Дети вне брака православие

Ребенок вне брака


Бесе­да с про­то­и­е­ре­ем Алек­сан­дром Никольским Вопрос: Часто жен­щи­ны реша­ют­ся на рож­де­ние ребен­ка без бра­ка, напри­мер, если дол­го не полу­ча­ет­ся вый­ти замуж, или же сроч­но родить ребен­ка тре­бу­ет­ся жен­щине по состо­я­нию здо­ро­вья. Как к это­му отно­сит­ся ? С точ­ки зре­ния Церк­ви что луч­ше: родить вне бра­ка или остать­ся оди­но­кой?

Ведь жен­щи­на не хочет жить празд­но! Какие могут быть послед­ствия для жен­щи­ны и ребен­ка во вре­ме­ни? Есть ли надеж­да вырас­тить и пол­но­цен­но вос­пи­тать ребен­ка одной?

О. Алек­сандр: Да, это дей­стви­тель­но про­бле­ма. Мно­гие жен­щи­ны после трид­ца­ти лет, бли­же к соро­ка годам, когда они пони­ма­ют, что их шан­сы вый­ти замуж и создать семью уже намно­го ниже, реша­ют­ся родить ребен­ка от кого-либо, кто согла­сил­ся бы на это, или даже, быва­ет, не ста­вя это­го чело­ве­ка в извест­ность о сво­их пла­нах.

Мно­гие жен­щи­ны после трид­ца­ти лет, бли­же к соро­ка годам, когда они пони­ма­ют, что их шан­сы вый­ти замуж и создать семью уже намно­го ниже, реша­ют­ся родить ребен­ка от кого-либо, кто согла­сил­ся бы на это, или даже, быва­ет, не ста­вя это­го чело­ве­ка в извест­ность о сво­их пла­нах. И рожа­ют детей. Но, надо пони­мать, что от гре­ха хоро­шо не будет. Вне вся­ко­го сомне­ния, из уче­ния Хри­ста, из уче­ния Церк­ви, из Еван­ге­лия сле­ду­ет, что такой ребе­нок будет зачат в блу­де.

И имен­но пото­му что это ‒ грех, ниче­го хоро­ше­го не полу­чит­ся. Цель не оправ­ды­ва­ет средства. Так как же быть жен­щине, у кото­рой нет ни мужа, ни ребен­ка?

Как ей жить? Во-пер­вых, если это веру­ю­щая жен­щи­на, то ей надо поду­мать: «а что в Про­мыс­ле Божи­ем обо мне». Может быть есть в Про­мыс­ле Божи­ем что-то еще, не менее хоро­шее. Конеч­но, для жен­щи­ны иметь ребен­ка, хотя бы одно­го, это ее внут­рен­няя потреб­ность, это зало­же­но в ее жен­скую при­ро­ду.

Но, не любы­ми средствами! И еще: нико­гда не надо отча­и­вать­ся. Если тебе 37 лет, и у тебя нет ни мужа, ни детей, то это не зна­чит, что у тебя семьи нико­гда не будет. Есть мно­же­ство слу­ча­ев, когда жен­щи­ны, достиг­нув соро­ка лет, выхо­ди­ли замуж, рожа­ли детей, даже не одно­го, и были счаст­ли­вы в браке.

Вопрос: Как най­ти в себе муже­ство вопре­ки обсто­я­тель­ствам дове­рять Про­мыс­лу Божиему? О. Алек­сандр: А если Богу не верить и не дове­рять, то вооб­ще жизнь ста­но­вит­ся очень слож­ной.

Ведь если мы верим в Бога, то мы долж­ны же верить, что Бог о нас забо­тит­ся и что он нас не оста­вит. Если же мы не дове­ря­ем Богу, то мы в Него не верим. Бог при­сут­ству­ет в нашей жиз­ни как глав­ное дей­ству­ю­щее лицо.

Бог уста­но­вил духов­ные зако­ны жиз­ни. Если их нару­шать, это то же самое, как вести нездо­ро­вый образ жиз­ни.

В послед­нем слу­чае ты раз­ру­шишь свое телес­ное здо­ро­вье, а в пер­вом слу­чае раз­ру­шишь свою жизнь. Про­мысл Божий ‒ это любовь Бога к тебе. Надо верить Богу, и Бог тебя не оста­вит.

Толь­ко нель­зя Богу ста­вить усло­вия:

«Вот я тебе верю, а ты мне, пожа­луй­ста, такую-то про­грам­му жиз­ни обес­печь»

.

Пото­му что эта твоя про­грам­ма может быть не в Божи­ем Про­мыс­ле. И если имен­но эту про­грам­му реа­ли­зо­вать, то тебе от это­го будет толь­ко хуже. Есть мно­же­ство слу­ча­ев, когда люди не име­ли детей, и, напри­мер, посред­ством ЭКО ребе­нок у них все-таки рож­дал­ся (к сло­ву ска­зать к ЭКО отно­сит­ся отри­ца­тель­но).

И затем у них начи­на­лись такие про­бле­мы, вплоть до рас­па­да бра­ка.

И ребе­нок рос очень сложным. То есть, если Бог чего-то не дает, то Он не про­сто так не дает, Он не дает по люб­ви. И, пожа­луй­ста, ты можешь не верить Богу, Его люб­ви, и ты можешь про­явить свою волю, и Бог тебе это даст ‒ про­явить свою волю, но послед­ствия будут для тебя печаль­ны.

Не давая тебе что-либо, Он ограж­да­ет тебя от излиш­них стра­да­ний.

Конеч­но, совсем огра­дить от стра­да­ний Бог не может, ина­че ты не спа­сешь­ся.

Но Он ограж­да­ет от тех стра­да­ний, кото­рые могут уни­что­жить тебя, кото­рые ты не смо­жешь пре­одо­леть духов­но, напри­мер, озло­бишь­ся и для тебя твоя жизнь ста­нет невыносимой. У меня была зна­ко­мая, она вот так роди­ла ребен­ка для себя.

Она была моя сосед­ка через стен­ку в то вре­мя, и я спать не мог, пото­му что они каж­дую ночь с под­рос­шей доче­рью ора­ли друг на дру­га. Начи­ная с того вре­ме­ни, как этот ребе­нок пошел в пер­вый класс, каж­дую ночь страш­ные были кри­ки, ругань.

Пото­му что от гре­ха хоро­шо не будет.

