Будет ли данный закон иметь обратную силу

Будет ли данный закон иметь обратную силу

Обратная сила уголовного закона — комментарии Федерального Судьи / Юргруппа МИП

Обратиться к специалисту Опытный специалист, судебная практика ― более 16 лет. За время своей деятельности работал как с гражданами, так и с юридическими лицами.

Разносторонняя практика позволяет взглянуть на любую проблему, в том числе в сфере уголовного права, с разных сторон. Настоящее призвание нашел в решении проблем уголовного права. Занимается адвокатской защитой уже несколько лет, выиграно более 3000 дел.

К каждой ситуации подходит, как к уникальной, изучает все особенности, до мельчайших подробностей. Это и позволяет похвастаться столь высокой результативностью (около 98% процессов ― в пользу клиента). Нормы, содержащие действие обратной силы, являются ревизионными.

В уголовном законе закреплен принцип обратной силы, что относится к фундаментальной основе правосудия.

В первую очередь, применение обратной силы является принципом российского уголовного права. Благодаря этому принципу, возможно применение вновь принятого уголовного законодательства по отношению к деяниям, совершенным до момента его введения. Обратная сила уголовного закона наделена признаками гуманизма, который проявляется в процессе правоприменительной деятельности, несущей защитные функции.

Уголовные нормы, на основании которых устраняется преступность деяния, осуществляется смягчение наказания или улучшается положение преступника, распространяются на лиц, которые совершили противоправное деяние до момента их введения, а также на тех, кто уже фактически отбывает наказание. Принцип обратной силы не может усиливать наказание или ухудшать положение лица, совершившего преступное деяние, до момента вступления в силу новой законодательной нормы. Такие положения определены ст.

10 УК. Новинкой действующего УК является разрешение вопроса о применении обратной силы закона в отношении осужденных и отбывающих наказание лиц.

Смягчение наказания за совершенные деяния осуществляется исключительно в тех пределах, которые определены вновь принятыми нормами. На практике возникает сложность применения данного положения.

Признанные эксперты в области уголовного права РФ Разъяснения законодательства. Защита на следствии и в суде.

Профессиональная оценка правовой перспективы.

Записаться на консультацию В результате изменения правовых норм уголовного законодательства, преступность отдельных деяний, ранее признававшихся преступлением, может быть устранена. Данное основание является безусловным поводом для освобождения лиц от применения мер уголовного наказания на любой из стадий уголовного процесса. Данное правило позволяет освободить от уголовного преследования, как лицо, в отношении которого не избрана мера наказания, так и тех субъектов преступления, которые уже отбывают наказание.

Необходимо понимать, что декриминализация отдельных деяний не говорит о правомерности совершенных ранее действий, а позволяет лишь освободить лицо от ответственности за их совершение.

Некоторые нормы, содержащиеся в Особенной части УК, постоянно конкурируют между собой, ввиду того, что часть из них является общими, а часть специальными. Декриминализация деяний является демонстрацией одновременного охвата деяний со стороны общих и специальных норм.

Примерами могут послужить преступные деяния, предусмотренные ст. ст. 286, 299 УК. По общему правилу, устранение признаков преступления в деяниях, определенных специальными нормами и выводимых из УК, не может стать сделать невозможным привлечение лиц к уголовному наказанию в общем порядке и на основании наличия общих признаков состава преступления. Исключительной компетенцией судебной инстанции является смягчение наказания, которое должно быть назначено за совершение конкретного преступного деяния.

УК предусмотрено два варианта по смягчению наказаний. К ним относятся:

  1. определение судом уровня ответственности за преступление с низким пределом или избрание более мягких видов наказаний, нежели определены в санкции конкретной статьи;
  2. определение судом наказания, которое равно меньшему верхнему пределу более строгой ответственности.

В первом случае, наказание смягчается при наличии таких обстоятельств, которые признаются исключительными и связаны с целью, мотивом деяния, поведением лица, виновного в его совершении в момент деяния или после него, а также иных обстоятельств, влияющих на уменьшение степени опасности действий виновного для общества.

Поводом для смягчения может стать и содействие виновного в раскрытии преступления. В некоторых случаях суд может определить наказание, которое будет менее минимального уровня ответственности, предусмотренного санкцией.

