Будет ли повышение ен на бнзин

Будет ли повышение ен на бнзин

Уравнение с двумя неизвестными: на сколько ещё подорожает бензин в ближайшее время


Цены на бензин снова стали обсуждаемой темой с начала этого года. Топливо уверенно дорожает. Появились прогнозы, предрекающие повторение тревожного сценария 2018 года. Такие опасения в середине марта высказали в Счётной палате. Кстати, ценники на заправках три года назад взлетели на 9–15%.Подобного развития событий не исключают и в Национальном топливном союзе.

По оценкам организации, темпы подорожания бензина могут превысить инфляцию, а в худшем случае цены вырастут на 14% до конца года.

Как решение проблемы обсуждались снижение акцизов на топливо, отмена демпфера и увеличение нормативов продаж на бирже.— Вся система производства и реализации топлива, от добычи нефти до переработки и реализации готовой продукции, представляет собой весьма жёсткую вертикально интегрированную структуру. Соответственно, любые изменения в цепи хозяйственных связей неизбежно сказываются на розничной цене на бензин. Ключевую роль в формировании стоимости топлива для потребителя играет оптовая цена.

По своей сути сложившаяся система нефтепереработки в нашей стране носит характер олигополии. Это предполагает ограниченную конкуренцию на рынке оптовых поставок топлива.

В результате неизбежно возникает мощный драйвер роста цен.

Сгладить негативное влияние инфляционных факторов на внутреннем рынке призван демпферный механизм, работа которого доказала свою эффективность, — рассказал преподаватель кафедры финансовых дисциплин Высшей школы управления финансами Анатолий Гожий.Экономист отметил, что розничные цены на бензин в России одни из самых низких в Евразии. Однако, как всякий механизм, демпфер требует периодической настройки в соответствии с изменением внешних условий.

Основа компенсационного механизма — индикативная цена.

Это стоимость топлива в опте, которую устанавливает правительство. Как пояснил Анатолий Гожий, она была адекватна определённым экономическим реалиям, предполагающим стабильное развитие и предсказуемый уровень инфляции. Когда мировые цены растут, наличие экспортной альтернативы становится определяющим фактором ценового давления на внутреннем топливном рынке.— На стоимость бензина влияет рост нефтяных цен.

Когда мировые цены растут, наличие экспортной альтернативы становится определяющим фактором ценового давления на внутреннем топливном рынке.— На стоимость бензина влияет рост нефтяных цен. Производителям выгоднее продавать дорогую нефть за границу, чем поставлять её на внутренний рынок. В итоге в стране сокращается предложение, а цены на сырьё подскакивают.

Если нефть будет дорожать, то цены на бензин в России продолжат расти, — считает завкафедрой коммерции и торгового дела университета «Синергия» Галина Чернухина.Фото © YandexАнатолий Гожий полагает, что демпфер выполняет поставленную перед ним задачу и механизм в целом работает эффективно.

В противном случае внутренние цены уверенно устремились бы вверх вслед за мировыми.По мнению экономиста, на сегодняшний день демпфер остаётся единственным эффективным методом регулирования внутренних цен на бензин, правда, требующим постоянной оперативной настройки.Анатолий Гожий считает, что скачки цен вполне возможны.

При этом механизм демпфера будет скорректирован. Соответственно, по результатам года заметного роста стоимости топлива быть не должно.

Повышение будет в пределах инфляции.— Впрочем, чтобы кардинально решить проблему, нужно фундаментально перестроить систему налогообложения отрасли. Налоговая нагрузка на нефтепереработку ограничивает инвестиционные возможности отрасли.

К тому же исключается вероятность появления новых производителей, тем самым ограничивается конкуренция.

В результате механизм чисто рыночного регулирования цен становится негибким, — пояснил Анатолий Гожий.Фото © YandexПотребитель должен быть готов к дальнейшему росту стоимости бензина и дизеля. Так считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев. По его мнению, рост в пределах 10–15% вполне возможен, так как налоговая нагрузка на производителей топлива в РФ достаточно высока.

В цене одного литра бензина или солярки более 70% — это НДПИ (налог на добычу полезных ископаемых, который в этом году увеличен), акцизы (которые также выросли), демпфер, НДС. Стоимость сырья — не более 10%, затраты на производство — около 8%, прибыль производителя и затраты АЗС — примерно по 6%.— Поскольку растёт налоговая составляющая, повышаются и цены для конечного потребителя.

Коррекция демпфера, которую Минэнерго готово предложить с 1 мая, коснётся только бензина и лишь частично затормозит рост цен на оптовом рынке (что сказывается и в рознице).

Но кардинально ситуацию не изменит. Поэтому действительно нужен пересмотр и уровня акцизов, и всей механики демпфера, когда из-за роста мировых цен на нефтепродукты российским НПЗ выгоднее продавать продукцию на экспорт. При этом внутри России может образоваться дефицит, что реально способно привести к резкому росту цен на АЗС, — полагает Артём Деев.Фото © YandexСтарший аналитик ИАЦ «Альпари» Анна Бодрова считает, что формула демпфера скорректирована в верном направлении и новых редакций тут совсем не требуется.

При этом весной на топливный рынок оказывает влияние спрос, так как идёт посевная, потребность в дизеле и бензине увеличивается. Потребители по мере ослабления карантинных мер тоже становятся несколько более активными в передвижениях. Это также влияет на параметры спроса и предложения — ценник плавно растёт.

Такое стандартное повышение весной происходит регулярно. Плавно — то есть на 1–1,5% в квартал. — Особенных рисков для топливного рынка нет.

Всё в рамках ожиданий, если только правительство не захочет «подтянуть» чуть больше средств через налоговые и акцизные механизмы. Тогда цены на топливо будут расти быстрее.