Это ‒ во-первых. Во-вто­рых, Богом заду­ма­но, что семья ‒ это муж, жена и ребенок. Я знаю слу­чай, когда жен­щи­на, вро­де как даже пра­во­слав­ная, реши­ла родить от как бы пра­во­слав­но­го муж­чи­ны, жена­то­го, кста­ти гово­ря. Конеч­но, его «пра­во­слав­ность» мож­но взять в кавыч­ки.

У них была дого­во­рен­ность, что она родит, и с ее сто­ро­ны не будет ника­ких пре­тен­зий, ей нужен толь­ко ребе­нок. И вот она роди­ла ребен­ка, и у нее нача­лись страш­ные оби­ды, поче­му этот муж­чи­на не обра­ща­ет вни­ма­ния на сво­е­го сына. Нача­лись пре­тен­зии. И таких слу­ча­ев мно­же­ство.

Это абсо­лют­но типично. Дру­гой при­мер ‒ ощу­ще­ния кон­крет­ной жен­щи­ны. Она, хоть и роди­ла без бра­ка, от сво­е­го дру­га, но после родов ясно почув­ство­ва­ла, что вот ‒ она, вот ‒ ее ребе­нок, а вот ‒ ее муж.

Сла­ва Богу, что в этом кон­крет­ном слу­чае все кон­чи­лось не пло­хо, впо­след­ствии он дей­стви­тель­но стал ее мужем.

То есть потреб­ность семьи есте­ствен­на для чело­ве­ка. У жен­щи­ны в при­ро­де зало­же­но рожать от сво­е­го мужа, а не от како­го-то быка-производителя.

К тому же, надо ска­зать, что жен­щине вос­пи­ты­вать одной ребен­ка слож­но, и дело здесь не в мате­ри­аль­ных труд­но­стях. Совре­мен­ная жен­щи­на может полу­чать весь­ма боль­шую зар­пла­ту, боль­ше, чем мно­гие муж­чи­ны. Одна­ко мате­ри­аль­ный доста­ток не помо­жет ей заме­нить мужа.

Дело в том, что в под­рост­ко­вом воз­расте даже очень непло­хие мате­ри начи­на­ют не справ­лять­ся со сво­и­ми детьми. И здесь тре­бу­ет­ся муж­ское нача­ло, тре­бу­ет­ся муж. Конеч­но, мож­но ска­зать, ну а как же вдо­вы, у кото­рых муж умер, погиб на фрон­те?

Они тоже оста­ют­ся одни с ребен­ком, без мужа. Но в этом слу­чае это осно­ва­но не на гре­хе.

Это не сам чело­век так решил орга­ни­зо­вать семью, а это было в Божи­ем Про­мыс­ле. А раз так, раз это не грех, то Бог о чело­ве­ке поза­бо­тит­ся. Самый хоро­ший при­мер ‒ Свя­ти­тель , у кото­ро­го отец погиб, и мать смог­ла вос­пи­тать с Божи­ей помо­щью уди­ви­тель­но­го чело­ве­ка, достиг­ше­го даже святости.

Самый хоро­ший при­мер ‒ Свя­ти­тель , у кото­ро­го отец погиб, и мать смог­ла вос­пи­тать с Божи­ей помо­щью уди­ви­тель­но­го чело­ве­ка, достиг­ше­го даже святости.

Поэто­му надо верить в Про­мысл Божий, надо Богу дове­рять, и на грех не идти ни под каким пред­ло­гом. Как бы лука­вый нам не пред­став­лял, что это выгод­но и хоро­шо, и что все в ито­ге будет хоро­шо.

Хоро­шо не будет! Хоро­шо гаран­ти­ро­ва­но не будет. А Бог, если это в Его Про­мыс­ле, все­гда поза­бо­тит­ся, что­бы у чело­ве­ка была семья. А вот как раз, когда чело­век идет на грех, у него и семьи-то из-за это­го часто и не быва­ет.

Пото­му что он, пой­дя на грех, отпал от Бога.

Ну а что греш­ный чело­век может сде­лать без Бога хоро­ше­го сам.

Бог может не попус­кать чело­ве­ку создать семью до како­го-то вре­ме­ни, даже очень позд­не­го, пото­му что хочет, что­бы созна­ние чело­ве­ка дозре­ло до того, что­бы он мог создать семью. Ведь совре­мен­ные моло­дые люди часто быва­ют к семей­ной жиз­ни не гото­вы.

Если рань­ше в шест­на­дцать лет девуш­ка была пол­но­стью гото­ва к тому, что­бы стать женой и мате­рью, то сей­час толь­ко годам к трид­ца­ти она начи­на­ет что-то хоть немнож­ко пони­мать об этом. И вот Бог дожи­да­ет­ся, пока она созре­ет, что­бы она, к при­ме­ру, ребен­ка не испор­ти­ла сво­и­ми безум­ны­ми иде­я­ми. Поэто­му Он и не попус­ка­ет ей, может быть, вый­ти замуж до вре­ме­ни.

А когда она созре­ет, Он ей попу­стит, она родит нор­маль­но и ребен­ка нор­маль­но вос­пи­та­ет. Но чело­век, совер­шая грех, пере­кры­ва­ет себе этот путь.

Я знаю одну жен­щи­ну, у нее был пью­щий муж, потом он от нее ушел и оста­вил ее с пятью детьми, она опять вышла замуж и роди­ла шесто­го.

Ведь вышла замуж с пятью детьми!

Вот что дела­ет Про­мысл Божий. И муж хоро­ший, обра­зо­ван­ный, хоро­шо зара­ба­ты­ва­ет. Он ее полю­бил и с пятью детьми.

Живешь по Божье­му, стре­мишь­ся к это­му, и Бог тебе даже в каких-то, кажет­ся, нере­аль­ных ситу­а­ци­ях поможет.

Кста­ти гово­ря, этот слу­чай отнюдь не исклю­чи­те­лен. Знаю двух бла­го­че­сти­вых вдов, кото­рые рано поте­ря­ли мужей и оста­лись, соот­вет­ствен­но, с тре­мя и четырь­мя детьми, и жизнь кото­рых сло­жи­лась по тому же сце­на­рию. Здесь глав­ное ‒ твои отно­ше­ния с Богом.

Если у тебя с Богом все в поряд­ке, то и неваж­но сколь­ко у тебя детей ‒ ты и с четырь­мя детьми удач­но вый­дешь замуж и все у тебя сло­жит­ся.

А мож­но и без детей так семьи и не создать. Или, создав семью, через 10–15 лет прий­ти к разводу.

