Государственное управление в сфере здравоохранения

Государственное управление здравоохранением в РФ


Определение 1 – это направление публичного управления, реализуемое подсистемой специальных органов для реализации конституционно и законодательно регулируемых прав населения в сфере охраны и поддержания здоровья. Конституционное закрепление демократических принципов организации публичного управления и общества, провозглашение России правовым социальным государством ставит перед государственным механизмом задачи всестороннего и полного обеспечения прав личности. Публично-правовые обязательства государства в сфере здравоохранения имеют важнейшее значение для обеспечения благосостояния населения.

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту Управление здравоохранением – это специальное направление государственной социальной политики. К числу основных целей государственного управления в области здравоохранения относятся:

  1. повышение доступности для населения медицинской помощи.
  2. обеспечение роста эффективности функционирования системы здравоохранения;

Достижение названных целей государственного управления в сфере здравоохранения предполагает достижение следующих социально полезных результатов:

  1. формирование на федеральном, региональном, муниципальном уровнях публичного управления среды, обеспечивающей оказание позитивного эффекта на здоровье населения соответствующей территории;
  2. обеспечение планируемых параметров в области охране здоровья.

Система здравоохранения в РФ объединяет органы публичного управления федерального, регионального и местного уровней, учреждений и организаций, находящихся в их ведении, и частные организации, предлагающие медицинские и фармацевтические услуги для укрепления и поддержания здоровья населения страны.

Министерство здравоохранения в РФ является органом публичного управления, реализующим следующие социально-полезные функции:

  1. разработка и реализация нормативно-правового регулирования в области охраны здоровья населения, медицинского страхования, реализуемого в обязательном порядке, оборота лекарств для целей здравоохранения, в частности в сфере профилактических мероприятий в отношении заболеваний, в том числе тех, которые носят инфекционный характер, в области медицинских экспертиз, реабилитации, помощи, фармацевтики, в частности по вопросам эффективности, качества и безопасности лекарств и пр.;
  2. разработка и осуществление государственной политики в области охраны здоровья населения, медицинского страхования, реализуемого в обязательном порядке, оборота лекарств для целей здравоохранения, в частности в сфере профилактических мероприятий в отношении заболеваний, в том числе тех, которые носят инфекционный характер, в области медицинских экспертиз, реабилитации, помощи, фармацевтики, в частности по вопросам эффективности, качества и безопасности лекарств и пр.

Министерство здравоохранения в РФ реализует следующие полномочия в области здравоохранения:

  • Разрабатывает и осуществляет программы исследований в медицинской области;
  • Реализует полномочия главного распорядителя и получателя бюджетных средств для обеспечения деятельности Министерства и реализации его публично-правовых функций;
  • акты, устанавливающие требования к квалификации работников медицинских и фармацевтических учреждений и организаций;
  • Разрабатывает и утверждает самостоятельно нормативные акты в соответствии с конституционными и федеральными законодательными положениями и положениями подзаконных нормативно-правовых актов:
    • акты, регламентирующие деятельность территориальных органов здравоохранения, которые находятся в ведении здравоохранения;
    • акты, устанавливающие требования к квалификации работников медицинских и фармацевтических учреждений и организаций;
    • акты, закрепляющие номенклатуру услуг медицинского характера;
  • Обеспечивает отправку на оказание лечебных услуг населения за счет бюджетных средств;
  • Осуществляет в рамках своих полномочий охрану информации, составляющей государственную тайну;
  • акты, закрепляющие номенклатуру услуг медицинского характера;
  • акты, регламентирующие деятельность территориальных органов здравоохранения, которые находятся в ведении здравоохранения;
  • Направляет в федеральное Правительство законопроекты федерального уровня, проекты актов подзаконного характера, проекты иных актов по вопросам здравоохранения, которые требует одобрения федерального правительства;
  • Осуществляет полномочия собственника в отношении имущества, необходимого для обеспечения функционирования Министерства и других органов управления в сфере здравоохранения, в том числе в отношении имущества, которое закреплено за государственными учреждениями и предприятиями;
  • Обеспечивает организацию деятельности по предоставлению населению услуг в области здравоохранения деятельность – высокотехнологичных медицинских, реабилитационных услуг и пр.;
  • Обеспечивает проведение профилактических мероприятий в области здравоохранения;
  • Направляет в федеральное Правительство прогноз и план деятельности Министерства;
  • Разрабатывает образовательные программы дополнительного характера в области медицины и фармацевтики;
  • Организует мобилизацию органов публичного управления в сфере здравоохранения и подведомственных им предприятий и учреждений и др.

