Анонимное анкетирование военнослужащих вопросы

Приложение 4. Анкета военнослужащего.


Анкетирование военнослужащих проводится с целью исследования и определения потребности в переобучении и необходимости психологической поддержки увольняемых в запас военнослужащих и членов их семей. Ваши ответы помогут лучше понять существующее положение дел, определить направление работы в области профессиональной переподготовки.

Прочитайте вопрос и обведите кружком цифру рядом с тем ответом, который совпадает с Вашим мнением. Если ни один ответ Вам не подходит, напишите свое мнение.

Пожалуйста, не пропускайте в анкете ни одного вопроса ФАМИЛИЮ В АНКЕТЕ УКАЗЫВАТЬ НЕ НУЖНО Какова Ваша воинская специальность по диплому?

2. Имеете ли Вы гражданскую специальность (по диплому), какую? 3. Если нет, то какими гражданскими специальностями Вы могли бы овладеть, применяя имеющийся опыт без специальной подготовки?

(напишите) 4. Как Вы считаете, имеющаяся у Вас гражданская специальность гарантирует Вам трудоустройство после увольнения из армии? 1) Да 2) Нет 3) Не знаю 5. Уверены ли Вы, что быстро найдете работу по этой специальности?

1) Уверен 2) Скорее уверен 3) Скорее не уверен 4) Не уверен 6. Как Вы оцениваете уровень своей информированности о перспективах своей трудовой деятельности? 1) Достаточно низкий, что делать, не знаю 2) Имею некоторое представление 3) Знаю и имею возможность достичь желаемого в сфере занятости 7.

Какую сферу деятельности Вы бы предпочли при трудоустройстве после увольнения из армии?

1) Работа в коммерческих структурах 2) Работа на государственных предприятиях и в учреждениях 3) Работа в сфере транспорта и связи 4) Работа в структурах МВД, прокуратуры, таможни, налоговой инспекции 5) Работа в сельском хозяйстве 6) Работа в сфере образования 7) Работа в строительстве 8) Работа в торговле и общественном питании, бытовое обслуживание 9) Государственное и муниципальное управление 10) Другое (напишите) 8. Хотите ли Вы пройти переобучение? 1) Да 2) Нет 9. Овладение какой профессией, специальностью, по Вашему мнению, может обеспечить приемлемое для Вас социальное положение?

(напишите 1–2 профессии) 1) 2) Является ли для Вас привлекательной предпринимательская деятельность?

1) Да 2) Скорее да, чем нет 3) Скорее нет 4) Нет 11.

Если да, то что на настоящий момент этому мешает? 1) Отсутствие личных средств 2) Отсутствие экономических условий 3) Отсутствие специальной подготовки 12. Какой уровень осуществления предпринимательской деятельности Вас устроил бы?

1) В качестве специалиста в коммерческой организации 2) В качестве руководителя коммерческой организации 3) В качестве владельца коммерческой организации 13. Если Вы готовы пройти переподготовку, по каким признакам Вы будете выбирать новую специальность? (можно отметить 2–3 пункта) 1) Высокий заработок 2) Надежность, гарантия трудоустройства 3) Легкость и быстрота освоения 4) Не имеющая вредности, физически не тяжелая 5) Возможность работать на дому 6) Сохранение своего социального статуса 7) Другое (напишите) 14.

Каким организациям, осуществляющим переподготовку, Вы отдали бы предпочтение? 1) Учебные центры службы занятости 2) На базе вузов 3) На базе техникумов, ПТУ 4) Коммерческая организация 5) На предприятии 6) Не имеет значения 15. Какой уровень переобучения Вас устроит?

1) Получение диплома о высшем образовании (получение второго высшего образования) 2) Получение диплома о среднем специальном образовании 3) Первичная профессиональная подготовка по рабочей специальности 4) Повышение квалификации по уже имеющейся гражданской специальности 5) Другое (напишите) 16.

