Инспекция по труду закон

Инспекция по труду закон

Правовые основы взаимоотношений работодателей и органов надзора за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

Версия для слабовидящих РОСТРУД (495) 343-95-98Горячая линия 115582, Москва, ул. Домодедовская, д. 24, корп. 3

21.08.2014 В новом Трудовом кодексе Российской Федерации (ТК РФ от 30.12.01г.

№ 197-фз) целая глава посвящена государственному надзору и контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда РФ (гл. 57 ТК РФ). Значит ли это, что до принятия этого основополагающего закона в сфере регулирования трудовых отношений, в нашей стране надзора за соблюдением законодательства о труде не было?

Вернемся к истории. До 1994 года государственный надзор за соблюдением законодательства о труде от имени государства осуществляли профессиональные союзы. ВЦСПС, отраслевые профсоюзы и их органы на местах располагали целым штатом технических и правовых инспекторов труда, которые обеспечивали защиту трудящихся в условиях практически единого собственника, которым являлось государство. Следует отметить, что в СССР, вплоть до его распада, не была ратифицирована Конвенция 1947 года Международной организации труда (МОТ) об инспекции труда, в которой закрепляется принцип государственного надзора за соблюдением законодательства о труде, главенствующая роль государства в регулировании трудовых отношений в обществе и охране здоровья наемных работников при выполнении ими трудовых обязанностей.

В рамках подготовки к ратификации указанной Конвенции, 4 мая 1994 г был издан Указ Президента РФ № 850

«О государственном надзоре и контроле за соблюдением законодательства Российской Федерации о труде и охране труда»

, в июле этого же года Указом Президента № 1504 было утверждено Положение о Рострудинспекции. Во всех субъектах Российской Федерации были созданы соответствующие территориальные органы государственного надзора за соблюдением трудового законодательства.

В Московской области такая инспекция была создана уже в 1994 году, в Москве — фактически начала функционировать с 1995 года.

В последнее время государством уделяется огромное внимание законодательному и нормативному регулированию вопросов охраны труда.

Это в первую очередь связано с тем, что статья 7 Конституции РФ провозглашает Российскую Федерацию как социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, в том числе права на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены – обязанность государства (статьи 2 и 37 Конституции РФ). Именно поэтому, 11 апреля 1998 года федеральным законом № 58-фз были ратифицированы: Конвенция 1947 года об инспекции труда (Конвенция № 81) и Протокол 1995 года к Конвенции 1947 года об инспекции труда, Конвенция 1978 года о регулировании вопросов труда (Конвенция № 150) и Конвенция 1981 года о безопасности и гигиене труда и производственной среде (Конвенция № 155), принятые Генеральной конференцией Международной организации труда в городе Женеве.

Это позволило 17.07.99г принять основополагающий закон «Об основах охраны труда в Российской Федерации» (№ 181-фз), в котором государственный надзор за соблюдением законодательства о труде и охране труда был закреплен законодательно.

Была так же проведена реорганизация органов государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.

В настоящее время Федеральная инспекция труда представляет собой стройную систему государственных органов Министерства труда и социального развития РФ, осуществляющих государственный надзор за соблюдением трудового законодательства во всех субъектах РФ. Возглавляет Федеральную инспекцию труда Главный государственный инспектор труда РФ, заместитель министра труда и социального развития РФ, заслуженный юрист РФ, Варов Владимир Константинович.
Возглавляет Федеральную инспекцию труда Главный государственный инспектор труда РФ, заместитель министра труда и социального развития РФ, заслуженный юрист РФ, Варов Владимир Константинович.

Под его непосредственным руководством работает Департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде Минтруда и социального развития РФ, который в свою очередь осуществляет руководство государственными инспекциями труда во всех субъектах РФ.

Особо следует отметить, что в силу ст. 6 ТК РФ, принципы и порядок осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, а так же установление системы и полномочий федеральных органов исполнительной власти, осуществляющих указанный надзор и контроль, относятся к исключительной компетенции Российской Федерации. Деятельность органов федеральной инспекции труда осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности (ст.

355 ТК РФ). Основными задачами являются: обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда; обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст.

355 ТК РФ). В соответствии с возложенными на них задачами органам федеральной инспекции труда предоставлены достаточно широкие полномочия (ст. 356 ТК РФ). Во-первых , это проведение государственными инспекторами труда проверок, обследований, как планового характера, в целях предотвращения нарушений прав граждан, так и внеплановых проверок, связанных с обращениями и жалобами граждан.
356 ТК РФ). Во-первых , это проведение государственными инспекторами труда проверок, обследований, как планового характера, в целях предотвращения нарушений прав граждан, так и внеплановых проверок, связанных с обращениями и жалобами граждан.

