Только получив согласие муниципального органа, застройщик мог начать строительство жилого (садового) дома.

После завершения строительства застройщик в течении месяца должен был направить в муниципальный орган соответствующее уведомление, в котором указать основные параметры построенного объекта. Муниципальный орган в течение 7 дней обязан был проверить объект на соответствие градостроительным нормам и заявленным при начале строительства параметрам объекта. По результатам проверки застройщику направлялось уведомление о соответствии объекта, которое и служило основанием для его постановки на кадастровый учет и регистрации права собственности.

Cогласно декабрьским поправкам 2020 года до 1 марта 2026 года государственная регистрация прав на жилые строения, жилые дома, созданные на земельных участках для ведения садоводства и дачного хозяйства, осуществляется без направления уведомлений о начале и об окончании строительства (реконструкции). Для того чтобы стать полноправным собственником нового объекта необходимо зарегистрировать свое право в Росреестре. Для этого перед началом строительства (реконструкции) нужно оформить права на земельный участок и ознакомиться с градостроительными и строительными нормами и правилами, чтобы построить (реконструировать) дом в соответствии с ними.

Мы уже изучили новые требования законодательства и знаем как их применить на практике.

Можно ли оспорить разрешение на строительство?

Добрый день!

В данной ситуации необходимо проверить законность строительства.

Так как ООО предъявила к Вам иск о прекращении права собственности, то в процессе рассмотрения данного дела будет возможность проверить основания строительства, а также предъявить встречный иск об оспаривании разрешения на строительство.

Также при рассмотрении дела необходимо уточнить тот факт, что взамен жилья, которое будут сносить, Вам обязаны предоставить другое жилье. Данное обстоятельство возможно, если Вы проживаете в доме на законных основания (например жилье находится в Вашей собственности, собственности Ваших родственников).

Так, согласно ст. 86 ЖК РФ: Если дом, в котором находится жилое помещение, занимаемое по договору социального найма, подлежит сносу, выселяемым из него гражданам органом государственной власти или органом местного самоуправления, принявшими решение о сносе такого дома, предоставляются другие благоустроенные жилые помещения по договорам социального найма.

Также согласно ст. 57 ЗК РФ: Возмещение убытков при изъятии земельных участков для государственных или муниципальных нужд, ухудшении качества земель, временном занятии земельных участков, ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков 1. Возмещению в полном объеме, в том числе упущенная выгода, подлежат убытки, причиненные: 1) изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд;2) ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц;3) временным занятием земельных участков;4) ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков;5) изменением целевого назначения земельного участка на основании ходатайства органа государственной власти или органа местного самоуправления о переводе земельного участка из состава земель одной категории в другую без согласования с правообладателем земельного участка.(пп.

5 введен Федеральным законом от 21.12.2004 N 172-ФЗ)2.

Убытки возмещаются:1) землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков в случаях, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи;2) собственникам земельных участков в случаях, предусмотренных подпунктами 2, 3 и 4 пункта 1 настоящей статьи.3. Возмещение убытков осуществляется за счет соответствующих бюджетов или лицами, в пользу которых изымаются земельные участки или ограничиваются права на них, а также лицами, деятельность которых вызвала необходимость установления охранных, санитарно-защитных зон и влечет за собой ограничение прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшение качества земель.4. При расчетах размеров возмещения убытки собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков определяются с учетом стоимости их имущества на день, предшествующий принятию решения об изъятии земельных участков, о временном занятии земельных участков или об ограничении прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков.

5. Порядок возмещения убытков собственникам земельных участков, землепользователям, землевладельцам и арендаторам земельных участков, причиненных изъятием или временным занятием земельных участков, ограничением прав собственников земельных участков, землепользователей, землевладельцев и арендаторов земельных участков или ухудшением качества земель в результате деятельности других лиц, устанавливается Правительством Российской Федерации. Обжалование разрешения на строительство возможно в порядке ст.

254 ГПК РФ: Гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы. Гражданин, организация вправе обратиться непосредственно в суд или в вышестоящий в порядке подчиненности орган государственной власти, орган местного самоуправления, к должностному лицу, государственному или муниципальному служащему.

С уважением, Урванцев Евгений.

Разрешение на строительство: продление, отмена

Фото Бориса Мальцева.

Клерк.Ру Известно, что закон позволяет застройщику обратиться в уполномоченный орган с просьбой о продлении срока действия разрешения на строительство.

При этом нередки случаи, когда администрация принимает решение об отказе. Бывает и так, что орган власти отменяет ранее выданное разрешение на строительство.