Вся беда в том, что совре­мен­ный чело­век не дове­ря­ет Богу. Он хочет сам, сво­и­ми сила­ми все сде­лать, и резуль­тат у него полу­ча­ет­ся соот­вет­ству­ю­щий, плачевный. Сколь­ко я знаю мате­рей-оди­но­чек, кото­рые роди­ли «хоро­ше­го сыноч­ка» для себя, и часто эти дети вырас­та­ли хули­га­на­ми, и с ними никто не мог справиться.

Сколь­ко я знаю мате­рей-оди­но­чек, кото­рые роди­ли «хоро­ше­го сыноч­ка» для себя, и часто эти дети вырас­та­ли хули­га­на­ми, и с ними никто не мог справиться. Поэто­му луч­ше не испы­ты­вать судь­бу, не гне­вить Бога, а идти путем Божи­им.

Этот путь пра­виль­ный, и он при­ве­дет к хоро­шим последствиям. Вопрос: Как же быть, если все-таки она роди­ла?

Ну вот так полу­чи­лось, что девуш­ка согре­ши­ла, забе­ре­ме­не­ла и роди­ла? О. Алек­сандр: Сла­ва Богу, что аборт не сде­ла­ла. Это страш­ный грех, кото­рый во мно­гом испор­тил бы ей всю остав­шу­ю­ся жизнь.

Хотя нет тако­го гре­ха, кото­рый Бог бы не про­стил, если чело­век кает­ся. То есть, даже если она согре­ши­ла гре­хом блу­да, то аборт делать нель­зя!

Это будет еще и грех дето­убий­ства.

Намно­го более страш­ный грех. Поэто­му, конеч­но, ей надо рожать.

И хотя она роди­ла в блу­де, но если она осо­зна­ла, что не пра­ва, и молит­ся, и кает­ся, и пыта­ет­ся жить по-пра­во­слав­но­му, то Гос­подь ее про­стит.

Я знаю кон­крет­ные слу­чаи, когда жен­щи­на в такой ситу­а­ции моли­лась, кая­лась, воцер­ков­ля­лась. И Гос­подь ее про­стил, и дал потом хоро­ше­го мужа, с кото­рым они хоро­шо жили и рожа­ли еще дру­гих детей. Но тут глав­ное, что у этих жен­щин было пока­я­ние.

А пока­я­ние может с любым гре­хом справиться. Нель­зя толь­ко сде­лать так: вот я сей­час согре­шу, а потом пока­юсь.

Вот это с Богом не прой­дет. Если зара­нее пой­ти на грех, мол, потом отмо­лю. А ведь мож­но с таким настро­ем и не отмолить.

Вопрос: Так как же раз­ли­чить эти два момен­та «так полу­чи­лось слу­чай­но» или «зара­нее чело­век идет на грех»? О. Алек­сандр: «Так полу­чи­лось» ‒ это чело­век про­сто сорвал­ся.

Это одно дело. А если чело­век уже зара­нее заклю­ча­ет сдел­ку с Богом: «я сей­час согре­шу, а потом Тебе пока­юсь», то сдел­ка с Богом не про­хо­дит. Пото­му что Бог заста­вит по-насто­я­ще­му каять­ся.

Часто чело­век, идя на грех, дума­ет, что он выби­ра­ет более лег­кий путь. Но на самом деле, думая так, он глу­бо­ко оши­ба­ет­ся.

Люди пред­став­ля­ют, что пока­я­ние ‒ это так, при­шла к батюш­ке на испо­ведь: «вот, согре­ши­ла я тут». И все, и боль­ше ниче­го не надо, толь­ко ска­зать батюш­ке. Нет, при­дет­ся душу выво­ра­чи­вать наизнан­ку.

Перед Богом. И все пере­ло­па­чи­вать.

Что­бы Бог пре­об­ра­зил твою душу. Это очень непро­сто. Это, как свое здо­ро­вье испор­тить совсем, нар­ко­ти­ка­ми, напри­мер, а потом испра­вить его будет очень тяже­ло и потре­бу­ет­ся слож­ное, мно­го­лет­нее, болез­нен­ное лечение.

Бесе­до­ва­ла Ека­те­ри­на Мутовкина Источ­ник: semopyt.ru

Какие отношения до брака называются блудом и почему?

Сегодня все чаще от пар, живущих без регистрации своих отношений и тем более без венчания, можно услышать: «Мы в гражданском браке». И если такую пару упрекнуть в блуде, она очень удивится и оскорбится: «Ведь у нас же брак!!!» На такие «браки» закрывают глаза и родители, считая, что эта «проба семейной жизни» многому научит их чад, которые потом, имея опыт, вступят в брак настоящий.

Так брак это или блуд? Ведь блудом мы привыкли считать беспорядочную смену сексуальных партнеров, а тут он и она живут годами вместе. И можно ли считать эти браки гражданскими? Что такое вообще гражданский брак и как Церковь к нему относится?

И почему однозначно осуждает как блуд такие вот сожительства, в чем видит тут грех и опасность? Блуд не брак, но противоположен браку : Противная богооткровенному нравственному учению позиция – это выгораживание своего «права на распутство» – «Блуд – не подготовка к браку, а состояние, ему противоположное», – определил святитель Иоанн Златоуст. Что хорошо, что плохо на этом свете, не человек выясняет, а Бог установил и нам открывает.

Область тяжких грехов может казаться привлекательной только для того, кто еще не признал наличие в мире сотворенных свободно-разумных существ нравственного закона, установленного Создателем.

Из него ясно следует, что для стремящегося наследовать Жизнь Вечную есть два плотских состояния: невинность-чистота-вдовство или венчанное супружество. Дискуссии с современниками здесь неизбежны, но каждая противная богооткровенному нравственному учению позиция будет попыткой выгораживания своего «права на распутство». : – Отношения между мужчиной и женщиной мы называем грехом блуда, если в такие отношения почему-то вступают верующие люди, игнорируя их церковное оформление.

Но! Если на момент вступления в такие отношения оба были неверующие, но потом один из них уверовал, а другой нет, и отношения сохраняются, то тут имеет место несколько иное. Читаем:

«Если какой брат имеет жену неверующую, и она согласна жить с ним, то он не должен оставлять ее; и жена, которая имеет мужа неверующего, и он согласен жить с нею, не должна оставлять его»

(1 Кор. 7: 12–13). Совершенно очевидно, что так как один из данного союза неверующий, то о церковном бракосочетании не могло быть и речи.

Однако о мужчине и женщине в этом отрывке из послания апостола Павла говорится как о «муже» и «жене»!

