Действие упз во времени в пространстве и по кругу лиц

Действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

  1. Навигация
  2. Объявления
  3. Инструменты

Статья 4. Действие уголовно-процессуального закона во времени 1.

При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено настоящим Кодексом. Действующим является закон, который вступил в силу и не утратил ее к моменту выполнения определенного процессуального действия. Вступление уголовно-процессуального закона в силу регулируется общим нормативным актом — Федеральным законом от 14 июня 1994 г.

№ 5-ФЗ

«О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»

, а также специальным Федеральным законом «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации». Уголовно-процессуальному закону свойственно только немедленное действие во времени, хотя в теории уголовного процесса иногда пытаются обосновать необходимость придания уголовно- процессуальным нормам обратной силы. Принцип немедленного действия означает, что вступивший в силу закон действует только «вперед» и распространяет свое действие лишь на те общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу.

Это правило — необходимый фактор стабильности, поскольку не позволяет бесконечно пересматривать и переоценивать уже принятые в рамках действующего закона процессуальные решения.

Важно отметить, что сам закон никаких исключений, связанных с действием его положений во времени, так и не установил.

Это означает, что уголовно- процессуальный закон обратной силы не имеет, хотя такой термин в тексте УПК РФ, в отличие от материального уголовного закона (), отсутствует.

Уголовно-процессуальный Закон утрачивает свою силу с момента принятия нового Закона или с даты, указанной в новом Законе. Особую роль в утрате уголовно-процессуальным законом юридической силы играют постановления Конституционного Суда РФ, признающие те или иные нормы закона не соответствующими Конституции РФ.

Определенную специфику имеет действие уголовно-процессуального закона в ночное время, под которым понимается промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (), причем переход на летнее или зимнее время не влияет на исчисление ночного времени.

В ночное время, в частности, запрещается производство привода () и следственных действий (), за исключением случаев, не терпящих отлагательства, а присяжные заседатели с наступлением ночного времени вправе прервать совещание для отдыха (). Статья 2 УПК РФ 1. Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное.

2. Нормы настоящего Кодекса применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации. Территория России зафиксирована ее Конституцией в соответствии с нормами международного права и включает в себя территории субъектов РФ, внутренние воды и территориальное море, воздушное пространство над ними (ч.

1 ст. 67 Конституции РФ). Пространственный предел действия государственного суверенитета РФ определяет Государственная граница, представляющая собой линию и проходящую по этой линии вертикальную поверхность, устанавливающие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) России. Иммунитет распространяется на территории посольств и дипломатических представительств, а также — на основании международных договоров — на места расположения иностранных воинских соединений на территории другого государства. Статья 3 УПК РФ 1. Производство по уголовным делам о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства на территории Российской Федерации, ведется в соответствии с правилами настоящего Кодекса.

2. Процессуальные действия, предусмотренные настоящим Кодексом, в отношении лиц, пользующихся иммунитетом от таких действий в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, производятся с согласия иностранного государства, на службе которого находится или находилось лицо, пользующееся иммунитетом, или международной организации, членом персонала которой оно является или являлось. Информация о том, пользуется ли соответствующее лицо иммунитетом и каков объем такого иммунитета, предоставляется Министерством иностранных дел Российской Федерации. Пленум Верховного Суда РФ в разъяснил, что в круг лиц, пользующихся иммунитетом, входят главы дипломатических представительств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государства пребывания.

К иным лицам, пользующимся иммунитетом, от- носятся главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического представительства, осуществляющие административно-техническое обслуживание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государства пребывания или не проживают в нем постоянно, а также другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным до- говорам РФ. Источник — «» :

  1. Последнее изменение этой страницы: 23:12, 22 июня 2015.
  2. Содержимое доступно по лицензии (если не указано иное).

Действие нормативно-правовых актов во времени, в пространестве и по кругу лиц Текст научной статьи по специальности «Право»

рения, дающих возможность его всесторонней характеристики.

Во-первых, в «измерении поведения» наличие консолидации; во-вторых, в «измерении ориентации» общество демократически консолидировано, если большинство населения ориентировано на решение социальных проблем в рамках демократических процедур и институтов; в-третьих, в разрезе «конституционного измерения» правительственные и оппозиционные силы преодолевают конфликты между собой на основе установленных правовых норм и законов. Только тогда возможен переход к институциональному демократическому режиму. 1 Интернет — м о н тор и н г выборов 2003—2004 гг.

в России. Гражданская инициатива Проекта «Информатика для демократии — 2000+». — М., 2004. — С. 473— 485. На финишную прямую кампании по выборам депутатов Государственной Думы четвертого созыва вышли 18 политических партий и 5 избирательных блоков.