В обоих случаях (отказ в продлении и отмена) застройщика ждут долгие судебные тяжбы. Полагаем, сформулированные на уровне Верховного суда правовые позиции окажутся полезными для застройщиков, попавших в столь затруднительные ситуации.В соответствии с ч.

20 ст. 51 ГрК РФ срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика, поданному не менее чем за 60 дней до истечения срока действия такого разрешения. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления. Если заявление о продлении срока действия разрешения на строительство подается застройщиком, привлекающим на основании договора участия в долевом строительстве, преду­сматривающего передачу жилого помещения, денежные средства граждан и юридических лиц для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости, к такому заявлению должен быть приложен договор поручительства банка за надлежащее исполнение застройщиком обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве или договор страхования гражданской ответственности лица, привлекающего денежные средства для долевого строительства многоквартирного дома и (или) иных объектов недвижимости (застройщика), за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого помещения по договору участия в долевом строительстве.Исходя из данной формулировки по общему правилу (если «оставить за кадром» специфику жилищного строительства на основании ДДУ) для продления разрешения на строительство необходимо:

  1. начать строительные работы до подачи такого заявления.
  2. подать заявление не менее чем за 60 дней до истечения срока действия ранее выданного разрешения;

Оба ли этих условия должны выполняться одновременно?

Правомерен ли отказ в продлении, если застройщик нарушил срок подачи заявления или, наоборот, подал заявление своевременно, но не приступил к выполнению работ?В правоприменительной практике по обозначенной проблеме выработано следующее решение. В части 20 ст. 51 ГрК РФ установлено одно основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство: если строительство не было начато до истечения срока действия разрешения.

Подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.

Соответственно, если строительство объекта начато в период действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), у уполномоченного органа нет оснований для отказа в продлении срока его действия. Такая позиция представлена в Определении ВС РФ от 04.05.2016 № 136-ПЭК16 по делу № А63-11027/2013, постановлениях АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, ФАС ДВО от 15.12.2013 № Ф03-6140/2013 по делу № А51-7498/2013, Девятого арбитражного апелляционного суда от 21.07.2016 № 09АП-28920/2016 по делу № А40-62700/16, Десятого арбитражного апелляционного суда от 10.08.2016 № 10АП-7448/2016 по делу № А41-106633/15, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 23.08.2016 № 08АП-8211/2016 по делу № А46-2430/2016 и др.Обратите внимание Случается, что администрация, отказывая в продлении срока действия разрешения на строительство, ссылается на представление застройщиком ненадлежащих документов, подтверждающих начало выполнения работ по строительству объекта.

Например, как следует из Постановления АС МО от 01.08.2016 № Ф05-10272/2016 по делу № А41-79925/15, организация приложила к заявлению о продлении разрешения на строительство справки о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3 и акты о приемке выполненных работ по форме КС-2, свидетельствующие о завершении подрядчиком работ по нулевому циклу строительства. Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на то, что не было представлено официальное подтверждение начала работ по строительству объекта капитального строительства.Обратившись в суд, застройщик дополнительно представил в материалы дела акт обследования технического состояния объекта незавершенного строительства и приложенные к нему фотографии объекта (8 штук), а также спутниковый снимок с сайта карты.яндекс.ру.Встав на сторону застройщика, арбитры указали: ч.

20 ст. 51 ГрК РФ не установлено, какие именно документы должны быть представлены в подтверждение начала строительства.

Из этого следует, что такими документами могут быть любые документы (акты, договоры подряда и т. д.), свидетельствующие о том, что строительство ведется. Уполномоченный орган незаконно не принял формы КС-2 и КС-3 как доказательства начала строительства.Итак, мы выяснили, что подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения на строительство не является достаточным основанием для отказа в продлении разрешения.

А вот то обстоятельство, что застройщик не начал работы по строительству, влечет безусловный отказ в продлении ранее выданного разрешения на строительство. Далее ответим на вопрос: является ли законным отказ в продлении разрешения, если строительные работы начаты, но заявление в уполномоченный орган застройщик подал после того, как истек срок действия разрешения на строительство.Такая ситуация рассматривалась в постановлениях АС ЗСО от 15.12.2015 № Ф04-27933/2015 по делу № А46-4326/2015 и Второго арбитражного апелляционного суда от 29.08.2016 по делу № А82-18126/2015.