Причем госинспектор труда обязан считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права (ст. 358 ТК РФ). Для проведения проверки госинспектор труда вправе беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверения установленного образца посещать организации (работодателей – юридических и физических лиц) всех организационно правовых форм и форм собственности. Вправе запрашивать и безвозмездно получать у работодателей, органов исполнительной власти и местного самоуправления документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций (ст.

357 ТК РФ). Указанные полномочия подкреплены законодательно установленной обязанность работодателя соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права (абзац 1 ч. 2 ст. 22 ТК РФ). С принятием федерального закона

«О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного надзора (контроля)»

от 08.08.01г.

№ 134-фз, в федеральной инспекции труда введен специальный порядок организации надзорно-контрольной деятельности. В соответствии с требованиями федерального закона № 134-фз, решение руководителя государственной инспекции труда о направлении государственного инспектора труда на проверку оформляется приказом руководителя или распоряжением заместителя руководителя, который(ое) инспектор обязан предъявить работодателю или его представителю.

В приказе (распоряжении), в соответствии с требованиями Закона № 134-фз, указываются: — номер и дата издания приказа (распоряжения), — наименование государственной инспекции труда, — фамилия, имя, отчество государственного инспектора труда, которому поручено проведение проверки, — наименование организации, в которой предполагается проводить контрольно-надзорные мероприятия, — цели и задачи проводимой проверки, — основания для проведения проверки (плановая, внеплановая), дата начала и окончания проверки, срок для проверки исполнения предписания. Проводить проверку может только тот государственный инспектор труда, которому это поручено приказом (распоряжением) о направлении на проверку.

Во-вторых , это осуществление надзора и контроля за соблюдением установленного порядка расследования несчастных случаев на производстве. Положение о порядке расследования и учета несчастных случаев на производстве, утвержденное Постановлением Правительства РФ от 11.03.1999г.

№ 279, распространяется на все организации, независимо от организационно-правовых форм (в том числе и на лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица — ПБОЮЛ) и форм собственности. В связи с важностью указанного Положения, как для работников, так и для работодателей, остановимся подробнее на тех вопросах, которые оно регламентирует.

В соответствии с указанным Положением, расследованию и учету подлежат несчастные случаи: — с работниками, выполняющими работу по трудовому договору, — со студентами образовательных учреждений высшего и среднего профессионального образования, учащимися общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений, проходящих производственную практику в организациях, — с лицами, осужденными к лишению свободы и привлекаемыми к труду администрацией исправительных учреждений, — с другими лицами, участвующими в производственной деятельности организации или индивидуального предпринимателя (обращаю внимание читателей, что под «другими лицами», в том числе понимаются и лица, работающие по договорам гражданско-правового характера – подряда, возмездного оказания услуг и т.

п.) Расследуются и подлежат учету как несчастные случаи на производстве: — травма, в том числе нанесенная другим лицом; — тепловой удар; ожог; обморожение; — утопление; — поражение электрическим током, молнией, излучением; — укусы и повреждения, нанесенные животными; — повреждения, полученные в результате взрывов, аварий, разрушения зданий, сооружений и конструкций; — стихийных бедствий и других чрезвычайных ситуаций, при соблюдении следующих условий: 1. если они повлекли за собой необходимость перевода работника на другую работу, временную или стойкую утрату работником трудоспособности, либо смерть работника, 2. если они произошли: — в течение рабочего времени (в том при работе с отклонениями от нормальной продолжительности рабочей недели), во время перерывов, подготовки и уборки до и после окончания работы, как на территории организации, так и вне её; — при следовании к месту работы или с работы на транспорте работодателя, либо личном, в случае использования его в интересах работодателя по его распоряжения, либо в соответствии с трудовым договором, — при следовании к месту служебной командировки и обратно, — при следовании на транспортном средстве в качестве сменщика во время междусменного отдыха, — при работе вахтовым методом, во время междусменного отдыха, — при привлечении работника в установленном порядке к участию в ликвидации последствий катастрофы, аварии и других чрезвычайных происшествий, — при осуществлении действий, не входящих в трудовые обязанности работника, но совершенные в интересах работодателя, или направленных на предотвращение аварии или несчастного случая.

В обязанности работодателя при несчастном случае на производстве входит: во-первых, принять меры по оказанию первой помощи пострадавшему, доставке его в медицинское учреждение, предотвращению развития аварийной ситуации, сохранения до начала расследования места происшествия в том виде, в каком оно было на момент происшествия; во-вторых, немедленно информировать о несчастном случае родственников пострадавшего и соответствующие органы и организации. В течение суток работодатель должен направить соответствующие сообщения в государственную инспекцию труда, в прокуратуру, в орган исполнительной власти, страховщику по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и др.

За несвоевременное сообщение указанным органам о несчастном случае (сокрытие несчастного случая) установлена административная ответственность.