В случае, если и второй супруг уверует, они смогут оформить свои отношения по церковным правилам. Читаем: «Также и вы, жены, повинуйтесь своим мужьям, чтобы те из них, которые не покоряются слову (то есть не веруют в Евангелие.

– прот. О.С.), житием жен своих без слова приобретаемы были, когда увидят ваше чистое, богобоязненное житие» (1 Пет. 3: 1–2). Оказывается, такое положение не является вызовом чистому и богобоязненному житию верующей половины.

Нарушение законов, установленных Богом, ведет к тяжелым последствиям : – Добрачные плотские отношения (сожительство) Церковь определяет как грех блуда.

Почему? Но прежде, чем дать ответ на этот вопрос, давайте определим, что такое грех. Грех – это нарушение закона, данного Богом.

Господь – Творец Вселенной, Творец физических законов, законов химии, но и Творец духовных законов.

Мы знаем, что физические законы нарушать нельзя. Ты можешь в них верить, можешь не верить, можешь изучить эти законы и знать их, а можешь не знать их, но при этом они всё равно на тебя будут действовать.

Например, закон Архимеда. Если ты наберешь полную, до краев ванну воды, то, когда сядешь, вытесненная твоим телом вода выплеснется на пол, и тебе придется собирать ее тряпкой, чтобы она не просочилась к соседям. Верь или не верь в закон Архимеда, но он объективно действует. Или, например, закон гравитации.

Или, например, закон гравитации. Если ты его нарушишь, если не учтешь тяготение, ты, выйдя из окна 3-го этажа, полетишь вниз, переломаешь себе кости – это в лучшем случае, а в худшем – разобьешься насмерть. Тут последствия твоего незнания и неверия будут трагическими.

Рекомендуем прочесть:  Развод по суду с детьми до 3 лет

Законы духовного мира «работают» так же. Они изложены в Священном Писании.

Какие есть заповеди о семье? Не изменяй своей семье, не прелюбодействуй. А также – чти отца своего и мать свою.

И если ты нарушаешь эти законы, тебе непременно – со 100-процентной гарантией – придется за это поплатиться. В Священном Писании неоднократно осуждается грех блуда. Апостол Павел говорит: блудники Царства Божия не наследуют.

Понятно, если не покаются и не изменят свою жизнь. Говорится также, что блудящий человек становится одним телом с блудницей, то есть, участвуя в этом грехе, оскверняет свое тело. Почему этот грех так серьезен, что называется одним из смертных грехов?

Дело в том, что все отношения между мужчиной и женщиной разрешены и благословляются Богом только в одном случае: когда они совершаются в законном – подчеркиваю! – браке. Для чего существуют эти отношения?

Для рождения детей – в первую очередь. Во-вторых, как выражение любви – для того, чтобы муж и жена стали единым целым, в том числе и телесно.

И это взаимное плотское притяжение помогает супругам справиться с возникающими в семейной жизни проблемами. Но все это совершается только в законном супружеском союзе. Все прочие «союзы» – для греховных наслаждений.

Добрачные сожительства не ведут к деторождению, потому что от деторождения при таких отношениях бегают как от чумы.

Результатом становится бесплодие женщины, потому что она делала несколько абортов, пила сильнейшие контрацептивы в течении нескольких лет.

Беременности женщины избегают в таких союзах еще и потому, что прекрасно понимают: ребенок будет незаконнорожденный, и в случае каких-то драматических поворотов или если «отец» от него откажется, попробуй докажи отцовство. Тяжело хранить верность тому, у кого был предыдущий опыт неверности Хотел бы привести только один пример (а их множество), иллюстрирующий то, как грех блуда не позволяет человеку потом создать семью, разрушает его жизнь.

Один мой знакомый очень гордился тем, что не употребляет наркотики, не курит, не пьет, но у него была очень серьезная страсть: он был очень любовно зависим, и то с одной девушкой у него «любовь», то с другой, то с третьей. И вот одно из сожительств он решил завершить законным браком: его возлюбленная забеременела. Но через какое-то время эта женщина его бросила – ей не нужны были «крепкие узы».

И сейчас тот человек очень страдает, потому что его бывшая к ребенку его не подпускает, да и семью нормальную он не может создать. Почему? Потому что человек в браке чудесным образом не меняется.

И если он привык блудить, ни в чем себе не отказывать, он жене своей будет изменять. Все эти предыдущие связи очень серьезным образом сказываются. Почему апостол Павел говорит, что, кто соблудит, тот становится одним телом с блудницей?

Потому что эта греховная связь всегда будет с ним, ему тяжело будет хранить верность, если был предыдущий негативный опыт – опыт неверности. Церковь не зря говорит о грехе блуда!

Период добрачный дается человеку как период целомудрия. Потому невеста и называется «невестой», то есть неизведанной мужем. Люди должны найти свое счастье в законной семье.

Почему еще добрачное сожительство является большим грехом?

Потому что, во-первых, такие отношения крайне безответственны.

Вступая в них, люди не думают отвечать за последствия этих отношений. Это подобно тому, как человек, не имея прав, не имея документов на машину, берет автомобиль и ездит на нем, нарушая правила, при этом он знает, что поймать его невозможно, и если он совершит, например, ДТП, то машину просто бросит и убежит. Так и в добрачном сожительстве.

Хотя, мне кажется, тут последствия намного тяжелее. Да, здесь безответственное бегство не наказуется, но, по моим представлениям, это не меньшее преступление, чем совершить ДТП, даже если в результате его было нанесено увечье другому человеку.

Бросить доверившуюся тебе женщину с родившимся от тебя ребенком, отказаться от своего ребенка – большее преступление. Кто-то скажет, что и, прожив в браке, мужчина уходит от жены и детей. Но все-таки в браке такое случается намного реже, и человек сто раз подумает, прежде чем сознательно разрушить свою семью.

Да и в браке закон на стороне женщины с ребенком, и по суду нерадивого отца можно привлечь к очень большой ответственности. Сожительство же, повторюсь, очень безответственно.

Но последствия его, в том числе и духовные, весьма разрушительны. Интимные отношения без заключения брака – это всегда недоверие друг другу : – Блуд – это не только беспорядочные связи с кем попало, но и допущение интимных отношений до законного брака. Это то же самое, что прийти на чей-то обед и тут же начать есть, не дожидаясь других, руководствуясь только тем, что ты голоден.

Это преждевременное вкушение того, что уместно лишь в свое время и в своем месте. Впрочем, объяснить это достаточно трудно, если люди привыкли так жить.