В среднем по году бензин дорожает на 8–10%, в этом году прирост цен ожидается в таких же пределах, — полагает Анна Бодрова.В последнее время производители топлива всё чаще предупреждают о грядущем подорожании бензина.

При этом напоминают о ситуации взлёта цен в 2018 году и ссылаются на рост биржевых цен бензина в России в декабре – марте на 18,5%.

Однако ситуация на внутреннем топливном рынке в реальности далека от опасностей 2018 года. Такое мнение высказал главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.Он напомнил, что тогда цены на АЗС поднялись из-за роста мировых котировок нефти к 80 долларам за баррель, а механизмов рыночного воздействия на розничную стоимость бензина не было.
Такое мнение высказал главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.Он напомнил, что тогда цены на АЗС поднялись из-за роста мировых котировок нефти к 80 долларам за баррель, а механизмов рыночного воздействия на розничную стоимость бензина не было.

Сейчас цена Brent даже после сильного увеличения не превысила 70 долларов, а в последние дни упала ниже 62. Дальнейший заметный и быстрый рост маловероятен.

Кроме того, на бирже приобретается лишь около 10% бензина, поступающего в розницу. Это делают, как правило, независимые АЗС.

Основная же масса заправок принадлежит крупным нефтяным компаниям, поставляющим в розницу на свои станции производимый ими же бензин.— Но главное даже не в этом. Именно как «урок» из топливного кризиса 2018 года появился и проявил эффективность на практике демпферный механизм, как раз и сглаживающий влияние сильных скачков удорожания или удешевления нефти на цену бензина. Причём недавно правительство поменяло этот механизм по просьбе и в пользу нефтяных компаний.

Теперь он учитывает более высокую инфляцию. Сейчас демпфер предполагает индексацию внутренних оптовых цен на топливо на 5% — ближе к уровню реальной повысившейся инфляции.

И именно от этих цен рассчитывается «демпферная» субсидия нефтяникам, которая становится выше, чем раньше. Фактически бюджет теперь за свой счёт в большей мере компенсирует нефтяникам их отказ от высоких розничных цен.

Отменять сейчас демпферный механизм нет смысла, он гибок и неплохо выполняет свои функции, — считает Марк Гойхман.В Минэнерго тоже высказали свою позицию по этому вопросу. Официально отказываться от демпферного механизма не планируется.

Напомним, что с начала 2021 года мировая цена нефти поднялась с 16 до 62 долларов за баррель Brent, то есть в 3,9 раза. Биржевая оптовая цена бензина — на 18,3%. В то же время розничная цена на литр АИ-95 в среднем в России повысилась на 2,1% — с 48,2 до 49,3 рубля.— Стоимость топлива — остросоциальный вопрос.

Ему уделяется постоянное и пристальное внимание властей.

Поэтому, имея действенные способы относительного регулирования цены на бензин, они могут не допустить резкого повышения в рознице.

Вероятно, удорожание на АЗС будет ненамного опережать общую инфляцию и составит до 6–7% за год, — заключил Марк Гойхман.С 1 мая заработает новый демпферный механизм. При этом бензин плавно продолжает дорожать за счёт некоторой активизации спроса. Из-за этого в апреле топливо может прибавить в цене ещё 1,5–3%.

Такой прогноз даёт Анна Бодрова.

По оценкам аналитика, бензин продолжит дорожать до конца весны. Затем летом возможен спад. В среднем же по итогам года, считает аналитик, стоимость топлива вырастет не более чем на 7%.

Цены на бензин двигаются к красной линии: На сколько подорожает топливо в июне

Если посмотреть динамику цен на бензин последних лет, то видно, что в среднем за три летних месяца бензин дорожает на 2–4%. Единственным исключением был 2018 год. Тогда в России разразился «топливный кризис».

С апреля по июнь цены на бензин взлетели на 7–8%, после чего были заморожены и летом не менялись.

Об этих событиях напомнил старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.Если же посмотреть на график изменения цен на дизель, то здесь складывается другая ситуация. Летом серьёзного колебания цен обычно не бывает. Дизельное топливо активно дорожает в осенне-зимний период. Правда, это во многом связано с тем, что себестоимость зимнего дизеля выше, чем летнего.

Правда, это во многом связано с тем, что себестоимость зимнего дизеля выше, чем летнего.

Соответственно, такое топливо само по себе дороже.— В 2021 году ситуация на российском топливном рынке сложнее, чем в предыдущие несколько лет. За исключением разве что кризисного 2018 года. В основном это связанно с долгой настройкой топливного рынка после пандемии, когда запасы бензина в России в зимний период и в начале весны 2021 года были на аномально низком уровне.

Они составляли около 1,2–1,3 миллиона тонн при норме 1,6–1,8 миллиона тонн. При этом уровень оптовых цен был завышенным.

Все это привело к тому, что биржевые цены зимой не упали, как это обычно бывает, а выросли, — рассказал Александр Розман.Обычно независимые АЗС зимой закупают топливо впрок на весенне-летний сезон по низким ценам. В этом году сделать так не получилось.

По словам Александра Розмана, в связи с этим независимые АЗС не смогут удержать рост цен на своих заправках в пределах уровня годовой инфляции.Средняя розничная цена бензина АИ-95 к 25 мая поднялась к 50 рублям за литр. За месяц она повысилась на 0,6%, с 49,7 рубля. С начала года увеличение составило 4,2% — с 48 рублей.

Динамика явно опережает общую потребительскую инфляцию. Такой вывод сделал главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.— Причины во многом привычные.