К 2003 г. созданная на основе объединения «ОВР» и «Единства» «Единая Россия» заявила о своих претензиях на «партию власти», поскольку никто не сомневался в победе «Единой России» (37,57%); неожиданными оказались: неудача КПРФ (12,61%); реанимация ЛДПР (11,45%); успешный дебют «Родины» (9,02%), полный провал либералов (4,3% у «Яблока» и 3,97% у СПС).

Победа «Единой России» — показатель появления на политической арене партии, способной интегрировать интересы разных социальных групп и имеющей на федеральном и региональном уровнях значительный политический вес. 2 Политическая институционализация российского общества // Материалы Ученого совета ИМЭМО. МЭ и МО. — № 2. — 1998. — С. 23.

3 Такой способ осуществления властных полномочий не только не противоречит, но и соответствует особым отношениям между властью и обществом, исторически установившимся в России. 4 Некоторые исследователи считают, что после последних парламентских выборов произошел качественный перелом: парламентское большинство может привести к монополии одной партии и к сращиванию исполнительной и законодательной власти. Но наличие действенной, а не «хулящей» оппозиции, гражданского общества, рыночной экономики как базиса политической трансформации служит реальным заслоном против возвращения в прошлое.

5 Приход к власти демократического правительства дает возможность создания демократических институтов с помощью широкой коалиции, пользующейся поддержкой влиятельных лидеров. Данные институты должны способствовать решению социально-экономических проблем: в противном случае их нерешенность вызовет действия оппозиции, использующей неудачи для политического реванша. 6 Понятие административной реформы впервые было использовано в Послании Президента РФ 2001 г.

7 Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824

«О мерах по проведению административной реформы в 2003—2004 г.»

.

Постановлением Правительства от 28 сентября 2003 г. создана Правительственная комиссия по совершенствованию взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

8 Закон о партиях вносился в Государственную Думу Президентом Российской Федерации.

9 К сожалению, оппозиция не воспринимается всерьез самим населением вследствие слабости самой оппозиции. 10 Пантин В.И. Глобализация и проблемы развития демократических институтов в России // Политические институты на рубеже тысячелетий.

— Дубна, 2001.-С. 400. 11 См.: Мамонов В.В.

Конституционный строй Российской Федерации: понятие, основы, гарантии // Государство и право. — 2004. — № 10. — С. 45. ДЕЙСТВИЕ НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫХ ШОВ ВО ВРЕМЕНИ, В ПРОСТРАНСТВЕ И ПО КРУГУ ЛИЦ Действие нормативно-правовых актов во времени. Пределы действия нормативно-правовых актов во времени выражаются в моменте их вступления в действие и прекращения их действия.
Пределы действия нормативно-правовых актов во времени выражаются в моменте их вступления в действие и прекращения их действия.

Нормативно-правовые акты вступают в действие со дня опубликования, со времени, указанного специально или по истечении определенного срока (как правило, А.Х. САЛАМОВ, А.Н. ГОЛОВИН iНе можете найти то, что вам нужно?

Попробуйте сервис . через десять дней после официального опубликования). Так, в соответствии с Федеральным законом

«О порядке опубликования и вступления в законную силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания РФ»

(1994 г.) федеральные конституционные законы, если в них не установлен какой-либо определенный срок, вступают в действие по истечении десяти дней с момента их официального опубликования. Для нормативных актов высших органов исполнительной власти согласно Указу Президента РФ

«О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»

(1996 г.) установлены сроки для указов Президента РФ — по истечении семи дней; для правительственных актов, постановлений — десять дней после их официального опубликования, если в самих таких актах не установлен специальный срок, а распоряжения — с момента подписания.

Акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека, устанавливающие правовой статус или имеющие межведомственный характер, публикуются только после обязательной для них регистрации в Министерстве юстиции РФ.

Ведомственные нормативные акты (приказы, инструкции, положения), как правило, вступают в действие с момента получения их конкретными адресатами (органами, организациями и учреждениями). Прекращение действия нормативно-пра-вовых актов связывается с истечением заранее определенного срока (например, закон о бюджете государства действует ровно один год) либо с изменением обстоятельств, на которые конкретный нормативно-правовой акт был рассчитан. Вместе с тем, по общему правилу, большинство нормативно-правовых актов характеризуются бессрочностью их действия и теряют свою юридическую силу лишь в случаях прямой их официальной отмены либо принятия нового акта, регулирующего данную сферу правоотношений.

В жизни иногда встречаются случаи действия уже формально отмененных законов, и это не парадоксальная ситуация, а вполне нормальная правовая практика. Например, в рамках уголовно-правовых отношений при возникновении определенных особенностей правового регулирования тех или иных отношений (введение в действие нового Уголовного кодекса, изменение состава преступления) действия виновного рассматриваются по закону, действовавшему на время их совершения.