Каковы Ваши требования к содержанию переподготовки? 1) Дополнительные знания и навыки (иностранный язык, экономика, право, психология и т.п.) 2) Практические навыки 3) Теоретическая подготовка 4) Изучение основ управления, бухучета, права и навыков в избранной сфере деятельности 5) Другое (напишите) 17. Какая форма обучения для Вас наиболее желательна?

1) Дневная 2) Заочная 3) Вечерняя 4) Экстерн (самообразование и сдача экзаменов) 5) Не имеет значения 18. Я хотел бы, чтобы учебное заведение, в котором я проходил переобучение, было расположено: 1) Близко к дому 2) В другом районе города 3) В другом городе 4) Не имеет значения 5) Другое (напишите) Какие сроки переподготовки Вас устраивают?
Я хотел бы, чтобы учебное заведение, в котором я проходил переобучение, было расположено: 1) Близко к дому 2) В другом районе города 3) В другом городе 4) Не имеет значения 5) Другое (напишите) Какие сроки переподготовки Вас устраивают?

1) До трех месяцев 2) До шести месяцев 3) До года 4) До двух лет 20. Смогли бы Вы оплачивать переподготовку самостоятельно? 1) Да 2) Нет 3) Частично Вопросы с 21 по 31 предназначены для тех, у кого члены семьи нуждаются в переобучении.

Все остальные могут перейти к вопросу 32 21.

Ваша семья состоит (включая Вас): из человек 22.

В том числе трудоспособные (имеющие профессию): человек 23. Работают ли трудоспособные члены Вашей семьи в настоящее время? 1) Да 2) Нет 24. Если нет, то стоит ли кто-либо из членов Вашей семьи на учете в службе занятости как безработный?

1) Да ( человек) 2) Нет 25. Сколько членов Вашей семьи испытывают проблемы с трудоустройством?

человек Имеют ли члены Вашей семьи специальность, которая даст им возможность трудоустройства после Вашего увольнения из армии? 1) Да 2) Нет 27. Если да, то назовите ее: Нуждаются ли члены Вашей семьи в профессиональной подготовке? 1) Да 2) Нет Какой уровень переобучения устроит членов Вашей семьи?
1) Да 2) Нет Какой уровень переобучения устроит членов Вашей семьи?

1) Получение диплома о высшем образовании (получение второго высшего образования) 2) Получение диплома о среднем специальном образовании 3) Первичная профессиональная подготовка по рабочей специальности 4) Повышение квалификации по уже имеющейся специальности 5) Другое (напишите) Какая форма обучения наиболее желательна для членов Вашей семьи? 1) Дневная 2) Вечерняя 3) Заочная 4) Экстерн (самообразование и сдача экзаменов) 5) Не имеет значения 5Рекомендуемые страницы:Воспользуйтесь поиском по сайту:

Некоторые проблемы выбора методики изучения латентной преступности среди военнослужащих

УДК 343.9 Страницы в журнале: 102-106 Е.О. Иванова, соискатель кафедры уголовного права Военного университета Министерства обороны РФ Россия, Москва Рассматриваются основные методы выявления латентной преступности в воинском подразделении, анализируются их достоинства и недостатки.

Выявляются особенности изучения латентной преступности военнослужащих по отношению к особенностям исследования латентности преступности как социального явления в целом.

Ключевые слова: латентная преступность, преступность военнослужащих, латентность преступности военнослужащих, изучение латентной преступности, методика изучения латентной преступности военнослужащих. Достоверные результаты изучения латентной преступности, в том числе преступности среди военнослужащих, являются основой разработки эффективных мер по ее сокращению и предупреждению.

Достоверные результаты изучения латентной преступности, в том числе преступности среди военнослужащих, являются основой разработки эффективных мер по ее сокращению и предупреждению. Учитывая, что

«основной вектор развития научного познания — совершенствование научных методик, углубление проникновения в сущность изучаемой реальности, минимизация погрешностей, расширение сфер практического применения результатов познания»

[5, с.