В подчинении Министерства находится служба федерального уровня, реализующая функцию надзора в области здравоохранения.На региональном уровне управление здравоохранением осуществляется:

  1. подведомственными им учреждениями и предприятиями.
  2. территориальным органом федеральной службы в сфере здравоохранения;
  3. региональным министерством здравоохранения;

Министерство реализует на территории региона оказание населению услуг медицинского характера. Региональный орган по надзору в сфере здравоохранения осуществляет контрольные мероприятия в отношении функционирования медицинских и фармацевтических учреждений.

Орган реализует полномочия, как по контролю качества медицинских услуг, так и по предотвращению коррупционных тенденций.

I. Общие положения

Подготовлена редакция документа с изменениями, не вступившими в силу 1. Министерство здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, обязательного медицинского страхования, обращения лекарственных средств для медицинского применения, включая вопросы организации профилактики заболеваний, в том числе инфекционных заболеваний и СПИДа, медицинской помощи, медицинской реабилитации и медицинских экспертиз (за исключением медико-социальной экспертизы и военно-врачебной экспертизы), фармацевтической деятельности, включая обеспечение качества, эффективности и безопасности лекарственных средств для медицинского применения, обращения медицинских изделий, санитарно-эпидемиологического благополучия населения (за исключением разработки и утверждения государственных санитарно-эпидемиологических правил и гигиенических нормативов), медико-биологической оценки воздействия на организм человека особо опасных факторов физической и химической природы, курортного дела, функции по выработке и реализации государственной политики в сфере медико-биологического обеспечения спортсменов спортивных сборных команд Российской Федерации, медико-санитарного обеспечения работников отдельных отраслей экономики с особо опасными условиями труда, а также по управлению государственным имуществом и оказанию государственных услуг в сфере здравоохранения, включая оказание медицинской помощи, внедрение современных медицинских технологий, новых методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, проведение судебно-медицинских и судебно-психиатрических экспертиз, организацию среднего профессионального, высшего и дополнительного профессионального медицинского и фармацевтического образования и предоставление услуг в области курортного дела.(п.

1 в ред. Правительства РФ от 03.04.2021 N 540)(см. текст в предыдущей редакции)2. Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной по надзору в сфере здравоохранения, федеральных государственных учреждений и федеральных государственных унитарных предприятий, а также координацию деятельности Федерального обязательного медицинского страхования.(в ред.

Правительства РФ от 03.04.2021 N 540)(см. текст в предыдущей редакции)3.

Министерство здравоохранения Российской Федерации руководствуется в своей деятельности Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, а также настоящим Положением.4.

Министерство здравоохранения Российской Федерации осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные Министерству организации во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями. Открыть полный текст документа

Государственное управление здравоохранением в Российской Федерации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 12.00.14, кандидат юридических наук Ерохина, Татьяна Вячеславовна

Актуальность темы исследования.

Современный этап развития отечественной системы здравоохранения знаменуется, прежде всего, ее реформированием, главной движущей силой которого является комплекс проблем национальной системы здравоохранения, включая проблему низкой социально-экономической эффективности ее деятельности. Следует отметить, что за последние годы в стране сложилась крайне неблагоприятная обстановка в отрасли здравоохранения: снизились качество и доступность медицинской помощи населению; увеличилось число заболеваний социально опасного характера; медико-демографическая ситуация характеризуется ростом смертности и снижением рождаемости, отрицательным естественным приростом населения. На состоянии отечественного здравоохранения негативно отражается недостаточное финансирование здравоохранения и декларативный характер Программы государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи.

Проблемы, возникающие в отрасли здравоохранения, должны быть урегулированы соответствующими органами управления.

Однако национальная система управления здравоохранением в настоящее время находится в упадке, а ее деятельность — одна из самых наболевших российских проблем.

Длительный период в стране не были определены приоритетные цели в области здравоохранения, стала разрушаться система профилактической медицины, а важнейшие преобразования в отрасли здравоохранения осуществляются без консультаций со специалистами. Кроме того, в процессе реализации реформы здравоохранения обнаружились недостатки в деятельности Министерства здравоохранения и социального развития РФ, вызванные неэффективным сочетанием функций двух ранее самостоятельных государственных органов управления: Министерства здравоохранения и Министерства труда и социального развития.

Решением проблем здравоохранения озабочен Президент РФ, который в Послании Федеральному Собранию РФ 10 мая 2006 года1 уделил особое внимание бездействию региональных властей в направлении реализации приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения.