Это называется переживанием закона и является особым свойством конкретного нормативно-правового акта или его отдельной части, в установленном порядке утративших юридическую силу, но по специальному указанию продолжающих регулировать отдельные сферы общественных отношений. В рамках вопроса о действии нормативно-правовых актов немаловажное значение имеют положения о так называемой обратной силе закона. Обычно вновь принятый нормативный акт, прекращая действие прежнего акта, обратной силы не имеет, т.е.

не распространяется на случаи, которые произошли до его принятия. На это указывали в свое время еще древнеримские юристы:

«Закон действует на будущее, судьярассматриваетпрошлое»

, «Закон смотрит вперед, он не действует в обратном направлении». Однако подобное категоричное правило характерно лишь для реализации норм, ухудшающих положение субъектов права либо вводящих юридическую ответственность за ранее ненаказуемые деяния.

Но и для этих случаев могут быть исключения, указываемые в самом нормативно-правовом акте. «Новые» нормы, смягчающие или устраняющие юридическую ответственность, распространяются на все ранее произошедшие случаи, безусловно, без какого-либо особого указания закона (ст.

54 Конституции РФ). Вместе с тем, например, ч. 1 ст. 4 ГК РФ прямо закрепляет положение о том, что

«акты гражданского законодательства не имеют обратной силы»

, если только это прямо не предусматривается соответствующими нормами права.

Действие нормативно-правовых актов в пространстве. Пространственные пределы действия нормативно-правовых актов определяются территорией государства, которая проявляется как: ❖ территория в пределах государственных границ — это суша (недра, т.е. земная кора до глубин, доступных для геологического изучения и освоения, континентальный шельф (200 морских миль), а также принадлежащие государству острова и анклавы); воды, включая внутренние (реки, озера, водохранилища, внутренние моря) и территориальные воды (12 морских миль); воздушное пространство (принято считать до 100 км по вертикали); ❖ условная территория государства — территория посольств и консульств за рубежом, морские, речные, воздушные и космические корабли под флагом или знаком государства, кабели и трубопроводы в открытом море.

При этом следует отметить, что военные суда всегда и везде являются территорией государства, а невоенные — только в водах или воздушном пространстве своего государства.

Сама территория государства в юридической науке рассматривается как единство следующих признаков и характеристик: ❖ геолого-географические (материковое или островное положение, формы и контуры поверхности, особенности рельефа (равнинный, гористый), ландшафт, недра, климатические и ботанические пояса и т.д.); ❖ социокультурные (численность, плотность и распределение населения по регионам, национальный состав и характер занятий населения, промышленная развитость, степень освоения земель, использования водных ресурсов, наличие ирригационных сооружений, природно-энергетических объектов, характер техногенных воздействий на природу и т.д.); ❖ политико-юридические (целостность и неприкосновенность государственной территории, административно-территориальное деление, правовой режим внутренних и внешних границ и т.д.); ❖ демографические (численность и динамика населения) (С.Н.

Бабурин). Наряду с критерием территориальности немаловажное значение имеет и критерий компетенции органа, издавшего тот или иной нормативно-правовой акт. Так, акты федеральных органов государственной власти действуют на всей территории государства, акты органов исполнительной власти субъекта Федерации — только в рамках данного субъекта; действие актов нормативного характера, принимаемых органами местного самоуправления, соответственно еще уже и ограничено границами данного муниципального образования.

При рассмотрении территориальной сферы действия нормативно-правовых актов необходимо помнить о таком понятии, как экстерриториальность, т.е. распространение действия нормативных актов за пределами государства (военные суда, территория дипломатических представительств и миссий за рубежом).

Кроме того, экстерриториальность проявляется и в том, что в соответствии со ст.

12 УК РФ граждане РФ, совершившие преступление за границей, если они не были осуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности по законодательству РФ.

Иностранцы, совершившие преступление вне пределов РФ, если не были осуждены в иностранном государстве, подлежат уголовной ответственности по законодательству РФ, если это преступление направлено против интересов РФ.

Иностранцы или iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . — лица без гражданства, не проживающие постоянно на территории РФ и совершившие преступление за пределами РФ, в отношении которого она в соответствии с международными договорами обязалась принимать меры по пресечению и наказанию, могут быть привлечены к уголовной ответственности в соответствии с этими договорами (фальшивомонетничество, распространение наркотиков, угон воздушного судна и т.п.). Зачастую в таких случаях предусматривается выдача преступников (экстрадиция).

Российские граждане, совершившие преступления за границей (в том числе и военнослужащие), выдаче иностранным государствам не подлежат, и ответственность несут в соответствии с уголовным законодательством РФ.

Действие нормативно-правовых актов по кругу лиц. Действие нормативно-правовых актов распространяется на всех лиц (физических и юридических), находящихся на территории государства либо его отдельной части.