43], особенно важным считаем правильный выбор способа изучения латентности преступности среди военнослужащих. Изучение латентности преступности как социального явления в целом [1, с.

18—36; 4, с. 56—62] отличается от изучения латентной преступности военнослужащих по нескольким параметрам: 1) ее массив носит открытый характер, не имеет ограничения среды распространения, тогда как воинская преступность отражает негативные межличностные взаимоотношения в закрытой воинской среде; 2) ее показатели определяются с помощью косвенных критериев на основании

«трех систем данных: официальной статистики; социологических данных; экспертных оценок»

[2, с. 62—65; 6, с. 53—57; 9, с. 16; 10, с. 128—136], в то время как показатели латентности воинских преступлений имеется возможность определить более точно на основе, например, анонимного анкетирования всего контингента конкретной воинской части; 3) достоверность полученного результата при изучении латентной преступности как социального явления имеет приблизительный характер, а при изучении латентности воинских преступлений, как правило, более высокая; 4) сведения о латентности преступности вообще исходят от внешних наблюдателей, в то время как показатели латентности воинских преступлений полностью основаны на «свидетельских показаниях» лиц, знающих изучаемое негативное явление изнутри, поскольку в той или иной степени они причастны к их совершению; 5) степень проверяемости точности полученных результатов латентности преступности в целом значительно ниже, чем латентности воинских преступлений, поскольку она опирается на приблизительные данные, почерпнутые не только из статистический информации, но и из иных источников, тогда как латентность воинских преступлений определяется только на основе конкретных статистических показателей.

Наличие указанных, а также и других факторов, обусловливающих особенности изучения латентности воинских преступлений, в значительной степени предопределяет и выбор той или иной методики, наиболее подходящей для достижения избранной цели исследования.

Получается, что, с одной стороны, методика изучения латентности воинских преступлений должна способствовать достижению поставленной цели, а с другой — отражать особенности, присущие изучению именно воинских правонарушений.

Так, изучение скрытой преступности, например, в масштабах воинской части может быть организовано различным путем: 1) с помощью устного опроса военнослужащих; 2) путем открытого или анонимного анкетирования; 3) путем тестирования военнослужащих; 4) путем изучения информации, поступающей от военнослужащих и их родителей (жалобы, просьбы, сообщения о конкретных фактах нарушения уставных правил взаимоотношений между военнослужащими), а также изучения анонимных писем и телефонных звонков, изучения дисциплинарной практики в конкретных воинских подразделениях, проведения бесед с военнослужащими и их родителями и ò. ä. Все эти способы подходят для установления наличия самого факта латентной преступности. Однако если требуется установить ее масштабы, степень распространения, ее уровень, то следует избирать такую методику, которая позволяет получить правдивые результаты, объективно отражающие состояние поддержания правопорядка и дисциплины в конкретном воинском подразделении.

Очевидно, что из перечисленных выше способов выявления латентной преступности в воинском подразделении наиболее подходящим является анонимное анкетирование военнослужащих, проходящих службу по призыву. С помощью такого анкетирования можно точно выявить уровень латентной преступности в подразделении, если произвести сравнение полученного результата с официальной статистикой правонарушений.

Кроме того, точность полученных результатов изучения латентности преступности военнослужащих можно проверить и в процессе анкетирования с помощью постановки дополнительных вопросов, ответы на которые отражали бы правдивость респондента. Такие дополнительные вопросы могут иметь общий характер, когда респондент уточняет свой основной ответ путем раскрытия источника его познания (например, он признается, что «видел лично», «слышал от товарища», «узнал из газеты, радио», «слышал разговор в курилке», «сам испытал», «сам участвовал» и т.п.), либо конкретный характер, когда ставится вопрос о преступлении, известном всему воинскому подразделению.