Подорожание нефти на мировом рынке с 56 до 68 долларов за баррель Brent с начала января делает всё более выгодным экспорт нефти и нефтепродуктов в ущерб их поступлению на внутренний рынок в розницу. Наступление автомобильного сезона повышает спрос на топливо. Эти же факторы будут действовать и в июне.

Хотя маловероятно, что с нынешних высоких уровней в ближайшее время нефть поднимется в цене значительно и превысит уровень в 70 долларов за баррель, — полагает Марк Гойхман.Спрос и цены на бензин и дизель традиционно растут летом, поскольку люди активнее используют автомобили для длительных поездок. К тому же наступает активная фаза сельскохозяйственного сезона. Но резкого увеличения стоимости топлива в этом году ждать не стоит по нескольким причинам.

Так считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.Во-первых, в мае завершается период технических плановых ремонтов на российских НПЗ. Предприятия всегда готовятся к высокому сезону потребления бензина и дизеля, увеличивая производство.

В июне объём топлива для внутреннего рынка вырастет на 10% по сравнению с маем, а запасы составляют более 1,7 миллиона тонн. По словам Артёма Деева, это покрывает потребности автомобилистов и бизнеса.Во-вторых, механизм демпфера, который был пересмотрен правительством с 1 мая, уже способствовал тому, чтобы стоимость топлива на бирже снижалась. Ожидается, что из-за сохранения коронавирусных ограничений потребление топлива внутри страны (для поездок) вырастет на 10% к уровню 2020 года.— На данный момент не видим причин для роста цен на топливо выше уровня инфляции, так как правительство предприняло ряд мер, чтобы этого не произошло даже в сезон высокого спроса.

Во-первых, с мая в пользу нефтяников был изменён демпферный механизм. Теперь они получают больше выплат от государства в ситуации, когда экспортные цены выше внутренних.

Во-вторых, мировые цены на нефть в последние несколько месяцев приостановили рост, что сдерживает и рост экспортных цен. В-третьих, НПЗ, по данным Минэнерго, увеличили запасы топлива до 1,7 миллиона тонн и нарастили производство. И, в-четвёртых, на крайний случай правительство подготовило правовую базу, которая позволит быстро ввести временный запрет на экспорт бензина из России, что сдержит цены, — отметил аналитик ГК «Финам» Сергей Кауфман.Артём Деев считает, что НПЗ готовы к грядущему повышению спроса на топливо.

Соответственно, по его мнению, цены на бензин вряд ли вырастут летом более чем на 0,5–1%. Но даже такое повышение будет только в ситуации высокого спроса и низкого уровня запасов.— Сегодня нет явных причин для дальнейших заметных скачков цен на топливо. Это социально значимый товар.

Бесконтрольный заметный рост цен на бензин в правительстве не допустят.

Иначе вырастут цены на продукты, одежду, технику, практически на все важные товары и услуги, так как расходы на бензин закладываются и в их себестоимость. Уверен, что власти сделают всё, чтобы в летний высокий сезон цены на топливо прибавляли не более 0,4–0,5% в месяц, — считает экономист, официальный представитель социального проекта Humanity Андрей Лобода.Аналитик УК «Альфа-капитал» Денис Бадьянов уверен, что сейчас нет особых причин ожидать, что бензин и дизельное топливо в этом году серьёзно подорожают.

Это может произойти в условиях дефицита топлива на внутреннем рынке, из-за чего начинают рост биржевые цены. Но в июне НПЗ традиционно наращивают производство топлива, так произойдёт и в этом году. Производство вырастет на 10–12% к уровню мая.

Кроме того, пересмотр механизма демпфера с начала мая уже затормозил процесс роста оптовых цен, что сказалось и на динамике цен в рознице, на АЗС. Поэтому если цены и вырастут, то совсем ненамного — максимум на 0,5 рубля за литр.По мнению Александра Розмана, сейчас на рынке сложились предпосылки того, что за лето цены на бензин могут вырасти ещё на три-четыре процентных пункта.

Если учесть, что с начала года они уже повысились на 3%, то это превышает красную линию инфляции в 5%.— И как ни парадоксально, но именно очевидность этого события выступает защитой от роста цен на топливо, потому что правительство уже законодательно предусмотрело механизм временного запрета экспорта бензина для того, чтобы не допустить повышенного роста его стоимости.

Если учесть, что с начала года они уже повысились на 3%, то это превышает красную линию инфляции в 5%.— И как ни парадоксально, но именно очевидность этого события выступает защитой от роста цен на топливо, потому что правительство уже законодательно предусмотрело механизм временного запрета экспорта бензина для того, чтобы не допустить повышенного роста его стоимости. Вряд ли правительство использует этот механизм уже в июне.

Мера всё-таки экстренная. Поэтому стоит ожидать продолжения роста цен на бензин в первый месяц лета ещё на 1–1,5 процентных пункта. Затем может последовать запрет на экспорт, после чего цены на бензин в России могут ненадолго снизиться, — прогнозирует Александр Розман.По словам Марка Гойхмана, учитывая социальную важность стоимости топлива и её воздействие на инфляцию, правительство будет сдерживать её рост.

По его прогнозам в июне бензин продолжит дорожать, но уже не такими активными темпами, как в мае. В следующем месяце стоимость бензина способна подняться на 0,4–0,5% и составить порядка 50,2–50,3 рубля за литр АИ-95.

Российские банки готовятся заработать на падении доллара

Мать арестованной в Белоруссии россиянки Софьи Сапеги Анна Дудич рассказала о личности дочери: в частности, она заявила, что девушка избирательна и «всегда была вне политики». До восьми лет Сапега жила во Владивостоке, а после с матерью перебралась в Белоруссию.

После девушка поступила в Европейский гуманитарный университет на факультет международного права и переехала в Вильнюс.