Сразу скажем, что в первом случае арбитры приняли решение в пользу застройщика, во втором — признали действия администрации законными. Как такое возможно?Из постановления АС ЗСО следует, что застройщик обратился в департамент с заявлением о продлении разрешения на строительство через два дня после того, как истек срок его действия. Несмотря на то, что застройщик указал на 90%-ю готовность объекта, уполномоченный орган отказал в продлении разрешения, сославшись на то, что оно является недействующим, поскольку срок его истек, а продление срока действия недействующего разрешения на строительство законодательством не предусмотрено.Удовлетворяя требование застройщика, судьи исходили из того, что указанное департаментом основание для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство не предусмотрено действующим законодательством, поэтому оспариваемый отказ нарушает права организации.Важно, что судья ВС РФ не нашел оснований для передачи данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам Верховного суда для пересмотра (Определение от 18.04.2016 № 304-КГ16-2723).

Тем самым судья Верховного суда фактически признал обоснованной позицию АС ЗСО.А вот в принятом не в пользу застройщика Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда по делу № А82-18126/2015 обстоятельства были иными, что и позволило суду отказать застройщику, отклонив его ссылки на судебную практику, согласно которой подача заявления менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения не предусмотрена ГрК РФ в качестве основания для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.Итак, в январе 2008 года организации было выдано разрешение на строительство, срок действия которого истекал в июле 2010 года.В декабре 2013 года (то есть через 3,5 года после окончания срока действия разрешения) застройщик зарегистрировал право собственности на объект незавершенного строительства со степенью готовности 11%.В ноябре 2015 года (то есть еще через два года) организация обратилась в администрацию с заявлением о продлении срока действия разрешения на строительство, приложив проект организации строительства, предполагающий окончание строительства в течение 33 месяцев.Уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, указав на нарушение срока, установленного ч.

20 ст. 51 ГрК РФ, и предложив застройщику обратиться за получением нового разрешения.Арбитры отметили: организация обратилась за продлением разрешения спустя более пяти лет после окончания срока его действия. Застройщик не представил доказательств обращения в уполномоченный орган с таким заявлением до даты истечения срока действия разрешения. Следовательно, застройщик утратил предусмотренное законом право на продление срока действия разрешения на строительство.ГрК РФ не содержит оснований для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство по причине того, что заявление было подано застройщиком с нарушением срока его подачи (то есть не менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения).

Однако в данном случае имеет место не просто нарушение срока для обращения с заявлением о продлении действующего разрешения на строительство. Общество требует продлить в судебном порядке действие разрешения, срок которого истек пять лет назад.

В такой ситуации (при непредставлении заявителем доказательств уклонения уполномоченного органа от выдачи разрешения (противоправного бездействия администрации) либо наличия иных обстоятельств, препятствовавших организации своевременно обратиться с соответствующим заявлением) продление срока действия разрешения на основании ч. 20 ст. 51 ГрК РФ недопустимо. Исходя из смысла положений градостроительного законодательства возможно продление только действующего разрешения на строительство.

После истечения срока действия разрешения на строительство может быть выдано только новое разрешение.Таким образом, пропуск срока обращения с заявлением о продлении разрешения при уже начатом строительстве объекта не является безусловным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения. Единственным обстоятельством, исключающим такое продление, является отсутствие начатого строительства объекта к моменту истечения срока действия разрешения на строительство.

Поэтому судьи встанут на сторону застройщика, представившего заявление менее чем за 60 дней до окончания срока действия разрешения.В случае, когда уполномоченный орган отказал в продлении разрешения на строительство, сославшись на то, что заявление подано после истечения срока его действия, исход судебного разбирательства будет зависеть от конкретных обстоятельств. Прежде всего, арбитры будут оценивать добросовестность действий застройщика, который в любом случае не лишен возможности обратиться с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство.Обратите внимание Уполномоченный орган, выдавший разрешение на строительство, при рассмотрении заявления застройщика о продлении срока действия разрешения обязан проверить, начато ли строительство (реконструкция) объекта. Поэтому представление застройщиком недостоверной информации о выполнении работ обернется отказом в продлении разрешения.Например, как следует из Постановления АС СЗО от 27.10.2014 по делу № А56-68046/2013, организация сообщила о выполнении:

  1. 100% земляных работ;
  2. 90% работ по созданию фундамента;
  3. 20% работ по прокладке инженерных сетей;
  4. 10% работ по возведению каркаса здания.

Между тем согласно акту осмотра строительные работы на земельном участке не велись.При таких обстоятельствах арбитры решили, что организация при подаче заявления о продлении срока действия разрешения на строительство представила сведения, не соответствовавшие действительности, что было установлено по итогам проверки.

Как результат — отказ в продлении разрешения был признан обоснованным. Причем судья ВС РФ не нашел оснований для пересмотра дела (Определение от 12.03.2015 по делу № 307-ЭС15-223).Случается, что у застройщика возникает необходимость внесения изменений в проектную документацию, а иногда технико-экономические показатели будущего объекта меняются настолько, что приходится разрабатывать новую проектную документацию. В подобных ситуациях застройщику следует обращаться в уполномоченный орган не за продлением разрешения на строительство, а за выдачей нового разрешения на строительство объекта, имеющего другие технические параметры.