Исходя из изложенного ранее, можно заключить, что объективные социально-экономические и политические причины пока не позволили создать систему управления, которая бы обеспечивала стабильное и полноценное развитие здравоохранения в России. Поэтому все многообразные проблемы, связанные с охраной здоровья граждан, в том числе проблемы юридического обеспечения медицинской деятельности и правовой регламентации государственного управления в этой области, крайне актуальны.

Особенно важно их решение в период реформирования социальной сферы, поскольку от правильно определенных направлений здравоохранительной политики и результатов работы органов государственного управления зависит эффективность системы здравоохранения в целом, а следовательно, здоровье всего многонационального народа России. Цель диссертационной работы состоит в комплексном исследовании системы управления здравоохранением в России, а именно в том, чтобы на основе действующего федерального законодательства и законодательства субъектов РФ, обобщения практической деятельности государственных органов исполнительной власти, органов муниципальных образований, медицинских учреждений и других участников здравоохранительных отношений, показать своеобразие современной российской системы здравоохранения, выявить ее недостатки, определить качественно новые подходы к организации системы здравоохранения; исследовать административно-правовой статус учреждений здравоохранения, органов управления здравоохранением, в том числе органов, не входящих в отраслевую систему здравоохранения, но принимающих участие в охране 1 Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. // Российская газета. 2006. 11 мая.

4 здоровья людей; выработать рекомендации по совершенствованию государственного управления российской системой здравоохранения. Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач: — определение понятия и выявление признаков здравоохранения РФ; — анализ системы здравоохранения РФ как объекта правового регулирования и управления и исследование ее особенностей; — выявление пробелов и коллизий в нормативно-правовом регулировании здравоохранительных отношений, выработка предложений по совершенствованию правового регулирования в сфере управления здравоохранением и охраны здоровья граждан; — анализ проблем современной системы управления здравоохранением и разработка предложений по их разрешению; — раскрытие особенностей деятельности органов исполнительной власти, местного самоуправления, наделенных полномочиями по управлению здравоохранением; формулирование рекомендаций по совершенствованию форм деятельности этих органов; — выявление особенностей разграничения предметов ведения Российской Федерации и субъектов РФ в сфере здравоохранения; — выработка предложений и рекомендаций по совершенствованию правовых и организационных мер оптимизации функционирования системы управления здравоохранением на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации; — исследование особенностей административно-правового статуса, а также правового регулирования организации и деятельности объектов государственного управления в сфере здравоохранения — медицинских учреждений (учреждений здравоохранения); — выявление предпосылок и сущности проведения организационно-правовой реформы учреждений здравоохранения в России, обоснование предложений по совершенствованию статуса медицинских учреждений.

Объектом диссертационного исследования являются урегулированные нормами административного права общественные отношения, возникающие в процессе организации деятельности по управлению здравоохранением. Предметом исследования выступают международные акты; совокупность норм конституционного, административного, муниципального, финансового права Российской Федерации, права социального обеспечения, устанавливающих общие положения государственного управления здравоохранением, а также определяющих круг субъектов, институтов и механизмов, используемых в процессе обеспечения функционирования отрасли здравоохранения.

Предметом исследования выступают международные акты; совокупность норм конституционного, административного, муниципального, финансового права Российской Федерации, права социального обеспечения, устанавливающих общие положения государственного управления здравоохранением, а также определяющих круг субъектов, институтов и механизмов, используемых в процессе обеспечения функционирования отрасли здравоохранения.

В предмет исследования входят также государственные концепции, научные разработки и правоприменительная практика в этой области. Теоретическая основа диссертации. При написании настоящей работы автором были изучены и использованы научные положения в области общей теории права, конституционного, административного, муниципального, финансового, гражданского и международного права.

Специфика темы потребовала также исследования работ ведущих ученых в области медицины и медицинского права и организаторов здравоохранения нашей страны. Кроме того, использовались публикации в периодической печати, статистические данные, информация сети Интернет. Использовались научные и нормативные материалы Саратовской области.

Нормативную базу исследования составили: Конституция РФ, международные нормативно-правовые акты, законодательные акты Российской Федерации и субъектов РФ, указы Президента РФ, нормативно-правовые акты федеральных и региональных органов исполнительной власти, документы государственных органов и общественных организаций по вопросам организации здравоохранения.

Эмпирическая база исследования представлена данными государственной статистической отчетности, материалами опубликованных социологических исследований, относящихся к избранной теме. В процессе работы автором была обобщена и проанализирована деятельность органов законодательной и исполнительной ветвей власти как Российской Федерации, так и ее субъектов, а также деятельность медицинских учреждений. Методологическую основу исследования составила система принятых в юридической науке принципов познания социальной реальности и социально-правовых институтов в их историческом развитии, взаимосвязи и взаимообусловленности с точки зрения теории и практики, истории и современности.