Штраф в размере от 5 до 10 МРОТ на физическое лицо и от 50 до МРОТ на юридическое лицо вправе наложить государственный инспектор труда, в-третьих, обеспечить своевременное расследование несчастного случая и его учет. Кроме перечисленных, Положение регламентирует также порядок расследования (групповые несчастные случаи – 2 и более человек, тяжелые – отнесенные к таковым в соответствии со Схемой определения тяжести несчастных случаев на производстве, утв. Приказом Минздрава РФ от 17.08.99г.

№ 322, смертельные, — расследуются с обязательным участие государственного инспектора труда) и оформления материалов расследования несчастных случаев на производстве и их учет.

По каждому несчастному случаю на производстве, подлежащему расследованию и фактически расследованному в соответствии с установленным Положением порядком, составляется либо акт о несчастном случае на производстве (по форме Н-1), либо акт произвольной формы (в тех случаях, когда в результате расследования связь несчастного случая с производством не устанавливается). Материалы расследования тяжелых, групповых и смертельных случаев на производстве направляются в территориальные органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовного дела по статье 143 УК РФ. В-третьих , государственный инспектор труда, обнаружив нарушения трудового законодательства, вносит предписания об их обязательном устранении.

В силу ст. 22 ТК РФ, выполнение требований предписания является законодательно закрепленной обязанностью работодателя. Вот примеры типичных нарушений, допущенных должностными лицами предприятий и организаций (в том числе работниками кадровых служб) и выявленных в результате проверок, проведенных госинспекторами труда.

Главной проблемой в настоящее время является отсутствие в организациях и у индивидуальных предпринимателей локальных нормативных актов, которые являются основным источником норм трудового права применительно к отдельно взятой организации. Законодательство предоставляет работодателю большую свободу в определении способов и методов осуществления своей уставной хозяйственной деятельности.

Это относится и к трудовому законодательству.

Работодатель сам определяет количество работников, необходимое для деятельности организации, порядок приема и увольнения работников, режим работы своей организации (начало и окончание рабочих смен, графики сменности, порядок учета рабочего времени, время отдыха – от перерывов для обогрева и приемы пищи до графика отпусков), порядок применения мер поощрения и взыскания, порядок оплаты труда, в том числе заинтересовывающий работника в результатах труда.

Работодатель сам определяет количество работников, необходимое для деятельности организации, порядок приема и увольнения работников, режим работы своей организации (начало и окончание рабочих смен, графики сменности, порядок учета рабочего времени, время отдыха – от перерывов для обогрева и приемы пищи до графика отпусков), порядок применения мер поощрения и взыскания, порядок оплаты труда, в том числе заинтересовывающий работника в результатах труда.

Все эти вопросы должны быть урегулированы локальными нормативными актами работодателя: правилами внутреннего трудового распорядка (ст.

189, 190 ТК РФ), положением об оплате труда (ст. 135 ТК РФ) и др. Конечно, все локальные нормативные акты должны быть разработаны и приняты с учетом требований статьи 8 ТК РФ, предусматривающей, что локальные нормативные акты, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством, а так же принятые без учета мотивированного мнения представительного органа работников, являются недействительными.

На практике же имеет место или отсутствие локальных актов как таковых, или в них содержатся положения, ухудшающие положение работников по сравнению с законодательством.

Много нарушений связано с оформлением трудовых отношений. Например, очень во многих учреждениях трудовые договоры с работниками, принятыми на работу после 01.02.2002 года, до сих пор не оформлены в соответствии с требованиями ст.

67 ТК РФ, а именно, в письменной форме и в двух экземплярах.

Работодателями не приняты меры для исполнения требований указанной статьи применительно к тем работникам, которые были приняты на работу ранее: работникам в письменной форме не предложено оформить трудовые отношения в соответствии с требованиями статьи 67 ТК РФ. Нарушаются требования ст. 66 ТК РФ, выражающиеся в том, что не соблюдается порядок ведения и хранения трудовых книжек, установленный постановлением Совета Министров СССР и ВЦСПС от 06.09.73 № 656 «О трудовых книжках рабочих и служащих» и Инструкцией о порядке ведения трудовых книжек.

Записи о приеме на работу работников не производятся, трудовые книжки хранятся не сейфе, как того требует инструкция, отсутствуют журналы учета и движения трудовых книжек, трудовые книжки не выдаются работникам в день увольнения и т. п. . Указанные нормативные акты (Постановление и Инструкция) продолжают действовать в части, не противоречащей ТК РФ. В частности, с вступлением в силу ТК РФ, работодатели — физические лица лишены права производить записи в трудовых книжках работников, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые (ст.