Однако некоторые нормативные акты направлены на регулирование правового положения строго определенных субъектов. В связи с этим субъекты права делятся на несколько видов по самым различным критериям. В зависимости вида субъекта права: физические лица и юридические лица (внутригосударственные, совместные, иностранные организации) ; в зависимости от гражданства — граждане государства, иностранные граждане, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы; в зависимости от половой и возрастной принадлежности — женщины, молодежь, пенсионеры; в зависимости от профессиональной принадлежности — военнослужащие, бюджетники (федеральные, региональные), врачи, сотрудники органов внутренних дел, работники коммерческих организаций и предприятий; в зависимости от территориальной принадлежности — жители районов Крайнего Севера и т.п.

Что касается иностранцев, то в отношении их имеются существенные ограничения право- и дееспособности.

Так, закон запрещает им занимать определенные должности или заниматься определенными видами деятельности (в том числе и частной), находиться на государственной или муниципальной службе; вести трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему разрешено временное проживание; запрещено заниматься трудовой деятельностью вообще без разрешения таковой.

Имеются значительные ограничения в свободе передвижения (запрет посещения определенных территорий, организаций и объектов). Специальной гражданской правоспособностью обладают также и юридические лица с участием иностранцев.

Например, коммерческие организации с долей иностранных граждан либо лиц без гражданства в уставном капитале более чем 50% земельными участками могут обладать лишь на праве аренды; им также запрещена приватизация помещений. В рамках данного вопроса следует также затронуть положения о так называемых правовых иммунитетах, т.е.

совокупности особых льгот и привилегий, устанавливаемых законодательством для определенных категорий лиц и связанных преимущественно с их освобождением от определенных обязанностей либо от ответственности, призванных обеспечивать выполнение этими лицами соответствующих функций. Иммунитеты выводят из-под действия закона конкретно названых лиц.

Иммунитеты выводят из-под действия закона конкретно названых лиц. К таким субъектам относятся лица, наделенные дипломатическим иммунитетом: послы, поверенные в делах, посланники, советники, секретари посольств, атташе, торговые представители. Они не могут быть привлечены к административной или уголовной ответственности, не подлежат задержанию и аресту.

Обычно их в качестве персон нон грата (нежелательных лиц) высылают за пределы страны пребывания в свою страну, по законам которой их могут привлечь к ответственности за совершенное в РФ правонарушение.

Наряду с дипломатами обладателями иммунитета в тех или иных ситуациях могут быть депутаты, кандидаты в депутаты, Президент РФ, Председатель Счетной палаты РФ, Уполномоченный по правам человека в РФ, судьи, прокуроры, близкие родственники лиц, привлекаемых к уголовной ответственности, которые могут не давать показаний и не привлекаться к ответственности, и многие другие субъекты.

Всего в сфере, например, уголовного судопроизводства по законодательству Российской Федерации и в силу международных договоров наделены иммунитетом более тридцати категорий российских граждан и около 150 категорий иностранцев (A.B. Малько). ОСНОВНЫЕ МЕТОДИКИ КОДИФИКАЦИИ.

ФРАНЦУЗСКАЯ ШКОЛА Самый заметный «минус» сложившейся в нашей стране в результате преобразований последних лет системы правового регулирования — недостаточная системность созданного в результате правовой реформы законодательства, что выражается в коллизиях, противоречиях между положениями существующих нормативных правовых актов, в недостаточной логической связи между правовыми предписаниями, в отсутствии нормативного механизма реализации положений законов (системы подзаконных актов, разъясняющих порядок такой реализации и определяющих участников этого процесса).

В этих условиях совершенно необходимым механизмом совершенствования правового регулирования становится такой вид систематизации действующего законодательства, как кодификация — выражение норм права, содер- Д.В. ЧУХВИЧЕВ, кандидат юридических наук жащихся в систематизируемых нормативных правовых актах и иных формах права в одном новом едином и комплексном акте, официальное принятие и утверждение которого в качестве акта законодательства лишает законной силы все эти систематизируемые акты.

В ходе кодификации в одном новом кодификационном акте объединяются все нормативно-правовые предписания систематизируемого массива законодательства. При этом с принятием кодифицирующего акта все старые акты утрачивают регулятивную необходимость и теряют свою юридическую силу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис . Однако проведенные в нашей стране в последние полтора десятилетия кодификации нельзя назвать совершенными.

Далеко не все цели, связанные с необходимостью упорядочения и глобальной систематизации, были выполнены из-за отсутствия единой методи-

Действие уголовно-процессуальных нормативных правовых актов во времени, пространстве и по кругу лиц

Действие уголовно-процессуального закона во времениВ соответствии со ст.

4 УПК РФ при производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК РФ.Действующим является закон, который вступил в силу и не утра­тил ее к моменту выполнения определенного процессуального дейст­вия. Вступление уголовно-процессуального закона в силу регулиру­ется

  1. общим нормативным актом — Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу феде­ральных конституционных законов, федеральных законов, актов па­лат Федерального Собрания», а также
    • общим нормативным актом — Федеральным законом от 14 июня 1994 г. № 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу феде­ральных конституционных законов, федеральных законов, актов па­лат Федерального Собрания», а также
    • специальным Федеральным законом «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».
  2. специальным Федеральным законом «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации».