Суд ограничен в своем праве на смягчение наказаний лишь тем правилом, на основании которого наказание не может быть назначено ниже минимальных пределов, определенных Общей частью для преступлений определенного вида.

В качестве смягчения наказания может выступить освобождение лица от обязательного назначения дополнительной ответственности. Процедура обязательного усиления наказания определена УК. Для этого в норме УК может быть установлен один из трех способов:

  1. увеличение минимальных сроков наказаний в случаях рецидива;
  2. выход за предельный 20-й срок лишения свободы по совокупности преступных деяний или приговоров.
  3. обязательность усиления наказания за преступления, совершенные группами лиц;

В современной отрасли уголовного права существует два вида обратной силы, применяемой к уголовному закону.

Под простой обратной силой понимается применение нового, смягченного законодательного акта к тем преступлениям, приговор по которым не получил еще законной силы. Полная декриминализация дел влечет их прекращение. При смягчении наказания, судебные и правоохранительные органы, обязаны осуществлять свою деятельность в отношении лица, совершившего преступное деяние, с учетом более гуманного закона.

В качестве ревизионной обратной силы необходимо понимать процесс применения более мягких уголовных норм к тем преступлениям, по которым подозреваемые уже были осуждены и законная сила приговора уже установлена.

Более мягкие уголовные нормы применяются также к судимости, которая является непогашенной или неснятой.

Единственным способом применения более мягких норм является пересмотр дел и ревизия приговоров. Лица, которые были освобождены от отбывания наказания, признаются несудимыми. Закон обязывает применять более мягкие нормы ко всем без исключения субъектам преступлений, находящихся в местах отбывания наказаний.

№ 1 в официальном рейтинге адвокатов Москвы по уголовным делам По данным на 01.05.2020 в соответствии с официальным порталом Записаться на консультацию Принцип обратной силы уголовного закона действует лишь в отношении тех правовых норм, которые устраняют преступность деяний, смягчают наказание или улучшают положение лица, виновного в совершенном преступлении.

Обратная сила закона распространяется на лиц, которые совершили деяние, но не были осуждены на момент его принятия, а также на всех лиц, находящихся в местах отбытия наказаний, а также тех, кто уже отбыл наказание, но продолжает считаться судимым. В тех случаях, когда принятые нормы ухудшают положения лиц или увеличивают объем наказаний, они не могут иметь обратной силы и применяться к преступлениям, которые были совершены до вступления их в законную силу.
В тех случаях, когда принятые нормы ухудшают положения лиц или увеличивают объем наказаний, они не могут иметь обратной силы и применяться к преступлениям, которые были совершены до вступления их в законную силу.

Задайте вопрос бесплатно и получите ответ юриста в течение 30 минут Срочный вопрос Спросить юриста Также вам будут полезны следующие статьи:

КС дал новое толкование нормам об обратной силе законов

Конституционный суд РФ дал по поводу того, как определять размер штрафа в период вступления в силу закона, смягчающего наказание за правонарушение. Поводом для проверки конституционности ряда законодательных норм стали запрос Арбитражного суда Москвы и жалоба ООО «Проект» из Псковской области.

Дело было рассмотрено в заседании без проведения слушания.

Заявители обратились в КС с вопросом о конституционности ч.

1 ст. 46 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ

«О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»

и ст.

20 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование».

20 Федерального закона от 3 июля 2016 года № 250-ФЗ

«О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) РФ в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса РФ в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование»

. Согласно ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, непредоставление плательщиком в установленный срок расчета по начисленным и уплаченным взносам в орган контроля влечет взыскание штрафа. Этот закон утратил силу с 1 января 2017 года в связи со вступлением в силу ФЗ №250.

Согласно ст. 20 нового закона контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за периоды до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами ПФР и ФСС в порядке, действовавшем до дня вступления в силу данного закона. В Арбитражный суд Москвы поступило дело о признании недействительным решения Главного управления Пенсионного фонда РФ № 10 по Москве и Московской области от 26 января 2017 года о привлечении плательщика страховых взносов к ответственности за непредоставление в срок расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам в ПФР за периоды до 1 января 2017 года.

Арбитражный суд установил, что указанное решение было вынесено после утраты силы закона о страховых взносах, и пришел к выводу, что подлежащая применению в данном деле ст. 20 закона № 250-ФЗ противоречит ст. 54 (ч. 2) Конституции РФ, поскольку позволяет привлекать к ответственности на основании закона, утратившего силу, при наличии в новом законодательном регулировании сходных, но не полностью аналогичных мер ответственности.