66 и 309 ТК РФ). Документом, подтверждающим работу у предпринимателя без образования юридического лица, является письменный трудовой договор, зарегистрированный в органе местного самоуправления (ст. 303, 309 ТК РФ) Большое количество нарушений выявляется в связи с необоснованным заключением срочных трудовых договоров при отсутствии обстоятельств, исключающих возможность заключения трудовых договоров на неопределенный срок. Этот вид нарушений трудового законодательства получил очень широкое распространение под видом «трудовых контрактов».

С принятием нового ТК РФ возможность заключения срочных трудовых договоров регламентирована достаточно четко, однако не надо забывать, что основания, послужившие причинами заключения срочного трудового договора, должны быть обязательно отражены в тексте трудового договора (ч. 5 ст. 57 ТК РФ), поскольку это существенные условия трудового договора.

Например, часть 14 ст. 59 ТК РФ предусматривает возможность заключения срочных трудовых договор с творческими работниками средств массовой информации, театрально-зрелищных, кино-, теле-, видеосъемочных организаций, цирков и т.п., а так же профессиональными спортсменами. Перечень профессий, относящихся к творческим в указанных организациях, в настоящее время разрабатывается и будет, в соответствии с законом, утвержден Правительством РФ. Это, во-первых, означает, что до утверждения таких перечней срочные трудовые договоры по указанному основанию не могут заключаться, а, во-вторых, что и после утверждения таких перечней срочные трудовые договоры не могут заключаться с лицами, поступающими в творческие организации на работу, не относящуюся к творческой (водители, бухгалтеры, уборщицы и т.п.).

Срочный трудовой договор, заключенный без достаточных, установленных ст.

59 ТК РФ оснований, признается заключенным на неопределенный срок. Такое решение может быть принято государственным инспектором труда либо судом. Типичным нарушением, связанным с работой кадровых служб, является несвоевременное ознакомление работников с приказами о приеме на работу ( ст.

68 ТК РФ), о привлечении к дисциплинарной ответственности (ст. 193 ТК РФ). Законом для этого отпущено только 3 дня.

Тот факт, что отдельные подразделения могут находиться достаточно далеко от кадровой службы, не является уважительной причиной невыполнения указанных требований закона, а несоблюдение этой процедуры, например, в случае привлечения к дисциплинарной ответственности, влечет за собой отмену дисциплинарного взыскания. В настоящее время много проблем возникает в связи с тем, что вместо трудовых договоров с работниками заключаются договоры гражданско-правового характера .

Надо обязательно помнить, что трудовые отношения характеризуются прежде всего трудовой функцией, то есть работой по определенной специальности, квалификации или должности, в то время как гражданско-правовые отношения — выполнением определенного объема работ или оказанием определенных услуг. Отличительным признаком трудовых отношений со стороны работника является подчинение правилам внутреннего трудового распорядка предприятия, а со стороны работодателя – обеспечение условий труда, в том числе и безопасных. Кроме того, госинспекторы труда имеют право приостанавливать работу отдельных подразделений в тех случаях, когда выявлены нарушения требований охраны труда, которые могут создать угрозу жизни и здоровью работников, до момента устранения указанных нарушений; отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам ведения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований по охране труда; выдавать разрешения на строительство, реконструкцию и техническое перевооружение производственных объектов и др.

В-четвертых , это привлечение виновных в нарушениях законодательства о труде к установленной, в соответствии с федеральными законами, ответственности.

Новый Трудовой Кодекс, в ст. 419, определяет виды ответственности за нарушение трудового законодательства. Ответственность за нарушения трудового законодательства предусмотрена: — уголовная (ст. 143, 145, 145-1 УК РФ), — административная (в соответствии с вступившим с 1 июля 2002 года новым Кодексом РФ об административных нарушениях, который предусматривает ответственность за нарушения трудового законодательства в нескольких составах и устанавливает полномочия государственных инспекторов труда при применении административной ответственности), — дисциплинарная (в ТК РФ предусмотрена такой вид дисциплинарной ответственности, как увольнение по инициативе работодателя по п.п.

«д». п.6 ст. 81 ТК РФ за нарушения работником требований по охране труда, если это повлекло за собой тяжкие последствия), — материальная (с точки зрения надзорно-контрольной функции государственной инспекции труда, это, прежде всего, ответственность работодателя перед работником – за незаконное лишение возможности трудиться, за несвоевременную выплату заработной платы и пр.) Обязанность работодателя своевременно уплачивать штрафы, наложенные за нарушения трудового законодательства, также предусмотрена статьей 22 ТК РФ.

Следует обязательно отметить, что закон, предоставив государственным инспекторам труда большие полномочия, возложил на них и целый ряд обязанностей. При осуществлении надзорно-контрольной деятельности инспектор обязан соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, а также Положение о федеральной инспекции труда, регулирующее деятельность инспекции.

При осуществлении надзорно-контрольной деятельности инспектор обязан соблюдать Конституцию РФ, законодательные и иные нормативные акты, содержащие нормы трудового права, а также Положение о федеральной инспекции труда, регулирующее деятельность инспекции.