Обычно в миру подобные отношения называются гражданским браком. И молодые люди в каком-то смысле успокаивают себя тем, что поживут «пока так», а в случае чего они «ничем не связаны». Вот это «ничем не связаны» уже показывает, что ничего серьезного в этих отношениях нет: это не брак и не семья.

Да они и сами знают, что если что не понравится, они разбегутся в разные стороны.

Интимные отношения без заключения брака – это всегда недоверие друг другу.

Партнеры заранее готовят себе путь к отступлению, но при этом уже спешат насладиться телесной близостью.

Еще это проявление сомнения. Сомнение – ясный признак неведения, и его справедливым выражением является фраза: «А вдруг не получится? Вдруг он (она) меня бросит?» Такое неведение означает, что «их» души еще не стали едины, хотя «им» уже хочется слиться в единое тело. Сомнение – выражение внутренних смутных чувств, неуверенности.
Сомнение – выражение внутренних смутных чувств, неуверенности.

Вы будто находитесь в густом тумане, когда на расстоянии протянутой руки уже ничего не видно, и потому вы не видите, точно ли рядом с вами ваша будущая жена. Все это говорит об одном – у юноши и девушки еще не наступило внутреннее единение, сердце подсказывает о самообмане, и потому «они» на всякий случай не расписываются. Подлинный брак предполагает взаимную ответственность и обязательства.

В интимных внебрачных отношениях взаимная ответственность сводится к минимуму, а познание друг друга вершится почти по единственной мерке – мерке собственной постели. В конечном итоге всё это означает, что парень и девушка не обрели подлинного единения душ, почему не уверены друг в друге и боятся вступить в законный брак, но при этом им уже хочется насладиться взаимными телесными достоинствами, а дальше «авось как получится». А получится сожитие на основе внешней симпатии при полном отсутствии внутреннего родства.

При этом есть статистика, согласно которой мужчины, живущие в подобных отношениях, в большинстве своем считают себя холостыми, а женщины, напротив, считают себя замужними.

То есть мужчины трезво видят ситуацию, но считают, что им и так сойдет, а женщины наивно гонятся за мечтой о хорошей семье, но видят семью там, где ее нет. Жалко бывает видеть, как у людей проходит много лет в подобных отношениях, а в итоге они остаются ни с чем.

Они и сами со временем понимают, что поступили ошибочно, но зачастую этот вывод слишком поздно приходит. Блуд – это восстание против Бога : Растлить свое или чужое тело – этот «малый храм Божий» – грех против Божиего установления о нас – Многие вообще не понимают, в чем «смертность», тяжесть греха блуда.

Говорят:

«А что тут такого? Мы никого не обижаем, всё делаем по взаимному согласию, мирно…»

Так вот, чтобы осознать тяжесть этого греха, нужно вспомнить слова апостола Павла о том, что каждый из нас есть «храм Духа Святаго», то есть мы призваны жить так, чтобы Бог обитал в нас, как в храме. А кто храм Божий растлит, – продолжает апостол, – жизнь того человека Господь разрушит.

Почему? А вот задумаемся: осквернить храм – дело маленькое или нет? Конечно, это великий грех. Вот так и растлить свое или чужое тело – этот «малый храм» – это грех против Божиего установления о нас, восстание против Бога. А что не будет восстанием, что будет согласно с Его волей?

А это в первую очередь исполнение заповеди о законном браке, и начало законного брака, как ни странно, полагается в законе человеческом, но согласном с законом Божиим, то есть брак – это законное сочетание мужчины и женщины, связанное с ответственностью перед обществом и друг другом. А ответственность предполагает приоритет долга над преходящими чувствами, хотениями и настроениями.

Вот это очень важно понять. Ответственность!

Говорят иногда: «Да зачем нужна эта печать в паспорте?

Какая разница – есть она или нет?» Я всегда переспрашиваю: «Нет никакой разницы?» «Ну конечно, нет», – отвечают.

«Точно нет?» – переспрашиваю еще раз.

– «Точно». – «Ну тогда пойдите и поставьте эту печать!» И вот тут же, просто в мгновение ока, оказывается, что разница всё-таки есть, потому что начинается какая-то заминка, а потом самооправдание и объяснения… А почему?

Да потому, что та самая «печать» означает большую степень ответственности, и вот именно ответственность, закрепленная законодательно, отличает брак от блудного сожительства.

Но за соблюдение закона должно нести ответственность в том числе и государство, и это очень важная тема, потому что еще каких-нибудь 150 лет назад, если мужчина без вины прелюбодеяния оставлял свою жену с детьми, ему сначала выписывали батогов немало, а если не одумается – ссылали в Сибирь.

Или, по крайней мере, он должен был выплатить такую «компенсацию» за свой грех, что сто раз подумает, уходить ли ему «на сторону» или нет.

Да и общественное мнение относилось очень строго к такому поведению, так что разрушивший свою семью потом оказывался во многом в роли изгоя. Если же говорить о церковном подходе, то у святителя Васили Великого и вовсе есть правило, согласно которому человек, послуживший причиной разрушения собственной семьи, больше не должен вступать в брак как поправший и не сохранивший то, что ему было вверено Богом. И святитель Василий говорит замечательные слова о том, что блудное сожительство есть «не брак и даже не начало брака» именно потому, что оно беззаконно.

Так что как бы ни хотелось кому трактовать, брак – это именно законное сожительство мужчины и женщины, согласное с правилами церковного устроения жизни. И следующая необходимая степень «воцерковления» супружеских отношений – это благословение их в Таинстве венчания.

Как жизнь человека – душевная и телесная – нуждается в восполнении духовном, так и супружеская жизнь нуждается в духовном восполнении, когда целью супружества становится достижение Царствия Небесного и самими супругами, и детьми, если Господь дарует детей. Это крест, который надо нести, следуя за Христом, и «отвержение» которого означает поистине катастрофу.

Горько только, что немногие это понимают.

Сожительство до брака – это бегство от спасительных скорбей : – Слово «блуд» по значению сходно со словом «блуждание». А блуждание – это потеря дороги, трата времени не на то, чтобы идти к цели, а на дорогу не туда. Блуждание – это всегда потерянные время и силы.

А блуд – это духовное блуждание.

И единственная «польза» от блуда, если можно так выразиться, – это понимание того, что так делать нельзя, знание о том, что сожительство вне брака не приносит счастья, любви, но опустошает душу. Всемилостивый Господь сотворил нас для любви, счастья и спасения в вечную жизнь.