Автором использовались методы различного операционального статуса: общенаучные — диалектический, частные методы — системно-структурный, сравнительно-правовой, формально-логический и историко-юридический, статистический и другие методы научного познания. Посредством формально-логического метода, например, исследовались административные правоотношения в отраслевой системе здравоохранения, определялся круг структурных звеньев медицинских учреждений. С помощью сравнительно-правового — выявлено качественное своеобразие государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения.

Системно-структурный метод позволил рассмотреть здравоохранение как самоуправляемую социальную систему, элементами которой выступают государственные, муниципальные и частные структуры. Степень научной разработанности проблемы.

Изучению отдельных аспектов проблемы государственного управления здравоохранением в Российской Федерации посвящено множество научных трудов ученых-представителей различных отраслей права.

В ходе разработки данной темы были исследованы труды в области теории права, финансового и административного права таких ученых, как: Ю.С. Адушкин, С.С. Алексеев, З.А. Багишаев, Д.Н.

Бахрах, С.Н. Братановский, С.В.

Журавлева, Н.Н. Ковалева, Ю.М. Козлов, А.В. Колесников, Н.М. Конин, Б.М. Лазарев, В.М. Манохин, Н.И.

Матузов, Т.В. Милушева, Ю.Н. Мильшин, Е.Н.

Селютина, Ю.Н. Старилов, Ю.А. Тихомиров, Н.И. Химичева, В.И. Чиркин, Н.А. Шевелева, Е.В. Шилина. Вопросы, касающиеся реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь, гражданско-правовых аспектов медицинской услуги, характеристики договорных отношений в сфере здравоохранения, а также организационных и административно-правовых аспектов функционирования отрасли здравоохранения, рассматривались диссертантом на основе работ ученых-медиков и организаторов здравоохранения, среди которых А.С.
Вопросы, касающиеся реализации конституционного права граждан на медицинскую помощь, гражданско-правовых аспектов медицинской услуги, характеристики договорных отношений в сфере здравоохранения, а также организационных и административно-правовых аспектов функционирования отрасли здравоохранения, рассматривались диссертантом на основе работ ученых-медиков и организаторов здравоохранения, среди которых А.С. Акопян, Н.С. Григорьева, P.M.

Зарифзянов, Н.И. Здасюк, В.В.

Кизилов, Н.В. Косолапова, Е.Д. Куделя, М.Н. Малеина, Г.В. Марьян, В.И.

Новоселов, A.Н. Сагиндыкова, В.Н.

Самсонов, А.В. Свидерский, Ю.Д.

Сергеев, B.И. Стародубов, А.В.

Тихомиров, Т.В. Яковлева. Исходя из изложенного, можно сделать вывод о том, что на сегодняшний день проблема государственного управления здравоохранением в Российской Федерации исследовалась учеными с различной степенью конкретизации и расстановкой акцентов. Комплексное исследование данной проблемы с позиций совершенствования законодательной базы, а также реформирования как субъектов, так и объектов государственного управления здравоохранением, в данной диссертации проводится впервые. Научная новизна исследования определяется как постановкой проблемы, так и подходом к ее изучению с учетом уже разработанных соответствующих вопросов, и заключается в том, что оно является одним из первых диссертационных исследований функционирования и совершенствования системы управления здравоохранением, соотнесенных с процессами реформирования этой системы, с новыми правовыми и социально-экономическими реалиями российского общества.

На защиту выносятся следующие основные положения и выводы: 1.

На основе изучения и анализа действующего законодательства и специальной литературы сформулировано авторское понятие здравоохранения как объекта государственного управления, представляющего собой как деятельность государства, так и систему социально-экономических, медико-санитарных мероприятий, осуществляемых организациями здравоохранения, направленных на обеспечение высокого уровня здоровья граждан путем выявления, предупреждения и лечения болезней; оказание качественной и высокотехнологичной медицинской помощи всем нуждающимся в ней гражданам, а также обеспечение доступности получения такой помощи.

Раскрывается совокупность признаков здравоохранения. 2. Установлено, что предложенное в проекте федерального закона «О здравоохранении в Российской Федерации» понятие системы здравоохранения применимо к нынешним условиям, однако нуждается в уточнении.

Под системой здравоохранения Российской Федерации предлагается понимать совокупность органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения, функционирующих в целях сохранения и укрепления здоровья населения посредством профилактики заболеваний, а также оказания медицинской помощи.

Предложены основные направления реформы здравоохранения, которые, по мнению автора, позволят достичь целей, заявленных Президентом России в Посланиях Федеральному Собранию РФ 2005-2006 гг1.