Особо выделена такая обязанность госинспектора труда, как обязанность хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую ему известной при осуществлении своих полномочий (ст.

358 ТК РФ). На практике это выглядит таким образом, что инспектор имеет право (ст.

357 ТК РФ) потребовать для проверки различные документы, из которых можно судить о соблюдении трудового законодательства в проверяемой организации. Это могут быть, например, банковские проводки.

Предметом контроля в данном случае может быть целевое использование бюджетных средств, направленных на погашение задолженности или выплату заработной платы, а также на финансирование мероприятий по охране труда (ст. 226 ТК РФ). Кроме того, это платежные ведомости по выплате заработной платы, расчетные карточки, договоры гражданско-правового характера, так как часто встречаются случаи неправильной квалификации трудового договора, как договора гражданско-правового характера, договоры о полной материальной ответственности и пр. Такая информация, может быть отнесена к коммерческой тайне (в соответствии с локальными нормативными актами), инспектор же имеет законодательное право доступа к такой тайне, но обязан сохранять конфиденциальность полученных сведений.

Действия государственного инспектора труда, как и всякого должностного лица, могут быть обжалованы. Жалоба на действия инспектора может быть направлена либо руководителю инспекции, либо в вышестоящую организацию, либо в суд.

  1. Поделиться

Роструд в социальных сетях Наши приложения Нашли Ошибку?

Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter © 2021 Единый портал Федеральной службы по труду и занятости Х Обычный Крупный Очень крупный A A x1 x2 x3

Нарушения работодателей, которые не прощает трудовая инспекция

Закрыть Каждый год компания СКБ Контур проводит конкурс для предпринимателей «», в нем участвуют сотни бизнесменов из разных городов России — от Калининграда до Владивостока. Благодаря конкурсу мы создали вдохновляющую коллекцию бизнес-историй, рассказанных людьми, которые превращают небольшие стартапы в успешные компании.

Их опыт и cоветы будут полезны каждому, кто задумывается об открытии своего дела.

Для старта необходимы некоторые предварительные условия: идея, немного денег и, что самое важное, желание начать Фред ДеЛюка Основатель Subway Подписка на уведомления о новых статьях Подписаться Мне не интересно

12 мая 2020 С 1 июля 2018 года все плановые проверки ГИТ проходят с применением проверочных листов. Если вы увидели свою компанию в плане проверок на очередной год, то сразу начинайте к ней готовиться.

Но большая часть проверок — внеплановые. И для их проведения есть свои специфические основания. Каждая компания должна знать о том, что существуют плановые и внеплановые проверки. Их главное отличие — в основаниях. Для плановой проверки таким основанием является план, который согласуется с прокуратурой и ежегодно публикуется на сайте ГИТ соответствующего субъекта.
Для плановой проверки таким основанием является план, который согласуется с прокуратурой и ежегодно публикуется на сайте ГИТ соответствующего субъекта. Плановая проверка должна ограничиваться вопросами из .

Начинается проверка с распоряжения о проверке, в котором указано, кого к вам направляют, и вы можете сравнить написанное с удостоверением, которое предъявляется уже на месте. В распоряжении также указываются номера проверочных листов. Более подробно вы можете ознакомиться:

  1. ;
  2. .

Если вас интересуют проверки не только инспекции по труду, но и МВД, Роспотребнадзора, то лучше смотреть сразу на сайте Генпрокуратуры.

Ведение бизнеса по закону. Сервисы для ИП и ООО младше 3 месяцев О чем вам обязательно нужно знать:

  1. После введения риск-ориентированного подхода при проведении проверок всех работодателей, в зависимости от их «поведения», поделили на .

Задача бизнеса — проводить профилактические мероприятия в плане соблюдения законодательства, чтобы не попасть в категорию работодателей с высоким и значительным риском.

  1. Частота проверок зависит от того, к какой категории риска относится работодатель.

Если деятельность компании или ИП отнесли к категории низкого риска, то плановые проверки у них не проводятся.

  1. Коэффициент добросовестного поведения работодателя складывается из многих факторов: отраслевая принадлежность, факты нарушений по выплате заработной платы, наличие несчастных случаев на производстве и т.д.

Но работодатель может повлиять на то, к какой категории риска его отнесут — все зависит от того, какого рода нарушения у него выявляются в ходе проверки. Большая часть проверок — это все же внеплановые проверки.

И на их проведение есть разные основания — все они перечислены в .

Как правило, информация, которая служит основанием для внеплановых проверок, поступает не только от работников, чьи права нарушаются. На компанию или ИП могут жаловаться другие инспекционные органы — например, ФНС. Вопросы могут вызвать нулевые значения по спецоценке.