И показывает нам кратчайшую дорогу к ним. Дороги могут быть у каждого человека разными, но цель пути у всех одна. И указывают нам направление заповеди Господни, они же рассказывают нам и то, как облегчить нам дорогу, и что – а точнее Кто – и как нам помогает.

И как получить этой помощи больше. Семья – это одна из дорог ко спасению.

И на этой дороге есть указательные знаки: с какой идти скоростью, где делать остановку, куда поворачивать, а где тупик. Вот тупиком является сожительство вне брака.

По многим причинам. К любви идут через скорби.

«Многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие»

(Деян. 14: 22). А сожительство вне брака – это как раз попытка найти для себя дорогу с наименьшими скорбями, удобную для себя.

«Попробовать». Не жениться пока, а если будет трудно, быстро разбежаться и побежать «пробовать» с другим партнером: может, там будет легче.

Сожительство блудное все построено на бегстве от скорбей. Выгодно, комфортно – сожительствуем.

Не комфортно – разбежались. Сожительство – это попытка избегнуть борьбы с блудной страстью. Но, удовлетворяя страсти, мы их не уничтожаем, а взращиваем И заодно, конечно, это попытка избегнуть борьбы с блудной страстью, удовлетворяя ее в блудном сожительстве.

Но, удовлетворяя страсти, мы их не уничтожаем, а взращиваем. Чем больше удовлетворяем страсть и потакаем греху, тем сильнее они порабощают нас.

И в результате удовлетворения блудной страсти вне брака люди становятся не любящими супругами, а блудниками, которые всегда ищут острых ощущений и переживаний, понуждаемые своею страстью, принимая ее за любовь. И, конечно, не находят того, что нужно душе, находят только страдания и разочарование. Блуждают вне своего пути, в греховной темноте.

В трех соснах блуждают, не входя в Царствие Небесное, которое уже здесь, на земле, начинается.

Не находя ни любви, ни счастья. А те, кто в браке находится, знают, что им разбегаться нельзя: они – муж и жена.

И еще знают, что после трудностей, искушений, скорбей, обид приходит благодать Божия и утешение, если прощаешь и не разбегаешься. И что чем больше прощено человеку, тем больше он любит, как сказано Господом в Евангелие от Луки, в 7-й главе, на вечери в доме Симона фарисея.

А в браке много и много раз и ты прощаешь, и тебя прощают. Поэтому не надо вступать в блудное сожительство до брака.

Иначе не видать будет настоящей любви и счастья и Царствия Небесного. А будет блуждание в собственных грехах и страстях и бессмысленная трата своей драгоценной, единственной земной жизни на бегство от этой самой Жизни в собственные страхи, малодушие и пустоту.

Не надо путать гражданский брак и сожительство : – Об отношениях без регистрации у нас почему-то говорят как о гражданском браке. Но тут путаница понятий. Что такое гражданский брак?

Гражданский брак – это брак, зарегистрированный в государственном органе – ЗАГСе. Но люди обманываются и при сожительстве без регистрации именуют себя мужем и женой. Однако они не муж и жена не только с духовной точки зрения.

Есть у этой проблемы и юридический аспект.

С точки зрения закона они сожители, и никакие юридические нормы и законы, регулирующие отношения внутри семьи, например касающиеся детей и совместного имущества, на них не распространяются. И в уголовном праве мы четко читаем: если преступление совершается, не именуется мужем тот, отношения с которым в ЗАГСе не зарегистрированы, но именуется сожителем. Если ты человека любишь, если хочешь с ним быть, если тебя всё устраивает в этом человеке, почему не зарегистрировать свои отношения – хотя бы в ЗАГСе?

Но до ЗАГСа не доходят сегодня во множестве.

А ведь и дети в таком сожительстве рождаются… И как решать возникающие при этом правовые вопросы, как защищать этих детей? Кто потом алиментные обязательства будет выполнять, если пара «разбежится»?

Итак, гражданский брак – это брак, зарегистрированный государственными органами. И если этот брак не венчан, Церковь не считает такие отношения блудом. Это особо подчеркивается. Так надо ли венчаться?

Обязательно надо! Что такое венчание? Венчание – это Таинство, с которым преподается благословение Божие. Как и в любом Таинстве. А если живут невенчанными, то выходит, что пара, вступая в брак, совершая такой ответственный шаг, забывает о самом главном – попросить у Бога благословение.

Забывает о Божией благодати. Что же удивляться, что у нас столько разводов, что возникают конфликты.

Как без благословения устраивать семейную жизнь? А грех сожительства и в том, что человек не хочет нести ответственность за другого.

Брак – это свидетельство перед обществом об ответственности друг за друга.

Если человек желает нести ответственность за другого из любви, то он перед всем обществом объявляет: «Вот моя жена, вот мой муж – и в горе, и радости. На всю жизнь. И вы все – близкие, знакомые, государство – знайте: мы готовы на этот шаг». Сожительство опасно, прежде всего, для женщины, ведь пострадавшей, когда пара расстается, всегда оказывается именно женщина: как только она забеременела, ее так называемый муж опечалился этим фактом и, если она аборт не хочет делать, ушел.

А женщина, считавшая его мужем, остается одна с ребенком.

Поэтому Церковь всегда настаивает, чтобы человек, встретивший другого человека как свою половинку, мужчина, полюбивший женщину, женщина, полюбившая мужчину, сказали обществу, Церкви о своей ответственности друг за друга, зарегистрировав брак в органах ЗАГСа и освятив его в храме Божием Таинством венчания.

Подготовил послушник 25 мая 2016 г.

Незаконнорожденные дети и Библия

» » » Февраль 16, 2015 Нет комментариев Незаконнорожденными (существуют и более грубые названия, которые я не рискую здесь приводить) считаются дети, рожденные от не состоящих в браке родителей, то есть от незаконного союза.

Часто произносимое утверждение, что нет незаконнорожденных детей, а есть только незаконные родители, само по себе верно, однако крайне редко действует на наше общество. Существуют дети, к которым словно бы прилеплен ярлык «внебрачный»; дети, которых считают «незаконными». Все осуждение со стороны семьи, общества и религиозных организаций ложится на ребенка и на его мать, хотя в некоторых случаях тень падает и на отца.

В качестве примера реакции общества на детей, рожденных вне брака, можно привести случай, происшедший в 1982 году в Калифорнии. Джон Г. Шмитц, сенатор из этого штата, признался, что у него двое внебрачных детей.

Это немедленно попало в заголовки передовиц крупнейших газет1. Пальцем стали показывать на детей, а не на родителей. Один из консервативных коллег Шмитца, член палаты представителей Е.