3. Государственную политику здравоохранения предлагается рассматривать как совокупность решений или обязательств государства по проведению органами власти согласованного курса действий в системе оказания медицинской помощи, направленных на достижение поставленных задач и целей по улучшению здоровья населения.

На базе данного понятия сформулированы основные направления государственной политики в отрасли здравоохранения.

4. Разработана авторская классификация правовых актов, регулирующих отношения в области здравоохранения; обобщены и проанализированы 1 См.: Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25 апреля 2005 г.; Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 10 мая 2006 г. // Российская газета. 2005.26 апр.; 2006.11 мая. проекты законов в рассматриваемой сфере; выявлены недостатки нормотворческого характера и обоснованы предложения о внесении изменений в уже принятые нормативно-правовые акты, а также выдвинуты аргументы, доказывающие целесообразность принятия таких законов, как «О здравоохранении в Российской Федерации», «О регулировании частного здравоохранения», «О правах пациентов», «О страховании профессиональной ответственности медицинских работников».

5. Сформулировано понятие государственного управления здравоохранением, под которым понимается целенаправленная, планомерная, непрерывная деятельность органов государственный власти Российской Федерации, которая проявляется в исполнительно-распорядительном по форме и организующем по содержанию воздействии на управляемые объекты (учреждения здравоохранения) и преследует своей целью обеспечение граждан гарантированным государством правом на получение бесплатной, качественной и высокотехнологической медицинской помощи.

Проведен административно-правовой анализ характерных черт, особенностей и признаков данной категории.

Установлены и проанализированы элементы системы управления здравоохранением: субъект, объект и их связи, а также процесс государственного управления, который включает принципы, функции, формы и методы, цели и задачи деятельности. 6. В системе органов управления здравоохранением ведущее место занимает Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

На основе анализа его деятельности обоснована точка зрения о недостаточной эффективности его функционирования и нецелесообразности существования в нынешнем виде. Предлагается образовать самостоятельное Министерство здравоохранения Российской Федерации. 7. Аргументированы целесообразность более четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области здравоохранения и необходимость их законодательного закрепления.

7. Аргументированы целесообразность более четкого разграничения полномочий между Российской Федерацией и ее субъектами в области здравоохранения и необходимость их законодательного закрепления.

В частности, установлено, что принятие, например, федеральных законов, в которых четко отражены предметы ведения субъектов Федерации в сфере охраны здоровья населения, позволит устранить неравномерность правового регулирования вопросов охраны здоровья в различных субъектах РФ, возникающую из-за несовершенной нормативной базы. 8. Административно-правовой статус учреждений здравоохранения исследуется через призму совокупности прав и обязанностей медицинского учреждения, которыми предусмотрена самостоятельная реализация присущих медицинскому учреждению целей и задач в пределах административной правосубъектности; осуществление необходимых для этого функций; участие в управленческих правоотношениях, складывающихся, прежде всего, во взаимоотношениях медицинских учреждений с государственными органами исполнительной власти и органами муниципального образования.

Административно-правовой статус медицинских учреждений характеризуется наличием ряда элементов, которые предлагается сгруппировать в следующие блоки: 1) компетенционный блок (содержит цели, задачи, функции и полномочия медицинского учреждения); 2) внутриорганизационный блок (включает формирование органа управления делами медицинского учреждения); 3) внешнеорганизационный блок (представляет формирование, реорганизацию и ликвидацию медицинского учреждения); 4) блок административно-правовых гарантий прав медицинского учреждения (содержит гарантии прав медицинского учреждения). Непременной составляющей административно-правового статуса медицинского учреждения является ее административная, поднадзорная подчиненность органам административного надзора за соблюдением законодательства о налогах и сборах, правил пользования землей, санитарных и эпидемиологических правил, правил пожарной безопасности, техники безопасности труда и т.д. 9. Установлено, что в соответствии с задачами реализации национальных проектов, условиями для проведения организационно-правовой реформы учреждений здравоохранения являются: формирование нормативно-правовой базы, касающейся перевода медицинских учреждений в разряд автономных учреждений; переоценка сложившихся отношений государства и учреждений здравоохранения (бюджетных учреждений) в сфере их финансирования; переход от сметного к нормативно-целевому финансированию; совершенствование существующего порядка обязательного медицинского страхования; грамотное разграничение полномочий, касающихся предоставления бесплатных для граждан медицинских услуг, между уровнями государственной власти и др.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что оно обращено к актуальной проблеме, не получившей до последнего времени всестороннего освещения в научной литературе. Положения и выводы, сформулированные в диссертации, углубляют научное представление о правоотношениях в сфере государственного управления здравоохранением и могут быть использованы в дальнейшем исследовании этой насущной проблемы.