При этом она оставалась гражданкой России, передает . Дудич заявила, что семья Сапеги находится «в шоковом состоянии» после ареста девушки.

«Мы уже не знаем, куда идти. Я обращалась в МИД, писала на сайт администрации президента России (.) Не знаю, что еще сделать, чтобы обратили внимание на наше дело.

Мне бы очень хотелось, чтобы наши правоохранительные органы, в частности Республики Беларусь, смогли разобраться.

И я надеюсь, что девочка наша будет на свободе», – добавила женщина.

Она рассказала также, что накануне была в посольстве России, где общалась с консулом. Ей дали рекомендации,

«что делать дальше, и заверили, что они будут пытаться посетить Софью»

.

«Я не знаю, почему задержали мою дочь. Наверное, только лишь потому, что она спутница Романа Протасевича», – сказала мать арестованной.

Дудич рассказала, что ее дочь познакомилась с Протасевичем около полугода назад.

Она

«рассказывала о нем всегда только положительные вещи»

: «Моя дочь – очень избирательный человек.

Говорила всегда про Романа, что это мегамозг. Очень спокойный, очень уравновешенный». Женщина отметила, что не знает, как именно произошло знакомство, однако подчеркнула, что

«Софья невероятно порядочная, она грамотный человек, очень начитанная, увлекалась философией, владеет английским почти в совершенстве, прекрасно рисовала, рисунки были необычные»

.

«Наверное, и встреча у них с Романом произошла такая – на интеллектуальном уровне»

, – предположила она.

Дудич также рассказала, что Сапега и Протасевич

«просто встречались, у них был совместный отдых в Греции»

. Мать и дочь

«созванивались накануне вылета домой, она сказала, что все прошло хорошо, отдых понравился»

.

«А утром, когда она уже была в аэропорту Минска, от нее пришла эсэмэска со словом «мама»

, – добавила она.

По словам женщины, ее дочь «всегда была вне политики», а основной «миссией» было лишь «закончить университет» – в ближайшее время Софья должна была «защитить свою работу и получить диплом». «Мы территориально очень близко от Литвы, буквально час езды.

Очень много ребят, ее знакомых разрекламировали этот вуз, что будет диплом международного уровня.

Такие у нее приоритеты. Вопрос дальнейшего трудоустройства не обсуждали, смотрели бы по обстоятельствам.

Возможно, она бы вернулась домой», – добавила Дудич, отказавшись при этом комментировать то, как Сапега отреагировала на события в Белоруссии летом 2020 года.

Она также сказала, что не знает, «куда делись» аккаунты дочери в соцсетях после задержания. Женщина также сказала, что в курсе существования Telegram-канала «Черная книга Беларуси», в причастности к которому призналась Сапега на допросе, однако Дудич, по ее признанию, не понимает, какое отношение могла иметь ее дочь к этому каналу. «Я уже десять раз пересматриваю это видео с ней и не понимаю, что вообще происходит.

Для меня эта информация – шок. Софья и «Черная книга»? Я совершенно запуталась. Или это сон, или это подстава», – прокомментировала она.

Инцидент с самолетом Ryanair в Минске – это: Угон при поддержке государства Законные действия властей Белоруссии Не могу оценить Напомним, самолет Ryanair, направлявшийся из Афин в Вильнюс, 23 мая совершил экстренную посадку в Минске после сообщения о минировании. Данные оказались ложными. При этом находившийся на борту Роман Протасевич – основатель признанного в Белоруссии экстремистским оппозиционного телеграм-канала.

С ним задержали его девушку, россиянку , которая призналась в публикации персональных данных сотрудников МВД Белоруссии.

Ей до 12 лет тюрьмы. Сенатор Андрей Климов в комментарии газете ВЗГЛЯД , что

«если россияне нарушают закон за рубежом, то они должны осознавать последствия своих действий»

.

«В случае, если вина россиянки будет доказана, Москва может предложить вариант отбывания наказания на своей территории»

, – газете ВЗГЛЯД правозащитник Александр Брод.

Вечно дорогой: насколько вырастут цены на бензин в России в 2021 году

https://static.news.ru/photo/263b6ec4-5173-11eb-814e-fa163e074e61_1200.jpg В 2020-м даже резкое падение стоимости нефти не остановило подорожание топлива News.ru https://news.ru/public/desktop/images/logo/logo.png 14:00, 08 января 2021 Фото: Сергей Лантюхов/NEWS.ru За 2020 год стоимость бензина на российских АЗС выросла сильнее, чем в 2020-м.

По данным Росстата, средняя по стране цена топлива в розницу с 1 января 2020-го прибавила 2,4%, в то время как за прошлый год аналогичный рост не превысил 2%. Между тем у бензина в 2020-м был весомый повод не только не дорожать, но даже терять в цене.

Нефтяные котировки на мировом рынке показали резкое падение, вслед за ними уменьшились цены на горючее в целом ряде стран. Однако в России снижение оказалось очень сдержанным.

Как быстро будет дорожать бензин в 2021 году, разбирался NEWS.ru. Литр бензина в России на 21 декабря стоил в среднем 45,85 рубля.

С начала года его цена выросла на 2,4%, таковы данные Росстата. В прошлом году стоимость бензина (декабрь к декабрю) на 1,9%.

В абсолютном значении подорожание топлива ускорилось, хотя при этом усреднённые цены росли медленнее прошлогодних. Средняя цена на микс наиболее популярных сортов топлива (АИ-92, АИ-95 и АИ-98) за 11 месяцев 2020 года выросла на 1,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

В 2020 году рост цен за январь — ноябрь к аналогичному периоду 2018 года составил 4,5%, — сообщили NEWS.ru в Росстате. Подорожание топлива в 2020-м оказалось относительно небольшим, но мировые котировки нефти упали так сильно, что у горючего, казалось, вообще нет повода расти в цене.