Сравнивая ответы на вопросы, отражающие общий уровень их правдивости и ответы на вопросы по конкретному преступлению, о котором знают все респонденты, можно выявить степень точности определения уровня латентности преступности в конкретном воинском коллективе. Если ответы в первом и во втором случае совпадают по уровню правдивости респондентов, то можно уверенно сказать, что полученный результат проведенного исследования латентности преступности военного подразделения достоверен и отражает действительный показатель уровня латентности преступности в данном подразделении.

Наличие отклонения в ту или иную сторону будет свидетельствовать об отклонении в точности определения уровня латентности преступности в данной воинской среде.

При этом указанное отклонение может быть обусловлено двумя причинами: 1) неточностью формулировок вопросов в анкете, которую заполняли респонденты, что не позволило понимать их однозначно, а приводило к различному их прочтению; 2) нежеланием отдельных респондентов давать правдивые ответы на поставленные вопросы. В первом случае необходимо отредактировать формулировки вопросов и ответов, поставленных в анкете. Во втором случае требуется изучение психологического климата в конкретном воинском подразделении.

Это позволит уяснить причину уклонения респондентов от дачи правдивых ответов по вопросам анкеты и в дальнейшем на этой основе разработать меры предупреждения преступных проявлений в армейской среде. По нашему мнению, психологическую характеристику личности военнослужащих наиболее полно и качественно можно получить именно в результате их письменного опроса (анкетирования).

В юридической литературе называются и иные методы: наблюдение (командир лично наблюдает за проявлением психологических свойств личности подчиненных ему военнослужащих); психологическое тестирование (командир предлагает военнослужащим ответить на вопросы составленного психологом письменного теста) [8, с. 162—163]. Анкета, разработанная для изучения психологических свойств личности военнослужащего, должна включать в себя не только сведения о его психофизиологических (темперамент, способности, особенности мышления) и социально-психологических (убеждения, знания, взгляды, интересы, умения, навыки, привычки) качествах, но и о его отношении к тем или иным известным ему фактам правонарушений в воинском подразделении.

Например, респондент, отвечая на вопрос о его отношении к факту избиения военнослужащего, может ответить по выбору следующим образом: «так ему и надо», «жаль товарища», «получил заслуженно — лентяй», «пусть уважает “дедов”, «получил хороший урок», «поддержал его морально», «помог адаптироваться к военной службе» и т.п.

Такой подход не только ориентирует командира, как реагирует в целом его подразделение (рота, батальон, полк) на факты внеуставных взаимоотношений между военнослужащими, но и позволяет разработать мероприятия, направленные на их предупреждение: повышение дисциплины, организацию правовой пропаганды, вовлечение в занятие спортом, улучшение профессиональной подготовки, улучшение бытовых условий и т.п.

При разработке вопросов и формализованных ответов анкеты следует иметь в виду, что ее будут заполнять респонденты различного служебного статуса, имеющие различный уровень адаптации к военной среде, различное положение в иерархии психологических связей между военнослужащими. Поэтому в анкете следует отразить виктимологический аспект латентности воинских преступлений, а также степень реализации факторов, способствующих совершению воинского преступления.

То есть по возможности изучить отношение будущей жертвы и потенциального преступника к совершаемым в воинском подразделении преступлениям. Как справедливо отметил Е.А. Моргуленко, для «более эффективной деятельности по организации профилактических мероприятий командиру следует в общих чертах представлять структуру личности преступника — нарушителя уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и структуру личности жертвы подобных преступлений» [8, с.
Как справедливо отметил Е.А. Моргуленко, для

«более эффективной деятельности по организации профилактических мероприятий командиру следует в общих чертах представлять структуру личности преступника — нарушителя уставных правил взаимоотношений между военнослужащими и структуру личности жертвы подобных преступлений»

[8, с. 189]. По мнению В.Е. Эминова и И.М.

Мацкевича, на виктимные качества потенциальной жертвы указывают такие ее характеристики, как незавершенность становления личности и психики; слабое физическое и интеллектуальное развитие; замкнутость; неприспособленность к самостоятельной жизни; обладание темпераментом, который не совсем подходит для условий военной службы (например, меланхолик); наличие в поведении особенностей, воспринимаемых сослуживцами как отклонение от нормы, что вызывает негативную реакцию [11, с.