Практическая значимость состоит в том, что положения диссертации могут быть восприняты законодателем при внесении изменений и дополнений в административное и муниципальное законодательство. Материалы данного исследования могут быть также востребованы в учебном процессе при изучении курсов «Административное право», «Муниципальное право», «Конституционное право», «Право социального обеспечения» в юридических вузах, при чтении курсов «Управление здравоохранением» и «Правовые основы современного здравоохранения» в медицинских вузах, а также при подготовке методических материалов по указанным дисциплинам. Апробация результатов исследования.

Настоящая диссертационная работа выполнена и обсуждена на кафедре публичного права ГОУ ВПО

«Саратовский государственный социально-экономический университет»

. Основные положения и выводы нашли отражение в научных публикациях автора.

Некоторые результаты диссертационного исследования были апробированы в учебном процессе при чтении лекций, проведении семинаров и по курсу «Административное право Российской Федерации» в Саратовском государственном социально-экономическом университете, а также при разработке диссертантом совместно с другими авторами методических материалов по курсу «Административное право». Структура работы обусловлена целью, задачами исследования и состоит из введения, трех глав, объединяющих семь параграфов, заключения и библиографического списка использованной литературы.

Государственное управление в сфере здравоохранения

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА и ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ при ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ СИБИРСКИЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ – ФИЛИАЛ РАНХиГС Кафедра государственного и муниципального управления по дисциплине: Система государственного и муниципального управления.

____________________________________________________________________ Выполнил Бурлаков Р С (Ф.и.о. студента) ГМУ (специальность) 10306 (№ группы) Проверил ____________________________ (звание, должность преподавателя) _________________________________ (Ф.и.о. преподавателя)) Содержание Введение 1.

Теоретические обоснования системы управления сферой здравоохранения 1.1 Понятия системы здравоохранения 1.2 Нормативно-правовая база системы управления здравоохранением 1.3 Проблемы управления сферой здравоохранения 2.

Анализ сферы здравоохранения на примере области 2.1 Характеристика системы управления сферой здравоохранения 2.2 Анализ механизмов управления сферой здравоохранения 2.3 Проблемы (практического характера).

Сопоставление теоретической и практической проблемы 2.4 Рекомендации по преодолению проблем в регионе Заключение Список литературы Введение Здравоохранение — это система социально-экономических отношений, обеспечивающая доступность гарантированного объема медико-социальной помощи населению. Современным объективным условием существования, функционирования и развития сферы медицинской деятельности является здравоохранение, которое, как считают большинство специалистов, исследующих данную тему, представляет собой целостную организационную систему. В современном обществе здравоохранение играет очень важную роль.

Здравоохранение является важнейшей составляющей социальной сферы, является одним из определяющих условий жизнедеятельности человеческого общества. Во многом, здравоохранение обеспечивает качество жизни населения.

Регулятором здравоохранения в области является Департамент по здравоохранению, который осуществляет координацию и регулирование деятельности унитарных предприятий и государственных организаций здравоохранения области.

Тема данной работы является достаточно интересной и необходимой, так как здравоохранение, это такая отрасль без которой сложно выжить в наши дни. Отдельные аспекты данной проблемы получают освещение в средствах массовой информации и работах исследователей, но комплексного подхода по изучению этого вопроса нет.

Именно поэтому данное исследование действительно актуально и необходимо. Целью моей работы является изучить систему управления в сфере здравоохранения .

Чтобы достичь поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи: 1.

Выявить сущность понятий регионального управления и сферы здравоохранения.

2. Узнать какие законодательные акты регулируют сферу здравоохранения. 3. Изучить теоретические проблемы, касающиеся управления сферой здравоохранения.

4. Проанализировать механизмы управления в сфере здравоохранения. 5. Выяснить проблемы системы здравоохранения . 6. Дать рекомендации по устранению проблем в изучаемом вопросе. Объектом данной работы является Российская Федерация, а предметом является государственное управление сферой здравоохранения.

Объектом данной работы является Российская Федерация, а предметом является государственное управление сферой здравоохранения.

1. Теоретические обоснования системы управления сферой здравоохранения 1.1 Понятия системы здравоохранения Здравоохранение — совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья. Для осуществления этих мер создаются специальные социальные институты. Здравоохранение — это система и каждодневная реальность жизнеобеспечения нации и каждого конкретного человека, это один из важнейших институтов безопасности нации, это высший приоритет цивилизованного государства.