В связи с этим АСГМ приостановил производство по делу и обратился с запросом в КС РФ.

ООО «Проект», в свою очередь, 13 января 2017 года было оштрафовано Управлением ПФР в городе Пскове и Псковском районе Псковской области за непредоставление расчета по страховым взносам.

Арбитражный суд Псковской области частично удовлетворил требование ООО «Проект» о признании этого решения недействительным, снизив размер штрафа с учетом смягчающих обстоятельств. В своем обращении в КС ООО «Проект» указало, что усматривает несоответствие норм законов Конституции, поскольку они допускают привлечение после 1 января 2017 года к ответственности на основании положения, утратившего силу, в то время как с этой даты к ним должны применяться нормы Налогового кодекса РФ, предусматривающие более мягкое наказание.

Конституционный суд, рассмотрев дело, отметил, что закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, согласно ст.

54 Конституции обратной силы не имеет.

Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон. Данные правила имеют универсальное для всех видов юридической ответственности значение и являются обязательными и для законодателя, и для правоприменительных органов, в том числе судов. Правовая норма может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем установленная в настоящее время, и только в пределах установленного законом срока давности.
Правовая норма может применяться и после утраты силы законом, ее содержавшим, но только если предусмотренная ею ответственность мягче, чем установленная в настоящее время, и только в пределах установленного законом срока давности.

Ответственность плательщика за непредоставление расчета по страховым взносам в виде штрафа, которая была предусмотрена ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах с 1 января 2017 года, т.

е. без временного разрыва, установлена п. 1 ст. 119 Налогового кодекса. С 1 января 2017 года к таким правонарушениям, имевшим место до указанной даты, может применяться либо ч.

1 ст. 46 закона о страховых взносах, либо п. 1 ст. 119 НК. Выбор одного из законоположений предопределяется положениями ст.

54 Конституции. При этом КС воздерживается от исследования вопроса о том, возможна ли конкретная правоприменительная ситуация, при которой ответственность за деяние, указанное в ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, будет такой же или менее строгой, чем за деяние, предусмотренное п.

1 ст. 119 НК. Ни оспариваемые заявителями законоположения, ни иные положения закона №250 не называют прямо полномочие органов ПФР, Фонда соцстрахования РФ при привлечении с 1 января 2017 года к ответственности за непредоставление расчета по страховым взносам за периоды, истекшие до 1 января 2017 года, применять п.

1 ст. 119 НК. Между тем отказ от применения данного законоположения в случаях, когда оно предусматривает меньший размер штрафа, чем ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах, создавал бы условия для нарушения требований Конституции.

Кроме того, как неоднократно указывал КС, цели одной только рациональной организации деятельности органов власти не могут служить основанием для ограничения прав и свобод, а потому тот факт, что применение норм НК относится к компетенции налоговых органов, не может в сложившейся ситуации рассматриваться как препятствие для их применения органами ПФР и ФСС, если это обусловлено прямым действием ст. 54 (ч. 2) Конституции. В результате КС определил, что оспариваемые нормы не противоречат Конституции, поскольку по своему смыслу предполагают, что применение положения ч. 1 ст. 46 закона о страховых взносах с 1 января 2017 года к деяниям, совершенным до этой даты, допустимо только в том случае, если в системе действующего правового регулирования с учетом фактических обстоятельств конкретного дела исчисленный размер штрафа меньше или равен размеру штрафа, исчисленному в соответствии с п.

1 ст. 119 НК. В иных случаях применению подлежит п. 1 ст. 119 НК.

Что такое обратная сила закона, и когда она применяется?

Обратной стороной закона называют законы и правовые нормы, не вступившие в законную силу до свершения каких-либо действий или событий, которые подходят под рамки закона.

В Конституциях многих стран у закона нет обратной стороны, так как это запрещено законодательством.

Однако в некоторых случаях применение обратной стороны допустимо.Главная задача законов, имеющих обратную силу, – это налаживание отношений в правовой сфере между гражданами РФ. Таким образом, подобные правовые нормы применяются для любых сфер законодательства при условии, что они нацелены только лишь на создание позитивных взаимоотношений между сторонами разбирательства.Закон, имеющий обратную силу, чаще всего используют в уголовном праве.
Таким образом, подобные правовые нормы применяются для любых сфер законодательства при условии, что они нацелены только лишь на создание позитивных взаимоотношений между сторонами разбирательства.Закон, имеющий обратную силу, чаще всего используют в уголовном праве.