188]. Для нарушителя правил уставных взаимоотношений характерны такие качества, как скудность духовных интересов; пренебрежительное отношение к уставным требованиям и уголовно-правовым запретам; доминирование примитивно-бытовых побуждений извращенного характера; слабое предвидение последствий своих действий; эмоциональная неустойчивость; эгоизм и постоянная потребность в спиртном; явная или скрытая готовность к агрессивному поведению; полное отсутствие высоких человеческих устремлений; направленность на сиюминутное исполнение желаний; ориентация на физическую силу как средство самоутверждения [7, с. 175]. В основе мотивации поведения преступника лежат корыстно-эгоистические потребности: стремление доминировать, властвовать над другими военнослужащими и получать различные материальные и психологические преимущества вследствие обладания неформальной властью [3, с.

24—27]. С учетом этого при разработке анкеты необходимо предусматривать вопросы и формализованные ответы, по которым можно будет определить психологическую принадлежность респондента. Представляется, что анкета должна условно содержать три группы вопросов: 1) по выявлению психологических особенностей респондента; 2) по его отношению к воинской службе; 3) по степени готовности совершить преступление или быть его жертвой. Первую группу вопросов нужно позаимствовать у психологов, изучающих психологию личности.

Вторую и третью группу вопросов необходимо представить в нейтральной форме.

Например, предложить оценить значение для человека понятия

«служба в армии — это: 1) обязанность граждан защитить страну от врагов; 2) пустая трата времени и здоровья; 3) равносильно отбыванию наказания в тюрьме»

.

Следует также выявить потенциальные психологические стремления военнослужащего к получению власти в военном коллективе. Вопрос и ответы к нему можно поставить так:

«Быть командиром: 1) лучше, чем быть рядовым; 2) значит иметь одни обязанности и никаких прав; 3) я сам себе командир; 4) значит иметь лишние обязанности, мне этого не надо»

.

Выявить военнослужащих, готовых к совершению противоправных антиуставных поступков, можно, поставив, например, следующие вопросы и формализованные ответы к ним: 1.

«Выполнить приказ командира — это: 1) обязанность военнослужащего; 2) не обязательно; 3) и без меня его выполнят; 4) кто хочет тот и выполняет»

. 2.

«Выполнять служебные обязанности — это: 1) честно исполнять все приказы начальников; 2) лучше найти способ уклонения от них; 3) любые обязанности можно исполнить с помощью других; 4) подобрать того, кто их за меня исполнит»

.

3. «Хорошо служится тому, кто: 1) добросовестно выполняет свои служебные обязанности; 2) нашел себе замену по их выполнению; 3) умеет постоять за себя и плюет в потолок; 4) умеет приспособиться и угодить начальству». Анализ результатов анкетирования даст возможность определить психологическую атмосферу в подразделении.

Анализ результатов анкетирования даст возможность определить психологическую атмосферу в подразделении. При наличии высокого процента военнослужащих, склонных к совершению антиуставных поступков, необходимо срочно предпринимать меры по снижению напряженности в данном воинском коллективе: проводить индивидуальные беседы, укреплять воинскую дисциплину и коллективизм, выявлять лиц, использующих противоуставные методы для самоутверждения, и т.п. Если количество лиц, склонных к совершению воинского правонарушения, превышает 20% от всех военнослужащих, то возникает опасность потери контроля над состоянием дисциплины в подразделении.