[1] Здравоохранение, как и большинство социальных отраслей, является еще и стратегической отраслью. Низкий уровень ее развития может привести к деградации населения и социальным беспорядкам.

Именно такая стратегическая значимость отрасли требует приоритетного отношения к ней со стороны государства. Кроме того, провозглашенный лозунг — борьба с бедностью — никак не может быть реализован без значительного увеличения расходов на здравоохранение, физическую культуру и социальное обеспечение. Причем должны увеличиваться расходы как государственные, так и негосударственные.

Система управления — это состав и номенклатура управленческих органов и должностей. Некоторые авторы под организационной структурой понимают лишь аппарат управления предприятием.

Большинство же авторов учитывает взаимосвязи между элементами, и система управления определяется как: «конструкция» организационной системы, характеризующая состав, взаимосвязь звеньев управления и исполнения (объекта и субъекта управления); строение управляющей системы, способ ее внутренней организации, связи элементов субъекта управления между собой (порядок расположения, соподчиненность отдельных звеньев управленческого аппарата — отделов, групп, бюро), позволяющие выполнять необходимые функции управления; элементы системы, их связи, ее целостные свойства если они так или иначе обеспечивают устойчивое существование системы; состав элементов, их права, ответственность и взаимосвязи по реализации задач управления объектом; взаимоотношения подразделений и должностей в организации, распределение ролей, полномочий, ответственности, а также функциональной и технологической связей, возникающих в процессах управления. [2] Общее руководство здравоохранением, как сказано в Основах, осуществляют Президент и Правительство. Образована Правительственная комиссия по охране здоровья граждан.

Положение о ней утверждено постановлением Правительства РФ от 29 марта 1999 г.

Это координационный орган, созданный для согласования деятельности органов исполнительной власти на федеральном и региональном уровнях и организаций, отвечающих за проведение государственной политики в области охраны здоровья. Комиссия сотрудничает с общественными и религиозными объединениями. Ее основными задачами являются разработка предложений по формированию и осуществлению единой государственной политики в области охраны здоровья, координация деятельности по разработке федеральных и иных программ; анализирует ситуацию, складывающуюся в сфере охраны здоровья, запрашивает и получает у соответствующих органов и учреждений информацию о состоянии здоровья населения и на этой основе дает рекомендации по совершенствованию их деятельности.

На федеральном уровне управление в сфере охраны здоровья осуществляет Министерство здравоохранения РФ (далее — Минздрав). В соответствии с Указом Президента РФ от 14 августа 1996 г.

«О системе федеральных органов исполнительной власти»

были упразднены Министерство здравоохранения и медицинской промышленности и Государственный комитет по санитарно-эпидемиологическому надзору, и на их основе создано новое министерство. Положение о нем утверждено постановлением Правительства РФ от 3 июня 1997 г.

В систему Минздрава входят его территориальные органы (зональные управления специализированных санаториев), государственные лечебно-профилактические, образовательные учреждения, фармацевтические и аптечные предприятия, центры государственного санитарно-эпидемиологического надзора, службы материально-технического обеспечения и т.д.

В субъектах Федерации нет единообразия форм органов управления здравоохранением: действуют министерства, департаменты, главные управления, отделы здравоохранения и т.п. Задачи и функции этих органов сходны с теми, что решает Минздрав России, но с учетом региональных особенностей.

Помимо органов управления здравоохранением государственные функции в этой сфере осуществляют другие органы, имеющие в своем ведении учреждения здравоохранения. Медицинские службы входят в структуру 23 министерств и ведомств (Минобороны, ФСБ, МВД и др.). Учреждения здравоохранения, занимающиеся непосредственно медицинским обслуживанием граждан и обеспечением санитарно-эпидемиологического обслуживания, делятся на два вида в зависимости от условий предоставления медицинской помощи: стационарные и амбулаторные.
Учреждения здравоохранения, занимающиеся непосредственно медицинским обслуживанием граждан и обеспечением санитарно-эпидемиологического обслуживания, делятся на два вида в зависимости от условий предоставления медицинской помощи: стационарные и амбулаторные. Основными типами таких учреждений являются лечебно-профилактические, аптечные, санитарно-профилактические, судебно-медицинские.

Конкретных разновидностей медицинских учреждений довольно много: больницы, поликлиники, родильные дома, станции скорой медицинской помощи, медико-санитарные части при предприятиях. Учреждения государственной системы здравоохранения, как правило, находятся в ведении вышестоящих органов управления здравоохранением, направляющих и контролирующих их деятельность. Руководители таких учреждений назначаются на должность и освобождаются от нее вышестоящими органами здравоохранения.