Даннемейер, почти оправдал поведение сенатора.

Он якобы сказал корреспонденту «JIoc-Ан — джелес тайме», что оно «по крайней мере свидетельствует о том, что этот парламентарий предпочитает гетеросексуальный образ жизни». Затем, пишет журналист, Даннемейер неодобрительно отозвался о гомосексуалистах и их политической активности, заявляя, что вопрос об отношении к этой активности «гораздо более важен», чем откровения по поводу Шмитца»2.

Переведя проблему в другое русло, Даннемейер, таким образом, фактически оправдал Шмитца, и в итоге бремя незаконности так и осталось лежать на женщине и ее двоих детях. Не приходится сомневаться в том, что это саморазоблачение не замедлит сказаться на политической карьере и семейной жизни Шмитца, однако со временем о его внебрачной связи будет забыто, а двое детей, его жертвы, всю жизнь будут нести этот ярлык.

Библия также осуждала как незаконного ребенка, так и его потомков. Во Второзаконии сказано: Сын блудницы [мамзер, т.

е. незаконнорожденный] не может войти в общество Господне, и десятое поколение его не может войти в общество Господне [Втор.

23:2]. Слово «мамзер» обозначало детей, рожденных от любого не одобренного иудейским законом союза, в том числе внебрачных, рожденных от ин — цестуальных связей и т. д. Этот термин применялся во множестве случаев. Несмотря на то, что в рассказе о военном герое Иеффае, чья мать была блудницей, слово «мамзер» не употребляется, современники вполне могли считать его незаконнорожденным.

Из своего дома он был выгнан законными сыновьями его отца — они сказали ему:

«Ты не наследник в доме отца нашего, потому что ты сын другой женщины»

(Суд.

11:2). Это слово могло быть использовано как ругательство или неодобрительный термин. В книге Захарии (9:6) слово «мамзер» употребляется для описания людей, обосновавшихся в филистимлянском городе Азоте. Автор Послания к Евреям уверен, что подлинные сыновья Божьи будут признаны за их готовность подчиняться; незаконные же дети (нотой) не выдержат испытания на «сыновство».

В Евангелии есть смутные указания на некую тайну вокруг рождения Христа. Идея сверхъестественного оплодотворения Святым Духом могла быть воспринята на мифологическом уровне, но не на биологическом.

Евангелие от Матфея утверждает, что Иосиф хотел расстаться с Марией, матерью Иисуса, с которой он был обручен, но не успел вступить в супружеские отношения. Однако во сне ему явился ангел, сообщивший, что Мария беременна от Святого Духа (Мф.

1:18-25). Иосиф явно подозревал Марию в том, что она сошлась с другим мужчиной и ребенок, которого она носит, будет незаконнорожденным. В Евангелии от Иоанна фарисеи спрашивают Иисуса: «Где Твой Отец?» (Ин. 8:19), и это, возможно, вопрос о законности происхождения Иисуса.

С другой стороны, те, кто обращает внимание на этот стих, возможно, слишком.

сильно упирают на его историчность.

Гораздо проще истолковать этот отрывок как часть теологической прокламации евангелиста, в которой он скорее сам придумывает сюжеты и высказывания, чем передает их. Обычно это Евангелие датируют концом I века н.

э., а это означает, что его автор лично не знал Христа.

Поскольку христианская теология обращала такое усиленное внимание на чудо непорочного зачатия Христа, вопрос о Его отце фактически не поднимался.

Было принято считать, что родителем мужского пола в случае Иисуса был Святой Дух, несмотря на то, что идея божественного оплодотворения земной женщины не что иное, как обычная литературная выдумка.

Либеральные ученые считают, что Иисус — сын Иосифа, а идея божественного зачатия и миф о Сыне Божьем возникли по мере развития церковной теологии. Если сказанное по этому поводу в Евангелии от Матфея так или иначе базируется на фактах, то вполне возможно, что Иисус был незаконнорожденным ребенком. Представьте себе, что было бы, если бы христианская церковь оставила этот вопрос открытым и признала, что Христос, ее основатель, вполне вероятно, был всего лишь незаконным сыном плотника.

Не приходится сомневаться в том, что дети, заклейменные как «внебрачные» только из-за того, что их родители не являются мужем и женой, воспринимались бы в этом случае как полноценные личности. Не исключено, что такие дети вообще были бы избавлены от этого унизительного ярлыка.

Однако сверхъестественная концепция победила естественную и дети, зачатые не на брачном ложе, были отторжены от героической фигуры, а ведь она могла бы помочь им улучшить свое положение в обществе и избавить их от позора.

Несмотря на то, что слово «мамзер» применимо в основном к детям, чьи родители не женаты, его употребление может быть расширено: незаконным считался любой брак, заключенный вне ортодоксальной иудейской церковной традиции. Например, в 1972 году израильский раввин Шломо Горен, главный раввин евреев ашкенази (то есть западных), дал разрешение вступать в браки братьям и сестрам, которые считались «мамзерим» (незаконнорожденными, или изгоями) только потому, что их мать не развелась со своим первым мужем по иудейскому закону3.

Дети, таким образом, страдали из-за поступка своей матери.

Понятие «незаконнорожденный ребенок» в западной культуре имеет богатую и разнообразную историю.

Время от времени обыватели начинали считать, что «незаконное» происхождение оказывает определенное влияние на человека. Семья не должна забывать о том, что ее родоначальник или двоюродный дедушка родился от не освященного церковью и государством союза и все их потомки отягощены этим наследством.

Создается впечатление, что установления Второзакония стали частью культуры и грехи отца действительно должны ложиться на его детей до третьего и четвертого колена (Втор.

5:9). Враждебное отношение общества к незаконнорожденным отражает его реакцию на поведение, которое якобы представляет собой угрозу для семейных устоев. Оно считается «аморальным», поскольку колеблет установившиеся моральные устои.

Большинство консервативных религиозных трупп осуждало людей, не зарегистрировавших свои отношения. Это можно объяснить тем, что религиозные организации чаще всего не вдут в авангарде общественных перемен, а плетутся в хвосте, предпочитая поддерживать существующее положение вещей как данное свыше и уделяя внимание не человеческим потребностям, а исполнению божественных предписаний. По большей части общественное осуждение направлено против незамужней матери и ее ребенка.