Но здесь есть некоторые тонкости. Например, принять закон, по которому можно осудить лицо или группу лиц в преступлении, совершенном более года назад, в то время, когда это не было нарушением, – незаконно.

Но принятие законодательной нормы или поправки к ней, которая немного сглаживает ранее вынесенный подсудимому или подсудимым приговор, – стандартная практика, применяемая в уголовных процессах.К составлению таких правовых норм законодатели относятся крайне щепетильно, чтобы не нарушать права ни подсудимого, ни пострадавшего.

Закон составляется так, чтобы к обеим сторонам после вступления его в силу отнеслись как можно более лояльно.Законы с обратной силой не действуют в гражданском и гражданско-процессуальном праве, налоговой сфере.

Это обусловлено тем, что в данных областях применение подобных законов сильно усложняет правоотношения, которые начались задолго до их вступления в силу, и в любом случае это только вредит.При рассмотрении данного закона относительно работы судов, то здесь его использование бессмысленно, так как все стороны, участвующие в судебном процессе, имеют равные права, свободу и правду.Ретроактивным законом называют закон с обратной силой.

Понять, какие законы и поправки к ним являются ретроактивными, довольно легко. Для этого заинтересованному лицу нужно просто обратиться к законодательству России. Внесенные в него законы в основном содержат уточнения, а именно, есть в принятых правовых нормах либо нововведениях обратная сила или нет.Относительно российского законодательства и общемирового права, в обязательном порядке у законов есть обратная сила в паре следующих случаев:

  • Принятые поправки и законы подчиняются общему правилу обратной стороны закона. Другими словами, они направлены на смягчение или полное снятие ответственности по ранее совершенному преступлению или же пытаются каким-либо другим способом улучшить положение как обвиняемого, так и пострадавшего, не нарушив права обеих сторон.
  • Статус только что принятого закона или поправки прямо указывает на наличие ретроактивности закона. То есть в нем подробно расписано, что закон, имеющий обратную силу, направлен на все нарушения, которые произошли до момента принятия данного закона или правовой нормы. По правилам в документе указано, с какого числа в прошлом начинается действие подобного закона.

Ретроактивные законы применимы не только в законодательных сферах, а также и в гражданских делах.

Функциональность поправок или новых законов с обратной силой согласуются среди стран в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации.У законов и поправок к ним, иногда отсутствует обратная сила. Если рассматривать, например, гражданское законодательство, то в нем обе стороны желают, чтобы система законов была прозрачна. Главное для гражданских сфер – это стабильный рынок, а также полная уверенность лиц, участвующих в сделке, в успешном будущем.Поэтому правилами установлено, что к делам, произошедшим до принятия законодательной нормы, применяются законы, существовавшие на момент заключения договоренности.

Все соглашения, сделки и договоры остаются в том виде, в каком и задумывались группой лиц. Это бывает даже в тех случаях, если возникают разногласия с новым, только что вступившим в силу законом. Ко всем этим событиям законы с обратной силой неприменимы.Но бывают некоторые исключительные индивидуальные ситуации, когда законодатель имеет право применить к правовой норме обратную силу.Данным постулатам подчиняется тоже область государственной деятельности (правоприменение), которая занимается реализацией законов.

К примеру, на подачу исковых заявлений или просьб, где запрашивается регистрация правовой нормы, ретроактивный закон также не действует. Их в любом случае рассмотрят и примут, даже если это противоречит новому постановлению.Правила действия законов, имеющих обратную силу, собраны в следующей законодательной базе:

  1. «Конституция Российской Федерации», статья № 54;
  2. «Гражданский кодекс Российской Федерации», статья № 422.
  3. «Уголовный кодекс Российской Федерации», статья № 10;
  4. «Гражданский кодекс Российской Федерации», статья № 4;
  5. «Трудовой кодекс Российской Федерации», статья № 12;

Разобраться с ретроактивными законами не представляет труда даже для обычных граждан, не имеющих особых знаний в законодательстве, ведь они применимы буквально во всех областях.