Муниципальные и частные учреждения здравоохранения, будучи неподведомственны государственным органам управления здравоохранением, тем не менее подконтрольны им в вопросах качества медицинского обслуживания, соблюдения правовых актов, общих для всех учреждений здравоохранения. 1.2 Нормативно-правовая база системы управления здравоохранением Конституция РФ провозгласила Россию правовым, социальным государством, в котором человек, его права и свободы являются высшей ценностью, а государство гарантирует охрану и защиту основных прав, определяет некоторые рамки социального благополучия населения. Одним из важнейших прав граждан России признано право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое зафиксировано в ст.41 Конституции РФ.

Оно рассматривается как неотъемлемое, принадлежащее каждому человеку от рождения, и его реализация приобретает особое значение в условиях современных социально-экономических реалий Российской Федерации. Законодательство, обеспечивающее реализацию указанного социального права граждан, именуют законодательством о здравоохранении. Буквально слово «здравоохранение» трактуется как «охрана здоровья населения, предупреждение и лечение болезней, поддержание общественной гигиены и санитарии».

Еще в первой половине прошлого века видный ученый, профессор Н.И.

Гуревич писал:

«Врачебные контингенты, не инструктированные в юридических нормах своей профессии во время прохождения академического курса, когда становятся лицом к лицу с многообразием и сложностью практической деятельности врача, не могут не испытывать серьезных затруднений и нередко тягостных переживаний»

[3] Действительно, принимаемые в практической деятельности врача решения, далеко не всегда правомерны и могут привести к трагическим последствиям не только для пациента, но и для самого врача.

Однако, начиная разговор о законодательстве о здравоохранении, стоит сразу оговориться, что оно носит ярко выраженный межотраслевой характер.

Видится довольно ясная картина его деления на многие категории, из анализа которых, мы можем уяснить многоотраслевой характер норм здравоохранительного законодательства.

Так, Указ Президента РФ от 15 марта 2000 г.

N 511 «О классификаторе правовых актов»[4], в части Классификатора «140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

» выделяет множество разделов здравоохранительного законодательства, наглядно иллюстрирующих суждение еще дореволюционных авторов, верное и сегодня, о «

комплексном врачебном праве, как отрасли законодательства, состоящей из трех частей: социально-санитарного, врачебно-лечебного законодательства и норм, определяющих общественное положение врача».

История здравоохранительного законодательства в России насчитывает не одну сотню лет.

Ученые едины во мнении, что регулирование медицинской деятельности в России можно разделить на пять этапов: регламентация врачевания (X-XVII вв.), законодательное регулирование медицины при Петре I, правовая регламентация медицинской помощи с середины XVIII века до 1917 года, законодательная база здравоохранения советского времени и современный период. Начальный период, несомненно, связан с появлением первого писаного свода русского права — Русской Правды, и заканчивается он приходом к власти Петра I, правление которого характеризуется значительными изменениями в российском праве вообще и в медицинском деле в частности (

» — и в области медицины, в области охранения народного здоровья двинул Россию по пути прогресса»

[5]. Самыми древние книги на Руси, из которых мы можем получить знания об аспектах медицины того времени, были «Остромирово евангелие», «Архангельское евангелие», «Изборник великого князя Святослава Ярославовича», древнейшими памятниками медицинской письменности являются лечебники и травники.

Лекари-профессионалы появились в основном из волхвов, кудесников, ведунов, знахарей, колдунов.

В ранних памятниках письменности господствует полная нерасчлененность понятий «волхв», «врач», «лечец», «зелейник», «чародей». Чтобы показать особую глубину медицинских знаний у врачей, им древнерусская литература присваивала эпитеты «мудрых», «хитроков», «филозофов».

Для этого периода были характерны три разновидности оказания медицинской помощи: народная медицина, монастырская медицина, светская (городская) медицина.

И если народная медицина регулировалась лишь морально-этическими нормами, то врачевание в монастырях было урегулировано в большей степени государственными предписаниями, в частности «Церковным Уставом» князя Владимира Святославовича. А к первой половине XIII века было известно о семидесяти монастырях, которым предписывалось обязательное учреждение лечебниц и приютов для слепых, калек и стариков.

Светская (городская) медицина отличалась от первых двух тем, что строилась на профессиональной основе и лечении больных на дому. Чаще всего лекарями были иностранные специалисты или люди, получившие образование за границей. Существенной разницей между видами медицинского обслуживания того времени были уровень профессионализма и возмездность медицинских услуг.

Целители от народной медицины — знахари, волхвы, зелейники брали оплату самыми разнообразными способами, монахи-лекари не брали вознаграждения вообще, светские врачи получали только деньги.