Однако в арсенале командира воинского подразделения особенно на уровне рот имеются эффективные методы выявления неуставных взаимоотношений между военнослужащими. К их числу относятся такие, как наблюдение; тестирование; индивидуальные беседы; анализ документов, характеризующих военнослужащего; анализ информации, поступающей из докладов командиров отделений и взводов; беседы с родителями военнослужащих и анализ информации, поступающей из их писем; беседы с активом подразделения, а также с медработниками; ежедневный осмотр личного состава; еженедельный осмотр личного состава в бане [8, с. 192]. Использование указанных методов выявления наличия латентной преступности в воинском подразделении позволяет устанавливать конкретные ее факты, но не дает возможности определить ее уровень, который можно установить только при сплошном опросе путем анонимного анкетирования военнослужащих.

В отличие от других методик анонимное анкетирование устраняет такие обстоятельства, искажающие истинную картину латентности преступлений в военной среде, как страх понести ответственность за совершение военного преступления (правонарушения) и страх быть подвергнутым избиению (или унижению иным способом), если опрошенный выдаст лиц, участвующих в совершении антиуставных действий. Анонимность изучения латентной преступности военнослужащих позволяет наиболее полно установить не только ее уровень, но и формы, в которых она протекает, причины, которыми она обусловлена, время и место ее проявления и т.п. Вместе с тем, по нашему мнению, для выявления наличия латентной преступности в подразделениях военнослужащих следует использовать и такие методы, как: 1) учреждение в сети Интернет специального сайта для приема сообщений о фактах совершения преступлений в военных частях; 2) установление «телефона доверия» либо почтового ящика командира воинской части; 3) учет лиц, ранее отбывавших наказание в местах лишения свободы, и регулярное проведение с ними профилактических бесед, если имеются факты их негативного влияния на военнослужащих; 4) постоянный анализ состояния дисциплинарной практики во всех подразделениях воинской части с целью уяснения происходящих в них межличностных взаимоотношений.

Одним из эффективных методов не только выявления латентной преступности военнослужащих, но и выработки мер по ее предупреждению является открытый опрос (анкетирование) военнослужащих, когда респондент легально отвечает на вопросы и одновременно вносит предложения по устранению недостатков в организации военной службы. Недостаток этого метода — значительное снижение откровенности респондента. Поэтому использовать его лучше всего при работе с активом подразделения.

Наличие взаимного доверия между командиром и лицами, входящими в актив подразделения, безусловно, повысит качество полученного результата. Список литературы 1. Акатуев Р.М.

Проблемы латентной преступности: учеб. пособ. Махачкала, 1998. С. 18—36.

2. Антонян Ю.М. Криминология: учеб.

для академического бакалавриата. М., 2015. C. 62—65. 3. Данченко А.А.

Криминалистическая характеристика преступлений против порядка подчиненности и воинской чести // Военно-юридический журнал. 2010. № 1. С. 24—27. 4. Евланова О.А., Коимшиди Г.Ф.

Оценка искусственной части латентной преступности в Российской Федерации (некоторые результаты исследования) // Вестник Академии Генеральной прокуратуры РФ. 2015. № 1. С. 56—62. 5. Иншаков С.М.

Принципы изучения латентной преступности // Уголовное, уголовно-процессуальное право, криминология и криминалистика. 2010. № 1. С. 43. 6. Криминология: учеб. для бакалавров / под ред. В.И.

Авдийского. М., 2015. С. 53—57.

7. Лунеев В.В. Криминология. Причины, предупреждение и методы изучения преступлений в Вооруженных Силах СССР. М., 1986. С. 175. 8. Моргуленко Е.А.

Неуставные взаимоотношения военнослужащих: теория и практика антикриминального воздействия / под ред. С.М. Иншакова. М., 2006. С. 162—163, 189, 192.

9. Поклад В.И. Методология и методика изучения латентной преступности. Луганск, 2007. С. 16. 10. Старков О.В. Криминология. Теория и практика: учеб.

для вузов. М., 2015. С. 128—136. 11. Эминов В.Е., Мацкевич И.М.

Преступность военнослужащих. Исторический, криминологический, социально-правовой анализ.

М., 1999. С. 188.

Анкета военнослужащего.