Уголовно-процессуальному закону свойственно только немед­ленное действие во времени (распространяет свое действие лишь на те общественные отношения, которые возникли после его вступления в силу).

Это означает, что уголовно-процессуальный закон обратной силы не имеет, хотя такой термин в тексте УПК РФ, в отличие от материального уголовного закона (ст.

10 УК РФ), отсутствует.В соответствии со ст. 10 УК РФ все три случая действия уголовного закона с обрат­ной силой связаны только с тем или иным улучшением положения лица, совершившего преступление. Но в уголовном судопроизвод­стве

  • указания на отме­ну в новом законе, заменяющем предыдущий;
  • Общие вопросы
  • главы дипломатических представи­тельств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государ­ства пребывания;
  • История Отечества (Россия)
  • замены (фактической отме­ны) закона.
  • главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического предста­вительства, осуществляющие административно-техническое обслу­живание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государ­ства пребывания или не проживают в нем постоянно;
  • присяжные заседатели вправе прервать совещание для отдыха (ч. 3 ст. 341 УПК РФ).
  • другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным до­говорам РФ.
  • запре­щается производство привода (ч. 5 ст. 113 УПК РФ) и следственных действий (ч. 3 ст. 164 УПК РФ), за исключением случаев, не терпя­щих отлагательства,
  • уголовно-процессуальные нормы — это нормы процедурного характера, которые устанавливают лишь бо­лее простой или более сложный порядок производства по уголовно­му делу, в подавляющем большинстве случаев не имеют конкретных санкций и не устанавливают никаких видов ответственности и нака­заний за нарушение этого порядка (исключение — денежное взыска­ние, предусмотренное ч. 4 ст. 103, ст. 117 УПК РФ). Поэтому отсут­ствует надежный критерий, позволяющий однозначно определить, какая процедура — прежняя или новая — ухудшает или улучшает по­ложение сторон или иных участников уголовного судопроизводства.
  • Понятия
    • официальной отмены закона;
    • замены (фактической отме­ны) закона.
  • указания на отмену в законе о порядке введения в действие вновь принятого уголовно-процессуального закона.

  • Угостить кофе ☕
  • Бюджетное право
  • Учёба
  • Конституционное право
  • Практика
  • издания перечня законов, утративших юридическую силу в связи с приняти­ем нового уголовно-процессуального закона;
  • Жилищное право
  • История государства и права зарубежных стран
  • издания самостоятельного за­кона, устраняющего юридическую силу другого закона;
  • Соглашение об использовании cookie-файлов
  • Административный процесс
  • Конкурентное право
  • Политика конфиденциальности
  • Понятия
    • главы дипломатических представи­тельств, члены представительств, имеющие дипломатический ранг, и члены их семей, если последние не являются гражданами государ­ства пребывания;
    • главы государств, правительств, главы внешнеполитических ведомств государств, члены персонала дипломатического предста­вительства, осуществляющие административно-техническое обслу­живание представительства, члены их семей, проживающие вместе с указанными лицами, если они не являются гражданами государ­ства пребывания или не проживают в нем постоянно;
    • другие лица, которые пользуются иммунитетом согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и международным до­говорам РФ.
  • Пользовательское соглашение
  • Гражданское право (ч. 2 Обязательственное право)
  • Учеба
  • Гражданское процессуальное право
  • официальной отмены закона;
  • всегда затрагиваются интересы двух сторон — обви­нения и защиты;
  • Земельное право
  • Материалы партнёров
    • запре­щается производство привода (ч.

      5 ст. 113 УПК РФ) и следственных действий (ч. 3 ст. 164 УПК РФ), за исключением случаев, не терпя­щих отлагательства,

    • присяжные заседатели вправе прервать совещание для отдыха (ч.

      3 ст. 341 УПК РФ).

Источники УПП.

Действие уголовно-процессуального закона во времени, пространстве и по кругу лиц.

1 Ответы по УПП. Понятие, сущность и назначение уголовного судопроизводства. Стадии уголовного процесса и их признаки.

Уголовный процесс представляет собой деятельность компетентных государственных органов и должностных лиц по расследованию и рассмотрению уголовных дел, основанную на принципах уголовного судопроизводства и регламентированную уголовно-процессуальным законом.

Уголовный процесс иначе называют уголовным судопроизводством.Сущность уголовного судопроизводствачетко выражается посредством установления его назначения. Своим назначением уголовное судопроизводство имеет: защиту прав и законных интересов лиц и организаций, потерпевших от преступления; защиту личности от незаконного и необоснованного обвинения, осуждения, ограничения ее прав и свобод.

Стадия уголовного процесса – это обособленная часть уголовного судопроизводства, направленная на достижение конкретных, присущих только ей, задач.