ФНС с этой информацией сделать ничего не может, но зато она вправе передать ее ГИТ. В свою очередь Пенсионный фонд обязан сигнализировать ГИТ о нарушениях в передаче сведений о трудовой деятельности.

Конечно, работодателю важно не только узнать о самой внеплановой проверке, но и понять, что послужило основанием для ее проведения.

О проведении внеплановой выездной проверки трудовая инспекция обязана уведомить работодателя заранее. И сделать это она должна любым доступным способом не менее чем за 24 часа до начала.

Но также есть региональные сайты ГИТ, где в начале месяца публикуется информация о старте проверок. Поэтому полезно периодически мониторить такие ресурсы. Есть только несколько оснований для проведения внеплановой проверки без уведомления: Основание № 1.

Известно, что в результате деятельности работодателя причинен или причиняется вред жизни или здоровью граждан (). В 2020 году появился , в котором , что означает вред жизни и здоровью в понимании ГИТ.

Ранее под этим понимали исключительно нарушение правил охраны труда. Но впервые в прописано, что это понятие включает:

  1. непредставление, нарушение порядка представления гарантий и компенсаций работникам за работу во вредных или опасных условиях труда по результатам проведения специальной оценки условий труда.
  2. непредставление оплачиваемых отпусков;
  3. необеспечение работников средствами индивидуальной и коллективной защиты;
  4. нарушение режима труда и отдыха;
  5. непроведение спецоценки условий труда;
  6. уклонение от оформления трудовых отношений или их ненадлежащее оформление;
  7. допуск к работе лиц, не прошедших обучение, инструктажи, стажировку на рабочем месте, медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования;
  8. отсутствие системы управления охраной труда или ее ненадлежащее функционирование;
  9. невыплату зарплаты, ее отдельных составных частей;

Основание № 2.

Зявление сотрудника о нарушении его трудовых прав или иная информация, свидетельствующая о серьезных нарушениях трудового законодательства со стороны работодателя ().

Остановимся на наиболее распространенных нарушениях, которые не останутся без внимания инспекторов. Перечень документов, обязательных для приема на работу, обозначен в . Работодатели часто совершают большую ошибку, когда оформляют на работу человека еще до того, как он предоставляет весь комплект необходимых документов.

В результате возникают два серьезных риска:

  1. Не видя документов, вы принимаете сотрудника на работу, для которой установлены требования к квалификации. Вполне возможно, что на начальном этапе сотрудник предоставляет соответствующую анкету, и в ней вас все устраивает. Позже, заполняя , вы требуете у него необходимые документы, а их нет.
  2. Вы можете принять сотрудника на работу раньше, чем он уволится на предыдущей работе.

Работать с такими рисками нужно только на предупреждение.

Чтобы не допускать нарушений при приеме на работу, нужно в компании обратить внимание на раздел «Прием на работу». Важно, чтобы в перечне документов, которые вы запрашиваете у соискателя, не оказалось тех, которые не предусмотрены законодательством.

Так, например, нельзя просить ИНН работника, свидетельство о рождении ребенка.

В данном случае речь идет о локальных нормативных актах, которые непосредственно связаны с трудовой деятельностью. С ними, согласно , сотрудник должен ознакомиться до подписания трудового договора. Электронный формат ознакомления пока предусмотрен только для дистанционных работников.

С 5 мая 2020 года такой формат также могут применять компании, которые участвуют в пилотном проекте по внедрению . Все остальные работодатели должны знакомить сотрудников с документами под роспись.

Реализовать это требование можно разными способами.

Наиболее приемлемый — с помощью листов ознакомлений под текстом локального нормативного акта. Евгения Конюхова, эксперт в сфере трудового законодательства и кадрового делопроизводства, в начале листов ознакомлений предусмотреть такую преамбулу: «До подписания трудового договора с ознакомлен. ФИО, дата, подпись». Возможен и другой вариант ознакомления — когда работник ставит роспись в отдельном листе ознакомлений в журналах ознакомлений.

Некоторые работодатели предпочитают брать заявление от работников, в нем перечисляются все акты, с которыми он ознакомился.

Электронные трудовые книжки, штатное расписание, учет личных дел сотрудников, кадровая отчетность, списочная и среднесписочная численность и другие возможности в одной программе.

Инспекторы часто просят, чтобы в трудовом договоре была указана не просто должность, профессия, специальность, но и конкретный вид поручаемой работы. Есть два варианта, как это можно сделать:

  1. Указать название должности и профессии и одним предложением описать, чем человек занимается на работе.
  2. Написать, что при выполнении трудовой функции на конкретной должности работник также обязан руководствоваться действующей должностной инструкцией.

Если в компании безналичный способ выплаты заработной платы, то об этом обязательно нужно упомянуть в трудовом договоре.

При этом важно упомянуть о том, что выплаты осуществляются в кредитную организацию, указанную в заявлении работника.