Анкетирование военнослужащих проводится с целью исследования и определения потребности в переобучении и необходимости психологической поддержки увольняемых в запас военнослужащих и членов их семей.

Ваши ответы помогут лучше понять существующее положение дел, определить направление работы в области профессиональной переподготовки. Прочитайте вопрос и обведите кружком цифру рядом с тем ответом, который совпадает с Вашим мнением. Если ни один ответ Вам не подходит, напишите свое мнение.

Пожалуйста, не пропускайте в анкете ни одного вопроса ФАМИЛИЮ В АНКЕТЕ УКАЗЫВАТЬ НЕ НУЖНО 1. Какова Ваша воинская специальность по диплому? 2. Имеете ли Вы гражданскую специальность (по диплому), какую?

3. Если нет, то какими гражданскими специальностями Вы могли бы овладеть, применяя имеющийся опыт без специальной подготовки? (напишите) 4. Как Вы считаете, имеющаяся у Вас гражданская специальность гарантирует Вам трудоустройство после увольнения из армии?

1) Да 2) Нет 3) Не знаю 5. Уверены ли Вы, что быстро найдете работу по этой специальности? 1) Уверен 2) Скорее уверен 3) Скорее не уверен 4) Не уверен 6.

Как Вы оцениваете уровень своей информированности о перспективах своей трудовой деятельности?

1) Достаточно низкий, что делать, не знаю 2) Имею некоторое представление 3) Знаю и имею возможность достичь желаемого в сфере занятости 7.

Какую сферу деятельности Вы бы предпочли при трудоустройстве после увольнения из армии?

1) Работа в коммерческих структурах 2) Работа на государственных предприятиях и в учреждениях 3) Работа в сфере транспорта и связи 4) Работа в структурах МВД, прокуратуры, таможни, налоговой инспекции 5) Работа в сельском хозяйстве 6) Работа в сфере образования 7) Работа в строительстве 8) Работа в торговле и общественном питании, бытовое обслуживание 9) Государственное и муниципальное управление 10) Другое (напишите) 8. Хотите ли Вы пройти переобучение? 1) Да 2) Нет 9. Овладение какой профессией, специальностью, по Вашему мнению, может обеспечить приемлемое для Вас социальное положение?

(напишите 1-2 профессии) 1) 2) 10. Является ли для Вас привлекательной предпринимательская деятельность?

1) Да 2) Скорее да, чем нет 3) Скорее нет 4) Нет 11.

Если да, то что на настоящий момент этому мешает? 1) Отсутствие личных средств 2) Отсутствие экономических условий 3) Отсутствие специальной подготовки 12. Какой уровень осуществления предпринимательской деятельности Вас устроил бы?

1) В качестве специалиста в коммерческой организации 2) В качестве руководителя коммерческой организации 3) В качестве владельца коммерческой организации 13.

Если Вы готовы пройти переподготовку, по каким признакам Вы будете выбирать новую специальность?

(можно отметить 2-3 пункта) 1) Высокий заработок 2) Надежность, гарантия трудоустройства 3) Легкость и быстрота освоения 4) Не имеющая вредности, физически не тяжелая 5) Возможность работать на дому 6) Сохранение своего социального статуса 7) Другое (напишите) 14. Каким организациям, осуществляющим переподготовку, Вы отдали бы предпочтение?

1) Учебные центры службы занятости 2) На базе вузов 3) На базе техникумов, ПТУ 4) Коммерческая организация 5) На предприятии 6) Не имеет значения 15.

Какой уровень переобучения Вас устроит?

1) Получение диплома о высшем образовании (получение второго высшего образования) 2) Получение диплома о среднем специальном образовании 3) Первичная профессиональная подготовка по рабочей специальности 4) Повышение квалификации по уже имеющейся гражданской специальности 5) Другое (напишите) 16.

Каковы Ваши требования к содержанию переподготовки? 1) Дополнительные знания и навыки (иностранный язык, экономика, право, психология и т.п.) 2) Практические навыки 3) Теоретическая подготовка 4) Изучение основ управления, бухучета, права и навыков в избранной сфере деятельности 5) Другое (напишите) 17.