В уголовном процессе России различают 8 стадий: 6 основных и 2 дополнительных (исключительных).

1) возбуждение уголовного дела, предусматривающее тщательную проверку достоверности информации о совершенном либо готовящемся преступлении с целью обнаружения признаков преступления, достаточных для принятия решения о возбуждении уголовного дела либо отказа в возбуждении такового; 2) предварительное расследование, осуществляемое в виде дознания или предварительного следствия и служащее для установления события преступления, лиц, виновных в его совершении, а также всех иных необходимых обстоятельств, которые составляют предмет доказывания по каждому уголовному делу и перечислены в ст.

73 УПК РФ. 3) назначение судебного заседания (стадия предания суду).

В данной стадии судья, получив от прокурора уголовное дело, решает ряд вопросов, таких как: может ли он рассматривать поступившее дело по существу, т.е. подсудно ли оно ему, или дело необходимо направить для рассмотрения в другой суд; нет ли оснований возвратить уголовное дело прокурору для исправления допущенных дознавателем или следователем технических ошибок в порядке ст. 237 УПК РФ; прекратить производство по уголовному делу или уголовное преследование в порядке ст.

239 УПК РФ; приостановить производство по делу (ст. 238 УПК РФ. Если ни одного из перечисленных оснований судья по поступившему делу не усматривает, он выносит постановление о назначении судебного заседания и производство по делу переходит на следующую стадию; 4) судебное производство в суде первой инстанции (стадия рассмотрения уголовного дела по существу). В этой стадии судья единолично либо суд коллегиально (три профессиональных судьи или суд присяжных) рассматривают дело, по существу.

Данная стадия оканчивается вынесением постановления (определения) о прекращении уголовного дела (преследования), либо вынесением обвинительного или оправдательного приговора; 5) производство в суде второй инстанции (апелляционное и кассационное производство) служит проверочной стадией законности, обоснованности и справедливости решений суда первой инстанции, не вступивших в законную силу; 6) исполнение приговора.

Стадия, в которой вступившие в законную силу постановление, определение или приговор суда (судьи) обращаются к исполнению. Дополнительные, т.е. те, через которые производство по уголовному делу проходит в исключительных случаях: 1) надзорное производство, в котором подлежат пересмотру решения суда по уголовным делам, уже вступившие в законную силу.

2) возобновление дел по новым или вновь открывшимся обстоятельствамотличается от надзорного производства не только основаниями производства (при пересмотре судебного решения в надзорном порядке производство не возобновляется), но и особым порядком производства по уголовному делу на данной стадии, которому предшествует отмена постановления, определения или приговора суда по данному делу, вступивших в законную силу (ст.

413 УПК РФ). Источники УПП – это внешние формы выражения уголовно-процессуальных норм.

1. Конституция Российской Федерации.

Конституционные положения, которые касаются уголовного судопроизводства, преимущественно сосредоточены в гл. 2 и 7, где получили свое закрепление права и свободы человека и гражданина, а также компетенция судебной власти.

2. Федеральные конституционные законы, регламентирующие судопроизводство по уголовным делам в Российской Федерации. Это — федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде РФ», «О судебной системе», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ».
Это — федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде РФ», «О судебной системе», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ». 3. Наиболее полно уголовно-процессуальную деятельность регламентирует УПК РФ, который был принят Государственной Думой 22 ноября 2001 г., подписан Президентом РФ 18 декабря 2001 г.

и вступил в силу с 1 июля 2002 г. Он состоит из 6 частей, 19 разделов, 57 глав, 476 статей. 4. Иные федеральные законы, содержащие уголовно-процессуальные нормы.

Это, например, ФЗ

«Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»

, «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» и другие. 5. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации.

Наиболее значимые, имеющие непосредственное отношение к уголовному судопроизводству положения содержатся во Всеобщей декларации прав человека (1948); Международном пакте о гражданских и политических правах (1966); Европейской конвенции о защите прав и основных свобод человека (1950); Конвенции против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих видов обращения и наказания (1984). А также к источникам УПП относятся Указы Президента РФ, Постановления Правительства РФ. К актам ненормативного характера, разъясняющие и дающие толкования уголовно процессуальным нормам относятся постановления Пленума ВС и КС РФ.

Действие уголовно-процессуального закона в пространстве.Производство по уголовному делу на территории Российской Федерации независимо от места совершения преступления ведется в соответствии с настоящим Кодексом, если международным договором Российской Федерации не установлено иное. Нормы УПК применяются также при производстве по уголовному делу о преступлении, совершенном на воздушном, морском или речном судне, находящемся за пределами территории Российской Федерации под флагом Российской Федерации, если указанное судно приписано к порту Российской Федерации.

Действие уголовно-процессуального закона во времени.При производстве по уголовному делу применяется уголовно-процессуальный закон, действующий во время производства соответствующего процессуального действия или принятия процессуального решения, если иное не установлено УПК. Действие уголовно-процессуального закона по кругу лиц.