В марте стоимость сырья снизилась более чем в два раза, а в апреле опускалась ниже $20 за баррель.

Вслед за нефтяными котировками в Европе стали заметно уменьшаться цены на нефтепродукты.

В России бензин тоже подешевел, но, скорее, символически — на 0,18% в апреле и на 0,01% в мае, сообщили в Росстате. Зато летом рост цен ускорился.

В июне они поднялись на 0,76% к предыдущему месяцу, а в июле — на 0,9%. Рост цен на бензин в этом году связан с действием демпфирующего механизма, считают в Независимом топливном союзе (НТС). В условиях падения цен на нефть и нефтепродукты на мировом рынке он стал работать в качестве налога.

При поставке топлива на внутренний рынок нефтеперерабатывающие заводы (НПЗ) должны были дополнительно платить в бюджет довольно большие суммы — весной размер платежей доходил до 20 тыс.

рублей за тонну. Если бы не демпфер, можно было бы ожидать снижения цен на бензин в России на 5–8%, полагают в НТС. Там привели в пример другие страны, где цены на топливо уменьшились довольно серьёзно: в Люксембурге на 13%, в Норвегии — на 10%, в Австрии и Ирландии — на 15%, в Великобритании — на 14%.
Там привели в пример другие страны, где цены на топливо уменьшились довольно серьёзно: в Люксембурге на 13%, в Норвегии — на 10%, в Австрии и Ирландии — на 15%, в Великобритании — на 14%. Каждая тонна, отгруженная на внутренний рынок, была убыточной, и был риск, что заводы просто остановят производство топлива.

Для корректировки ситуации регуляторы вместо того, чтобы хотя бы временно отменить демпфер, запретили импорт топлива и резко снизили обязательные объёмы его реализации на бирже. Наши опасения по поводу демпфера сбылись в 2020 году, и сейчас мы выступаем против данного механизма.

Павел Баженов президент Независимого топливного союза В данный момент в Госдуму уже внесён законопроект об отмене демпфера, сообщил представитель отрасли. Справедливости ради стоит отметить, что в 2020 году демпфер, напротив, помогал сдерживать рост цен на горючее в России на фоне подорожания нефтепродуктов за рубежом.

Демпфер является механизмом стабилизации внутреннего рынка, благодаря которому удаётся поддерживать цены в рознице практически фиксированными без учёта инфляции, пояснил старший консультант VYGON Consulting Евгений Тыртов. В 2020 году демпфер сработал в сторону, выгодную потребителям, поддержание цен стоило российскому бюджету 177 млрд рублей.

В 2020 году ситуация обратная — только за 11 месяцев компании выплатили в бюджет 200 млрд рублей.

Если бы не демпфер, цены могли бы меняться в диапазоне плюс-минус 25% от текущего уровня.

Евгений Тыртов консультант VYGON Consulting

Сергей Лантюхов/NEWS.ru Между тем в 2020 году топливный рынок России самое резкое падение спроса. В апреле, когда по всей стране действовал режим самоизоляции, продажи бензина на российских АЗС сократились на 40–50%, дизеля — на 30%.

Такую оценку приводил тогдашний министр энергетики Александр Новак.

В результате весной цены на горючее росли очень медленно. Как писал NEWS.ru, подорожание бензина в России в первые четыре месяца этого года оказалось самым низким за последние пять лет — они прибавили символические 0,23%. Однако в начале лета рост цен заметно ускорился.

Основная причина — резкое подорожание бензина в опте. Его биржевая стоимость выросла до рекордных отметок — на Санкт-Петербургской международной товарно-сырьевой бирже цена Аи-95 приближалась к 60 тыс. рублей за тонну. Дело в том, что когда карантин закончился, снизившие на это время производство топлива НПЗ просто не успели вовремя восстановить прежние объёмы.

По некоторым продуктам, в частности АИ-95, мы получили ситуацию, аналогичную 2018 году, когда оптовые цены были выше розничных, рассказал Павел Баженов. Из-за того что потребительская активность была низкой, заправки не повышали сильно цены, несмотря на то что продавать топливо было невыгодно.

Кроме того, наиболее расторопные игроки рынка успели купить горючее на бирже, пока цена была низкой. Так что лишь предпринимательская инициатива способствовала тому, что мы не получили 5–6% роста цен на бензин, — отметил эксперт.

В данный момент потребление моторного топлива населением уже практически восстановилось, сообщили представители отрасли.

Сейчас ещё есть некоторое проседание спроса, но это касается коммерческих перевозок — корпоративных клиентов, которые заправляются по топливным картам, отметил президент Российского топливного союза Евгений Аркуша. Среди физических лиц, по его словам, снижение не очень большое — многие пересели с общественного транспорта на личный из-за боязни ездить в переполненном метро. В результате в декабре потребление топлива выросло по сравнению с ноябрём.

При этом колебания спроса практически не отразились на стоимости горючего на АЗС. Даже при ускорении роста цен общее подорожание не превышало показатели инфляции. Рост цен на бензин у нас ниже уровня инфляции, потому что есть конкуренция.

Это тот фактор, который сдерживает подорожание в розничном секторе.

В опте большая волатильность, там цены в течение года могут меняться на 30–40%, как это было весной и летом. Это было связано с пандемией.

А розничный рынок конкурентный, поэтому цены на топливо растут ниже уровня инфляции, что даже кажется необычным, ведь многие товары её опережают.

Евгений Аркуша президент Российского топливного союза и Московской топливной ассоциации Средняя стоимость бензина в России держится практически на одном уровне несколько последних недель. Просто нет дополнительных стимулов для роста, пояснил Павел Баженов. Мировые цены на нефть стабилизировались, и то же самое происходит с нефтепродуктами.