Какая форма обучения для Вас наиболее желательна?

1) Дневная 2) Заочная 3) Вечерняя 4) Экстерн (самообразование и сдача экзаменов) > 5) Не имеет значения 18. Я хотел бы, чтобы учебное заведение, в котором я проходил переобучение, было расположено: 1) Близко к дому 2) В другом районе города 3) В другом городе 4) Не имеет значения 5) Другое (напишите) 19. Какие сроки переподготовки Вас устраивают?

1) До трех месяцев 2) До шести месяцев 3) До года 4) До двух лет 20.

Смогли бы Вы оплачивать переподготовку самостоятельно?

1) Да 2) Нет 3) Частично 21. Можете ли Вы сказать, что располагаете достаточной информацией (ответьте по каждому пункту): Да Нет а) о ситуации на рынке труда 1 2 б) о перспективах трудоустройства по имеющейся у Вас гражданской специальности …………………………….3…………4 в) о возможности переобучения на другую специальность 5 6 г) о перспективах трудоустройства по вновь полученной специальности .7………… 8 д) о возможности самозанятости ……9……….10 22. Каково Ваше психологическое состояние в последнее время? 1) Оптимизм, активность 2) Тревожность, неуверенность 3) Раздражительность, нервозность 4) Подавленность, пессимизм 5) Злость агрессивность 6) Затрудняюсь ответить 7) Другое (напишите) 23.

В какой мере, по Вашему мнению, офицеры, уволенные из вооруженных сил, нуждаются в консультации специалистов по вопросам занятости? 1) Существует сильная потребность 2) Такая потребность существует 3) Нуждаются некоторые люди 4) У большинства такой потребности нет 5) Такой потребности не существует 24. Какие направления деятельности органов занятости наиболее актуальны, по Вашему мнению, в отношении офицеров, увольняемых из вооруженных сил?

1) активизация профессиональных, социальных и психологических возможностей человека 2) подбор постоянной, временной или подходящей работы 3) информирование человека о его реальном положении и перспективах на рынке труда 4) приведение в соответствие профессиональных интересов и притязаний человека к ситуации на рынке труда, определение наиболее приемлемых вариантов профессионального переобучения 5) проведение психологической диагностики, выявление социально-психоло-гических и психофизиологических особенностей человека 6) Другое (напишите) 25.

Что, по Вашему мнению, сегодня нужно, чтобы добиться успеха в жизни?

(отметьте не более 2-х позиций) 1) Предприимчивость 2) Протекция, знакомства 3) Дружеские связи 4) Способности, талант 5) Хорошее образование 6) Деньги 7) Принадлежность к власть имущим 8) Помощь государства Ответьте, пожалуйста, на несколько вопросов о вас лично (напоминаем, фамилию указывать не нужно) 26.

Ваш пол? 1) Мужской 2) Женский 27.

Сколько Вам лет? До 20 20-24 25-29 30-34 35-39 40-44 45-49 50-54 55 и старше 1 2 3 4 5 6 7 8 9 28.

Ваше образование? 1) Общее среднее 2) Среднее специальное 3) Высшее военное 4) Высшее гражданское 29.

Ваше воинское звание? 30. Занимаемая должность? 31. Ваша выслуга лет? 32. Напишите, пожалуйста, каково Ваше денежное довольствие на данный период? рублей 33. Если в Вашей семье имеются дополнительные доходы у членов семьи (зарплата, пенсии, пособия), то укажите, пожалуйста, каков среднемесячный доход в Вашей семье на одного человека?

34. Имеете ли Вы сейчас жилплощадь, на которой сможете проживать после увольнения из армии? 1) Да 2) Нет 35. Укажите, пожалуйста, регион, в котором Вы планируете проживать после увольнения из армии БОЛЬШОЕ СПАСИБО ЗА ОТВЕТЫ!