Производство по УД о преступлениях, совершенных иностранными гражданами или лицами без гражданства, ведется на территории РФ в соответствии с правилами УПК 1 Рекомендуемые страницы:Читайте также:: При подготовке публичного выступления перед оратором возникает вопрос, как лучше словесно оформить свою.: В настоящее время в России идет становление новой системы образования, ориентированного на вхождение.: Понятно, что управление гостиницей невозможно без специальных знаний. Соответственно, важна квалификация.

Уголовно-процессуальный закон и его действие в пространстве, во времени и по кругу лиц

Как работает сервис Содержание Уголовно-процессуальный закон (УПЗ) включает нормативные акты, действующие во времени, в определенном пространстве и в соответствующем кругу лиц.

Действие уголовно-процессуального закона во времени обусловлено тем, что любой уголовно-процессуальный закон РФ в соответствии с установленными правилами может вступить в силу на территории нашего государства по истечении десяти дней с момента официального его опубликования или с того времени, которое указано в самом законодательном акте.

Статья 4 УПК содержит положение, что не зависимо от времени, когда произошло совершение преступления, в случае производства по уголовному делу должны использоваться нормы уголовно-процессуального права, которые вступают в действие на стадии совершения процессуального действия (принятия процессуальных решений).

Подобную трактовку закона можно объяснить принятыми в обществе мнениями, что новый процессуальный закон более совершенен, чем предыдущий.

Предполагается, что его нормы в большей мере дают гарантию на осуществление законных прав и интересов граждан, которые участвуют в уголовном судопроизводстве. Для уголовно-процессуального закона не предусмотрена обратная сила.

Порядок действия уголовно-процессуального закона в пространстве характеризуется особенностями, которые содержит в себе ч.

1 ст. 2 УПК. Закон гласит, что производство по уголовным делам на территории нашей страны необходимо осуществлять, используя нормы российского процессуального права. Это не зависит от места совершения преступного деяния, если иное не установил международный договор.

«Территория России» определена в Конституции РФ. Порядок действия уголовно-процессуального закона в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства может определяться в соответствии с общими правилами.

Требование ч. 1 ст. 3 УПК включает информацию о том, что производство по уголовному делу по преступным деяниям, которые совершили иностранцы или лица без гражданства на территории РФ, должно осуществляться по правилам отечественного уголовного судопроизводства. Нужна помощь преподавателя? Опиши задание — и наши эксперты тебе помогут! Описать задание В соответствии с ч.

2 ст. 3 УПК любое процессуальное действие, которое предусматривает УПК, может быть совершено по просьбе или с согласия лиц, использующих право дипломатической неприкосновенности.

Подобные согласия (просьбы) оформляет МИД России.

С соответствующими оговорками нормы УПК используются и по отношению к некоторым российским гражданам, включая лиц, которые занимают определенные должности. Таких лиц в силу статуса неприкосновенности можно привлечь к уголовной ответственности только при соблюдении некоторых правил, которые содержатся в уголовно-процессуальном праве и в других его источниках. Это законодательное положение не представляет собой персональную привилегию, оно должно обеспечивать установленному кругу лиц независимое положение в случае осуществления государственных функций.

В случае отправления правосудия судье необходима независимость для принятия решений без определенного внешнего влияния. Подобное положение способно предоставить возможность принимать законные, обоснованные и справедливые решения. Статус независимости судей в этом примере проявляется в виде определенных гарантий в отношении действующих судей и тех, кто находится в отставке.

Если рассматривать пределы действия УПЗ, то необходимо обратить внимание на аналогию в уголовно-процессуальном праве.

Так, действующие положения УПК не закрепляют институт аналогии. Это отрицательным образом отражается на правоприменительной практике.

Например, проблема выделения дела в отдельное производство или объединение нескольких уголовных дел в одно производство, раньше мог быть решен судом при использовании ст. 26 УПК РСФСР. Сегодня процессуальным законом не упоминается суд в качестве участника этих правоотношений. Тем не менее, для судебной практике часто характерно возникновение этих вопросов.

Есть мнение, что суды не должны осуществлять процессуальные действия, которые связаны с объединением или выделением уголовных дел, так как это представлено обвинительной функцией.

Представляется, что такая постановка проблемы не может являться аргументом в споре, поскольку выделение уголовного дела в отдельное производство, включая объединение нескольких дел, никаким образом не связано с обвинительной функцией, а является организационно-правовым вопросом. В одном случае происходит обеспечение правы на законный состав суда, а в другом происходит обеспечение разумных сроков рассмотрения любого уголовного дела в судах.

Не без оснований в одном из решений Конституционного Суда РФ содержится информация о том, что пробелы процессуального законодательства необходимо восполнять, используя процессуальную аналогию.