А вот привязку к зарплатному проекту в трудовом договоре лучше не делать.

В трудовом договоре важно сделать акцент на то, что деньги переводятся в ту кредитную организацию, которая указана в заявлении работника.

Это необходимо для соблюдения , которая запрещает «зарплатное рабство».

Ведь с недавних пор компанию могут оштрафовать за то, что она отнимают у работника право выбрать другую кредитную организацию для перевода зарплаты. Если для работников предусмотрены надбавки, то они прежде всего должны быть хорошо прописаны в локальных нормативных актах, как того требует .

В трудовом договоре достаточно обозначить название этих выплат: премия по итогам работ, доплата за работу в ночное время и т.д.

В частности, есть такие категории работников, как водитель, экспедиторы, курьеры, у которых разъездной характер работы.

Эту деталь часто забывают указывать в документах. Часто в работодатели игнорируют два важных требования:

  1. С приказом о приеме на работу нужно знакомить в трехдневный срок с даты фактического начала работы, а не с даты подписания трудового договора.
  2. Содержание приказа должно быть согласовано с условиями трудового договора. Например, случается так, что в трудовом договоре нет структурного подразделения, а в приказ о приеме на работу его включают.

Коммерческие организации производят в порядке, установленном локальным нормативным актом, соглашением, коллективным договором.

Однако соглашения, коллективного договора может не быть. При этом должен быть любой локальный нормативный акт (например, правила внутреннего трудового распорядка, положение по индексации и т.д.).

В этом акте вам нужно самостоятельно ответить на ряд вопросов: какова периодичность индексации в вашей компании, какой размер индексации, какая часть заработной платы будет индексироваться.

Прежде всего вы должны установить сроки выплаты. Конкретная дата выплаты зарплаты устанавливается правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором или трудовым договором не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена. Если у вас безналичный способ выплаты, деньги нужно перечислять строго в те дни, которые указаны как дни выплаты зарплаты.

Исключение, согласно , может быть только одно — когда день выплат совпадает с выходным или праздничным нерабочим днем. Тогда выплаты производятся накануне этого дня. Подпишитесь на наш канал в , чтобы вовремя узнавать о самых важных изменениях для бизнеса.

Подписаться × В Василиса Обложка с котиком просто мимими! 0 Ответить М Мур Важно, чтобы в перечне документов, которые вы запрашиваете у соискателя, не оказалось тех, которые не предусмотрены законодательством.

Так, например, нельзя просить ИНН работника, свидетельство о рождении ребенка.А как тогда за него без ИНН подавать сведения 2-НДФЛ? Вычет на ребенка как подтверждать?

0 Ответить Загрузить ещё

ТК РФ Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

  1. Статья 356. Основные полномочия федеральной инспекции труда

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу (в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции.

Ситуации, связанные со ст. 356 ТК РФ- Организация (ИП, заинтересованное лицо) хочет признать незаконным предписание (заключение) Гострудинспекции В соответствии с возложенными на нее задачами федеральная инспекция труда реализует следующие основные полномочия:(в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)осуществляет федеральный государственный за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 , от 18.07.2011 , от 28.12.2013 )(см.

текст в предыдущей редакции)анализирует обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимает меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан;(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации рассмотрение дел об административных правонарушениях;(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)направляет в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;(в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)абзац утратил силу. — Федеральный от 30.06.2006 N 90-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции)абзац утратил силу.

— Федеральный от 18.12.2006 N 232-ФЗ;(см.

текст в предыдущей редакции)проверяет соблюдение установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве;(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 , от 18.07.2011 )(см.

текст в предыдущей редакции)обобщает практику применения, анализирует причины нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, готовит соответствующие предложения по их совершенствованию;(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)анализирует состояние и причины производственного травматизма и разрабатывает предложения по его профилактике, принимает участие в расследовании несчастных случаев на производстве или проводит его самостоятельно;(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу.

— Федеральный от 30.06.2006 N 90-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции)принимает необходимые меры по привлечению в установленном порядке квалифицированных экспертов и (или) организаций в целях обеспечения надлежащего применения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, получения объективной оценки состояния условий труда на рабочих местах, а также получения информации о влиянии применяемых технологий, используемых материалов и методов на состояние здоровья и безопасность работников;(в ред.

Федерального от 28.12.2013 N 421-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)запрашивает у федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов прокуратуры, судебных органов, работодателей и других организаций и безвозмездно получает от них информацию, необходимую для выполнения возложенных на нее задач;(в ред. Федеральных законов от 30.06.2006 , от 24.07.2009 , от 28.12.2013 )(см.