Сергей Лантюхов/NEWS.ru С 1 января 2021 года в России повысились акцизы на моторное топливо. Ставки для бензина класса 5 и дизеля выросли на 4% — до 13 262 и 9188 рублей за тонну соответственно.

Помимо повышения акцизов, в соответствии с налоговым манёвром коэффициенты, влияющие на расчёт демпфера и на уменьшение экспортных пошлин, отмечает Евгений Аркуша. Всё это будет толкать цены в сторону повышения. Впрочем, несмотря на указанные факторы, подорожание бензина не превысит темпы роста потребительских цен, уверен эксперт.

В любом случае подорожание будет в пределах инфляции.

Что бы ни было, нефтяные компании будут придерживаться этого уровня, а поскольку рынок конкурентный, независимые игроки, даже если им это невыгодно, всё равно будут держать такие же цены, чтобы не потерять клиентов, — пояснил президент РТС. Ожидаемый рост в пределах инфляции объясняется действием демпфера, который, как и раньше, будет компенсировать нефтяникам разницу между внешними и внутренними ценами, отмечает Евгений Тыртов. Однако формула демпфера нуждается в корректировке, поскольку его величина рассчитывается исходя из внешних цен и условной фиксированной цены, ежегодно индексируемой на 5%.

При этом на внутреннем рынке рост стоимости уже третий год подряд не превышает 3–4%. В результате при высоких ценах на нефть НПЗ получают недостаточно компенсаций, а при низких — наоборот, делают в бюджет повышенные выплаты, — пояснил эксперт. Традиционный расклад может измениться лишь в одном случае — если нефть на мировых рынках подорожает на 30–40%, но это маловероятно, отмечает Павел Баженов.

Большинство прогнозов обещает, что котировки останутся в районе $50 за баррель.

В этом случае цены на бензин и дизельное топливо вырастут в пределах 3–3,5%. Вся система выстроена так, чтобы цены на топливо увеличивались в пределах инфляции, подытожил эксперт. Хотите получать новости быстрее всех?

Подписывайтесь на нас в Новости 12:36 12:32 12:30 12:28 12:24 12:21 12:19 12:07 12:00 11:56 News.ru в соцсетях Загрузка. Новости СМИ2

https://static.news.ru/photo/90dac580-be25-11eb-a8d1-96000091f725_1200.jpg 17:11, 26 мая 2021

Курс доллара и евро сейчас и на завтра

К концу мая средняя цена на АИ-95 достигла 50 рублей за литр, а уже летом она может преодолеть другой рубеж. Автомобилисты и бизнесмены забили тревогу.

Лайф выяснил, почему дорожает бензин и сколько будет стоить топливо в июне.

Какие риски появились у АЗС и чем это грозит Если посмотреть динамику цен на бензин последних лет, то видно, что в среднем за три летних месяца бензин дорожает на 2–4%.

Единственным исключением был 2018 год. Тогда в России разразился «топливный кризис».

С апреля по июнь цены на бензин взлетели на 7–8%, после чего были заморожены и летом не менялись. Об этих событиях напомнил старший аналитик компании Forex Optimum Александр Розман.

Если же посмотреть на график изменения цен на дизель, то здесь складывается другая ситуация. Летом серьёзного колебания цен обычно не бывает.

Дизельное топливо активно дорожает в осенне-зимний период.

Правда, это во многом связано с тем, что себестоимость зимнего дизеля выше, чем летнего. Соответственно, такое топливо само по себе дороже.

— В 2021 году ситуация на российском топливном рынке сложнее, чем в предыдущие несколько лет. За исключением разве что кризисного 2018 года. В основном это связанно с долгой настройкой топливного рынка после пандемии, когда запасы бензина в России в зимний период и в начале весны 2021 года были на аномально низком уровне.

Они составляли около 1,2–1,3 миллиона тонн при норме 1,6–1,8 миллиона тонн. При этом уровень оптовых цен был завышенным. Все это привело к тому, что биржевые цены зимой не упали, как это обычно бывает, а выросли, — рассказал Александр Розман.

Обычно независимые АЗС зимой закупают топливо впрок на весенне-летний сезон по низким ценам.

В этом году сделать так не получилось.

По словам Александра Розмана, в связи с этим независимые АЗС не смогут удержать рост цен на своих заправках в пределах уровня годовой инфляции.

Какие факторы будут влиять на стоимость топлива в июне Средняя розничная цена бензина АИ-95 к 25 мая поднялась к 50 рублям за литр. За месяц она повысилась на 0,6%, с 49,7 рубля.

С начала года увеличение составило 4,2% — с 48 рублей. Динамика явно опережает общую потребительскую инфляцию. Такой вывод сделал главный аналитик TeleTrade Марк Гойхман.

— Причины во многом привычные.

Подорожание нефти на мировом рынке с 56 до 68 долларов за баррель Brent с начала января делает всё более выгодным экспорт нефти и нефтепродуктов в ущерб их поступлению на внутренний рынок в розницу. Наступление автомобильного сезона повышает спрос на топливо.

Эти же факторы будут действовать и в июне.

Хотя маловероятно, что с нынешних высоких уровней в ближайшее время нефть поднимется в цене значительно и превысит уровень в 70 долларов за баррель, — полагает Марк Гойхман.

Спрос и цены на бензин и дизель традиционно растут летом, поскольку люди активнее используют автомобили для длительных поездок. К тому же наступает активная фаза сельскохозяйственного сезона. Но резкого увеличения стоимости топлива в этом году ждать не стоит по нескольким причинам.

Так считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев. Во-первых, в мае завершается период технических плановых ремонтов на российских НПЗ.