Соответственно, застройщику не удастся доказать, что отказ в продлении разрешения является незаконным. Данная позиция выражена в Определении ВС РФ от 23.05.2016 № 308-ЭС16‑4400 по делу № А63-367/2015, в котором отмечено, что застройщик не лишен возможности обратиться в установленном порядке с заявлением о выдаче нового разрешения на строительство, представив документы, предусмотренные ст.

51 ГрК РФ.Как справедливо отмечено в Постановлении АС ПО от 20.05.2015 № Ф06-21841/2013, Ф06-22926/2015, Ф06-23424/2015 по делу № А55-15700/2014, ст.

48 Федерального закона об общих принципах организации местного самоуправления действительно предусматривает право органов местного самоуправления или должностных лиц местного самоуправления, принявших (издавших) соответствующий муниципальный правовой акт отменять либо приостанавливать муниципальные правовые акты.

Вместе с тем из положений указанного закона в совокупности следует, что отменен или приостановлен органом местного самоуправления может быть не любой ненормативный акт, а лишь не соответствующий действующему законодательству (!).Обязанность доказывать соответствие оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, наличие у органа надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, а также обстоятельства, послужившие основанием для принятия оспариваемого акта, возлагается на орган, который принял акт (ч. 5 ст. 200 АПК РФ).При этом нарушение прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности в силу ст. 65 АПК РФ должен доказать заявитель (обратившееся в суд лицо).Таким образом, закон не предоставляет органам местного самоуправления права по собственному усмотрению принимать и отменять ранее принятые документы.

Этот вывод в полной мере распространяется и на случаи, связанные с выдачей и отменой разрешений на строительство.В соответствии с ч.

21.1 ст. 51 ГрК РФ действие разрешения на строительство прекращается (на основании решения соответствующего органа) в случае:

  • принудительного прекращения права собственности и иных прав на земельные участки, в том числе изъятия земельных участков для государственных или муниципальных нужд;
  • расторжения договора аренды и иных договоров, на основании которых у граждан и юридических лиц возникли права на земельные участки;
  • отказа от права собственности и иных прав на земельные участки;
  • прекращения права пользования недрами, если разрешение выдано на строительство, реконструкцию объекта капитального строительства на земельном участке, предоставленном пользователю недр и необходимом для ведения работ, связанных с пользованием недрами.

Судебная практика исходит из того, что по смыслу приведенной нормы, которая носит императивный (не допускающий выбора) характер, орган местного самоуправления, выдавший застройщику разрешение на строительство, вправе принять решение о прекращении действия (аннулировании, отмене) этого разрешения только при наличии хотя бы одного из перечисленных выше оснований.

Перечень таких оснований является исчерпывающим и расширительному толкованию не подлежит.

Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на ч. 21.1 ст. 51 ГрК РФ, действия администрации незаконны (при условии, что разрешение на строительство было выдано с соблюдением установленных требований).

Такая позиция выражена, в частности, в определениях ВС РФ от 01.09.2016 № 306-КГ16‑10277 по делу № А12-33006/2014, от 14.09.2015 № 306-КГ15‑10973 по делу № А55-15700/2014, от 08.09.2015 № 306-КГ15‑10973 по делу № А55-15700/2014 и т.

д.При этом не имеет значения довод администрации о том, что отмена разрешения на строительство связана с получением протеста прокуратуры. Например, в Постановлении Седьмого арбитражного апелляционного суда от 06.09.2016 № 07АП-6957/2016 по делу № А45-27192/2015 отмечено: из оспариваемого постановления следует, что разрешение на строительство отменено в связи с протестом прокуратуры города.

Иных оснований отмены или ссылок на конкретные нормы права в постановлении не указано.

При таких обстоятельствах постановление об отмене разрешения на строительство является незаконным.Уполномоченный орган вправе отказать в продлении срока действия разрешения на строительство, которое не отменено и не признано недействительным (незаконным), только в том случае, когда застройщик не приступил к выполнению работ. Нарушение застройщиком срока подачи заявления (менее чем за 60 дней до истечения срока действия разрешения) не является самостоятельным основанием для отказа в продлении срока действия разрешения на строительство.Выданное с соблюдением положений ст.

51 ГрК РФ разрешение на строительство может быть отменено только в исключительных случаях, закрытый перечень которых содержится в ч.

21.1 названной статьи. Следовательно, если постановление об отмене разрешения на строительство не содержит ссылок на данную норму, действия администрации незаконны.