Мать и ребенок представляют собой, в отличие от отца, социологический феномен. Поскольку мать в течение девяти месяцев вынашивает ребенка в утробе и внешние проявления ее беременности свидетельствуют о том, что она занималась сексом вне брака, она является открытой мишенью для общественного осуждения. Ответственность за воспитание ребенка в большинстве подобных случаев ложится на незамужнюю мать.

Очень часто она вынуждена жить на пособие, что опять — таки делает ее объектом нападок. Если она будет искать мужского общества, чтобы избавиться от одиночества, она рискует снова забеременеть и навлечь на себя, таким образом, еще большее осуждение. Не раз говорилось, что нападки на живущих на пособие и одиноких матерей являются завуалированными проявлениями расовых предрассудков.

Система общественного устройства, при которой меньшинства вынуждены жить в постоянной нищете, работая на низкооплачиваемой работе и не чувствуя уверенности в завтрашнем дне, также способствует росту числа незаконнорожденных детей.

Поскольку чернокожие представляют собой наиболее многочисленное этническое меньшинство, чернокожие одинокие матери и их дети наиболее часто становятся мишенью общественного осуждения. Кроме того, это осуждение — следствие отношения среднего класса к данной проблеме; особенно ярко оно проявляется, если незаконный ребенок может появиться в их семье.

Большинство этих семей могут оплатить аборт и предпочитают, чтобы их дочери избавились от внебрачного ребенка, даже если это противоречит религиозным убеждениям. Отношение общества очень трудно преодолеть.

Одна богатая католическая семья отправила забеременевшую дочку-подростка рожать за границу.

Ребенка отдали на усыновление.

Чувство вины из-за того, что она зачала вне брака и вынуждена была отказаться от своего ребенка, боязнь осуждения со стороны семьи и общества стали причиной глубокой душевной травмы у девушки — ведь она нарушила католические предписания. Потребовалась интенсивная терапия, чтобы помочь девушке.

Семнадцатилетняя мормонка, забеременевшая вне брака, хотела нарушить правила церкви, к которой принадлежала, и сделать аборт. Она посоветовалась со своим духовником, и тот благословил ребенка, находящегося у нее в утробе. Девушка оказалась перед жестоким выбором.

Как можно убить чадо, получившее церковное благословение? В то же время как она, беременная, будет продолжать образование и жить среди товарищей по вере? Не всякая семья смирится с тем, что дочь родила внебрачного ребенка, и далеко не все будут рады внуку или внучке во всякое время и при любых обстоятельствах.

В таких случаях из темных углов вылезают семейные привидения, преследующие оступившуюся девушку.

Многие родители испытывают стыд от того, что дочь, по их мнению, согрешила против библейских заповедей, касающихся незаконнорожденных детей. Часто такое отношение, не проявляясь в открытую, медленно подтачивает духовный климат семьи.

На отца ребенка подобное давление оказывается крайне редко.

В последнее время выявились новые грани проблемы незаконных де тей. Многие пары живут и растят детей в так называемом гражданском браке, не утруждая себя брачными контрактами и каким бы то ни было узакониванием своих отношений. Любящие друг друга мужчина и женщина заботятся о своей семье.

Они убеждены в том, что в основе брака лежит качество отношений.

Проблема заключается только в статусе детей. Например, бывали случаи, когда после гибели «незаконного» ребенка некоторые суды отказывали в компенсации не состоящим в браке родителям.

И наоборот, у таких детей могут возникнуть проблемы с наследством после внезапной смерти матери или отца, не успевших оставить завещание.

В таких случаях суд обычно не заботит, что умерший воспитывал, обеспечивал и любил своих «незаконных» детей и «ненастоящего» супруга. Дискриминация наблюдается даже в системе социального обеспечения, созданной для решения проблем внебрачных детей. В Швеции понятия «незаконнорожденный» и «внебрачный» ребенок, а также связанные с ними предрассудки давно отмерли, однако в большинстве западных стран ситуация остается прежней.

Незамужние матери и их дети находятся под сильным давлением со стороны общества; жестокость сотрудников роддомов, заполняющих свидетельства о рождении; трудности с получением страховки или помощи от общественных организаций; проблемы с получением работы и многое другое. Отец также может столкнуться с определенными проблемами.

В том случае, если не состоящая с ним в браке мать, откажется от ребенка, а отец захочет вырастить его, он может неожиданно обнаружить, что не имеет на то законных прав. Если родители ребенка не состоят в браке, семьей называется пара «мать — ребенок».

Некоторые широко и не очень широко известные женщины открыто заявили о том, что собираются родить ребенка вне брака. Не так давно одна сорокалетняя женщина, психолог по профессии, забеременела при помощи искусственного оплодотворения, проведенного в Нобелевском банке спермы (Калифорния). Работники банка решили, что она замужем, однако она была одинокой и тем не менее публично заявила о том, как счастлива выносить и родить ребенка.

Большинство религиозных консерваторов воспринимают незамужних беременных женщин, мягко говоря, без энтузиазма. Трудно установить, в какой степени то, что говорит Второзаконие о незаконнорожденных детях остается актуальным в современном обществе. Когда мать Тереза работала в Индии, занимаясь проблемами бедных и неприкасаемых и не делая никаких различий между «законными» и «незаконными», церковные иерархи благословили ее деятельность.

Но воздержались от каких-либо заявлений, которые могли бы изменить отношение непросвещенного общества к «внебрачным» детям, то есть таким, чьи родители не являются мужем и женой. Некоторые считают, что позиция римско-католической церкви в вопросе о расторжении брака породила больше «незаконнорожденных» детей, чем неженатые родители. Католики, обвенчавшиеся в церкви, а затем прошедшие через процедуру гражданского развода, не могут жениться вновь до тех пор, пока церковь не расторгнет их первый брак.

Иными словами, согласно каноническим законам, церковь может объявить тот или иной брак недействительным, если по тем или иным причинам в супружеские отношения муж и жена так и не вступили. Для большинства католиков это означает, что данный брак как бы никогда и не существовал.

Как изменяется статус детей от такого аннулированного брака?

Если их родители не были женаты «в полном смысле этого слова», являются ли они «незаконными»? В глазах многих — да, и это клеймо невозможно смыть.

Тем не менее, если, говоря словами Библии, двое не смогли стать одной плотью, уважительных для церкви причин для расторжения брака стало гораздо больше, так что у тех, кто обращается к иерархам с просьбой о разводе, проблем обычно не возникает. Однако до тех пор, пока римско-католическая церковь публично не прояснит своего отношения к расторгнутым бракам и не признает законности именно развода, а не аннулирования брачного союза, проблема незаконных детей останется весьма болезненной.