Кроме этого, теорией уголовного процесса допускается процессуальная аналогия. Понятие «аналогия» в уголовном процессе не используется до конца.

Это объясняется несовершенством законодательства и существованием пробелов в нем. Также необходимо помнить, что законодательная власть не всегда может успеть за быстро развивающимися отношениями в обществе, включая уголовно-процессуальные. По этой причине появляется потребность практически заполнить процессуальные пробелы с помощью уголовно-процессуальной аналогии, а также судейского усмотрения.

По этой причине появляется потребность практически заполнить процессуальные пробелы с помощью уголовно-процессуальной аналогии, а также судейского усмотрения. В этой ситуации необходимо стремление к тому, чтобы результат аналогии и судейского усмотрения не смог создать нормативную новизну.

Действие уголовно-процессуального законодательства во времени, пространстве и по кругу лиц

Конституция Российской Федерации.

— М., 1993. 2.Уголовно — процессуальный кодекс Российской Федерации 18.12.2001г. №174-ФЗ// Собрание законодательства Российской Федерации 24.12.2001 г.

№52 (ч.1). Ст. 4921. .Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.).

.Венская конвенция о дипломатических сношениях. — Вена, 18 апреля 1961 г. .Федеральный конституционный закон от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» // РГ РФ.

— 1994. — № 138-139; СЗ РФ. — 1994.

— № 13. — Ст. 1447. .Федеральный закон от 31 мая 2002 г.

№ 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» // РГ РФ. — 2002. — № 100;СЗ РФ. — 2002.

— № 22. — Ст. 2031. .Федеральный закон от 25 июля 2002 г.

№ 115-ФЗ

«О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»

// РГ РФ.

— 2002. — № 140; Собрание законодательства Российской Федерации.

— 2002 г. — № 30. — Ст. 3032. .Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. № 4528-1 «О беженцах» // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 1993. — № 12. — Ст. 425. .Постановление от 02.07.1998 № 20-П «По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан».

— 1993. — № 12. — Ст. 425. .Постановление от 02.07.1998 № 20-П

«По делу о проверке конституционности отдельных положений статей 331 и 464 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами ряда граждан»

. .Постановление от 23.03.1999 № 5-П «По делу о проверке конституционности положений статьи 133, части первой статьи 218 и статьи 220 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР в связи с жалобами граждан В.К.

Борисова Б.А. Кехмана, В.И. Монастырецкого, Д.И.

Фуфлыгина и общества с ограниченной ответственностью «Моноком». .Постановление Президиума Верховного Суда РФ от 4 июня 2003 г. по делу Митрохина // Бюллетень Верховного Суда РФ.

-2003. — № 12. — С. 13-14. .Определение Конституционного Суда Российской Федерации

«Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Курганского городского суда Курганской области о проверке конституционности части первой статьи 3, статьи 10 Уголовного кодекса Российской Федерации и пункта 13 статьи Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации»

от 10.07.2003 г. № 270-О // Вестник Конституционного Суда Российской Федерации. — 2003. — № 5. .Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов.

— М., 2002. .Безлепкин Б.Т. Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / Б.Т. Безлепкин. — 7-е изд., перераб. и доп. — М.: КНОРУС, 2008. .Законодательный процесс.

Понятие. Институты. Стадии: Научно-практическое пособие / Отв. ред. д.ю.н., проф. Р.Ф. Васильев. — М., 2000. .Керимов Д.А. Законодательная техника.

Научно-методическое и учебное пособие.

— М., 2000. .Комментарий к Конституции Российской Федерации / Отв. ред. ЛЛ. Окуньков. — М., 1996.

.Комментарий к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации (постатейный) / под ред.

И.Л. Петрухина. — 6-е изд., перераб. и доп. — М.: ТК Вслби, Изд-во Проспект, 2008. .Наумов AM. Российское уголовное право.

Курс лекций. В 2-х т. Т. 1. Общая часть. 3-е изд., перераб. и доп. — М., 2004. .Научно-практическом комментарии к Уголовно-процессуальному кодексу Российской Федерации / под ред.

В. М. Лебедева и В. П. Божьева. Изд. 3-е. — М.: Юрайт, 2007. .Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. Б.Б. Булатова, А.М. Баранова.

— 2-е изд., перараб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010. .Уголовный процесс: учебник для вузов и ссузов / Н.С.

Манова, Ю.В. Францифоров. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.

.Уголовный процесс: учебник для вузов / под ред. Б.Б. Булатова, А.М. Баранова.

— 2-е изд., перараб. и доп. — М.: Издательство Юрайт; ИД Юрайт, 2010.

  1. Скачать документ Информация о работе
  2. Скачать документ Информация о работе
  3. Скачать документ Информация о работе
  4. Скачать документ Информация о работе
  5. Скачать документ Информация о работе
  6. Скачать документ Информация о работе

Не нашел материал для своей работы?