Предприятия всегда готовятся к высокому сезону потребления бензина и дизеля, увеличивая производство. В июне объём топлива для внутреннего рынка вырастет на 10% по сравнению с маем, а запасы составляют более 1,7 миллиона тонн.

По словам Артёма Деева, это покрывает потребности автомобилистов и бизнеса.

Во-вторых, механизм демпфера, который был пересмотрен правительством с 1 мая, уже способствовал тому, чтобы стоимость топлива на бирже снижалась.

Ожидается, что из-за сохранения коронавирусных ограничений потребление топлива внутри страны (для поездок) вырастет на 10% к уровню 2020 года. — На данный момент не видим причин для роста цен на топливо выше уровня инфляции, так как правительство предприняло ряд мер, чтобы этого не произошло даже в сезон высокого спроса.

Во-первых, с мая в пользу нефтяников был изменён демпферный механизм. Теперь они получают больше выплат от государства в ситуации, когда экспортные цены выше внутренних. Во-вторых, мировые цены на нефть в последние несколько месяцев приостановили рост, что сдерживает и рост экспортных цен.

В-третьих, НПЗ, по данным Минэнерго, увеличили запасы топлива до 1,7 миллиона тонн и нарастили производство. И, в-четвёртых, на крайний случай правительство подготовило правовую базу, которая позволит быстро ввести временный запрет на экспорт бензина из России, что сдержит цены, — отметил аналитик ГК «Финам» Сергей Кауфман.

Прогноз цен на бензин в июне Артём Деев считает, что НПЗ готовы к грядущему повышению спроса на топливо. Соответственно, по его мнению, цены на бензин вряд ли вырастут летом более чем на 0,5–1%. Но даже такое повышение будет только в ситуации высокого спроса и низкого уровня запасов.

— Сегодня нет явных причин для дальнейших заметных скачков цен на топливо. Это социально значимый товар.

Бесконтрольный заметный рост цен на бензин в правительстве не допустят.

Иначе вырастут цены на продукты, одежду, технику, практически на все важные товары и услуги, так как расходы на бензин закладываются и в их себестоимость.

Уверен, что власти сделают всё, чтобы в летний высокий сезон цены на топливо прибавляли не более 0,4–0,5% в месяц, — считает экономист, официальный представитель социального проекта Humanity Андрей Лобода. Аналитик УК «Альфа-капитал» Денис Бадьянов уверен, что сейчас нет особых причин ожидать, что бензин и дизельное топливо в этом году серьёзно подорожают.

Это может произойти в условиях дефицита топлива на внутреннем рынке, из-за чего начинают рост биржевые цены. Но в июне НПЗ традиционно наращивают производство топлива, так произойдёт и в этом году. Производство вырастет на 10–12% к уровню мая.

Кроме того, пересмотр механизма демпфера с начала мая уже затормозил процесс роста оптовых цен, что сказалось и на динамике цен в рознице, на АЗС. Поэтому если цены и вырастут, то совсем ненамного — максимум на 0,5 рубля за литр. По мнению Александра Розмана, сейчас на рынке сложились предпосылки того, что за лето цены на бензин могут вырасти ещё на три-четыре процентных пункта.

Если учесть, что с начала года они уже повысились на 3%, то это превышает красную линию инфляции в 5%. — И как ни парадоксально, но именно очевидность этого события выступает защитой от роста цен на топливо, потому что правительство уже законодательно предусмотрело механизм временного запрета экспорта бензина для того, чтобы не допустить повышенного роста его стоимости. Вряд ли правительство использует этот механизм уже в июне.

Мера всё-таки экстренная. Поэтому стоит ожидать продолжения роста цен на бензин в первый месяц лета ещё на 1–1,5 процентных пункта.

Затем может последовать запрет на экспорт, после чего цены на бензин в России могут ненадолго снизиться, — прогнозирует Александр Розман. По словам Марка Гойхмана, учитывая социальную важность стоимости топлива и её воздействие на инфляцию, правительство будет сдерживать её рост. По его прогнозам в июне бензин продолжит дорожать, но уже не такими активными темпами, как в мае.

В следующем месяце стоимость бензина способна подняться на 0,4–0,5% и составить порядка 50,2–50,3 рубля за литр АИ-95.

Россиян «заверили», что бензин не будет дорожать быстрее инфляции

27 мая 2021, 09:35 448 © CC0 Цены на внутреннем топливном рынке повышаются, однако дефицита и подорожания сверх общего уровня инфляции не будет, заявили в Минэнерго РФ. При этом среди негативных факторов влияния министерство называет рост внешних котировок и сезонное повышение спроса, сообщает .

«Рост оптовых цен является некритичным и во многом был сдержан корректировкой „демпферного механизма“ с начала мая.

В текущих макроэкономических условиях это сохранило выгодность поставок топлива на внутренний рынок для нефтяных компаний», — подчеркивают в Минэнерго. Более того, указали там, текущее производство топлива в РФ удовлетворяет формирующийся спрос, выпуск нефтепродуктов, поставки на рынок и биржу даже выше уровня 2020 года, хотя компаниям на этой неделе будет рекомендовано нарастить их еще больше, отмечает .

Напомним, что, по данным Росстата, цены производителей бензина в среднем по России подскочили в апреле 2021 года сразу на 52% в годовом сопоставлении. В то же время относительно предыдущего месяца показатель снизился в апреле на 0,2%, хотя с начала года — поднялся на 21,8% (к декабрю-2020).

Ведомство также констатирует, что потребительские цены на бензин в среднем по России повысились в апреле на 0,5% в сравнении с предыдущим месяцем, а в годовом выражении — на 5,9%. Как зафиксировал Росстат, в апреле увеличение потребительских цен на бензин на 0,6% и более фиксировалось в 42 субъектах РФ. Заметнее всего он подорожал в республиках Алтай и Саха (Якутия) на 1,9% и 1,8% соответственно.