текст в предыдущей редакции)ведет прием и рассматривает заявления, письма, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях их трудовых прав, принимает меры по устранению выявленных нарушений и восстановлению нарушенных прав;(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)осуществляет работодателей и работников по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;(в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)информирует общественность о выявленных нарушениях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, ведет разъяснительную работу о трудовых правах граждан;(в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)готовит и публикует ежегодные доклады о соблюдении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в установленном порядке представляет их Президенту Российской Федерации и в Правительство Российской Федерации;(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)проверяет соблюдение требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей;(абзац введен Федеральным от 22.07.2008 N 157-ФЗ, в ред.

Федерального закона от 18.07.2011 )(см. текст в предыдущей редакции)направляет в национальный орган по аккредитации представления о приостановке действия аттестата аккредитации , проводящей специальную оценку условий труда и допускающей нарушение требований законодательства о специальной оценке условий труда;(абзац введен Федеральным от 28.12.2013 N 421-ФЗ)направляет в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда, предложение об аннулировании сертификата на право выполнения работ по специальной оценке условий труда в связи с допускаемым этим экспертом нарушением законодательства о специальной оценке условий труда;(абзац введен Федеральным от 28.12.2013 N 421-ФЗ)направляет в соответствующие органы государственной власти информацию о фактах нарушений, действиях (бездействии) или злоупотреблениях, которые не подпадают под действие трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;(абзац введен Федеральным от 28.12.2013 N 421-ФЗ)организует и проводит мероприятия, направленные на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в соответствии с ежегодно утверждаемой ею программой профилактики таких нарушений;(абзац введен Федеральным от 02.12.2019 N 393-ФЗ)принимает меры по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений;(абзац введен Федеральным от 02.12.2019 N 393-ФЗ)иные полномочия в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми Российской Федерации.(абзац введен Федеральным от 30.06.2006 N 90-ФЗ) Открыть полный текст документа Ст.

356 ТК РФ. Основные полномочия федеральной инспекции труда

ТК РФ Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

  1. Статья 357. Основные права государственных инспекторов труда

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу Перспективы и риски споров в суде общей юрисдикции. Ситуации, связанные со ст. 357 ТК РФ- Организация (ИП, заинтересованное лицо) хочет признать незаконным предписание (заключение) Гострудинспекции Государственные инспекторы труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеют право:(в ред.

Федеральных законов от 30.06.2006 , от 18.07.2011 )(см. текст в предыдущей редакции)в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, беспрепятственно в любое время суток при наличии удостоверений установленного образца посещать в целях проведения проверки организации всех организационно-правовых форм и форм собственности, работодателей — физических лиц;(в ред.

Федеральных законов от 30.06.2006 , от 18.07.2011 )(см. текст в предыдущей редакции)запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления, иных организаций и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций;(в ред. Федерального от 28.12.2013 N 421-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых материалов и веществ в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с уведомлением об этом работодателя или его представителя и составлять соответствующий акт;(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)расследовать в установленном порядке несчастные случаи на производстве;предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности в установленном порядке;абзац утратил силу. — Федеральный от 09.05.2005 N 45-ФЗ;(см.

текст в предыдущей редакции)направлять в суды требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда;(в ред. Федерального от 28.12.2013 N 421-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)выдавать предписания об отстранении от работы лиц, не прошедших в установленном обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;(в ред. Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)запрещать использование средств индивидуальной и коллективной защиты работников, если такие средства не соответствуют обязательным требованиям, установленным в соответствии с Российской Федерации о техническом регулировании, и государственным нормативным требованиям охраны труда;(в ред.

Федерального от 19.07.2011 N 248-ФЗ)(см.

текст в предыдущей редакции)абзацы одиннадцатый — двенадцатый утратили силу.

— Федеральный от 30.06.2006 N 90-ФЗ;(см. текст в предыдущей редакции)составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготавливать и направлять в правоохранительные органы и в суд другие материалы (документы) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;(в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)выступать в качестве в суде по искам о нарушении трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении вреда, причиненного здоровью работников на производстве;(в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см. текст в предыдущей редакции)предъявлять , проводящей специальную оценку условий труда, обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений требований законодательства о специальной оценке условий труда;(абзац введен Федеральным от 28.12.2013 N 421-ФЗ)принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений, в соответствии со настоящего Кодекса.(абзац введен Федеральным от 02.12.2019 N 393-ФЗ)В случае обращения профсоюзного органа, работника или иного лица в государственную инспекцию труда по вопросу, находящемуся на рассмотрении соответствующего органа по рассмотрению индивидуального или коллективного трудового спора (за исключением исков, принятых к рассмотрению судом, или вопросов, по которым имеется решение суда), государственный инспектор труда при выявлении очевидного нарушения трудового законодательства или иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, имеет право выдать работодателю предписание, подлежащее обязательному исполнению. Данное предписание может быть обжаловано работодателем в суд в течение десяти дней со дня его получения работодателем или его представителем.(в ред.

Федерального от 30.06.2006 N 90-ФЗ)(см.