В Москве и Санкт-Петербурге за прошедший месяц цены на бензин выросли на 0,4% и 0,2% соответственно. При этом ведомство уточняет, что в апреле потребительские цены на бензин в среднем по РФ превышали цены производителей в 2 раза (годом ранее — в 2,9 раза).

Добавим также, 21 мая замглавы Минэнерго Павел Сорокин заверил, что текущий уровень производства бензина в России в полной мере удовлетворяет формирующийся спрос. По его словам, для этого ранее правительство предприняло все необходимые меры и рекомендовало нефтяникам накопить запасы и увеличить объемы переработки. Как заявил Сорокин, министерство ожидает стабилизации оптовых цен на топливо на бирже после прохождения ажиотажного спроса.

Произошедшая недавно корректировка демпферного механизма также будет способствовать этому процессу. Таким образом, пояснил он, рост розничной цены на АЗС не превысит уровень инфляции в среднем по году.

«Благодаря работе демпфера наблюдающаяся волатильность оптовых цен на топливо не приведет к опережающему росту розничных цен на АЗС и сохранит его в пределах инфляции»

, — указал замминистра.

Читайте также

  1. Новое

С 1 мая регулировать стоимость бензина будут по-новому: что произойдёт с ценниками на заправках

Минфин и Минэнерго сделали совместное заявление о том, что они согласовали параметры демпфера. Законопроект с соответствующими поправками в Налоговый кодекс внесён на рассмотрение в правительство.

Ведомства решили изменить демпфер из-за соотношения курса рубля и растущих цен на нефть. В итоге объём компенсаций нефтеперерабатывающим компаниям вырастет. Специалисты министерств считают, что это позволит улучшить экономику нефтеперерабатывающего сектора и будет способствовать сохранению динамики цен на АЗС в пределах годовой инфляции.— Цены на топливо в России и их рост уже давно ушли из экономической плоскости в социально-политическую.

О возможном росте цен на бензин и дизельное топливо выше инфляции Топливный союз предупреждал ещё в марте. По оценкам экспертов, годовой рост цен может достигнуть 14%. С начала года топливо уже подорожало на 1,5–4% в зависимости от марки.

Учитывая, что май традиционно является сезоном высокого спроса на горючее, роста цен в этом месяце точно следует ожидать. Ранее, в 2020 году, повышение стоимости топлива в мае составило не более 0,5%. Но это было связано с пандемией и локдауном по всей стране, а также с ограничением в передвижениях людей между регионами, — рассказал независимый финансовый эксперт Дмитрий Чечулин.По его словам, даже если цена будет ограничена законами и нормативными актами, рынок отыграет эту ситуацию чуть позже.

Впрочем, положение на топливном рынке сейчас складывается неоднозначное.— Изменение механизма демпфера как раз направлено на недопущение роста цен на топливо внутри страны. Для этого необходимо поддержать отрасль, пересмотрев старые правила, которые требуют корректировки в кризис. Из-за пандемии стоимость энергоносителей постоянно меняется на мировом рынке, оказывая влияние и на российские торговые площадки.

Соответственно, изменение правил поможет нефтяникам сделать условия поставок более гибкими, — считает аналитик УК «Альфа-капитал» Денис Бадьянов.Он отметил, что сейчас ведутся посевные работы. При этом постепенно наращивается добыча нефти, ограниченная ранее решением стран ОПЕК+, куда входит и Россия. Из-за сезонного фактора нашей стране разрешили увеличить добычу на 130 тысяч баррелей в сутки в апреле, в то время как остальные страны картеля сдерживали рост добычи.По мнению Дениса Бадьянова, майское нововведение позволит сократить темпы роста стоимости топлива в оптовом звене.

Следом скорректируется цена на АЗС.

Также внутри страны увеличиваются нормы добычи сырья, что поможет не допустить недостатка бензина и солярки для покупателей в период высокого весеннего спроса.— Законопроект предполагает, что стоимость бензина снизится на четыре тысячи рублей за тонну с 1 мая 2021 года по 1 января 2022 года. Что касается розничных цен, то бензин марки АИ-92 будет торговаться в диапазоне 44,8–45,3 рубля за литр, дизельное топливо — 49,2–50,0 за литр в зависимости от региона, — прогнозирует Денис Бадьянов.С 1 мая рост стоимости топлива на внутреннем рынке должен остановиться. Так считает руководитель аналитического департамента AMarkets Артём Деев.

По его словам, новый демпфер приведёт к тому, что цены в оптовом звене не будут расти опережающими темпами, а значит, стабилизируется обстановка и в рознице.— Для топливного рынка РФ это означает, что сейчас рост цен на бензин и дизель при одновременном падении доходов населения может привести к резкому сокращению спроса. Такая ситуация окажет негативное влияние на бизнес АЗС и производителей нефтепродуктов. Поэтому государство стремится сократить темп роста цен, чтобы негативных последствий как для отрасли, так и для граждан не произошло, — заключил Артём Деев.Есть и ещё один фактор, который влияет на цены, — это инфляция.

Стоимость бензина будет меняться в её пределах. Об этом говорит сотрудник департамента экономических и финансовых исследований CMS Institute Николай Переславский.По его словам, стоимость топлива будет в некоторой степени зависеть и от мировых котировок на нефть.

Для этого и прорабатывался новый демпферный механизм, согласно которому нефтяники получат 42 миллиарда рублей из бюджета на сдерживание цен на внутреннем рынке.Николай Переславский считает, что ждать какого-то глобального повышения цен в течение мая не стоит.